Цели: учащиеся должны знать: сущность понятия «раса»; виды рас и их характеристики; механизмы образования рас. Учащиеся должны уметь: самостоятельно работать с источниками знаний и извлекать из них нужную информацию; осуществлять мыслительные операции и оформлять результаты их в виде таблицы; доказывать несостоятельность расизма.
Оборудование: таблица «Расы человека», географическая карта «Народы мира».
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Учащиеся зачитывают записи, выполненные в рабочей тетради на с. 7–8.
Учитель предлагает составить план ответов на вопросы:
– Кого можно назвать предшественниками людей? Каковы особенности строения их организма?
Ответ: Различные воззрения на вопрос. Дриопитеки – родоначальники двух эволюционных линий – понгид и гоминид; потомки понгид и гоминид; австралопитеки, особенности их строения и образа жизни. Виды рода Человек: древнейшие люди; древние люди; современные люди; особенности их строения и образа жизни.
Примерный рассказ по данному плану
Вопрос о происхождении человека привлекал к себе внимание с очень давних времен, вокруг него создавалось множество легенд.
В Древнем Египте верили, что первого человека вылепил на гончарном круге бог Хнум.
Подобная легенда была распространена и в Древней Греции, где считалось, что Зевс вылепил людей из глины, а богиня мудрости Афина вдохнула в них жизнь.
Поздним вариантом этой легенды является библейское сказание о сотворении первого человека – Адама – из «красной земли», то есть из глины. Далее в этом сказании говорится о том, что из ребра первого человека была создана первая женщина – Ева. Согласно библейскому догмату, от Адама и Евы пошел весь род человеческий.
Однако же первое знакомство с анатомией человеческого тела убеждало естествоиспытателей в сходстве строения человека и высокоорганизованных позвоночных животных, особенно обезьян. Создатель первой научной классификации органического мира К. Линней хотя и признавал «божественное» творение человека, вынужден был написать: «О, сколь схожа на нас зверь гнусный – обезьяна». Объективный анализ заставил Линнея поместить человека в группу приматов.
Первым естествоиспытателем, утверждавшим новое представление об историческом развитии человека, был Ж. Б. Ламарк, предложивший гипотезу происхождения человека от обезьяноподобных предков, перешедших от лазания по деревьям к хождению по земле. Согласно Ламарку, прямохождение привело к выпрямлению тела и к изменению стопы. Групповой же образ жизни содействовал развитию речи.
В 1871 году выходит в свет книга английского естествоиспытателя Ч. Дарвина «Происхождение человека и половой отбор», где автор указывает, что человек не плод отдельного акта творения, а результат исторического развития животного мира. Эту идею развил в 1896 году немецкий философ Ф. Энгельс в своей работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека».
Эволюция приматов происходила в третичный период, который начался примерно 60 млн лет назад. Широко распространенная во второй половине третичного периода ископаемая группа высших обезьян – дриопитеков – дала начало двум эволюционным линиям: понгидам и гоминидам.
Потомки понгид – гориллы и шимпанзе – живут и сегодня, к гоминидам в наше время относится один-единственный вид – Человек разумный.
Большое значение для выяснения филогенеза человека имеют останки обезьян, найденных в Южной Африке и известных под общим названием австралопитеков. Это были наземные двуногие существа, размером с шимпанзе, обитавшие на широких открытых пространствах, сходных с современными саваннами. Они питались растениями, употребляли и мясную пищу, так как охотились на животных и, в частности, на павианов. Так, 80 % черепов павианов, найденных в пещерах вместе с остатками австралопитеков, несли на себе следы ударов, нанесенных камнями или длинными костями копытных животных.
Первая находка древнейшего человека была сделана в 1891 году на острове Ява голландским врачом Е. Дюбуа. Мозг этого существа составлял 900 см3 и в 1,5 раза превышал мозг любой обезьяны.
От древнейших людей произошли древние люди, или неандертальцы. Ростом неандерталец был несколько ниже современного человека, коренастый, с массивным скелетом. Объем головного мозга был равен 1400 см3, массивная нижняя челюсть была лишена подбородочного выступа. В качестве укрытий неандертальцы использовали естественные пещеры, умели поддерживать огонь, изготавливали каменные орудия, пригодные для нужд охоты. Охота на крупных зверей проводилась группами. Для защиты тела от холода, дождя и ветра неандертальцы использовали шкуры животных.
Потомками неандертальцев являются первые современные люди – кроманьонцы, костные остатки которых были найдены в 1868 году во Франции, около деревни Кро-Маньон. Кроманьонцы были несколько выше неандертальцев. Обезьяньи черты, которые еще были выражены в черепе неандертальца (надглазничный валик и др.), в черепе кроманьонцаотсутствовали. Наличие характерного подбородочного выступа на нижней челюсти кроманьонцев свидетельствует о том, что они были способны к членораздельной речи.
Каменные орудия кроманьонцев отличались тщательностью обработки, кроме того, они научились широко использовать для своих изделий кость и рог. Кроманьонцы занимались охотой и рыбной ловлей; у них появляется изобразительное искусство.
2. Выпишите характерные особенности внешнего строения:
а) древнейших людей (существа среднего роста 160 см), тело мало чем отличается от тела современного человека. Череп имел многочисленные отличия: низкий лоб, массивная и тяжелая нижняя челюсть, почти не выделяющийся подбородочный выступ).
б) древних людей (имели куполообразный череп; надбровные валики выступали над глазами, подбородочный выступ развит не очень сильно. Рост достигал 1 м 70 см, древний человек имел крепкое телосложение, обладал развитой мускулатурой, недюжинной физической силой);
в) современных людей (высокие, рослые люди (до 180 см). Обладали всеми признаками современного человека: высокий свод черепа, развитый подбородочный выступ).
3. Какие особенности строения отличали неандертальцев от древнейших людей?
(Неандертальцы имели рост 170 см, а древнейшие люди – 160 см; у неандертальцев объем головного мозга составлял 1400–1600 см3, а у древнейшего человека – 900–1100 см3.)
III. Изучение нового материала.
1. Чтение учащимися текста на с. 18–20 учебника.
2. Беседа по прочитанному.
Вопросы:
1) Что такое раса?
(Раса – это исторически сложившаяся группа людей, объединенных общностью происхождения, территорией проживания, общими морфологическими и физиологическими наследственными особенностями, а также традициями и обычаями.)
(Запись в тетрадь.)
2) Сколько рас выделил К. Линней?
(Карл Линней выделил четыре расы: американскую, европейскую, азиатскую и африканскую.)
3) Сколько и какие расы выделяют современные ученые?
(В настоящее время большинство ученых выделяют три большие расы и несколько десятков малых. Большие расы: экваториальная (австрало-негроидная); евразийская (европеоидная); азиатско-американская (монголоидная).)
(Запись в тетрадь.)
3. Заполнение таблицы «Сравнительная характеристика рас человека» по следующей форме:
№
п/п
|
Название расы
|
Где обитают
представители
|
Какими чертами наделены
представители
|
1
|
Экваториальная
(австрало-негроидная)
|
Некоторые тропические районы Старого Света
|
Темная кожа; волнистые волосы; широкий приплюснутый нос с большими ноздрями; толстые губы
|
2
|
Евразийская
(европеоидная)
|
Европа, часть Азии, Северная Африка, Америка
|
Светлая, иногда смуглая кожа; прямые, иногда волнистые волосы; длинный нос; тонкие губы; хорошо развитые волосы на лице (усы, борода)
|
3
|
Азиатско-американская (монголоидная)
|
Америка, Центральная и Восточная Азия
|
Прямые, черные, жесткие волосы; усы и борода растут слабо; кожа смуглая; нос средней величины, выступает слабо, или нос длинный, сильно выступающий; широкое лицо; выступающие скулы; узкая глазная щель; средние по толщине губы; закрытое кожистой складкой верхнее веко
|
Задание на дом: изучить текст «Расы человека» на с. 18–20; записать в словарик определения понятий «раса», «расизм»; выполнить задания в рубриках «Проверьте свои знания» и «Подумайте» на с. 20 учебника.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в 8 классе на тему расы человека»
Конспект урока в 8 класСе на тему расы человека
Цели: учащиеся должны знать: сущность понятия «раса»; виды рас и их характеристики; механизмы образования рас. Учащиеся должны уметь: самостоятельно работать с источниками знаний и извлекать из них нужную информацию; осуществлять мыслительные операции и оформлять результаты их в виде таблицы; доказывать несостоятельность расизма.
Оборудование: таблица «Расы человека», географическая карта «Народы мира».
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Учащиеся зачитывают записи, выполненные в рабочей тетради на с. 7–8.
Учитель предлагает составить план ответов на вопросы:
– Кого можно назвать предшественниками людей? Каковы особенности строения их организма?
Ответ: Различные воззрения на вопрос. Дриопитеки – родоначальники двух эволюционных линий – понгид и гоминид; потомки понгид и гоминид; австралопитеки, особенности их строения и образа жизни. Виды рода Человек: древнейшие люди; древние люди; современные люди; особенности их строения и образа жизни.
Примерный рассказ по данному плану
Вопрос о происхождении человека привлекал к себе внимание с очень давних времен, вокруг него создавалось множество легенд.
В Древнем Египте верили, что первого человека вылепил на гончарном круге бог Хнум.
Подобная легенда была распространена и в Древней Греции, где считалось, что Зевс вылепил людей из глины, а богиня мудрости Афина вдохнула в них жизнь.
Поздним вариантом этой легенды является библейское сказание о сотворении первого человека – Адама – из «красной земли», то есть из глины. Далее в этом сказании говорится о том, что из ребра первого человека была создана первая женщина – Ева. Согласно библейскому догмату, от Адама и Евы пошел весь род человеческий.
Однако же первое знакомство с анатомией человеческого тела убеждало естествоиспытателей в сходстве строения человека и высокоорганизованных позвоночных животных, особенно обезьян. Создатель первой научной классификации органического мира К. Линней хотя и признавал «божественное» творение человека, вынужден был написать: «О, сколь схожа на нас зверь гнусный – обезьяна». Объективный анализ заставил Линнея поместить человека в группу приматов.
Первым естествоиспытателем, утверждавшим новое представление об историческом развитии человека, был Ж. Б. Ламарк, предложивший гипотезу происхождения человека от обезьяноподобных предков, перешедших от лазания по деревьям к хождению по земле. Согласно Ламарку, прямохождение привело к выпрямлению тела и к изменению стопы. Групповой же образ жизни содействовал развитию речи.
В 1871 году выходит в свет книга английского естествоиспытателя Ч. Дарвина «Происхождение человека и половой отбор», где автор указывает, что человек не плод отдельного акта творения, а результат исторического развития животного мира. Эту идею развил в 1896 году немецкий философ Ф. Энгельс в своей работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека».
Эволюция приматов происходила в третичный период, который начался примерно 60 млн лет назад. Широко распространенная во второй половине третичного периода ископаемая группа высших обезьян – дриопитеков – дала начало двум эволюционным линиям: понгидам и гоминидам.
Потомки понгид – гориллы и шимпанзе – живут и сегодня, к гоминидам в наше время относится один-единственный вид – Человек разумный.
Большое значение для выяснения филогенеза человека имеют останки обезьян, найденных в Южной Африке и известных под общим названием австралопитеков. Это были наземные двуногие существа, размером с шимпанзе, обитавшие на широких открытых пространствах, сходных с современными саваннами. Они питались растениями, употребляли и мясную пищу, так как охотились на животных и, в частности, на павианов. Так, 80 % черепов павианов, найденных в пещерах вместе с остатками австралопитеков, несли на себе следы ударов, нанесенных камнями или длинными костями копытных животных.
Первая находка древнейшего человека была сделана в 1891 году на острове Ява голландским врачом Е. Дюбуа. Мозг этого существа составлял 900 см3 и в 1,5 раза превышал мозг любой обезьяны.
От древнейших людей произошли древние люди, или неандертальцы. Ростом неандерталец был несколько ниже современного человека, коренастый, с массивным скелетом. Объем головного мозга был равен 1400 см3, массивная нижняя челюсть была лишена подбородочного выступа. В качестве укрытий неандертальцы использовали естественные пещеры, умели поддерживать огонь, изготавливали каменные орудия, пригодные для нужд охоты. Охота на крупных зверей проводилась группами. Для защиты тела от холода, дождя и ветра неандертальцы использовали шкуры животных.
Потомками неандертальцев являются первые современные люди – кроманьонцы, костные остатки которых были найдены в 1868 году во Франции, около деревни Кро-Маньон. Кроманьонцы были несколько выше неандертальцев. Обезьяньи черты, которые еще были выражены в черепе неандертальца (надглазничный валик и др.), в черепе кроманьонцаотсутствовали. Наличие характерного подбородочного выступа на нижней челюсти кроманьонцев свидетельствует о том, что они были способны к членораздельной речи.
Каменные орудия кроманьонцев отличались тщательностью обработки, кроме того, они научились широко использовать для своих изделий кость и рог. Кроманьонцы занимались охотой и рыбной ловлей; у них появляется изобразительное искусство.
2. Выпишите характерные особенности внешнего строения:
а) древнейших людей (существа среднего роста 160 см), тело мало чем отличается от тела современного человека. Череп имел многочисленные отличия: низкий лоб, массивная и тяжелая нижняя челюсть, почти не выделяющийся подбородочный выступ).
б) древних людей (имели куполообразный череп; надбровные валики выступали над глазами, подбородочный выступ развит не очень сильно. Рост достигал 1 м 70 см, древний человек имел крепкое телосложение, обладал развитой мускулатурой, недюжинной физической силой);
в) современных людей (высокие, рослые люди (до 180 см). Обладали всеми признаками современного человека: высокий свод черепа, развитый подбородочный выступ).
3. Какие особенности строения отличали неандертальцев от древнейших людей?
(Неандертальцы имели рост 170 см, а древнейшие люди – 160 см; у неандертальцев объем головного мозга составлял 1400–1600 см3, а у древнейшего человека – 900–1100 см3.)
III. Изучение нового материала.
1. Чтение учащимися текста на с. 18–20 учебника.
2. Беседа по прочитанному.
Вопросы:
1) Что такое раса?
(Раса – это исторически сложившаяся группа людей, объединенных общностью происхождения, территорией проживания, общими морфологическими и физиологическими наследственными особенностями, а также традициями и обычаями.)
(Запись в тетрадь.)
2) Сколько рас выделил К. Линней?
(Карл Линней выделил четыре расы: американскую, европейскую, азиатскую и африканскую.)
3) Сколько и какие расы выделяют современные ученые?
(В настоящее время большинство ученых выделяют три большие расы и несколько десятков малых. Большие расы: экваториальная (австрало-негроидная); евразийская (европеоидная); азиатско-американская (монголоидная).)
(Запись в тетрадь.)
3. Заполнение таблицы «Сравнительная характеристика рас человека» по следующей форме:
№ п/п | Название расы | Где обитают представители | Какими чертами наделены представители |
1 | Экваториальная (австрало-негроидная) | Некоторые тропические районы Старого Света | Темная кожа; волнистые волосы; широкий приплюснутый нос с большими ноздрями; толстые губы |
2 | Евразийская (европеоидная) | Европа, часть Азии, Северная Африка, Америка | Светлая, иногда смуглая кожа; прямые, иногда волнистые волосы; длинный нос; тонкие губы; хорошо развитые волосы на лице (усы, борода) |
3 | Азиатско-американская (монголоидная) | Америка, Центральная и Восточная Азия | Прямые, черные, жесткие волосы; усы и борода растут слабо; кожа смуглая; нос средней величины, выступает слабо, или нос длинный, сильно выступающий; широкое лицо; выступающие скулы; узкая глазная щель; средние по толщине губы; закрытое кожистой складкой верхнее веко |
Задание на дом: изучить текст «Расы человека» на с. 18–20; записать в словарик определения понятий «раса», «расизм»; выполнить задания в рубриках «Проверьте свои знания» и «Подумайте» на с. 20 учебника.