Дата: 22.10.18 лит.чтение
Тема. Сравнение басни и сказки. Выразительное чтение по ролям.
Цель: формирование навыка чтения по ролям, умения различать речь автора и героев басни, находить мораль, подбирать пословицы.
Задачи:
- совершенствование навыков правильной и выразительной речи, умения слушать, анализировать, сравнивать.
- воспитывать интерес к чтению басен, уважение к труду, способность сопереживать, сострадать.
Ход урока:
I. Организационное начало урока
- Здравствуйте, дети, садитесь.
II. Проверка домашнего задания
- С творчеством, какого писателя вы начали знакомиться на прошлом уроке?
- Что интересного вы запомнили из биографии автора?
- Какую басню читали дома?
- Назовите главных героев басни.
- Куда тянул воз Лебедь?
- А что делали его товарищи?
- Как сказано, что они очень старались?
- Какими словами можно заменить выражение а возу всё нет ходу?
- Как вы понимаете выражение а воз и ныне там?
- В чём причина неудачи Лебедя, Рака и Щуки? Ответьте словами басни.
- Были ли настоящими товарищами Лебедь, Щука и Рак?
- Как же нужно работать, чтобы дело шло на лад?
- Проверим, как вы научились выразительно читать басню «Лебедь, Рак и Щука». Но сначала скажите, что значит читать или рассказывать выразительно?
Читать без ошибок, громко,
чётко проговаривая все слова,
соблюдая знаки препинания,
делая паузы,
выбирая нужную интонацию,
передавать при чтении чувства и настроение автора и своё отношение к тому, что читаешь.
- Кто хочет прочитать басню?
- Давайте проанализируем, как читал(а) … (Выставление и комментирование оценки)
Обобщение по д/з (как подготовились к уроку, достаточно ли выразительно, безошибочно читали и т.п.)
III. Определение темы урока
- Сегодня на уроке мы продолжим работать с произведениями И.А.Крылова.
- К какому жанру относятся его произведения?
- Вспомним, что такое басня?
- Кто главные герои басни?
- Что такое мораль басни?
- Вы уже знаете, что героями басен И.А.Крылова являются животные. Чтобы узнать героев басни, которую мы будем изучать сегодня, отгадайте загадки.
На вид, конечно, мелковаты,
Но всё, что можно, тащат в дом.
Неугомонные ребята!
Вся жизнь их связана с трудом.
Кто это? (Муравьи)
- Что вы знаете о муравьях?
- Муравьи очень трудолюбивы. Они поднимают груз, приблизительно в сто раз тяжелее собственного веса, постоянно занимаются общественно-полезной работой: заготавливают корм, ухаживают за потомством, пасут свой «домашний скот» — тлю и при этом никогда не спят.
Яркий мини-вертолёт
Отправляется в полет.
Но зачем ему глаза?
Да он просто…(стрекоза)
- Что вы знаете о стрекозах?
- Стрекозы – очень красивые насекомые! Редко кто знает, что стрекозы - хищники. Они очень быстро летают и хватают добычу на лету. Лакомиться стрекозы предпочитают комарами или мошками. Стрекозы - символ легкомысленности и пугливости.
- Итак, кто догадался, как называется басня, с которой нам предстоит работать?
IV. Изучение нового художественного произведения
1. Ознакомление с текстом – слушание аудиозаписи
- Откройте учебники на с.106. Сядьте правильно и приготовьтесь слушать басню. Возьмите в руки простой карандаш и во время прослушивания отметьте слова, которые вам будут непонятны.
2. Проверка восприятия
- Какие чувства вызвала у вас басня?
- Назовите героев басни.
- Кто из героев понравился? Почему?
3. Словарная работа
- Какие слова вы отметили?
Зима катит в глаза – неожиданно наступила зима.
Нужда – недостаток, нехватка необходимого, бедность.
Удручена – огорчена.
До вешних дней – до весенних дней.
Мурава - сочная, зеленая, густо растущая молодая трава.
V. Закрепление – работа над текстом
1. Самостоятельное чтение басни уч-ся про себя
- Прочитайте басню самостоятельно про себя.
2. Чтение басни учащимися «цепочкой» (3 раза)
- Сейчас вы будете читать текст «цепочкой». Помните: читать надо громко, не торопясь, выразительно и стараться передать характер героя.
3. Беседа по содержанию, сопровождающаяся выборочным чтением
- Как жила Стрекоза летом? Какой она была? Прочитайте.
- Что произошло со Стрекозой с наступлением холодов? Прочитайте.
- Почему она обратилась за помощью к Муравью?
- Как Муравей встретил Стрекозу? Прочитайте.
- Ребята, а вам жаль Стрекозу? Почему?
- Что он ответил на просьбу Стрекозы? Зачитайте.
- Как вы думаете, справедливо или нет поступил Муравей, отказав в помощи Стрекозе?
- Нужно ли помогать людям в беде, даже если они беспечны, легкомысленны? Даже если они совершают ошибки?
- Кто догадался, в каких строках басни содержится мораль басни? Зачитайте.
- Как вы понимаете эти слова?
- Соотнесите её с пословицей. Делу время – потехе час.
3.Чтение басни по ролям (2-3 раза)
- Сейчас прочитаем басню по ролям. К какому жанру устного народного творчества близка басня?
- Басня близка к сказке, поэтому действующие лица похожи на сказочных.
Напоминаю, что каждый участник диалога действует от лица персонажа, роль которого исполняет, добивается того, что хочет этот персонаж. Действует так, как будто это событие, в котором он участвует, происходит сейчас. Поэтому необходимо очень внимательно слушать своих партнёров, представлять себе то, что они говорят, следить за выражением их лиц, вслушиваться не только в их слова, но и в их интонации, потому что именно интонации передают отношение партнёра к тому, о чём он говорил, помогают понять то, чего он добивается своими словами.
Читающий «от имени автора» как бы наблюдает за участниками диалога со стороны и рассказывает о том, что происходит.
- Сколько человек потребуется, чтобы прочитать басню по ролям?
- Как относится автор к Стрекозе?
- За что он осуждает её?
- Как относится автор к Муравью?
- За что он уважает его?
- Попробуйте почитать вполголоса, потренируйтесь.
- Итак, как нужно читать слова автора?
- Слова автора будет читать…
- Как нужно читать слова Стрекозы?
- Слова Стрекозы будет читать …
- Как нужно читать слова Муравья?
- Слова Муравья будет читать …
VI. Подведение итогов урока
Обобщающая беседа
- С какой басней Крылова мы сегодня познакомились?
- Каких людей осуждает Крылов? (Беспечных, легкомысленных, не думающих о завтрашнем дне – таких, как Стрекоза. Чёрствых, бездушных, эгоистичных – таких, как Муравей.)
- Какова мораль басни?
- Когда так говорят: «Ты всё пела – это дело, так пойди же попляши!»?
- Какая пословица перекликается с сюжетом этой басни?
- Иван Андреевич Крылов в своих баснях давал своим читателям советы, как жить. Он хотел, чтобы люди, которые прочитают его басни, а значит и мы с вами, стали умнее, добрее, милосерднее.
- Мне приятно было с вами работать: вы умеете выразительно читать, быстро ориентироваться в тексте, аргументировано отвечать на вопросы.
VII. Домашнее задание
- Откройте дневники, запишите домашнее задание: с. 106-107, выучить басню наизусть.
Организация на перемену
- Закройте дневники. Подготовьтесь к следующему уроку.
- Встаньте. Урок окончен. До свидания.
3