СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сравнительная характеристика человека и животных

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Первый урок по теме "Антропогенез" на уроке ребята учатся сами делать сравнения и выводы.  

Просмотр содержимого документа
«Сравнительная характеристика человека и животных»

Биология 11 класс.

Павлова Наталья Николаевна, учитель биологии и химии.


Тема урока: Происхождение человека. Положение человека в системе органического мира.


Цели.

  • организовать деятельность учащихся по восприятию и первичному закреплению информации о месте человека в системе органического мира, выяснить доказательства происхождения человека от животных;

  • формировать умения работы с учебной литературой;

  • развивать умения работы с учебной литературой в группах сменного состава;

  • усовершенствовать навыки работы с терминологическими понятиями;

  • поддерживать интерес к предмету.


Оборудование: таблицы, дидактические материалы, компьютерная презентация, мультимедийный проектор.

Методы обучения: проблемно изложение, частично поисковый, объяснительно- иллюстративный.



Ход урока.


  1. Оргмомент


Я пришел – не прибавилась небу краса,

Я ушел – так же будут цвести небеса…

О. Хаям.

? о чем сказал философ? Как вы это понимает?

( версии высказывают ребята)


Взгляды на происхождение человека , различны и противоречивы, давайте вспомним К. Линнея, Ж Ламарка, Ч Дарвина. ( слайды)


Сегодня много разногласий о происхождении человека и родства его с животными


Какова же наша задача сегодня у нас с вами на уроке?

( ребята пытаются сами сформулировать задачи над которыми им придется работать)

На доске с обратной стороны задачи: показать родство человека с животными на основе сравнения; объяснить качественное отличие человек от животных;

Сделать вывод, что человек сформировался под воздействием биологических и социальных факторов эволюции.


  1. Изучение нового материала

Класс предварительно делятся на 5 групп по 3 человека, каждая группа исследует доказательства сходства человека и животных и их отличия, заполняют бланки таблиц

Работа в группах занимает 10 минут. После каждая группа дает отчет.



Группа 1 Анатомо – физиологические сходство человека и животных:


1 . Особенности строения скелета:

А. осевой скелет;

Б. пояс верхних и нижних конечностей, свободные конечности.

2. Сердце 4 камерное, 2 круга кровообращения, постоянная температура тела.

3. Покровы тела человека и животных.

4. Сходное строение и расположение внутренних органов.

5. Наличие матки и молочных желез.

6. Наличие рудиментов и атавизмов.


Группа 2 Эмбриологические сравнения.

  1. Развитие из оплодотворенной яйцеклетки

  2. Начальные стадии зародышевого развития: дробление, бластула, гаструла, нейрула.

  3. Закон К. Бэра « Закон зародышевого сходства»


Группа 3 Генетические сравнения.

  1. Генетическое сходство в строении хромосомного аппарата.




Группа 4 Этологические ( поведенческие) доказательства

1.мимика

2. рефлексы: оборонительный, жевательный, забота о потомстве и т.д.


Группа 5 Особенности человеческого организма

  1. мозговой отдел преобладает над лицевым, более сложное строение головного мозга

  2. прямохождение

  3. подвижные руки, особенности строения стопы.

  4. речь, мышление.

  5. чем человек заплатил за прямохождение :

а. повреждение межпозвонкового диска,

б неправильная осанка,

в. внутренние заболевания

г. плоскостопие

д. образование грыж

е. варикозное расширение вен.


Итак, посмотрите, что у вас получилось в таблице?

Мы видим что у человека и животных очень много сходства, но есть и определенные отличия. Какой эволюционный процесс лежит в результате происхождения человека?

( ароморфоз)

Ну раз , у нас так много общего, и развитие шло по эволюционному пути, то давайте посмотрим систематическое положение человека в органическом мире.


Вид: Человек разумный

Род: Человек

Семейство: Гоминиды

Отряд: Приматы


Класс :Млекопитающие

Тип : Хордовые

Царство : Животные


Ребята давайте снова с вами вернемся к нашим задачам, как вы думаете сумели ли мы с вами ответить на поставленный вопрос?


3.Закрепление материала

1.Вертушка - работа с биологической терминологией: ароморфоз, макроэволюция, рудименты, атавизмы, онтогенез, филогенез, вид, идиоадаптация, гетеротрофы, антропология.

2. Работа с текстами - исправление ошибок.

« Слишком тесное расположение зубов, является следствием употребления термообработанной пищи.» ( нет в следствии уменьшения размеров челюсти).

«Аппендицит и аппендикс – это название одного и того же рудимента.» (нет аппендицит – это заболевание, а аппендикс – это отросток слепой кишки)

3.Так , кто же такой человек. ?

«Человек – уникальнейшее и изумительнейшее существо, самое поразительное творение природы и истории, будущее его бесконечно и прекрасно» И. Кант.

« Человек ошибка природы, ее злосчастное порождение, наделенное неисчислимыми пороками, у него поэтому нет будущего, он обречен на вырождение и гибель» А. Грегг.

Ребята высказывают свое мнение.



Мое мнение : Человек прежде всего живое природное существо. Он обладает пластичностью, несет на себе следы природной и культурной эволюции.



4 . Подведение итогов



5. Домашнее задание



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!