СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок: «Путешествие во времени» . Как человек появился на Земле.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок: «Путешествие во времени» .  Как человек появился на Земле.

Цели: организовать работ учащихся по изучению представлений о предках человека, первых людях появившихся на Земле, их образе жизни, усложнении строения и поведения в процессе исторического развития; развивать у детей воображение.

Задачи:

*помочь в осознании и осмыслении материала о древних предках человека, первых людях появившихся на Земле, их образе жизни, усложнений строения и поведения в процессе исторического развития;

*способствовать развитию обще учебных навыков;

*способствовать развитию мышления школьников;

*способствовать формированию эмоционально – ценностного отношения к миру.

Основное содержание темы.

Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека; дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек).

Технологии.

Здоровье- сбережения, проблемного обучения, логического рассуждения

Решаемые проблемы.

Какие существа ученые считают предками человекообразных обезьян и человека? Каковы черты сходства и отличия человекообразных обезьян, древних людей и современного человека? Какое значение для древних людей имело умение изготавливать орудия труда?

Виды деятельности (элементы содержания, контроль).

Тестовый контроль, рассказ учителя, сопровождающийся демонстрацией видеороликов и рисунков, работа с учебником.

Планируемые результаты

Предметные:

Научиться давать сравнительную характеристику человекообразным обезьянам, древним людям и современному человеку; познакомиться с основными этапами эволюции человека; видеть взаимосвязь между появлением, совершенствованием орудий труда и этапами развития человека.

Метапредметные:

Коммуникативные:  добывать недостающую информацию с помощью вопросов и компьютерных источников.

Регулятивные:  изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные:  уметь строить логическое рассуждение с установлением причинно-следственных связей

Личностные:  Формирование и развитие умения логически рассуждать, а также сравнивать и делать выводы; формирование научного мировоззрения.

Ход урока

1.Проверка знаний полученных на прошлом уроке.                                                                                         

Тесты

1.Что такое планктон?

а) множество живых существ, парящих в толще воды

б) мелкие организмы на дне морей

в) мельчайшие организмы, парящие в поверхностных слоях водоемов

2. Отложение известняка происходит

а) на поверхности воды

б) в коралловых рифах

в) на больших глубинах океана

3.  О каком сообществе идет речь?

«Множество живых существ, активно плавающих в воде. Водоросли, лучевики, рачки – все они мелкие и обычно имеют на теле выросты, щетинки, чтобы вода лучше поддерживала их. Активно плавают различные рыбы, киты, кальмары.

а) сообщество кораллового рифа

б) сообщество поверхности воды

в) сообщество толщи воды

4. Найдите лишнее.

а) актинии

б) звезды

в) кальмары

5. «То ли цветы, то ли животные?» Карл Линней отнес их к животным. Кто это?

а) морские звезды

б) планктон

в) кораллы

2. Введение в тему. Определение темы урока.

Слайд №1

Эпиграф урока

Не говори, что жизнь - игрушка В руках бессмысленной судьбы, Беспечной глупости пирушка И яд сомнений и борьбы. Нет, жизнь - разумное стремленье Туда, где вечный свет горит, Где человек, венец творенья, Над миром высоко царит.

Учитель читает слова Семена Надсона. Обращает внимание на то, что есть на Земле вид живых организмов, способный рассуждать о смысле жизни. Этот вид имеет название … (Человек разумный)

Слайд №2

- Раздел курса введения в биологию, который мы начинаем изучать, называется «Человек на Земле».

На нашей планете обитает огромное количество живых организмов.

- В какие группы объединены живые организмы? (Царства).

- Назовите известные вам царства? ( Вирусы, бактерии, грибы, растения, животные)

- К какому из них по вашему мнению относится человек? (Животные)

- Почему? (Сходство внешнего строения, особенностей жизнедеятельности)

- Всегда ли человек был таким, каким является сейчас?

- Как бы вы сформулировали тему урока? (Название темы урока)

Слайд №3

Тема урока:

«Как человек появился на земле»   

 Задачи урока:

1.Изучить, как человек появился на Земле?                                                                                                                                                       2.Какие факторы повлияли на его появление и распространение?                                                                                                                                                    3.Какой образ жизни вели первобытные люди?

 

Слайд №4

Актуализация знаний о человеке.

- Какие вопросы о человеке, его происхождении есть у вас? (Всегда ли жил человек на Земле? Когда он появился? Как выглядел человек раньше?) Предлагает попробовать ответить на них тем учащимся, кто знает ответ. Учитель никого не поправляет, не обозначает ошибок и неточностей, т.е. принимаются все ответы.

Изучение нового материала  в игровой форме «Путешествие во времени»

Слайд №5

 

Учитель предлагает ребятам сформировать две группы и отправиться в путешествие во времени.

Каждая группа имеет на столе планшет с изображением кайнозойской эры по периодам, несколько коробочек с картинками человека  (австралопитека, человека умелого, человека прямоходящего, неандертальца, кроманьонца и предка человека дриопитека). Орудия с помощью которых древние люди охотились, выделывали шкуру. Украшения. Пещера, хижины и т. п. - весь набор для того чтобы наглядно изобразить в виде макета эволюционное развитие человека и его быт. В группах некоторые ребята заранее подготовили сообщения и играют роль ученых.

Слайд№6

Уче­ные по­ла­га­ют, что че­ло­век по­явил­ся от обе­зья­ны, но это не те со­вре­мен­ные че­ло­ве­ко­об­раз­ные обе­зья­ны: шим­пан­зе, го­рил­лы, оран­гу­тан­ги ко­то­рых мы видим в пе­ре­да­чах о жи­вот­ных или на фо­то­гра­фи­ях в учеб­ни­ках, или в зоо­пар­ке.

Слайд №7

Первый «ученый» - ученик (рассказ, ребята устанавливают картину событий на планшете).

Дриопите?ки

(Dryopithecus, от греч. δρυ?ς — дерево и π?θηκος — обезьяна) — род вымерших человекообразных обезьян, известный по ряду остатков, найденных в Восточной Африке и Евразии. Жили примерно 12—9 миллионов лет назад. В длину он был 60 см, и, возможно, имел более длинные передние конечности, с помощью которых передвигался с ветки на ветку, как современные орангутаны. Дриопитеки обитали на деревьях и питались, вероятно, ягодами и фруктами, так как найденные коренные зубы покрыты очень тонким слоем эмали. Учёные полагают, что для дриопитеков был характерен стадный образ жизни.

Слайд №8

Кто родственник, а кто является предком человека?

У че­ло­ве­ко­об­раз­ных обе­зьян и че­ло­ве­ка су­ще­ству­ют общие пред­ки – это дрио­пи­те­ки

Слайд №9

Второй «ученый» - ученик (рассказ, ребята устанавливают картину событий на планшете).

Австралопитеки

от лат. australis — южный и др.-греч. π?θηκος — обезьяна)

По­сте­пен­но усло­вия жизни на Земле стали ме­нять­ся, в ре­зуль­та­те чего более сухой кли­мат ото­дви­нул их леса, на смену ко­то­рым при­шли аф­ри­кан­ские степи и са­ва­ны. Так, одни из дрио­пи­те­ков оста­лись жить в са­ван­нах, из-за чего около 4 млн. лет назад по­явил­ся новый вид жи­вот­ных – Ав­стра­ло­пи­те­ки.                                                                                                                                                                     Остан­ки этих жи­вот­ных были най­де­ны впер­вые на юге Аф­ри­ки. Внешне они очень на­по­ми­на­ли обе­зьян, хотя пе­ре­дви­га­лись на зад­них ко­неч­но­стях, вслед­ствие того, что им при­хо­ди­лось жить в очень вы­со­кой траве. При этом пе­ред­ние ко­неч­но­сти осво­бо­ди­лись, и ав­стра­ло­пи­те­ки могли ис­поль­зо­вать при необ­хо­ди­мо­сти палки или камни. Впо­след­ствии этот вид вымер, но имен­но от него около 2 млн. лет назад по­явил­ся самый пер­вый че­ло­век – Че­ло­век уме­лый

Слайд №10

Третий «ученый» - ученик (рассказ, ребята устанавливают картину событий на планшете).

Человек умелый высокоразвитый австралопитек или первый представитель рода Homo

Че­ло­век уме­лый, ко­то­рый из­го­тав­ли­вал те ору­дия труда, ко­то­ры­ми поль­зо­вал­ся, мог стро­ить самые при­ми­тив­ные жи­ли­ща, а по неко­то­рым дан­ным даже умел поль­зо­вать­ся огнем. Раз­мер и объем мозга Че­ло­ве­ка уме­ло­го был го­раз­до боль­ше, чем у Ав­стра­ло­пи­те­ка, хотя в срав­не­нии с со­вре­мен­ным че­ло­ве­ком зна­чи­тель­но мень­ше. Ро­стом Че­ло­век уме­лый был 1 – 1,5 м и весом 30 – 50 кг

Внеш­ность его ар­ха­ич­на: круп­ные над­бров­ные ва­ли­ки, вы­дви­ну­тая че­люсть, слег­ка при­плюс­ну­тый нос, но осо­бые вы­пук­ло­сти че­ре­па сви­де­тель­ству­ют о том, что, ско­рее всего, у них уже был раз­вит центр речи. А из-за того, что гор­тань от­ли­ча­лась от гор­та­ни со­вре­мен­но­го че­ло­ве­ка, речь была нечле­но­раз­дель­на. У Че­ло­ве­ка уме­ло­го был четко вы­ра­жен по­ло­вой ди­мор­физм – самки и самцы зна­чи­тель­но от­ли­ча­лись. По спо­со­бу пи­та­ния, ско­рее всего, это были ве­ге­та­ри­ан­цы (упо­треб­ля­ли рас­ти­тель­ную пищу), хотя неко­то­рые уче­ные по­ла­га­ют, что в их ра­ци­он вхо­ди­ло также и мясо.

Слайд №11-12

Четвертый «ученый» - ученик (рассказ, ребята устанавливают картину событий на планшете).

Человек прямоходящий

На смену этому виду при­бли­зи­тель­но 1,5 млн. лет назад при­шел Че­ло­век пря­мо­хо­дя­щий. Он был зна­чи­тель­но круп­нее Че­ло­ве­ка уме­ло­го и из­го­тав­ли­вал, ис­поль­зо­вал более со­вер­шен­ные ору­дия труда. По мне­нию уче­ных, имен­но у  Че­ло­ве­ка пря­мо­хо­дя­ще­го на­ча­ла по­яв­лять­ся чле­но­раз­дель­ная речь. Эти люди ши­ро­ко рас­про­стра­ни­лись: по­ки­ну­ли Аф­ри­ку, пе­ре­се­ли­лись в Ев­ро­пу и Азию. Имен­но они дали на­ча­ло тре­тье­му виду людей – Че­ло­ве­ку ра­зум­но­му (Homo Sapiens).

Слайд №13

Пятый «ученый» - ученик (рассказ, ребята устанавливают картину событий на планшете).

Неандерта?лец, человек неандертальский (лат. Homo neanderthalensis или Homo sapiens neanderthalensis;

по­яви­лись при­бли­зи­тель­но 200 тыс. лет назад, а на­зва­ли их так, по­то­му что впер­вые остан­ки были об­на­ру­же­ны возле реки Неан­дер­таль (Гер­ма­ния).

Жили они глав­ным об­ра­зом в Ев­ро­пе, где тогда был су­ро­вый кли­мат, по­это­му неан­дер­таль­цы на­учи­лись ис­поль­зо­вать шкуры жи­вот­ных для утеп­ле­ния жилищ и из­го­тов­ле­ния одеж­ды.

Охо­ти­лись они на круп­ных жи­вот­ных: шер­сти­сто­го но­со­ро­га, ма­мон­та, пе­щер­но­го мед­ве­дя.

 

Слайд №14

Шестой «ученый» - ученик (рассказ, ребята устанавливают картину событий на планшете).

Кро­ма­ньон­цы по­яви­лись около 40 тыс. лет назад. А сво­е­му на­зва­нию обя­за­ны гроту Кро-Ма­ньон (Фран­ция), где впер­вые нашли их остан­ки.

Внеш­ним видом они на­по­ми­на­ют со­вре­мен­ных людей. Также имели боль­шие и слож­ные ору­дия труда.

Кро­ма­ньон­цы оста­ви­ли на­скаль­ные над­пи­си, ко­то­рые изоб­ра­жа­ли сцены из их жизни.

Уди­ви­тель­ным яв­ля­ет­ся тот факт, что имен­но этот вид людей одо­маш­нил пер­вых жи­вот­ных – собак. 

Слайд №15

Пет­ро­гли­фы– на­скаль­ные ри­сун­ки, ко­то­рые, как пра­ви­ло, изоб­ра­жа­ют сцены охоты, реже – фи­гу­ры людей или ри­ту­аль­ные маски. По­доб­ные тво­ре­ния до­и­сто­ри­че­ско­го ис­кус­ства раз­бро­са­ны по всему миру: их на­хо­дят и в Ка­зах­стане, и в Си­би­ри, и в Ис­па­нии, и в Ита­лии

Слайд №16

Всех со­вре­мен­ных людей от­но­сят к виду – Че­ло­век ра­зум­ный (Homo Sapiens). Внут­ри вида есть под­раз­де­ле­ния на расы:

1. Ев­ро­пео­ид­ная (белый цвет кожи, узкое лицо, тон­кие губы, цвет глаз от го­лу­бо­го до ка­ре­го, мяг­кие пря­мые во­ло­сы).

2. Негро­ид­ная (цвет кожи чер­ный, тем­ные глаза, ши­ро­кий нос, тол­стые губы, чер­ные кур­ча­вые во­ло­сы).

3. Мон­го­ло­ид­ная (цвет кожи жел­то­ва­то-смуг­лый, плос­кое ши­ро­кое лицо, косой раз­рез глаз, чер­ные пря­мые во­ло­сы).

Расы по­яви­лись, по­то­му что че­ло­век мно­го­ле­ти­я­ми при­спо­саб­ли­вал­ся к усло­ви­ям су­ще­ство­ва­ния и как след­ствие, неко­то­рые черты стали более вы­ра­жен­ны­ми, а неко­то­рые – менее за­мет­ны­ми.

Слайд №17

В истории жизни на Земле массовое вымирание видов 65 млн лет назад ознаменовало собой начало новой, продолжающейся и сегодня, кайнозойской эры.

Эра кайнозоя ознаменовалась появлением первой разумной жизни на Земле — человека разумного.

Человек сформировался в результате длительного эволюционного развития.

Слайд №18

Ребята заполняют таблицу одновременно с созданием макета.

стадия

Особенности строения и образ жизни

Способ ходьбы

Употребление огня

Развитие головного мозга и речи

 

 

Слайд №19

Рефлексия  (конец путешествия)

Появление человека было связано с рядом существенных изменений:

Появление человека было связано с рядом существенных изменений:

1. Ходьба человека изменилась, возникновение

прямохождения

3. Формирование руки как

 органа труда.

4.Облекчение челюстного аппарата в связи с использованием

 огня   

5.Увеличение объема головного мозга в связи с развитием

мышления, сознания, речи

6.В связи с изменениями происходило развитие общественных

отношений

 

Слайд №20

Задание на дом:

Параграф №27, стр. 128-135

Ответить на вопросы

Составить примерную схему эволюции человека.

Подготовьтесь к дискуссии «Каким вы видите человека будущего?»

 

Слайд №21

Источник:

Учебник «Введение в биологию» А.А Плешаков, Н.И. Сонин.

http://interneturok.ru/

Википедия – свободная энциклопедия

Биология в таблицах и схемах, Санкт-Петербург 2012г. (издание 2-е)

Интернет фото, рисунки

Просмотр содержимого документа
«Урок: «Путешествие во времени» . Как человек появился на Земле.»

Урок «Как человек появился на земле» Неверова Н.Ф. –учитель биологии МБОУ СШ №10 города Димитровграда Ульяновской области

Урок «Как человек появился на земле»

Неверова Н.Ф. –учитель биологии МБОУ СШ №10 города Димитровграда Ульяновской области

Не говори, что жизнь - игрушка  В руках бессмысленной судьбы,  Беспечной глупости пирушка  И яд сомнений и борьбы.  Нет, жизнь - разумное стремленье  Туда, где вечный свет горит,  Где человек, венец творенья,  Над миром высоко царит.  Семён Надсон

Не говори, что жизнь - игрушка В руках бессмысленной судьбы, Беспечной глупости пирушка И яд сомнений и борьбы. Нет, жизнь - разумное стремленье Туда, где вечный свет горит, Где человек, венец творенья, Над миром высоко царит.

Семён Надсон

Раздел курса введения в биологию, который мы начинаем изучать, называется «Человек на Земле». На нашей планете обитает огромное количество живых организмов. В какие группы объединены живые организмы? Царства Назовите известные вам царства Вирусы Бактерии Грибы Растения Животные Как бы вы сформулировали тему урока? К какому из них по вашему мнению относится человек? Почему? Сходство внешнего строения, особенностей жизнедеятельности Всегда ли человек был таким, каким является сейчас?

Раздел курса введения в биологию, который мы начинаем изучать, называется «Человек на Земле».

На нашей планете обитает огромное количество живых организмов.

В какие группы объединены живые организмы?

Царства

Назовите известные вам царства

Вирусы

Бактерии

Грибы

Растения

Животные

Как бы вы сформулировали тему урока?

К какому из них по вашему мнению относится человек?

Почему?

Сходство внешнего строения, особенностей жизнедеятельности

Всегда ли человек был таким, каким является сейчас?

Тема урока: «Как человек появился на земле» Задачи урока: 1.Изучить, как человек появился на Земле? 2.Какие факторы повлияли на его появление и распространение? 3.Какой образ жизни вели первобытные люди?

Тема урока:

«Как человек появился на земле» Задачи урока:

1.Изучить, как человек появился на Земле? 2.Какие факторы повлияли на его появление и распространение? 3.Какой образ жизни вели первобытные люди?

Какие вопросы о человеке, его происхождении есть у вас? Всегда ли жил человек на Земле? Когда он появился? Как выглядел человек раньше?

Какие вопросы о человеке,

его происхождении есть у вас?

Всегда ли жил человек на Земле?

Когда он появился?

Как выглядел человек раньше?

ПУТЕШЕСТВИЕ ВО ВРЕМЕНИ

ПУТЕШЕСТВИЕ ВО ВРЕМЕНИ

Ученые полагают, что человек появился от обезьяны, но это не те современные человекообразные обезьяны: шимпанзе, гориллы, орангутанги которых мы видим в передачах о животных или на фотографиях в учебниках, или в зоопарке.
  • Ученые полагают, что человек появился от обезьяны, но это не те современные человекообразные обезьяны: шимпанзе, гориллы, орангутанги которых мы видим в передачах о животных или на фотографиях в учебниках, или в зоопарке.
Дриопите́ки (Dryopithecus, от греч. δρυός — дерево и πίθηκος — обезьяна) — род вымерших человекообразных обезьян, известный по ряду остатков, найденных в Восточной Африке и Евразии. Жили примерно 12—9 миллионов лет назад. В длину он был 60 см, и, возможно, имел более длинные передние конечности, с помощью которых передвигался с ветки на ветку, как современные орангутаны. Дриопитеки обитали на деревьях и питались, вероятно, ягодами и фруктами, так как найденные коренные зубы покрыты очень тонким слоем эмали. Учёные полагают, что для дриопитеков был характерен стадный образ жизни.

Дриопите́ки

(Dryopithecus, от греч. δρυός — дерево и πίθηκος — обезьяна) — род вымерших человекообразных обезьян, известный по ряду остатков, найденных в Восточной Африке и Евразии. Жили примерно 12—9 миллионов лет назад. В длину он был 60 см, и, возможно, имел более длинные передние конечности, с помощью которых передвигался с ветки на ветку, как современные орангутаны. Дриопитеки обитали на деревьях и питались, вероятно, ягодами и фруктами, так как найденные коренные зубы покрыты очень тонким слоем эмали. Учёные полагают, что для дриопитеков был характерен стадный образ жизни.

Кто родственник, а кто является предком человека? У человекообразных обезьян и человека существуют общие предки – это дриопитеки

Кто родственник, а кто является предком человека?

У человекообразных обезьян и человека существуют общие предки – это дриопитеки

Австралопитеки  (от лат. australis — южный и др.-греч. πίθηκος — обезьяна). Постепенно условия жизни на Земле стали меняться, в результате чего более сухой климат отодвинул их леса, на смену которым пришли африканские степи и саваны. Так, одни из дриопитеков остались жить в саваннах, из за чего около 4 млн. лет назад появился новый вид животных – Австралопитеки. Останки этих животных были найдены впервые на юге Африки. Внешне они очень напоминали обезьян, хотя передвигались на задних конечностях, вследствие того, что им приходилось жить в очень высокой траве. При этом передние конечности освободились, и австралопитеки могли использовать при необходимости палки или камни. Впоследствии этот вид вымер, но именно от него около 2 млн. лет назад появился самый первый человек – Человек умелый

Австралопитеки

(от лат. australis — южный и др.-греч. πίθηκος — обезьяна). Постепенно условия жизни на Земле стали меняться, в результате чего более сухой климат отодвинул их леса, на смену которым пришли африканские степи и саваны. Так, одни из дриопитеков остались жить в саваннах, из за чего около 4 млн. лет назад появился новый вид животных – Австралопитеки. Останки этих животных были найдены впервые на юге Африки. Внешне они очень напоминали обезьян, хотя передвигались на задних конечностях, вследствие того, что им приходилось жить в очень высокой траве. При этом передние конечности освободились, и австралопитеки могли использовать при необходимости палки или камни. Впоследствии этот вид вымер, но именно от него около 2 млн. лет назад появился самый первый человек – Человек умелый

Человек умелый высокоразвитый австралопитек или первый представитель рода Homo Человек умелый, который изготавливал те орудия труда, которыми пользовался, мог строить самые примитивные жилища, а по некоторым данным даже умел пользоваться огнем. Размер и объем мозга Человека умелого был гораздо больше, чем у Австралопитека, хотя в сравнении с современным человеком значительно меньше. Ростом Человек умелый был 1 – 1,5 м и весом 30 – 50 кг

Человек умелый высокоразвитый австралопитек или первый представитель рода Homo

Человек умелый, который изготавливал те орудия труда, которыми пользовался, мог строить самые примитивные жилища, а по некоторым данным даже умел пользоваться огнем. Размер и объем мозга Человека умелого был гораздо больше, чем у Австралопитека, хотя в сравнении с современным человеком значительно меньше. Ростом Человек умелый был 1 – 1,5 м и весом 30 – 50 кг

Внешность его архаична: крупные надбровные валики, выдвинутая челюсть, слегка приплюснутый нос, но особые выпуклости черепа свидетельствуют о том, что, скорее всего, у них уже был развит центр речи. А из-за того, что гортань отличалась от гортани современного человека, речь была нечленораздельна. У Человека умелого был четко выражен половой диморфизм, самки и самцы значительно отличались. По способу питания, скорее всего, это были вегетарианцы (употребляли растительную пищу), хотя некоторые ученые полагают, что в их рацион входило также и мясо.

Внешность его архаична: крупные надбровные валики, выдвинутая челюсть, слегка приплюснутый нос, но особые выпуклости черепа свидетельствуют о том, что, скорее всего, у них уже был развит центр речи. А из-за того, что гортань отличалась от гортани современного человека, речь была нечленораздельна. У Человека умелого был четко выражен половой диморфизм, самки и самцы значительно отличались. По способу питания, скорее всего, это были вегетарианцы (употребляли растительную пищу), хотя некоторые ученые полагают, что в их рацион входило также и мясо.

Человек прямоходящий На смену этому виду приблизительно 1,5 млн. лет назад пришел Человек прямоходящий. Он был значительно крупнее Человека умелого и изготавливал, использовал более совершенные орудия труда. По мнению ученых, именно у Человека прямоходящего начала появляться членораздельная речь. Эти люди широко распространились: покинули Африку, переселились в Европу и Азию. Именно они дали начало третьему виду людей - Человеку разумному (Homo Sapiens).

Человек прямоходящий

На смену этому виду приблизительно 1,5 млн. лет назад пришел Человек прямоходящий. Он был значительно крупнее Человека умелого и изготавливал, использовал более совершенные орудия труда. По мнению ученых, именно у Человека прямоходящего начала появляться членораздельная речь. Эти люди широко распространились: покинули Африку, переселились в Европу и Азию. Именно они дали начало третьему виду людей - Человеку разумному (Homo Sapiens).

Неандерта́лец, человек неандертальский (лат. Homo neanderthalensis или Homo sapiens neanderthalensis; появились приблизительно 200 тыс. лет назад, а назвали их так, потому что впервые останки были обнаружены возле реки Неандерталь (Германия). Жили они главным образом в Европе, где тогда был суровый климат, поэтому неандертальцы научились использовать шкуры животных для утепления жилищ и изготовления одежды. Охотились они на крупных животных: шерстистого носорога, мамонта, пещерного медведя.

Неандерта́лец, человек неандертальский (лат. Homo neanderthalensis или Homo sapiens neanderthalensis;

появились приблизительно 200 тыс. лет назад, а назвали их так, потому что впервые останки были обнаружены возле реки Неандерталь (Германия).

Жили они главным образом в Европе, где тогда был суровый климат, поэтому неандертальцы научились использовать шкуры животных для утепления жилищ и изготовления одежды.

Охотились они на крупных животных: шерстистого носорога, мамонта, пещерного медведя.

Кроманьонцы появились около 40 тыс. лет назад. А своему названию обязаны гроту Кро - Маньон (Франция), где впервые нашли их останки. Внешним видом они напоминают современных людей. Также имели большие и сложные орудия труда. Кроманьонцы оставили наскальные надписи, которые изображали сцены из их жизни. Удивительным является тот факт, что именно этот вид людей одомашнил первых животных – собак.

Кроманьонцы появились около 40 тыс. лет назад. А своему названию обязаны гроту Кро - Маньон (Франция), где впервые нашли их останки.

Внешним видом они напоминают современных людей. Также имели большие и сложные орудия труда.

Кроманьонцы оставили наскальные надписи, которые изображали сцены из их жизни.

Удивительным является тот факт, что именно этот вид людей одомашнил первых животных – собак.

Петроглифы – наскальные рисунки, которые, как правило, изображают сцены охоты, реже – фигуры людей или ритуальные маски. Подобные творения доисторического искусства разбросаны по всему миру: их находят и в Казахстане, и в Сибири, и в Испании, и в Италии

Петроглифы – наскальные рисунки, которые, как правило, изображают сцены охоты, реже – фигуры людей или ритуальные маски. Подобные творения доисторического искусства разбросаны по всему миру: их находят и в Казахстане, и в Сибири, и в Испании, и в Италии

Всех современных людей относят к виду – Человек разумный (Homo Sapiens). Внутри вида есть подразделения на расы: 1 . Европеоидная (белый цвет кожи, узкое лицо, тонкие губы, цвет глаз от голубого до карего мягкие прямые волосы). 2 . Негроидная (цвет кожи черный, темные глаза, широкий нос, толстые губы, черные курчавые волосы). 3 . Монголоидная (цвет кожи желтовато - смуглый, плоское широкое лицо, косой разрез глаз, черные прямые волосы). 1. 2. 3. Расы появились, потому что человек многолетиями приспосабливался к условиям существования и как следствие, некоторые черты стали более выраженными, а некоторые менее заметными.

Всех современных людей относят к виду – Человек разумный (Homo Sapiens). Внутри вида есть подразделения на расы:

1 . Европеоидная (белый цвет кожи, узкое лицо, тонкие губы, цвет глаз от голубого до карего мягкие прямые волосы).

2 . Негроидная (цвет кожи черный, темные глаза, широкий нос, толстые губы, черные курчавые волосы).

3 . Монголоидная (цвет кожи желтовато - смуглый, плоское широкое лицо, косой разрез глаз, черные прямые волосы).

1.

2.

3.

Расы появились, потому что человек многолетиями приспосабливался к условиям существования и как следствие, некоторые черты стали более выраженными, а некоторые менее заметными.

В истории жизни на Земле массовое вымирание видов 65 млн лет назад ознаменовало собой начало новой, продолжающейся и сегодня, кайнозойской эры . Эра кайнозоя ознаменовалась появлением первой разумной жизни на Земле — человека разумного. Человек сформировался в результате длительного эволюционного развития. 1250-1600см³ 1400—1740 см³ 900—1200 см³ 600—700 см³ 530 см³ Рост 175—180 см Рост около 165 см Рост 120—150 см Рост до 120 см, Масса тела-40-50кг. Рост 120—140 см Кроманьонец -40-30 лет Неандерталец -1млн.лет Человек прямоходящий -2млн.лет Человек умелый -4млн.лет  Австралопитек -5млн.лет

В истории жизни на Земле массовое вымирание видов 65 млн лет назад ознаменовало собой начало новой, продолжающейся и сегодня, кайнозойской эры .

Эра кайнозоя ознаменовалась появлением первой разумной жизни на Земле — человека разумного.

Человек сформировался в результате длительного эволюционного развития.

1250-1600см³

1400—1740 см³

900—1200 см³

600—700 см³

530 см³

Рост

175—180 см

Рост

около 165 см

Рост

120—150 см

Рост до 120 см,

Масса тела-40-50кг.

Рост 120—140 см

Кроманьонец

-40-30 лет

Неандерталец

-1млн.лет

Человек прямоходящий

-2млн.лет

Человек умелый

-4млн.лет

Австралопитек

-5млн.лет

стадия

Дриопитеки (вымершие древесные антропоиды)

Особенности строения и образ жизни

Способны ориентироваться в окружающем пространстве за счет слуха, объемного зрения; рука способна к хватанию, удерживанию и бросанию предметов; жили на деревьях, строили гнезда; стадный образ жизни помогал в защите от хищников, передаче опыта.

Австралопитеки (5,5 млн. лет)

Способ ходьбы

Употребление огня

Человек умелый (2,6 млн лет)

Лазали по деревьям

Жили на равнинах, употребляли мясную пищу; пользовались палками, камнями, костями животных для защиты и нападения; рост120-140 см, вес 20-40 кг.

Человек прямоходящий (питекантроп)

Один из видов австралопитеков; первые проблески сознания; переход от использования предметов в качестве орудия труда к их изготовлению

Нет

Развитие головного мозга и речи

Ходили по земле на двух ногах

 

Неандерталец (150 тыс. лет)

Рост около 170 см; черепная коробка более низкая чем у современного человека, без подбородочного выступа, лицевая часть больше мозговой

 

На двух ногах наклоняясь вперед

Нет

Рост 155-158 см, коренастые ; низкий скошенный лоб с сильно развитыми надбровными дугами и слабо развитым подбородочным выступом; жили в пещерах

Кроманьонец (50 тыс. лет)

На двух ногах, слегка наклоняясь вперед

Нет

 

Объем мозга 500-600 см3

Рост до 180 см; высокий прямой лоб, нет надглазничного валика, развит подбородочный выступ

Умел пользоваться огнем

 

На двух ногах, несколько согнувшись

Объем мозга 585 см3

Объем мозга 900-1100см3, издавал нечленораздельные звуки - сигналы

В пещере постоянно поддерживался огонь

Прямая походка

Объем мозга почти как у современного человека, но извилин меньше; имелась зачаточная речь

Умело пользовались огнем

Объем черепа до 1600 см3; хорошо развита членораздельная речь

 Появление человека было связано с рядом существенных изменений: 1. Ходьба человека изменилась, возникновение прямохождения 3. Формирование руки как  органа труда. 4.Облекчение челюстного аппарата в связи с использованием  огня 5.Увеличение объема головного мозга в связи с развитием мышления, сознания, речи 6.В связи с изменениями происходило развитие общественных отношений

Появление человека было связано с рядом существенных изменений:

1. Ходьба человека изменилась, возникновение

прямохождения

3. Формирование руки как

органа труда.

4.Облекчение челюстного аппарата в связи с использованием

огня

5.Увеличение объема головного мозга в связи с развитием

мышления, сознания, речи

6.В связи с изменениями происходило развитие общественных

отношений

Задание на дом: Параграф№27, стр. 128-135 Ответить на вопросы Составить примерную схему эволюции человека. Подготовьтись к дискуссии «Каким вы видите человека будущего?»

Задание на дом:

Параграф№27, стр. 128-135

Ответить на вопросы

Составить примерную схему эволюции человека.

Подготовьтись к дискуссии «Каким вы видите человека будущего?»

Источник: Учебник «Введение в биологию» А.А Плешаков, Н.И. Сонин. http://interneturok.ru/ Википедия – свободная энциклопедия Биология в таблицах и схемах, Санкт-Петербург 2012г. (издание 2-е) Интернет фото, рисунки СПАСИБО!

Источник:

Учебник «Введение в биологию» А.А Плешаков, Н.И. Сонин.

http://interneturok.ru/

Википедия – свободная энциклопедия

Биология в таблицах и схемах, Санкт-Петербург 2012г. (издание 2-е)

Интернет фото, рисунки

СПАСИБО!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!