Тема: Расы и народы Земли
(учебник «Человек и человечество» 4 класс, Д.Д. Данилов)
Основная мысль: единое человечество состоит из людей разных рас и разных национальностей.
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель урока: осмысление того, что единое человечество состоит из людей разных рас и разных национальностей.
Задачи урока:
познавательная: формирование понятия о единстве и равноценности человеческих рас,
развивающая: способствовать развитию умений и навыков групповой и индивидуальной работы; умений анализировать, сравнивать, делать выводы;
формирование общеучебных умений: сравнивать и обобщать, работа с текстом, демонстрационным мультимедийным материалом;
воспитывающая: развитие коммуникативных качеств: умение работать в группе, обоснованно излагать свое мнение, уважительно относиться к мнению товарищей; формирование толерантности,через уважительное отношение к людям разных рас и национальностей
Метод обучения: проблемно-диалогический.
Материалы и оборудование: персональный компьютер, мультимедиа-проектор, экран, презентация к уроку, учебник, рабочая тетрадь, справочник.
Ключевые понятия и термины: человеческие расы, нация, народ.
Межпредметные связи: литература, искусство, русский язык.
Ход урока.
Организационный момент.
Актуализация знаний, фиксация затруднений деятельности.
Слайд 1
Мир – это вселенная. Мир – это наша земля. Это наше многоликое человечество. Наша страна. Наш город. Наша школа. Это мы. Как разнообразен мир вокруг нас. Как интересен и противоречив он. Сегодня мы с вами будем говорить о самом большом обществе людей на земле-…
- Как называется самое большое общество людей, живущих на земле?
Человечество - одно общество.
- Обратите внимание на карту.
Слайд 2
- Что заметили?
- Чем они отличаются?
Люди бывают с разным цветом кожи.
- Все мы представители человечества, но мы отличаемся цветом.
- Какой вопрос у вас возникает?
Проблема: Почему люди живущие на Земле разного внешнего вида?
- Какие есть у вас предположения?
- Чтобы ближе подойти к решению данной проблемы вам необходимо вспомнить: цвет кожи или другие внешние особенности человека – это врожденные признаки или приобретенные?
- Верно, внешние признаки человека являются врожденными признаками. Их человек получает по наследству от своих предков (родителей).
III. Организация самостоятельной деятельности учащихся по приобретению новых знаний.
Слайд 3
- Рассмотрите фотографии людей и разбейте их на группы.
- Объясните, по каким признакам вы разделили людей на группы?
Слайд 4
- В XVII веке Блюменбах вывел современные названия этих групп (негроидная, монголоидная, европеоидная). Слайд 5
- А что же такое раса?
- Найдите в словарике определение этого понятия (работа со словарём).
Слайд 6
- Давайте более поподробнее рассмотрим каждую из рас.
Слайд 7
- Люди, относящиеся к европеоидной расе, где преобладает прохладный климат, чаще всего светлокожие, у них прямые, иногда, волнистые волосы разных оттенков, довольно светлые глаза (светло-карие, зеленые, голубые, серые). Для этой расы характерны широкие глаза, прямой, сильно выступающий прямой, иногда с горбинкой нос, густые усы и борода.
Слайд 8
- У монголоидной расы, формирующейся в степях и полупустынях, – узкий разрез глаз, смуглая кожа, которые защищают организм от резких ветров, песка и пыли. У них широкие лица с сильно выступающими скулами, плоские, чаще всего расплющенные носы, чёрные или темно-карие глаза, смуглая кожа, прямые чёрные толстые волосы. У мужчин на лицах редкие усы и борода.
Слайд 9
- Особенности негроидной расы складывались в условиях жаркого влажного климата, от вредного действия которого могла предохранить тёмно– коричневая кожа, курчавые волосы, образующие на голове защитную « шапку» Утолщённые губы и широко открытые ноздри способствуют быстрому испарению.
IV. Первичное закрепление.
- Откройте рабочие тетради на с. 60 № 3.
- Нужно вписать в таблицу названия рас и их признаки. Слайд 10
Проверка работы в тетради.
Физминутка
V. Расширение нового знания.
- Как вы понимаете слово «народ»?
- Как вы думаете, понятия «народ» и «расы» означают одно и то же?
- Чтобы ответить на этот вопрос выполните следующее задание.
На доске даны слова. Их надо разбить на две группы. Дайте название этим группам (якуты, монголоиды, туркмены, евреи, англичане, русские татары, турки, европеоиды, монголы, армяне, азербайджанцы, негроиды).
- Из полученного попробуйте составить определение слову «народ».
- Чтобы дать более точное и научное определение нам необходимо обратиться к словарю (отвечает ученик).
Народ – это большая общность людей, которая сложилась на определенной территории из разных племен. Каждый народ отличается от других особым языком, культурой, традициями. Слайд 11
- Основных рас на земле всего три, а народов очень много, около 3000. Каждый народ имеет своих представителей, прославляющих свою страну. Вы их видите на слайде.
Работа в тетради.
- Откройте рабочие тетради на с. 61 № 5.
- Подчеркните те признаки, по которым можно отличить один народ от другого. (самостоятельная работа детей, выборочная проверка)
- Человек, воспитанный с детства в народных традициях, читающий родную литературу, вслушивающийся в песни и сказки на своем языке, осознает себя частью своего народа, значит, говорит о своей национальности.
- Что такое национальность? Чем она определяется?
- Прочитайте в словаре, что такое нация?
Нация — исторически сложившаяся устойчивая общность людей, образующаяся в процессе формирования общности их территорий, экономических связей, литературного языка, особенностей культуры и духовного облика.
- В нашей школе дети разных национальностей, у каждого своя культура. Ребята являются её представителями. Культура каждого народа неповторима.
Слайд 12, 13
- Если каждый человек будет уважать культуру и традиции другого народа, то на Земле исчезнут войны, ссоры, споры. Люди не будут страдать и ненавидеть друг друга, ведь не имеет значения, какой мы расы и какому народу принадлежим. Мы все жители одной планеты, граждане единого человечества.
- Вернемся к началу урока.
- Какую проблему разрешали на уроке? Слайд 14
- Какие новые знания вы приобрели (уточнили для себя)
- Единое человечество состоит из разных рас и народов. Люди всех рас и народов равны между собой. Надо проявлять терпимость к людям и принимать их такими, какие они есть.
VI. Рефлексия своего личного участия в работе.
- Продиагностируйте свои успехи.
Слайд 15
- зеленый - я уверен, что имею достаточно знаний по этой проблеме,
- желтый - я имею некоторые сведения по данной проблеме, но их надо уточнить и дополнить,
- красный - я мало знаю или ничего не знаю, (на доске появляется цветовой индекс уровня знаний учащихся)
VII. Итог урока.
- Ребята вы сегодня очень хорошо работали на уроке. Я надеюсь, что вы будите терпимо относиться ко всем людям нашей прекрасной Земли.
- Я хочу поставить отметки следующим ученикам…
VIII. Домашнее задание.
- Повторить тему 16 и выполнить задание № 2 с. 59 и № 4 с. 60.
- Урок окончен.
5