КЛАССНЫЙ ЧАС, ПОСВЯЩЁННЫЙ ДНЮ ЗЕМЛИ НА ТЕМУ: «Земля – наш общий дом»
Цель: обобщить знания детей о том, что на планете Земля обитает много живых существ; помочь детям осознать, что планета Земля сейчас в опасности; воспитывать любовь к природе, потребность в общении с природой и бережное отношение к ней.
Оборудование: презентация; маски на голову для экологов; голос в записи; фотографии, в презентацию, глобальных проблем человечества; видео «Как спасти Землю?; запись «Шум леса»; правила культурного поведения для экологов; мелодия для игры «Угадай гриб»; 2 корзины; картинки съедобных и несъедобных грибов; запись «Пение птиц»: карточки с буквами (д я т е л с о в а к р ц); запись «Звуки природы»; запись «Солнечная поляна»; ватман «Весёлая полянка»; детали для аппликаций (лепестки, сердцевинки, стебельки, листья) – 28 шт; самодельная планета –Земля с загрязнениями; картинки с изображениями растений, грибов, животных и т.д..
Ход мероприятия:
(Выбрать 4 человека «Экологов» среди детей, которые будут рассказывать правила поведения)
Ведущий 1: Есть много праздников в календаре
Их называют красные даты.
Есть Новый год и 8 Марта,
Есть первый школьный звонок в сентябре.
Много записано в календаре
Праздников веселящих,
Но почему-то хочется мне
Праздников настоящих!
Ведущий 2: Ведь настоящий праздник – это когда тебя переполняет радость. Когда хочется плакать и смеяться от счастья.
Ведущий 1: Настоящий праздник – это когда не надо приглашать гостей, потому что люди идут навстречу друг другу сами поделиться своей радостью.
Ведущий 2: Получается, что настоящий праздник всегда связан с большим важным делом. Это праздник добрых дел, любви к своей Земле, праздник человеческой души.
Ведущий 1: Я поняла! Нужно сделать праздник и для нашей планеты! Эй, Земля, мы хотим подарить тебе и людям настоящий праздник! Мы хотим чтобы вместе с нами радовались деревья и цветы, насекомые и рыбы, животные и птицы.
Голос в записи: Здравствуйте, добрые дети! Я – Земля. И мне радостно слышать ваши слова. Вы задумали доброе дело.
Ведущий 2: Земля! Земля! Ты услышала нас? Ты говоришь с нами, Земля?
Голос в записи: Я слышу вас всегда, но и вы прислушайтесь ко мне. Я в беде! Я не в силах исправить всё зло, которое творит человек. Я не в силах спасти гибнущих зверей и птиц, очистить от дыма и гари воздух. Я не могу уничтожить столько мусора, сколько разбросал на земле человек… Скоро я не смогу спасти и вас, дети… Сил моих всё меньше и меньше.
(Фотографии глобальных проблем человечества)
Ведущий 1: Земля! Земля! Неужели ты можешь погибнуть?
Голос в записи: У вас ещё есть немного времени, чтобы спасти меня и самих себя. Только вы можете это сделать. Только вы можете разгадать причины моих бед и найти дорогу к спасению. Тогда и наступит настоящий праздник. Я верю в ваши силы, в ваш ум и доброе сердце.
Ведущий 2: Земля! Земля! Скажи, что же мы должны сделать? (Пауза) Молчит. (Видео «Как спасти Землю?)
Ведущий 1: Земля – это малая частичка Вселенной, но только на ней есть жизнь. Природа Земли едина, и каждого касаются её беды.
Ведущий 2: Жизнь человека немыслима без животных и растений. Наша общая задача – сберечь планету. Наша планета, несмотря на свой почтенный возраст, полна тайн и загадок.
Ведущий 1: И вот сегодня мы отправимся в небольшое путешествие в тот мир, который находится рядом с нами, то есть в мир природы.
(Звучит «Шум леса»)
Ведущий 2: Ребята мы оказались в лесу. Лес – это наш зелёный друг. Нет на земле человека, чья жизнь не была бы так или иначе связана с лесом, с деревом.
Ведущий 1: Давайте же погуляем в нашем лесу. Погуляем?
В белом сарафане
Встала на поляне.
Летели синицы,
Сели на косицы. (Берёза)
Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок –
Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)
Осень в сад
К нам пришла,
Красный факел
Зажгла.
Здесь дрозды,
Скворцы снуют
И, галдя, его клюют. (Рябина)
Не огонь – а жжется,
В руки не дается.
Выросла под ивой,
Звать ее? … (Крапивой)
Ведущий 2: Лес – это наше богатство.
Лес – это зелёный наряд нашей планеты.
Там где лес – там чистый воздух.
Лес – это дом для зверей и птиц.
Ведущий 1: Все знают, что в гостях надо вести себя вежливо, чтобы не обидеть хозяев, чтобы им было приятно, когда мы к ним приходим. Есть такие хорошие слова: «Ты пришёл в гости к природе, - не делай ничего такого, что посчитал бы неприличным сделать в гостях». Помните, что в лесу вы гости. Необходимо знать правила культуры поведения. А о них нам сейчас расскажут наши экологи.
(Выходят дети-экологи и рассказывают правила поведения в лесу) Правила поведения в лесу:
Не режь кору деревьев!
Не оставляй мусор в природе!
Не разжигай костров в лесу!
Не разоряй муравейники!
Ведущие вместе: Соблюдайте эти правила, и вы будете желанными гостями в любом лесу.(Дети-экологи присаживаются на свои места)
Ведущий 2: А сейчас я вам загадаю загадку.
Очень много их под осень
Возле ёлочек и сосен.
Урожай на них богатый
Любят собирать ребята. (Грибы)
Ведущий 1: Грибы – удивительные создания. Они очень нужны лесу. Не только люди, но и животные питаются грибами. А знаете ли вы какие бывают грибы? А мы сейчас это и проверим. Нам нужно 2 пары для следующего задания.
Игра «Угадай гриб»
Вы сейчас побудете в роли Грибников. На полянке находятся грибы. Первая пара в свою корзинку складывает только съедобные грибы, а вторая пара только несъедобные. Ну что начнём?
(Дети складывают в корзины грибы)
Ведущий 2: А пока наши Грибники находятся в поисках грибов, мы с вами немного поиграем.
Игра с залом
«Дождик»
Ведущий 2: Ребята, хотите послушать шум дождя? Делаем все как я. (Ведущий говорит и показывает, а все повторяют движения за ним)
- И вдруг с неба упала одна капелька (пальцем правой руки ударяем по ладошке левой руки)
- Затем с неба упало 2 капельки ( 2 раза)
- Затем с неба упало 5 капелек
- И пошёл сильный, сильный ливень, как из ведра. (хлопки в ладоши)
Ведущий 1: Молодцы, ребята, все грибы собрали! А давайте же проверим правильно ли они распределили эти грибы. (Ведущий проверяет правильность корзин)
Ведущий 2: А какие правила надо соблюдать при сборе грибов нам расскажут наши экологи. Приглашаем вас.
Правила:
Собирай только знакомые грибы!
Не собирай незнакомые грибы, среди них могут оказаться ядовитые!
Не сбивай мухоморы!
Не ешь грибы в лесу!
(Звучит пение птиц)
Ведущий 1: В лесу, в поле, на водоёмах живут наши пернатые друзья. Птицы приносят большую пользу. Они уничтожают огромное количество прожорливых насекомых. А знаете ли вы птиц? Сейчас и проверим.
Игра «Узнай птицу»
Нам нужно 15 человек. Итак, я вам раздаю карточки с буквами. Сейчас я вам буду загадывать загадки. Вы, отгадав загадку, молча, быстро встаёте в ряд так, чтобы можно было прочитать слово-отгадку.
д я т е л с о в а к в р ц
Он долго дерево долбил
И всех букашек истребил.
Зря он времени не тратил,
Длнноклювый пёстрый… (дятел)
Угадайте, что за птица:
Света яркого боится,
Клюв крючком, глаза пятачком,
Ушастая голова.
Это…(сова)
Нам в хозяйстве помогает
И охотно заселяет
Деревянный свой дворец
Тёмно-бронзовый…(скворец)
Ведущий 1: Молодцы, ребята! Всё правильно сделали. Присаживайтесь на свои места. Ну, а мы продолжаем. Что бы мы делали без птиц? Своим пением, своею красотою они согревают нам душу. Чудесное пение птиц доставляет необыкновенное удовольствие.
Ведущий 2: Но многие люди отправляясь на отдых берут с собой магнитофоны и слушают эстрадную музыку. И что же произойдёт в природе? Ведущий 1: Замолкнуть птицы, перестанут квакать лягушки, притаятся в зелёной траве кузнечики, шмели, сверчки. Ведущий 2: А ведь есть другой путь – послушать музыку природы. Ведь она намного прекрасней и красивее, чем эстрадная музыка. Звучит песня «Звуки природы», выходят дети-экологи и рассказывают правила
Правила:
Будь другом птиц!
Не разоряй птичьи гнёзда!
Не шуми в природе!
Подкармливай птиц зимой!
Звучит мелодия весёлая полянка, на доске вывешивает ватман зелёного цвета
Ведущий 1: Давай пройдёмся медленно по лугу.
И «здравствуй» скажем каждому цветку.
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
Ведущий 2: Цветы и травы помогают нам дышать, лечить разные болезни. Растения – это жизнь. С ранней весны и до поздней осени в лесах, на полянах много цветов: только растаял снег, а в лесу уже распускаются цветы.
Ведущий 1: Посмотрите ребята, наша полянка совсем пуста. Давайте же украсим её цветами. Сейчас каждому из вас я выдам детали для вашего будущего цветка. В детали входят: лепестки вашего цветка, сердцевинка, стебель и листья для стебелька. И сейчас мы с вами сделаем из всего этого цветки.
(Дети приклеивают лепестки, стебель и листья к сердцевинки, а затем прикрепляют на зелёный ватман)
Ведущий 1: Какая красивая полянка у нас получилась. А какие цветы вы знаете? (ответы детей). Вы ответили всё правильно.
Если ты сорвёшь цветок,
Если он сорвёт цветок,
Если все: и он, и ты
На Земле сорвут цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты.
И не будет красоты.
А какие правила мы должны знать о цветах, нам расскажут наши экологи.
Правила:
Не губи цветы в природе!
Не срывай цветы для букетов!
Любуйся цветами в природе!
Помни! Некоторые цветы занесены в Красную книгу!
Ведущий 2: В природе всё находится в тесной взаимосвязи. Все живут по строгим законам и растения, и птицы, и звери. Они нужна, они важны! В природе нет ничего лишнего.
Ведущий 1: Давайте будем помнить, что Земля – общий дом растений, грибов, животных и человека, и нам надо думать о том, чтобы этот дом всегда процветал и богател. Давайте же оберегать нашу Землю вместе. Посмотрите какой стала наша планета, ведь это всё сделано руками человека. Мы вам предлагаем спасти нашу планету.
(Дети убирают с самодельной планеты Земля окурки, мусор и т.д., а наклеивают растения, животные и т.д.)
Ведущий 2: Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть ещё природы храм
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
На этой прекрасной ноте мы заканчиваем наш классный час, посвящённый Дню Земли.