Конспект урока биологии в 5 классе
Учитель: Полушкина Мария Ивановна, учитель биологии МОУ «СОШ № 40» г.о. Саранск
Учебник: Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Т. С. Сухова, В. И. Строганов. – М.: Вентана-Граф, 2014
Тема урока: Можно ли жить без воды?
Вид урока (по организации): комбинированный.
Тип урока (по дидактической цели): урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Технология обучения: деятельностного подхода, ИК-технология.
Методы обучения:
- по степени взаимодействия учителя и ученика (беседа, самостоятельная работа, взаимоконтроль, тестирование)
- по характеру познавательной деятельности (частично-поисковый, репродуктивный)
Средства обучения: презентация, учебник «Биология» авторов: Т. С. Сухова, В. И. Строгонов; опорный конспект.
Цели урока:
Образовательные: продолжить знакомство со значением воды в природе и жизни человека.
Развивающие:
- продолжить формирование умений решать проблемно-поисковые задачи; работать с текстом, рисунками; заполнять схему; отвечать на вопросы теста;
- работать в паре, проводить взаимообучение, взаимоопрос, самокоррекцию, самоконтроль;
- закреплять рефлексивные навыки.
Воспитательные: воспитывать положительное отношение ко всему живому на Земле, бережное отношение к водным ресурсам.
Задачи урока:
Воспитывающая - формирование познавательных интересов направленных на изучение живой и неживой природы.
Развивающая - развивать умения работать с текстом учебника, рисунками, делать сравнительный анализ.
Обучающая – научить работать с природными объектами.
УУД:
Личностные: готовность к самообразованию самовоспитанию.
Коммуникативные: умение работать в группах.
Познавательные: развивать навыки самопознания живой природы.
Регулятивные: осуществлять познавательную рефлексию в решении учебных задач.
Оборудование: презентация, природный материал – картофель, салфетки, стакан с водой.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные:
формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы;
Метапредметные:
формирование умений находить информацию, использовать речевые средства для аргументации своей позиции, овладение составляющими исследовательской деятельности;
Предметные:
научиться наблюдать и описывать биологические объекты, выработать умения пользоваться лабораторным оборудованием, формировать правила работы в кабинете биологии.
Структура урока
- Организационный момент.
- Актуализация знаний.
- Постановка учебной задачи.
- Построение проекта выхода из затруднения («открытие нового знания»)
- Первичное закрепление. Этап применения знаний и способов действий.
- Включение нового знания в систему знаний и повторения.
- Рефлексия деятельности (итог урока)
- Домашнее задание
Ход урока
- Организационный этап - приветствие.
Ученик: Встаньте ровно и красиво.
Прозвенел уже звонок.
Учитель: Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнем урок.
Здравствуйте, ребята. Садитесь.
- Актуализация знаний.
Учитель: К нашему уроку я попросила вас дома нарисовать рисунки о природе. Некоторые из рисунков я сегодня поместила на доску. Ребята, как вы считаете, по какому признаку я отбирала ваши рисунки, что объединяет все эти рисунки? (Ответы учащихся).
Учитель: Подберите к каждому рисунку такое название, чтобы в нем было слово «вода». (Ответы учащихся).
Учитель: Предлагаю вам посмотреть на красоту природы. Попробуйте дать название увиденным картинам, чтобы в названии было слово «вода». (Ответы учащихся).
СЛАЙД 1
- Постановка учебной задачи. Мотивация.
Проблемный диалог
Учитель: Я хочу вам зачитать строки знаменитого французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери: «У тебя нет ни цвета, ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобою наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни. Ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которою не объяснить нашими чувствами. С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились».
СЛАЙД 2
- Ребята, как вы думаете, о чем говорил автор строк? (Ответы учащихся).
СЛАЙД 3
- Попробуйте отгадать загадку: Мы говорим: она течет;
Мы говорим: она играет;
Она бежит всегда вперед,
Но никуда не убегает.
СЛАЙД 4
- Это, ребята, что – вода!
СЛАЙД 5
- Я предлагаю вам сформулировать тему нашего урока? Как вы считаете, что мы будем изучать на уроке?
- Можно ли жить без воды?
СЛАЙД 6
- Записи сегодня вы будите вести на картах ученика. Возьми, пожалуйста, листы, которые лежат у вас на парте. Запишите на них тему нашего урока.
- Чтобы вы хотели узнать сегодня на уроке? (Ответы учащихся, учащиеся свои предложения записывают на доске и на рабочих листах).
ХОЧУ УЗНАТЬ:
- Это и будет целью урока: где содержится вода, выяснить значение воды для растений, животных и человека. А также мы должны узнать о том, как организмы приспосабливаются к жизни без доступа воды, выяснить, вода – это необходимое условие для жизни или вода – это сама жизнь?
- Построение проекта выхода из затруднения.
Учитель: Вода - это самое необыкновенное и самое необходимое вещество на Земле. Чтобы узнать, где находиться вода, я предлагаю провести опыт:
ОПЫТ 1: Кусочек клубня картофеля положите между двумя листами промокательной бумаги и слегка прижмите. Что появиться на бумаге?
- Какой вывод вы можете сделать по проделанному опыту? Запишите вывод на рабочих листах.
ВЫВОД: В состав всех живых организмов на Земле входит вода.
СЛАЙД 7
Знаете ли вы, ЧТО:
- Все растения и животные содержат в себе воду, да и наше собственное тело на 70-75 % состоит из воды, наш мозг – состоит из нее на 90%, а кровь – на 95 %.
- При потере человеком 1-1,5 л воды (это – 2% массы тела) появляется ощущение жажды.
- При утрате организмом 6-8% влаги человек впадает в полуобморочное состояние.
- Потеря 10% воды вызывает галлюцинации, нарушается глотательный рефлекс.
- Если потеря воды превышает 12%, человек погибает.
СЛАЙД 8
ОПЫТ 2: Проведем влажной салфеткой по кисти руки, другую руку оставим сухой. Что вы наблюдаете? Какой вывод вы можете сделать о проделанном опыте.
ВЫВОД: Вода, испаряясь, охлаждает живые организмы.
СЛАЙД 9
Учитель: Испарение воды вы более подробно будите изучать на уроках физика. Добавлю, охлаждение тела человека при испарении воды применяется и в медицине для понижения температуры тела человека.
- Вы, наверное, немного устали. Я предлагаю вам сейчас отдохнуть – садитесь поудобнее на стульчике, спинку выпрямите, наслаждайтесь красотой природы и послушайте приятную музыку. Но при этом предлагаю вам не совершать глотательных движений. Смотрим, слушаем, отдыхаем и не делаем глотательных движений.
СЛАЙД 10
- Что скапливается у вас под языком? Какая слюна? Что содержит слюна? Запишите сформулированный вывод себе на рабочих листах.
СЛАЙД 11
У человека в ротовой полости находиться 3 пары крупных слюнных желез и множество мелких желез.
СЛАЙД 12
ВЫВОД: Из организма выделяется вода в виде слюны, пота, мочи.
Живые организмы обитают в разных условиях, но всем им приходиться обеспечивать себя водой для жизни. Растения и животные по-разному приспосабливаются к недостаткам влаги. Например …
Жители пустыни – кактусы – запасают в тканях большое количество воды и экономно ее расходуют. Видоизменяют листья в колючки, тем самым уменьшают потерю воды при испарении.
Слайд 13
Осеннее сбрасывание листвы – приспособление к перенесению неблагоприятных условий, при этом резко уменьшается испарение воды растением.
СЛАЙД 14
В пустынях растения имеют очень длинные корни, которые растут глубоко до подземных вод.
СЛАЙД 15
Некоторые животные пустыни, например верблюды, используют жир в качестве источника энергии и воды.
СЛАЙД 16
Верблюд может быстро и помногу пить: за 10 минут – до 100 литров воды, которую расходует очень экономно. Повышение температуры тела до 40 градусов не вызывает усиления отдачи влаги, как у других млекопитающих. Небольшое количество воды верблюды получают с расщеплением жира, который запасается в горбах. Воздух под густой шерстью спасает тело от горячего воздуха окружающей среды. В сильную жару верблюды тесно прижимаются друг к другу боками. Температура в центре скопления животных равна температуре их тела – 39 градусов, тогда как шерсть на спине и боках крайних верблюдов нагревается до 70 градусов.
СЛАЙД 17
Активность в ночное и дневное время суток у разных животных различная.
Многие переживают жаркое время в норах.
СЛАЙД 18
Некоторые животные засушливых мест обитания способны совершать дальние переходы к месту водопоя и к искусственным источникам воды.
Без воды невозможна и жизнь человека. Ребята, где человек использует воду?
СЛАЙД 19
Расход воды человеком: чистить зубы – 10 л.; принимать ванную – 200л.; мыть руки – 10 л.; 1 стирка – 150л.; 5 минут душа – 100л.; 1 слив в туалете – 8-10 л. Подсчитайте, какое количество воды затрачивает 1 человек в течение суток, а 10 человек, а 100.л. Растет население нашей планеты, увеличиваются траты воды. ¾ нашей планеты – это воды мирового океана, и только 3 % пресной воды, которую может использовать человек. С развитием промышленности во всем мире наблюдается загрязнение водоемов вредными веществами. Такую воду нельзя использовать. Поэтому, каждый человек должен беречь воду. В связи с дефицитом пресной воды президент РФ принял в 2010 году программу «Чистая вода».
СЛАЙД 20
- Первичное закрепление.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Какие задачи ставили на уроке?
- Удалось ли решить задачи?
- Н а все вопросы, возникшие в ходе урока, вы получили ответы?
VI. Рефлексия
Укажите, какие утверждения верны: (время работы 3-4 минуты)
1) Растение добывает минеральные соли с помощью листа
2) Кровь человека и многих животных красная, в ней есть вещество хлорофилл
3) Питание животных и человека зависит от растений
4) Человек получает минеральные соли с пищей
5) Только растения могут образовывать на свету органические вещества из воды и кислорода
6) Трутовики, раффлезия, подберезовик, бычий цепень являются паразитами
7) Паразиты обитают внутри или на поверхности тела другого организма, называемого хозяином
8) При нехватке солей кальция разрушаются зубы.
- Кто желает поработать на доске и отметить правильные ответы?
Проверьте правильность выполнения работы, обменявшись с соседом по парте своей рабой для взаимопроверке. Ответ: 3,4,7,8.
А теперь оцените себя: если вы не допустили ни одной ошибки, то поставьте себе оценку «5», если допустили 1-2 ошибки то «4», если вы сделали 3-4 ошибки – то «3».
Я предлагаю вам провести самооценку удовлетворенности своей работой на уроке:
а) я собой очень доволен – поднимите зеленую карточку,
б) не очень доволен – желтую,
г) совсем недоволен – красную.
Для этого вам нужно воспользоваться сигнальными карточками, лежащими на столах.
VII. Домашнее задание
Урок подошел к концу. Пришло время записать домашнее задание.
П. 24 пересказ, подсчитайте, какое количество воды тратиться 1 человеком при чистки зубов, предложите меры экономного использования воды в вашей семье.
Прошу вас вложить рабочие листы в тетрадь и сдать на проверку, я посмотрю вашу работу и оценю ее.
Закончим мы наш урок стихотворением:
«Пусть на Земле не умирают реки,
Пусть стороной обходит их беда,
Пусть чистой остается в них на веки
Студеная и чистая вода!»
Дата урока: ____________
Тема урока:___________________________________________________________________________________________________________
Хочу узнать: ___________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________
Ход урока:
ОПЫТ 1: Кусочек клубня картофеля положите между двумя листами промокательной бумаги и слегка прижмите. Что появиться на бумаге? Сделайте вывод по проделанному опыту.
Вывод:____________________________________________________________________________________________
ОПЫТ 2: Проведите влажной салфеткой по кисти руки. Что вы наблюдаете? Сделайте вывод.
Вывод:____________________________________________________________________________________________
ОПЫТ 3: Послушайте приятную музыку, при этом не совершайте глотательных движений.
Что скапливается у вас под языком? Сделайте вывод по проделанному опыту.
Вывод: ___________________________________________________________________________________________
Укажите, какие утверждения верны: (время работы 3-4 минуты)
1) Растение добывает минеральные соли с помощью листа
2) Кровь человека и многих животных красная, в ней есть вещество хлорофилл
3) Питание животных и человека зависит от растений
4) Человек получает минеральные соли с пищей
5) Только растения могут образовывать на свету органические вещества из воды и кислорода
6) Трутовики, раффлезия, подберезовик, бычий цепень являются паразитами
7) Паразиты обитают внутри или на поверхности тела другого организма, называемого хозяином
8) При нехватке солей кальция разрушаются зубы.
Самооценка:____________
Домашнее задание: П. 24 пересказ, подсчитайте, какое количество воды тратиться 1 человеком при чистки зубов, предложите меры экономного использования воды в вашей семье.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Можно ли жить без воды?"»
Конспект урока биологии в 5 классе
Учитель: Полушкина Мария Ивановна, учитель биологии МОУ «СОШ № 40» г.о. Саранск
Учебник: Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Т. С. Сухова, В. И. Строганов. – М.: Вентана-Граф, 2014
Тема урока: Можно ли жить без воды?
Вид урока (по организации): комбинированный.
Тип урока (по дидактической цели): урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Технология обучения: деятельностного подхода, ИК-технология.
Методы обучения:
по степени взаимодействия учителя и ученика (беседа, самостоятельная работа, взаимоконтроль, тестирование)
по характеру познавательной деятельности (частично-поисковый, репродуктивный)
Средства обучения: презентация, учебник «Биология» авторов: Т. С. Сухова, В. И. Строгонов; опорный конспект.
Цели урока:
Образовательные: продолжить знакомство со значением воды в природе и жизни человека.
Развивающие:
- продолжить формирование умений решать проблемно-поисковые задачи; работать с текстом, рисунками; заполнять схему; отвечать на вопросы теста;
- работать в паре, проводить взаимообучение, взаимоопрос, самокоррекцию, самоконтроль;
- закреплять рефлексивные навыки.
Воспитательные: воспитывать положительное отношение ко всему живому на Земле, бережное отношение к водным ресурсам.
Задачи урока:
Воспитывающая - формирование познавательных интересов направленных на изучение живой и неживой природы.
Развивающая - развивать умения работать с текстом учебника, рисунками, делать сравнительный анализ.
Обучающая – научить работать с природными объектами.
УУД:
Личностные: готовность к самообразованию самовоспитанию.
Коммуникативные: умение работать в группах.
Познавательные: развивать навыки самопознания живой природы.
Регулятивные: осуществлять познавательную рефлексию в решении учебных задач.
Оборудование: презентация, природный материал – картофель, салфетки, стакан с водой.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные:
формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы;
Метапредметные:
формирование умений находить информацию, использовать речевые средства для аргументации своей позиции, овладение составляющими исследовательской деятельности;
Предметные:
научиться наблюдать и описывать биологические объекты, выработать умения пользоваться лабораторным оборудованием, формировать правила работы в кабинете биологии.
Структура урока
Организационный момент.
Актуализация знаний.
Постановка учебной задачи.
Построение проекта выхода из затруднения («открытие нового знания»)
Первичное закрепление. Этап применения знаний и способов действий.
Включение нового знания в систему знаний и повторения.
Рефлексия деятельности (итог урока)
Домашнее задание
Ход урока
Организационный этап - приветствие.
Ученик: Встаньте ровно и красиво.
Прозвенел уже звонок.
Учитель: Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнем урок.
Здравствуйте, ребята. Садитесь.
Актуализация знаний.
Учитель: К нашему уроку я попросила вас дома нарисовать рисунки о природе. Некоторые из рисунков я сегодня поместила на доску. Ребята, как вы считаете, по какому признаку я отбирала ваши рисунки, что объединяет все эти рисунки? (Ответы учащихся).
Учитель: Подберите к каждому рисунку такое название, чтобы в нем было слово «вода». (Ответы учащихся).
Учитель: Предлагаю вам посмотреть на красоту природы. Попробуйте дать название увиденным картинам, чтобы в названии было слово «вода». (Ответы учащихся).
СЛАЙД 1
Постановка учебной задачи. Мотивация.
Проблемный диалог
Учитель: Я хочу вам зачитать строки знаменитого французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери: «У тебя нет ни цвета, ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобою наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни. Ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которою не объяснить нашими чувствами. С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились».
СЛАЙД 2
- Ребята, как вы думаете, о чем говорил автор строк? (Ответы учащихся).
СЛАЙД 3
- Попробуйте отгадать загадку: Мы говорим: она течет;
Мы говорим: она играет;
Она бежит всегда вперед,
Но никуда не убегает.
СЛАЙД 4
- Это, ребята, что – вода!
СЛАЙД 5
- Я предлагаю вам сформулировать тему нашего урока? Как вы считаете, что мы будем изучать на уроке?
- Можно ли жить без воды?
СЛАЙД 6
- Записи сегодня вы будите вести на картах ученика. Возьми, пожалуйста, листы, которые лежат у вас на парте. Запишите на них тему нашего урока.
- Чтобы вы хотели узнать сегодня на уроке? (Ответы учащихся, учащиеся свои предложения записывают на доске и на рабочих листах).
ХОЧУ УЗНАТЬ:
- Это и будет целью урока: где содержится вода, выяснить значение воды для растений, животных и человека. А также мы должны узнать о том, как организмы приспосабливаются к жизни без доступа воды, выяснить, вода – это необходимое условие для жизни или вода – это сама жизнь?
Построение проекта выхода из затруднения.
Учитель: Вода - это самое необыкновенное и самое необходимое вещество на Земле. Чтобы узнать, где находиться вода, я предлагаю провести опыт:
ОПЫТ 1: Кусочек клубня картофеля положите между двумя листами промокательной бумаги и слегка прижмите. Что появиться на бумаге?
- Какой вывод вы можете сделать по проделанному опыту? Запишите вывод на рабочих листах.
ВЫВОД: В состав всех живых организмов на Земле входит вода.
СЛАЙД 7
Знаете ли вы, ЧТО:
Все растения и животные содержат в себе воду, да и наше собственное тело на 70-75 % состоит из воды, наш мозг – состоит из нее на 90%, а кровь – на 95 %.
При потере человеком 1-1,5 л воды (это – 2% массы тела) появляется ощущение жажды.
При утрате организмом 6-8% влаги человек впадает в полуобморочное состояние.
Потеря 10% воды вызывает галлюцинации, нарушается глотательный рефлекс.
Если потеря воды превышает 12%, человек погибает.
СЛАЙД 8
ОПЫТ 2: Проведем влажной салфеткой по кисти руки, другую руку оставим сухой. Что вы наблюдаете? Какой вывод вы можете сделать о проделанном опыте.
ВЫВОД: Вода, испаряясь, охлаждает живые организмы.
СЛАЙД 9
Учитель: Испарение воды вы более подробно будите изучать на уроках физика. Добавлю, охлаждение тела человека при испарении воды применяется и в медицине для понижения температуры тела человека.
- Вы, наверное, немного устали. Я предлагаю вам сейчас отдохнуть – садитесь поудобнее на стульчике, спинку выпрямите, наслаждайтесь красотой природы и послушайте приятную музыку. Но при этом предлагаю вам не совершать глотательных движений. Смотрим, слушаем, отдыхаем и не делаем глотательных движений.
СЛАЙД 10
- Что скапливается у вас под языком? Какая слюна? Что содержит слюна? Запишите сформулированный вывод себе на рабочих листах.
СЛАЙД 11
У человека в ротовой полости находиться 3 пары крупных слюнных желез и множество мелких желез.
СЛАЙД 12
ВЫВОД: Из организма выделяется вода в виде слюны, пота, мочи.
Живые организмы обитают в разных условиях, но всем им приходиться обеспечивать себя водой для жизни. Растения и животные по-разному приспосабливаются к недостаткам влаги. Например …
Жители пустыни – кактусы – запасают в тканях большое количество воды и экономно ее расходуют. Видоизменяют листья в колючки, тем самым уменьшают потерю воды при испарении.
Слайд 13
Осеннее сбрасывание листвы – приспособление к перенесению неблагоприятных условий, при этом резко уменьшается испарение воды растением.
СЛАЙД 14
В пустынях растения имеют очень длинные корни, которые растут глубоко до подземных вод.
СЛАЙД 15
Некоторые животные пустыни, например верблюды, используют жир в качестве источника энергии и воды.
СЛАЙД 16
Верблюд может быстро и помногу пить: за 10 минут – до 100 литров воды, которую расходует очень экономно. Повышение температуры тела до 40 градусов не вызывает усиления отдачи влаги, как у других млекопитающих. Небольшое количество воды верблюды получают с расщеплением жира, который запасается в горбах. Воздух под густой шерстью спасает тело от горячего воздуха окружающей среды. В сильную жару верблюды тесно прижимаются друг к другу боками. Температура в центре скопления животных равна температуре их тела – 39 градусов, тогда как шерсть на спине и боках крайних верблюдов нагревается до 70 градусов.
СЛАЙД 17
Активность в ночное и дневное время суток у разных животных различная.
Многие переживают жаркое время в норах.
СЛАЙД 18
Некоторые животные засушливых мест обитания способны совершать дальние переходы к месту водопоя и к искусственным источникам воды.
Без воды невозможна и жизнь человека. Ребята, где человек использует воду?
СЛАЙД 19
Расход воды человеком: чистить зубы – 10 л.; принимать ванную – 200л.; мыть руки – 10 л.; 1 стирка – 150л.; 5 минут душа – 100л.; 1 слив в туалете – 8-10 л. Подсчитайте, какое количество воды затрачивает 1 человек в течение суток, а 10 человек, а 100.л. Растет население нашей планеты, увеличиваются траты воды. ¾ нашей планеты – это воды мирового океана, и только 3 % пресной воды, которую может использовать человек. С развитием промышленности во всем мире наблюдается загрязнение водоемов вредными веществами. Такую воду нельзя использовать. Поэтому, каждый человек должен беречь воду. В связи с дефицитом пресной воды президент РФ принял в 2010 году программу «Чистая вода».
СЛАЙД 20
Первичное закрепление.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Какие задачи ставили на уроке?
- Удалось ли решить задачи?
- На все вопросы, возникшие в ходе урока, вы получили ответы?
VI. Рефлексия
Укажите, какие утверждения верны: (время работы 3-4 минуты)
1) Растение добывает минеральные соли с помощью листа
2) Кровь человека и многих животных красная, в ней есть вещество хлорофилл
3) Питание животных и человека зависит от растений
4) Человек получает минеральные соли с пищей
5) Только растения могут образовывать на свету органические вещества из воды и кислорода
6) Трутовики, раффлезия, подберезовик, бычий цепень являются паразитами
7) Паразиты обитают внутри или на поверхности тела другого организма, называемого хозяином
8) При нехватке солей кальция разрушаются зубы.
- Кто желает поработать на доске и отметить правильные ответы?
Проверьте правильность выполнения работы, обменявшись с соседом по парте своей рабой для взаимопроверке. Ответ: 3,4,7,8.
А теперь оцените себя: если вы не допустили ни одной ошибки, то поставьте себе оценку «5», если допустили 1-2 ошибки то «4», если вы сделали 3-4 ошибки – то «3».
Я предлагаю вам провести самооценку удовлетворенности своей работой на уроке:
а) я собой очень доволен – поднимите зеленую карточку,
б) не очень доволен – желтую,
г) совсем недоволен – красную.
Для этого вам нужно воспользоваться сигнальными карточками, лежащими на столах.
VII. Домашнее задание
Урок подошел к концу. Пришло время записать домашнее задание.
П. 24 пересказ, подсчитайте, какое количество воды тратиться 1 человеком при чистки зубов, предложите меры экономного использования воды в вашей семье.
Прошу вас вложить рабочие листы в тетрадь и сдать на проверку, я посмотрю вашу работу и оценю ее.
Закончим мы наш урок стихотворением:
«Пусть на Земле не умирают реки,
Пусть стороной обходит их беда,
Пусть чистой остается в них на веки
Студеная и чистая вода!»
Дата урока: ____________
Тема урока:___________________________________________________________________________________________________________
Хочу узнать: ___________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________
Ход урока:
ОПЫТ 1: Кусочек клубня картофеля положите между двумя листами промокательной бумаги и слегка прижмите. Что появиться на бумаге? Сделайте вывод по проделанному опыту.
Вывод:____________________________________________________________________________________________
ОПЫТ 2: Проведите влажной салфеткой по кисти руки. Что вы наблюдаете? Сделайте вывод.
Вывод:____________________________________________________________________________________________
ОПЫТ 3: Послушайте приятную музыку, при этом не совершайте глотательных движений.
Что скапливается у вас под языком? Сделайте вывод по проделанному опыту.
Вывод: ___________________________________________________________________________________________
Укажите, какие утверждения верны: (время работы 3-4 минуты)
1) Растение добывает минеральные соли с помощью листа
2) Кровь человека и многих животных красная, в ней есть вещество хлорофилл
3) Питание животных и человека зависит от растений
4) Человек получает минеральные соли с пищей
5) Только растения могут образовывать на свету органические вещества из воды и кислорода
6) Трутовики, раффлезия, подберезовик, бычий цепень являются паразитами
7) Паразиты обитают внутри или на поверхности тела другого организма, называемого хозяином
8) При нехватке солей кальция разрушаются зубы.
Самооценка:____________
Домашнее задание: П. 24 пересказ, подсчитайте, какое количество воды тратиться 1 человеком при чистки зубов, предложите меры экономного использования воды в вашей семье.