СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по биологии 5 класс "Среды жизни планеты Земля"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: изучения нового материала. Технология проблемного обучения.

Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, в парах.

Оборудование: УМК  И.Н. Пономарёва; И.В.Николаев; О.А. Корнилова « Вентана - Граф» 2014г.; компьютер, проектор, раздаточный материал (рабочие листы, картинки с изображением животных), презентация.

Цели урока: 1. Создать условия для формирования у школьников представления об отличительных особенностях разных сред обитания. 2. Научить распознавать приспособления организмов к особенностям среды обитания

Задачи урока:

 

Обучающие. Изучение учениками материала об условиях, сложившихся в разных средах обитания, чертах приспособления живых организмов к жизни к конкретной среде.

 

Развивающие.

Развивать умение ставить цели урока, исходя из заданной темы. Удерживать цель деятельности до получения ее результата; Оценивать весомость приводимых доказательств. Корректировать деятельность на уроке в зависимости от поставленных задач. Анализировать собственную работу.

 

Воспитательные.

Воспитание любви к природе. Уважение к чужому мнению.

 

Планируемые результаты освоения  темы.

Личностные. Осознавать успешность своей деятельности.

Предметные. Выявлять черты приспособления живых организмов к условиям, сложившимся в разных средах обитания.

Метапредметные умения:

* познавательные - осуществлять поиск информации в соответствии с учебным заданием, уметь выявлять в рассматриваемых объектах их сходство и различие, фиксировать результаты в рабочей тетради, делать выводы;

* регулятивные - ставить цели урока, достигать результата в процессе учебной деятельности, адекватно оценивать действия по выполнению задания, корректировать деятельность в процессе урока;

* коммуникативные – работать в паре, группе,  корректно взаимодействовать друг с другом.

Основные понятия и термины: среды жизни  живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почвенная среда жизни, организм как среда жизни;

Методы контроля на уроке: фронтальный, устный, письменный.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по биологии 5 класс "Среды жизни планеты Земля"»

Конспект урока

Тема урока: Среды жизни планеты Земля.

Класс: 5

Тема и номер урока в теме: Раздел 3  урок № 1

Предмет: биология

Тип урока: изучения нового материала. Технология проблемного обучения.

Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, в парах.

Оборудование: УМК И.Н. Пономарёва; И.В.Николаев; О.А. Корнилова « Вентана - Граф» 2014г.; компьютер, проектор, раздаточный материал (рабочие листы, картинки с изображением животных), презентация.

Цели урока: 1. Создать условия для формирования у школьников представления об отличительных особенностях разных сред обитания. 2. Научить распознавать приспособления организмов к особенностям среды обитания

Задачи урока:


Обучающие. Изучение учениками материала об условиях, сложившихся в разных средах обитания, чертах приспособления живых организмов к жизни к конкретной среде.


Развивающие.

Развивать умение ставить цели урока, исходя из заданной темы. Удерживать цель деятельности до получения ее результата; Оценивать весомость приводимых доказательств. Корректировать деятельность на уроке в зависимости от поставленных задач. Анализировать собственную работу.


Воспитательные.

Воспитание любви к природе. Уважение к чужому мнению.


Планируемые результаты освоения темы.

Личностные. Осознавать успешность своей деятельности.

Предметные. Выявлять черты приспособления живых организмов к условиям, сложившимся в разных средах обитания.

Метапредметные умения:

* познавательные - осуществлять поиск информации в соответствии с учебным заданием, уметь выявлять в рассматриваемых объектах их сходство и различие, фиксировать результаты в рабочей тетради, делать выводы;

* регулятивные - ставить цели урока, достигать результата в процессе учебной деятельности, адекватно оценивать действия по выполнению задания, корректировать деятельность в процессе урока;

* коммуникативные – работать в паре, группе, корректно взаимодействовать друг с другом.

Основные понятия и термины: среды жизни живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почвенная среда жизни, организм как среда жизни;

Методы контроля на уроке: фронтальный, устный, письменный.

Ход урока.


1.Организационный этап (1 мин).


2. Актуализация опорных знаний (2-3 мин).


Учит.- Все вы помните сказку «Теремок». Посмотрев видеофрагмент, ответьте на вопрос.

Живому организму подходят любые условия жизни?

Видеофрагмент (мультфильм «Теремок»)

Ученики отвечают на вопрос, поставленный перед просмотром фрагмента.

Учит. – Предположите тему урока.

Учен. – Высказывают предположения.

Тема урока « Среды жизни планеты Земля»

Учит.- Что для вас важно, хочется узнать, интересно?

Учен. – (таким образом учащиеся формулируют значимую для них цель)

Учит. – Для того чтобы выполнить поставленную вами цель, предлагаю выполнить несколько заданий.


3. Этап усвоения новых понятий. (25-30 мин.)

Проблемный вопрос урока.

Почему живые организмы отличаются друг от друга?

Учен. – Высказывают предположения.

Учит. – Вы гуляете в лесу, парке. Плаваете в реке или море. Вы осваиваете наземно - воздушную и водную среды обитания, но вы вряд ли об этом задумываетесь. Но так ученые называют эти дома для живых существ.


Задание № 1. На основе имеющихся у вас знаний на карточках с названиями животных и сред обитания соедините стрелками название животного и соответствующую ему среду обитания.

Выполняется в парах.


Соедините стрелками название животного и соответствующую среду обитания:

Сорока наземно - воздушная среда

Ёж

Карась

Крот водная среда

Медуза

Кузнечик

Дельфин

Слепыш почвенная среда


Учит. - Взаимопроверка по образцу на слайде №5.


Задание 2.

Учит. – говорит о том, что для выполнения следующего задания им необходимо прочитать параграф 17 учебника. Объясняет, как заполнять таблицу.

Задание выполняется индивидуально. Каждому ученику выдается схема.

По прошествии 3 минут учитель спрашивает, кому нужна помощь и раздает Приложение 1.

Задание № 2.Заполните таблицу «Сравнение условий жизни в разных средах»

Условия жизни

Водная среда

Наземно-

воздушная среда

Почвенная среда

Организменная среда

Кислород





Вода





Изменения температуры





Свет






Взаимопроверка по образцу.

Учит. – кратко обобщает, демонстрирует слайд №6.

Учащиеся дополняют, исправляют записи в таблице.

Приложение 1 Характеристика сред.

Водная среда

Кислорода не хватает

Света мало

Воды достаточно

Температура изменяется незначительно

Почвенная среда Наземно – воздушная среда

Кислорода недостаточно Света достаточно

Света недостаточно Воды часто не хватает

Воды достаточно Температура значительно изменяется

Температура ровная

Организменная среда

Кислорода недостаточно

Света недостаточно

Воды достаточно

Температура может изменяться

.

Характеризуем среды, приложение №1 – «помощник», выдается по желанию.


Задание №3.

Задание выполняется в группах.

По раздаточному материалу (картинки с изображениями животных), с помощью таблицы (задание №2) найдите черты приспособления животных к обитанию в определенной среде. Заполните «свою» графу таблицы. Две другие графы заполняются во время ответа других групп.

Среда жизни

Приспособления

Животные

Водная



Наземно-воздушная




Почвенная




Работа в группах.

Группа №1 - Водная среда

Группа №2. Наземно - воздушная среда

Группа №3. Почвенная среда

Учит. – кратко обобщает, демонстрирует слайды №7-22.

Учащ. дополняют, исправляют записи в таблице.


  1. Этап применения новых понятий. (5-7 мин.)

Учит. – Можете ли вы теперь ответить на вопрос, который был задан после просмотра видеосюжета?

Живому организму подходят любые условия жизни?

Учащ. – кратко отвечают.

Слайды №23-24

Задание № 4. Задание выполняется индивидуально. Работа с текстом. Вставьте пропущенные слова:


Жизнь в каждой среде имеет свои _____________________. В наземно- воздушной среде достаточно_____________, зато часто не хватает ________. В водной среде достаточно ___________. Температура здесь меняется меньше, чем температура ______________. Почвенная среда – дом для множества _______________ и ________________. Температура здесь более ровная , чем на __________________.


Задание №5. Задание выполняется индивидуально. Какие утверждения верны? Обведите номера правильных предложений.

1) Различают две среды обитания: наземно-воздушную и водную.

2) Чтобы легче было передвигаться в толще воды, большинство рыб имеют обтекаемую форму тела.

3)Крупные кенгуру совершают прыжки до 9 м. Это помогает им схватывать пищу.

4) Передние лапы этого животного плоские, как лопаты. Тело овальное, компактное. Живет это животное в наземно-воздушной среде.

5) Есть такие животные, которые поселяются в организме человека и вызывают различные заболевания.



  1. этап. Домашнее задание. (2 мин.), слайд№25

§17, работа над мини-проектом «Новоселье» (выбрать животное и «переселить» его в новую среду обитания, продумав, какие новые приспособления ему понадобятся, оформить в любой технике – рисунок, аппликация, поделка из бумаги и т.п.)

  1. этап. Итоги урока. (2-3 мин.)

Выставление оценок, ученики сдают рабочие листы и тетради с выполненным домашним заданием прошлого урока.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!