СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сравнение басни и сказки. Выразительное чтение по ролям.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: формирование навыка чтения по ролям, умения различать речь автора и героев басни, находить мораль, подбирать пословицы.

Задачи:

- совершенствование навыков правильной и выразительной речи, умения слушать, анализировать, сравнивать.

- воспитывать интерес к чтению басен, уважение к труду, способность сопереживать, сострадать.

Просмотр содержимого документа
«Сравнение басни и сказки. Выразительное чтение по ролям.»

Дата: 22.10.18 лит.чтение

Тема. Сравнение басни и сказки. Выразительное чтение по ролям.

Цель: формирование навыка чтения по ролям, умения различать речь автора и героев басни, находить мораль, подбирать пословицы.

Задачи:

- совершенствование навыков правильной и выразительной речи, умения слушать, анализировать, сравнивать.

- воспитывать интерес к чтению басен, уважение к труду, способность сопереживать, сострадать.

Ход урока:

I. Организационное начало урока

- Здравствуйте, дети, садитесь.

II. Проверка домашнего задания

- С творчеством, какого писателя вы начали знакомиться на прошлом уроке?

- Что интересного вы запомнили из биографии автора?

- Какую басню читали дома?

- Назовите главных героев басни.

- Куда тянул воз Лебедь?

- А что делали его товарищи?

- Как сказано, что они очень старались?

- Какими словами можно заменить выражение а возу всё нет ходу?

- Как вы понимаете выражение а воз и ныне там?

- В чём причина неудачи Лебедя, Рака и Щуки? Ответьте словами басни.

- Были ли настоящими товарищами Лебедь, Щука и Рак?

- Как же нужно работать, чтобы дело шло на лад?

- Проверим, как вы научились выразительно читать басню «Лебедь, Рак и Щука». Но сначала скажите, что значит читать или рассказывать выразительно?

  • Читать без ошибок, громко,

  • чётко проговаривая все слова,

  • соблюдая знаки препинания,

  • делая паузы,

  • выбирая нужную интонацию,

  • передавать при чтении чувства и настроение автора и своё отношение к тому, что читаешь.

- Кто хочет прочитать басню?

- Давайте проанализируем, как читал(а) … (Выставление и комментирование оценки)

Обобщение по д/з (как подготовились к уроку, достаточно ли выразительно, безошибочно читали и т.п.)

III. Определение темы урока

- Сегодня на уроке мы продолжим работать с произведениями И.А.Крылова.

- К какому жанру относятся его произведения?

- Вспомним, что такое басня?

- Кто главные герои басни?

- Что такое мораль басни?

- Вы уже знаете, что героями басен И.А.Крылова являются животные. Чтобы узнать героев басни, которую мы будем изучать сегодня, отгадайте загадки.

На вид, конечно, мелковаты,

Но всё, что можно, тащат в дом.

Неугомонные ребята!

Вся жизнь их связана с трудом.

Кто это? (Муравьи)

- Что вы знаете о муравьях?

- Муравьи очень трудолюбивы. Они поднимают груз, приблизительно в сто раз тяжелее собственного веса, постоянно занимаются общественно-полезной работой: заготавливают корм, ухаживают за потомством, пасут свой «домашний скот» — тлю и при этом никогда не спят.

Яркий мини-вертолёт

Отправляется в полет.

Но зачем ему глаза?

Да он просто…(стрекоза)

- Что вы знаете о стрекозах?

- Стрекозы – очень красивые насекомые! Редко кто знает, что стрекозы - хищники. Они очень быстро летают и хватают добычу на лету. Лакомиться стрекозы предпочитают комарами или мошками. Стрекозы - символ легкомысленности и пугливости.

- Итак, кто догадался, как называется басня, с которой нам предстоит работать?

IV. Изучение нового художественного произведения

1. Ознакомление с текстом – слушание аудиозаписи

- Откройте учебники на с.106. Сядьте правильно и приготовьтесь слушать басню. Возьмите в руки простой карандаш и во время прослушивания отметьте слова, которые вам будут непонятны.

2. Проверка восприятия

- Какие чувства вызвала у вас басня?

- Назовите героев басни.

- Кто из героев понравился? Почему?

3. Словарная работа

- Какие слова вы отметили?

Зима катит в глаза – неожиданно наступила зима.

Нужда – недостаток, нехватка необходимого, бедность.

Удручена – огорчена.

До вешних  дней – до весенних дней.

Мурава - сочная, зеленая, густо растущая молодая трава.

V. Закрепление – работа над текстом

1. Самостоятельное чтение басни уч-ся про себя

- Прочитайте басню самостоятельно про себя.

2. Чтение басни учащимися «цепочкой» (3 раза)

- Сейчас вы будете читать текст «цепочкой». Помните: читать надо громко, не торопясь, выразительно и стараться передать характер героя.

3. Беседа по содержанию, сопровождающаяся выборочным чтением

- Как жила Стрекоза летом? Какой она была? Прочитайте.

- Что произошло со Стрекозой с наступлением холодов? Прочитайте.

- Почему она обратилась за помощью к Муравью?

- Как Муравей встретил Стрекозу? Прочитайте.

- Ребята, а вам жаль Стрекозу? Почему?

- Что он ответил на просьбу Стрекозы? Зачитайте.

- Как вы думаете, справедливо или нет поступил Муравей, отказав в помощи Стрекозе?

- Нужно ли помогать людям в беде, даже если они беспечны, легкомысленны? Даже если они совершают ошибки?

- Кто догадался, в каких строках басни содержится мораль басни? Зачитайте.

- Как вы понимаете эти слова?

- Соотнесите её с пословицей. Делу время – потехе час.

3.Чтение басни по ролям (2-3 раза)

- Сейчас прочитаем басню по ролям. К какому жанру устного народного творчества близка басня?

- Басня близка к сказке, поэтому действующие лица похожи на сказочных.

Напоминаю, что каждый участник диалога действует от лица персонажа, роль которого исполняет, добивается того, что хочет этот персонаж. Действует так, как будто это событие, в котором он участвует, происходит сейчас. Поэтому необходимо очень внимательно слушать своих партнёров, представлять себе то, что они говорят, следить за выражением их лиц, вслушиваться не только в их слова, но и в их интонации, потому что именно интонации передают отношение партнёра к тому, о чём он говорил, помогают понять то, чего он добивается своими словами.

Читающий «от имени автора» как бы наблюдает за участниками диалога со стороны и рассказывает о том, что происходит.

- Сколько человек потребуется, чтобы прочитать басню по ролям?

- Как относится автор к Стрекозе?

- За что он осуждает её?

- Как относится автор к Муравью?

- За что он уважает его?

- Попробуйте почитать вполголоса, потренируйтесь.

- Итак, как нужно читать слова автора?

- Слова автора будет читать…

- Как нужно читать слова Стрекозы?

- Слова Стрекозы будет читать …

- Как нужно читать слова Муравья?

- Слова Муравья будет читать …

VI. Подведение итогов урока

Обобщающая беседа

- С какой басней Крылова мы сегодня познакомились?

- Каких людей осуждает Крылов? (Беспечных, легкомысленных, не думающих о завтрашнем дне – таких, как Стрекоза. Чёрствых, бездушных, эгоистичных – таких, как Муравей.)

- Какова мораль басни?

- Когда так говорят: «Ты всё пела – это дело, так пойди же попляши!»?

- Какая пословица перекликается с сюжетом этой басни?

- Иван Андреевич Крылов в своих баснях давал своим читателям советы, как жить. Он хотел, чтобы люди, которые прочитают его басни, а значит и мы с вами, стали умнее, добрее, милосерднее.

- Мне приятно было с вами работать: вы умеете выразительно читать, быстро ориентироваться в тексте, аргументировано отвечать на вопросы.

VII. Домашнее задание

- Откройте дневники, запишите домашнее задание: с. 106-107, выучить басню наизусть.

Организация на перемену

- Закройте дневники. Подготовьтесь к следующему уроку.

- Встаньте. Урок окончен. До свидания.


3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!