Биология 11 класс.
Павлова Наталья Николаевна, учитель биологии и химии.
Тема урока: Происхождение человека. Положение человека в системе органического мира.
Цели.
организовать деятельность учащихся по восприятию и первичному закреплению информации о месте человека в системе органического мира, выяснить доказательства происхождения человека от животных;
формировать умения работы с учебной литературой;
развивать умения работы с учебной литературой в группах сменного состава;
усовершенствовать навыки работы с терминологическими понятиями;
поддерживать интерес к предмету.
Оборудование: таблицы, дидактические материалы, компьютерная презентация, мультимедийный проектор.
Методы обучения: проблемно изложение, частично поисковый, объяснительно- иллюстративный.
Ход урока.
Оргмомент
Я пришел – не прибавилась небу краса,
Я ушел – так же будут цвести небеса…
О. Хаям.
? о чем сказал философ? Как вы это понимает?
( версии высказывают ребята)
Взгляды на происхождение человека , различны и противоречивы, давайте вспомним К. Линнея, Ж Ламарка, Ч Дарвина. ( слайды)
Сегодня много разногласий о происхождении человека и родства его с животными
Какова же наша задача сегодня у нас с вами на уроке?
( ребята пытаются сами сформулировать задачи над которыми им придется работать)
На доске с обратной стороны задачи: показать родство человека с животными на основе сравнения; объяснить качественное отличие человек от животных;
Сделать вывод, что человек сформировался под воздействием биологических и социальных факторов эволюции.
Изучение нового материала
Класс предварительно делятся на 5 групп по 3 человека, каждая группа исследует доказательства сходства человека и животных и их отличия, заполняют бланки таблиц
Работа в группах занимает 10 минут. После каждая группа дает отчет.
Группа 1 Анатомо – физиологические сходство человека и животных:
1 . Особенности строения скелета:
А. осевой скелет;
Б. пояс верхних и нижних конечностей, свободные конечности.
2. Сердце 4 камерное, 2 круга кровообращения, постоянная температура тела.
3. Покровы тела человека и животных.
4. Сходное строение и расположение внутренних органов.
5. Наличие матки и молочных желез.
6. Наличие рудиментов и атавизмов.
Группа 2 Эмбриологические сравнения.
Развитие из оплодотворенной яйцеклетки
Начальные стадии зародышевого развития: дробление, бластула, гаструла, нейрула.
Закон К. Бэра « Закон зародышевого сходства»
Группа 3 Генетические сравнения.
Генетическое сходство в строении хромосомного аппарата.
Группа 4 Этологические ( поведенческие) доказательства
1.мимика
2. рефлексы: оборонительный, жевательный, забота о потомстве и т.д.
Группа 5 Особенности человеческого организма
мозговой отдел преобладает над лицевым, более сложное строение головного мозга
прямохождение
подвижные руки, особенности строения стопы.
речь, мышление.
чем человек заплатил за прямохождение :
а. повреждение межпозвонкового диска,
б неправильная осанка,
в. внутренние заболевания
г. плоскостопие
д. образование грыж
е. варикозное расширение вен.
Итак, посмотрите, что у вас получилось в таблице?
Мы видим что у человека и животных очень много сходства, но есть и определенные отличия. Какой эволюционный процесс лежит в результате происхождения человека?
( ароморфоз)
Ну раз , у нас так много общего, и развитие шло по эволюционному пути, то давайте посмотрим систематическое положение человека в органическом мире.
Вид: Человек разумный
Род: Человек
Семейство: Гоминиды
Отряд: Приматы
Класс :Млекопитающие
Тип : Хордовые
Царство : Животные
Ребята давайте снова с вами вернемся к нашим задачам, как вы думаете сумели ли мы с вами ответить на поставленный вопрос?
3.Закрепление материала
1.Вертушка - работа с биологической терминологией: ароморфоз, макроэволюция, рудименты, атавизмы, онтогенез, филогенез, вид, идиоадаптация, гетеротрофы, антропология.
2. Работа с текстами - исправление ошибок.
« Слишком тесное расположение зубов, является следствием употребления термообработанной пищи.» ( нет в следствии уменьшения размеров челюсти).
«Аппендицит и аппендикс – это название одного и того же рудимента.» (нет аппендицит – это заболевание, а аппендикс – это отросток слепой кишки)
3.Так , кто же такой человек. ?
«Человек – уникальнейшее и изумительнейшее существо, самое поразительное творение природы и истории, будущее его бесконечно и прекрасно» И. Кант.
« Человек ошибка природы, ее злосчастное порождение, наделенное неисчислимыми пороками, у него поэтому нет будущего, он обречен на вырождение и гибель» А. Грегг.
Ребята высказывают свое мнение.
Мое мнение : Человек прежде всего живое природное существо. Он обладает пластичностью, несет на себе следы природной и культурной эволюции.
4 . Подведение итогов
5. Домашнее задание