№ урока п/п | Тема Урока | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности | Дата |
Требования к уровню подготовки учащихся | (планируемые результаты) |
Учимся наблюдать и копим впечатления 23 ч |
1 | Прием олицетворения на материале стихотворения С. Козлова «Июль». Иллюстрации Александра Герасимова «После дождя». | 1 | Знать понятие «олицетворение». Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство). Уметь находить в тексте примеры использования олицетворения; работать с картиной; работать с толковым словарем | Личностные: - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: - свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей, быстро находить нужную словарную статью; - работать с несколькими источниками информации (учебной книгой, тетрадью для самостоятельной работы и хрестоматией; учебной книгой и учебными словарями; текстами и иллюстрациями к текстам. Коммуникативные: - работать с соседом по парте; понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения. | 1.09 |
2 | Примы понимания прочитанного на материале Ю. Коваля «Березовый пирожок». картины Марка Шагала «Окно в сад». | 1 | Знать понятие «репродукция». Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство). Уметь давать характеристику герою-рассказчику; высказывать свое мнение; работать с толковым словарем; работать с картиной | 2.09 |
3 | Использование приемов сравнения, олицетворения В. Маяковский «Тучкины штучки». С. Козлов «Мимо белого…» | 1 | Знать понятие «сравнения». Уметь находить в тексте сравнения; составлять предложения, используя прием сравнения | Личностные: - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: - свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей, быстро находить нужную словарную статью; - работать с несколькими источниками информации (учебной книгой, тетрадью для самостоятельной работы и хрестоматией; учебной книгой и учебными словарями; текстами и иллюстрациями к текстам. - выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект. Коммуникативные: - находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения; - работать с соседом по парте, в малой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле. | 6.09 |
4 | Использование приемов сравнения, олицетворения С. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…». | 1 | Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство). Уметь работать с толковым словарем; высказывать свое мнение; анализировать средства художественной выразительности | 7.09 |
5 | Художественные приемы: сравнение, олицетворение, контраст. А. Пушкин «Вот ветер, тучи нагоняя…», | 1 | Знать произведения А. С. Пушкина. Уметь находить и анализировать средства художественной выразительности; работать с толковым словарем; с картиной | 8.09 |
6 | А. Пушкин «Опрятней модного паркета…» | 1 | Знать произведения А. С. Пушкина. Уметь находить и анализировать средства художественной выразительности; работать с толковым словарем; с картиной | Личностные: - чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; - осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата. | 9.09 |
7 | . В.Лунин «Идем в лучах зари». | 1 | Уметь находить и анализировать средства художественной выразительности; работать с толковым словарем; с картиной | 13.09 |
8 | Олицетворение. Хокку Дзёсо и Басё. Вадим Шефнер «Середина марта» | 1 | Иметь представление о том, как записывается японское хокку. Уметь видеть прекрасное в простом; сравнивать два произведения; находить олицетворения в хокку; работать с толковым словарем; устно выражать свое отношение к содержанию прочитанного | Личностные: - чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; - строить сообщения в устной и письменной форме; - свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей, быстро находить нужную словарную статью. Коммуникативные: - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - использовать речь для регуляции своего действия. | 14.09 |
9 | Контраст. Хокку Басё.Поход в Музейный дом. Иллюстрация Игоря Грабаря «Мартовский снег» | 1 | Знать понятия «звукопись» и «контраст». Уметь анализировать и выделять общее в произведениях разных поэтов, которые жили в разные времена и в разных странах; находить и анализировать средства художественной выразительности; анализировать иллюстрации. Иметь представление о единстве понятий «красота» и «любовь»; о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство) | Личностные: - чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; - строить сообщения в устной и письменной форме; - свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей, быстро находить нужную словарную статью Коммуникативные: - использовать речь для регуляции своего действия. | 15.09 |
10 | Контраст, звукопись. Новелла Матвеева «Гуси на снегу». Поэтическая тайна хокку Ёса Бусон | 1 | Знать понятия «звукопись» и «контраст». Уметь анализировать и выделять общее в произведениях разных поэтов, которые жили в разные времена и в разных странах; находить и анализировать средства художественной выразительности; анализировать иллюстрации. Иметь представление о единстве понятий «красота» и «любовь»; о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство) | Личностные - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; - чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. Регулятивные: - осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата. Познавательные: - свободно ориентироваться в учебной книге: сможет читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию. Коммуникативные: - использовать речь для регуляции своего действия. | 16.09 |
11 | Литературные повторы. Эмма Мошковская «Где тихий-тихий пруд…» Иллюстрация Василия Поленова «Заросший пруд» | 1 | Знать понятие «повтор». Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство). Уметь делить произведение на смысловые части; отвечать на вопросы строчками из текста; работать с толковым словарем; работать с иллюстрацией; находить в тексте повторы | Личностные: - чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; - адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. Познавательные: - строить сообщения в устной и письменной форме; - осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире | 20.09 |
12 | Художественные приемы: сравнение, олицетворение, контраст . С. Козлов «Сентябрь». С. Козлов «Как оттенить тишину» | 2 | Уметь анализировать наблюдения поэта; работать с толковым словарем; находить в тексте и называть средства художественной выразительности; анализировать поступки героев | Личностные: - чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; - адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. Познавательные: - строить сообщения в устной форме; - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; - строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;. | 21.09 |
13 | С. Козлов «Сентябрь». С. Козлов «Как оттенить тишину» | 2 | Уметь анализировать наблюдения поэта; работать с толковым словарем; находить в тексте и называть средства художественной выразительности; анализировать поступки героев | Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; - адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. Познавательные: - свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей, быстро находить нужную словарную статью; - работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зрения, установки, умонастроения); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект. Коммуникативные: - работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле. | 22.09 |
14 | Художественные приемы: сравнение, олицетворение, контраст. В. Берестов «Урок листопада» | 1 | Уметь делить текст на части; находить и объяснять сравнения; работать с толковым словарем; читать по цепочке; объяснять, как последняя часть текста связана с первой; передавать при чтении атмосферу красоты и тишины осеннего леса | 23.09 |
15 | Художественные приемы: сравнение, олицетворение, контраст И. Бунин «Листопад» | 1 | Уметь делить текст на части; находить и объяснять сравнения; работать с толковым словарем; читать по цепочке | Познавательные: - работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зрения, установки, умонастроения); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект;. | 27.09 |
16 | Записная книжка Кости Погодина | 1 | Уметь анализировать внутренний мир автора; подтверждать ответы строчками из текста; сочинять и записывать историю про какие-нибудь предметы; выполнять записи в записной книжке | Личностные: - чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. Регулятивные: - осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата. Познавательные: - свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей, быстро находить нужную словарную статью; - работать с несколькими источниками информации (учебной книгой, тетрадью для самостоятельной работы и хрестоматией; учебной книгой и учебными словарями; текстами и иллюстрациями к текстам. Коммуникативные: - задавать вопросы; - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. | 28.09 |
17 | Приемы понимания почитанного «Учимся переживать красоту вместе». А. Пушкин «Зимнее утро» | 1 | Знать произведения А. С. Пушкина, понятие «строфа». Уметь анализировать внутренний мир героя-рассказчика; работать с толковым словарем; определять количество строф в стихотворении; читать выразительно; анализировать чувства героя; находить в тексте контрасты; отвечать на вопросы | Личностные: - чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. Регулятивные: - осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата. Познавательные: - свободно ориентироваться в учебной книге: сможет читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию; Коммуникативные: - находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения. | 29.09 |
18 | Художественные приемы: сравнение, олицетворение, контраст В. Берестов «Большой мороз» | 1 | Уметь работать с Толковым словарем; оценивать сравнения, которые придумал поэт; читать наизусть стихотворения | Личностные: - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; - развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; - эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им. Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; - адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. - осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата. Познавательные: - строить сообщения в устной и письменной форме; - свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей, быстро находить нужную словарную статью; - работать с несколькими источниками информации (учебной книгой, | 30.09 |
19 | В. Берестов «Плащ». Иллюстрации Винсента Ван Гога «Ботинки», «Отдых после работы» | 1 | Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство). Уметь работать с толковым словарем; делить текст на смысловые части; подтверждать ответы словами из стихотворения; видеть необычное в обычном | 4.10 |
20 | С. Козлов «Разрешите с вами посумерничать» | 1 | Уметь работать с толковым словарем; анализировать характеры героев; высказывать свое мнение | 5.10 |
21 | Ю. Коваль «Вода с закрытыми глазами». | 1 | Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство). Уметь анализировать состояние души автора текста; подтверждать свое мнение строчками из текста; работать с иллюстрацией; работать с толковым словарем | 6.10 |
22 | Ю. Коваль «Вода с закрытыми глазами». Иллюстрация Василия Поленова «Заросший пруд». | 1 | 7.10 |
23 | Хокку Ранран. Обобщение по теме: «Учимся наблюдать, и копим впечатления» | 1 | Знать изученные произведения раздела; способы раскрытия внутреннего мира лирического героя («героя-рассказчика», «автора») в стихотворных текстах: посредством изображения окружающего мира; через открытое выражение чувств. Уметь выделять средства художественной выразительности, используемые для создания яркого поэтического образа: художественные приемы (олицетворение, сравнение, контраст, звукопись) и фигуры (повтор) | 11.10 |
Постигаем секреты сравнения 19 ч |
24 | Признаки сказки о животных Сказка индейцев Северной Америки «Откуда пошли болезни и лекарства» | 1 | Знать сказки разных народов мира. Иметь представление о том, что самые древние сказки объясняли, почему у животных именно такая внешность. Уметь работать с толковым словарем; читать по ролям; отвечать на вопросы | - строить сообщения в устной и письменной форме; - свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей, быстро находить нужную словарную статью; - работать с несколькими источниками информации (учебной книгой, тетрадью для самостоятельной работы и хрестоматией; учебной книгой и учебными словарями; учебной книгой и дополнительными источниками информации (другими учебниками комплекта, библиотечными книгами, сведениями из Интернета); текстами и иллюстрациями к текстам. Коммуникативные: - адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - формулировать собственное мнение и позицию; - задавать вопросы; - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. | 12.10 |
25 | Особенности сказочных сюжетов Африканская сказка «Гиена и черепаха» | 1 | Иметь представление о том, что самые древние сказки постепенно изменялись. Уметь работать с толковым словарем; определять, чему учит сказочная история; читать по ролям | 13.10 |
26 | Особенности сказочных сюжетов Алтайская сказка «Нарядный бурундук» | 1 | Знать, что самые древние сказки у многих народов начинаются одинаково. Уметь работать с толковым словарем; пересказывать текст | Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; - осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата. Познавательные: - строить сообщения в устной и письменной форме; работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зрения, установки, умонастроения); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект; - свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей, быстро находить нужную словарную статью. Коммуникативные: - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. | 13.10 |
27 | Особенности сказочных сюжетов Бирманская сказка «Отчего цикада потеряла свои рожки» | 1 | Знать, что самые древние сказки у многих народов начинаются одинаково. Уметь работать с толковым словарем; пересказывать текст | 14.10 |
28 | Особенности сказочных сюжетов Шведская сказка «По заслугам расчет» | 1 | Знать особенности самых древних сказочных сюжетов | 18.10 |
29 | Самые древние сказочные истории | 1 | Знать особенности самых древних сказочных сюжетов (историй) – их этиологический характер (объяснение причин взаимоотношений между животными и особенностей их внешнего вида).Иметь представление о простейшей ленте времени: самая древняя сказочная история, просто древняя и менее древняя сказочная история. Уметь пользоваться библиотекой; выбирать нужные книги; составлять сборник сказок о животных, определять общую тему предложенных произведений | 19.10 |
30 | Бродячие сказочные сюжеты Венгерская сказка «Два жадных медвежонка» | 1 | Уметь работать с толковым словарем; анализировать поведение героев сказки; определять идею сказки; работать с фразеологическим словарем | 20.10 |
31 | Бродячие сказочные сюжеты Корейская сказка «Как барсук и куница судились» | 1 | Уметь предположить концовку сказки; работать с фразеологическим словарем; анализировать характеры героев; сравнивать содержание двух разных сказок | 21.10 |
32 | Бродячие сказочные сюжеты Индийская сказка «О собаке, кошке и обезьяне» | 1 | Знать особенности просто древних сказок – начинают цениться ум и хитрость героя (а не его физическое превосходство). Уметь сравнивать сказочные истории по содержанию; работать с толковым словарем; сравнивать героев разных сказок по характеру; анализировать построение сказочных историй | Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; - осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата. Познавательные: - строить сообщения в устной и письменной форме; работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зрения, установки, умонастроения); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект; - свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей, быстро находить нужную словарную статью. Коммуникативные: - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. | 25.10 |
33 | Бродячие сказочные истории в сказках о животных. Бродячие волшебные истории | 1 | Знать сказки о животных и волшебные сказки.Иметь представление о бродячих сюжетах (сказочных историях). Уметь анализировать и сравнивать разные сказки | 26.10 |
34 | Бродячие сказочные сюжеты Индийская сказка «Золотая рыбка». Чем похожи бродячие сказочные истории? | 1 | Уметь определять, чем похожи бродячие сказочные истории; работать с толковым словарем; ориентироваться на странице «Содержание» | 27.10 |
35 | Жанровые признаки сказки. Кубинская сказка «Черепаха, кролик и удав-маха» | 1 | Знать особенности менее древней сказки – ее нравоучительный характер: начинают цениться благородство героя, его способность быть великодушным и благородным. Иметь представление о том, что все бродячие сказочные истории похожи героями, событиями, поведением героев и построением сказок. Уметь анализировать поступки героев; сравнивать построение и содержание разных сказочных историй | 28.10 |
36 | Жанровые признаки сказки Кубинская сказка «Черепаха, кролик и удав-маха» | 1 | Знать, что если сказка построена как цепочка, значит, в ней использовано построение самой древней сказки. Уметь сравнивать просто древнюю сказку и менее древнюю сказку; доказывать отрывками из текста время создания сказки; читать по ролям | 8.11 |
37 | Бродячие сказочные сюжеты Индийская сказка «Хитрый шакал» | 1 | Уметь работать с толковым словарем; находить в тексте самые главные слова; анализировать построение сказочной истории; давать характеристику героям произведения; определять время создания сказки | Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; - осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата. Познавательные: - строить сообщения в устной и письменной форме; работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зрения, установки, умонастроения); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект. | 9.11 |
38 | Бродячие сказочные сюжеты Индийская сказка «Хитрый шакал» | 1 | 10.11 |
39 | Жанровые признаки сказки Сборник «Сказки народов мира» | 1 | Знать понятие «избранное»; как составляют сборники литературных произведений. | 11.11 |
40 | Жанровые признаки сказок о животных Бурятская сказка «Снег и заяц». | 1 | Иметь представление о жанровом, тематическом и монографическом сборнике. Уметь составлять сборник избранных произведений; пользоваться библиотекой; выбирать книги в соответствии с рекомендованным списком | Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; - осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата. Познавательные: - свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей, быстро находить нужную словарную статью; - работать с несколькими источниками информации (учебной книгой, тетрадью для самостоятельной работы и хрестоматией; учебной книгой и учебными словарями; текстами и иллюстрациями к текстам. | 15.11 |
41 | Хакасская сказка «Как птицы царя выбирали» | 1 | Знать понятие «лента времени»; о развитии сказки о животных во времени. Уметь анализировать тексты двух разных сказок; определять вид сказки (сказка о животных, волшебные сказки); ориентироваться по ленте времени; доказывать свой ответ | Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. Познавательные: - строить сообщения в устной и письменной форме; - основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов); - строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Коммуникативные: - работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле. | 16.11 |
42 | Обобщение по теме: «Постигаем секреты сравнения» | 1 | Знать изученные произведения раздела. Иметь представление о сказке как произведении устного народного творчества, которое есть у всех народов мира. Уметь различать целевые установки жанра сказки; находить место сказки на ленте времени; читать и пересказывать сказки | 17.11 |
Пытаемся понять, почему люди фантазируют 14 ч |
43 | Приемы понимания прочитанного. Фантазия. Новелла Матвеева «Картофельные олени» | 1 | Знать понятия «фантазия», «фантазер». Уметь доказывать на примере стихотворения, что в основе фантазии могут быть такие приемы, как сравнение и олицетворение | Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. Познавательные: - работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зрения, установки, умонастроения); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект. | 18.11 |
44 | Саша Черный «Дневник Фокса Микки». Отрывок «О Зине, о еде, о корове и т. п.» | 1 | Уметь работать с толковым словарем; анализировать и объяснять название произведения; определять, от какого лица идет повествование; отвечать на вопросы строками из текста; анализировать внутренний мир героя-рассказчика | Познавательные: - работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зрения, установки, умонастроения); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект. Коммуникативные: - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | 22.11 |
45 | Саша Черный «Дневник Фокса Микки». Отрывок «Осенний кавардак» | 1 | Уметь работать с толковым словарем; объяснять название произведения; находить в тексте подтверждения того, что в доме кавардак; приводить примеры из текста; анализировать фантазии героя-рассказчика | Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;. Познавательные: -осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Коммуникативные: - формулировать собственное мнение и позицию; - задавать вопросы; - использовать речь для регуляции своего действия. | 23.11 |
46 | Саша Черный «Дневник Фокса Микки». Отрывок «Я один» | 1 | Уметь работать с толковым и фразеологическим словарями; ориентироваться в тексте; подтверждать ответы строчками из произведения; анализировать характер героя; выбирать книги для чтения | 24.11 |
47 | Сравнительный анализ текстов Э. Мошковская «Осенняя вода» | 1 | Уметь работать с толковым словарем; анализировать и объяснять название произведения; определять, от какого лица идет повествование; отвечать на вопросы строками из текста | 25.11 |
48 | Сравнительный анализ текстов О. Кургузов «Мальчик папа» | 1 | Уметь работать с толковым словарем; анализировать и объяснять название произведения | Познавательные: - основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов); -осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Коммуникативные: - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. | 29.11 |
49 | Особенности жанров сказки, рассказа, небылицы.. Т. Пономарева «Автобус» | 1 | Знать понятия «небылица», «сказка», «рассказ»; чем отличаются литературные жанры. Уметь определять количество действующих лиц в произведении; анализировать характер героев; определять жанр произведения | 30.11 |
50 | Особенности жанров сказки, рассказа, небылицы. Т. Пономарева «В шкафу». | 1 | Знать, что в рассказе события развиваются так, как в обычной жизни (то есть подчиняются случаю), а в сказке развитие событий подчиняется строгим сказочным законам. Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство). работать с иллюстрациями; с толковым словарем; определять цель и идею текста; анализировать характер героев; видеть необычное в обычном; подтверждать свое мнение выдержками из текста; сравнивать героев рассказов Т. Пономаревой «В шкафу» и «Автобус» | Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. Познавательные: - строить сообщения в устной и письменной форме; - строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Коммуникативные: - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | 1.12 |
51 | Э. Мошковская «Вода в колодце». Иллюстрация Павла Филонова «Нарвские ворота» и фотография Нарвских ворот | 1 | 2.12 |
52 | Герой-выдумщик. Б. Житков «Как я ловил человечков» | 1 | Знать, что самые обычные предметы становятся под взглядом поэта чудесными, полными неожиданности анализировать название произведения; различать позиции автора и героя стихотворения; пользоваться толковым словарем для выяснения значения слов | Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; - адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. Познавательные: - строить сообщения в устной и письменной форме; - строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; - свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей, быстро находить нужную словарную статью. Коммуникативные: - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. | 6.12 |
53 | Б. Житков «Как я ловил человечков» | 1 | понятия «наблюдательность», «изобретательность». Уметь различать понятия «фантазер», «выдумщик» и «обманщик»; подтверждать ответы строчками из произведения; анализировать черты характера главного героя | 7.12 |
54 | Б. Житков «Как я ловил человечков» | 1 | Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. Познавательные: - свободно ориентироваться в учебной книге: уметь читать язык условных обозначений; - находить в специально выделенных разделах нужную информацию; - работать с несколькими источниками информации | 8.12 |
55 | Формирование умений осознанного выразительного чтения Тим Собакин «Игра в птиц» | 1 | работать с толковым словарем; читать по ролям; находить в тексте самые главные слова; подтверждать свое мнение строчками из текста; определять жанр произведения; анализировать внутренний мир автора | 9.12 |
56 | Особенности поэтического мировосприятия К. Бальмонт «Гномы». Иллюстрация Василия Кандинского «Двое на лошади». | 1 | изученные произведения раздела. Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство работать с иллюстрацией; анализировать характер героя-рассказчика | 13.12 |
Учимся любить 13 ч |
57 | Приемы понимания прочитанного Т. Пономарева «Прогноз погоды», | 1 | Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство). | Познавательные: выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект; - строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Коммуникативные: - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. | 14.12 |
58 | Приемы понимания прочитанного «Лето в чайнике». Иллюстрация Архипа Куинджи «Лунная ночь на Днепре». | 1 | работать с толковым словарем; анализировать героев Т. Пономаревой; определять жанр произведения; находить в тексте самое главное предложение; ориентироваться в тексте; объяснять название произведения; работать с иллюстрацией | Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. Познавательные: - работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зрения, установки, умонастроения); Коммуникативные: - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. | 15.12 |
59 | Характеристика героя. Маша Вайсман «Лучший друг медуз» | 1 | анализировать характер героя-рассказчика; анализировать характер главного героя; обосновывать свое мнение; объяснять название произведения | Регулятивные: - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. Познавательные: - строить сообщения в устной и письменной форме; - строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Коммуникативные: - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | 16.12 |
60 | Характеристика героя В. Драгунский «Кот в сапогах» | 1 | анализировать характер героя-рассказчика; | Регулятивные: - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; Познавательные: - строить сообщения в устной и письменной форме; - строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Коммуникативные: - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. | 17.12 |
61 | Характеристика героя В. Драгунский «Кот в сапогах» | 1 | анализировать характер главного героя; | 20.12 |
62 | Приемы понимания прочитанного.А Куприн «Слон» | 1 | работать с толковым словарем; находить ответы в тексте; зачитывать самые важные слова из текста; анализировать поступки героев | Регулятивные: - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. Познавательные: - строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Коммуникативные: - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии. | 21.12 |
63 | Приемы понимания прочитанного. А Куприн «Слон» | 1 | ориентироваться в тексте; наблюдать за поведением главных героев рассказа; анализировать чувства героев | Регулятивные: - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. Познавательные: - строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Коммуникативные: - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. в общении и взаимодействии. | 22.12 |
64 | Приемы понимания прочитанного А. Куприн «Слон» | 1 | пересказывать произведение; делить текст на части; составлять план | 23.12 |
65 | Приемы понимания прочитанного А. Куприн «Слон» | 1 | 10.01 |
66 | Сравнительный анализ произведения К. Паустовский «Заячьи лапы» | 1 | Уметь работать с толковым словарем; внимательно и осознанно читать произведение; анализировать внутренний мир героев произведения; определять жанр | Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. Коммуникативные: - формулировать собственное мнение и позицию; - задавать вопросы. | 11.01 |
67 | Сравнительный анализ произведения К. Паустовский «Заячьи лапы» | 1 | Уметь работать с фразеологическим словарем; анализировать характеры героев; сравнивать две истории спасения в рассказе «Слон» и в рассказе «Заячьи лапы»; приводить примеры из обоих рассказов, что желание спасти кого-то требует очень больших усилий, упорства и настойчивости | Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; Познавательные: - строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Коммуникативные: - формулировать собственное мнение и позицию; - использовать речь для регуляции своего действия. различных позиций в сотрудничестве. | 12.01 |
68 | С. Козлов «Если меня совсем нет». Иллюстрация Огюста Ренуара «Портрет Жанны Самари | 1 | Формирование умений осознанного выразительного чтения | 13.01 |
69 | Обобщение по теме: «Учимся любить». Письмо в клуб. | 1 | Уметь пользоваться библиотекой; выбирать необходимые книги; ориентироваться на странице «Содержание»; составлять сборники народных сказок, сборник произведений Сергея Козлова, сборник японской поэзии, сборник стихов под названием «Времена года» | Регулятивные: - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. Познавательные: - строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Коммуникативные: - использовать речь для регуляции своего действия. различных позиций в сотрудничестве. | 17.01 |
Набираемся житейской мудрости 11ч |
70 | Жанровые признаки басни. Эзоп «Рыбак и рыбешка», «Соловей и ястреб». | 1 | Знать жанр басни; понятия «повествование», «мораль». Уметь пользоваться этимологическим словарем; сравнивать басню и сказку; находить вывод в басне; анализировать события в басне | Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. Познавательные: - строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Коммуникативные: - формулировать собственное мнение и позицию; - использовать речь для регуляции своего действия. различных позиций в сотрудничестве. | 18.01 |
71 | Композиционные особенности басни. Эзоп «Отец и сыновья», «Быки и лев» | 1 | Иметь представление о двучленной структуре басни: сюжетная часть (история) и мораль (нравственный вывод, поучение). Уметь определять тему басни; находить две части в басне; подбирать пословицы к литературному произведению; сравнивать две басни; формулировать общую мысль | 19.01 |
72 | Композиционные особенности басни. Эзоп. Ж Лафонтен «Волк и журавль» | 1 | Уметь определять тему басни; находить две части в басне; подбирать пословицы к литературному произведению; сравнивать две басни; формулировать общую мысль | Познавательные: - основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов); - строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; Коммуникативные: - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. | 20.01 |
73 | Эзоп Ж. Лафонтен «Ворона в павлиньих перьях» Выставка рисунка. | 1 | определять композиционные особенности басни, тему басни; находить две части в басне; подбирать пословицы к литературному произведению; сравнивать две басни; формулировать общую мысль | Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. Познавательные: - строить сообщения в устной и письменной форме; - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; - проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям. Коммуникативные: - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | 24.01 |
74 | Лента времени литературных произведений | 1 | Иметь наглядно-образное представление о линейном движении времени путем помещения произведений фольклора (сказок, созданных в разные периоды древности) на ленту времени, а также путем помещения авторских литературных и живописных произведений на ленту времени. Уметь размещать литературные произведения на ленте времени | 25.01 |
75 | Эзоп «Ворон и Лисица». Контраст в описании внешности. И. Крылов «Ворона и лисица» | 1 | Иметь представление о самостоятельной жизни басенной морали: сходство с пословицей. Уметь использовать пословицу «к слову», «к случаю»: для характеристики сложившейся или обсуждаемой ситуации; подбирать пословицы для иллюстрации сказочных и басенных сюжетов | 26.01 |
76 | Эзоп «Лисица и виноград». И. Крылов «Лисица и виноград». Иллюстрация В. Серова | 1 | Знать понятие «обстоятельства». Иметь представление о происхождении сюжетной части басни из сказки о животных. Уметь сравнивать две басни; находить мораль в басне; объяснять мораль басни; подбирать пословицы к литературному произведению; работать с иллюстрацией | Регулятивные: - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. Познавательные: - строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Коммуникативные: - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | 27.01 |
77 | И. Крылов «Квартет». Иллюстрация В. Серова | 1 | Знать о международной популярности жанра басни и о развитии этого жанра во времени: Эзоп, Ж. Лафонтен, И. Крылов, С. Михалков, Ф. Кривин. Уметь анализировать басни; работать с толковым словарем; подбирать пословицы к басне | Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. Познавательные: - строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; - основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов). Коммуникативные: - формулировать собственное мнение и позицию; - задавать вопросы. | 31.01 |
78 | Сравнительный анализ басни И. Крылов «Лебедь, Щука и Рак» | 1 | Знать, что героями басни становятся животные, а мораль басни обращена к людям. Уметь сравнивать басни И. Крылова; находить и объяснять значение морали в басне; располагать басни на ленте времени | 1.02 |
79 | Жанровые признаки басни И. Крылов «Волк и журавль» | 1 | Знать, что героями басни становятся животные, а мораль басни обращена к людям. Уметь сравнивать басни И. Крылова; находить и объяснять значение морали в басне; располагать басни на ленте времени | 2.02 |
80 | Каша из топора, Солдатская шинель, Волшебный кафтан | 1 | Знать изученные произведения раздела; басни современных авторов. Жанровые отличия сказки о животных, басни и бытовых сказок Уметь пользоваться библиотекой; выбирать книги для чтения; располагать литературные произведения на ленте времени; подбирать пословицы к литературным произведениям | 3.02 |
Продолжаем разгадывать секреты смешного 14 ч |
81 | Приемы понимания прочитанного.Л. Каминский «Сочинение "Как я помогаю маме"» | 1 | Уметь объяснять значения слова; выделять секреты смешного в произведении; указывать, над чем смеется автор; ориентироваться в тексте | Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. Познавательные: - основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов); - обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи. Коммуникативные: - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. | 7.02 |
82 | Разные аспекты смешного И. Пивоварова «Сочинение». Отрывок из книги «О чем думает моя голова. Рассказы Люси Синицыной, ученицы 3-го класса» | 1 | Уметь делить текст на смысловые части; находить строчки в тексте, которые вызывают смех; перечитывать смешные фрагменты | 8.02 |
83 | Выделение в текстах приемов, которые делают текст смешным М. Бородицкая «На контрольной». | 1 | Уметь анализировать поведение и характер героя стихотворения; читать наизусть | 9.02 |
84 | Выделение в текстах приемов, которые делают текст смешным Н. Носов «Мишкина каша» | 1 | Уметь анализировать поведение и характер героя; Выделение в текстах приемов, которые делают текст смешным | 10.02 |
85 | Н. Носов «Мишкина каша» | 1 | Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. Познавательные: выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов); Коммуникативные: - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. | 14.02 |
86 | Л. Яковлев «Для Лены». М. Яснов «Подходящий угол» | 1 | Уметь разгадывать секрет смешного в литературном произведении; анализировать поведение и характер героя стихотворения . Выделение в текстах приемов, которые делают текст смешным | 15.02 |
87 | Приемы понимания прочитанного Н. Тэффи «Преступник» | 1 | Уметь работать с толковым словарем; определять возраст героя; находить в тексте контраст; подтверждать свои ответы отрывками из текста; объяснять значение и смысл выделенных фрагментов в тексте | Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. Познавательные: - осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; - строить сообщения в устной и письменной форме. Коммуникативные: - - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. | 16.02 |
88 | Н. Тэффи «Преступник» | 1 | Уметь анализировать поведение и характер героя; находить в тексте самые смешные строчки; объяснять название текста; сопоставлять название произведения с последним абзацем текста | 17.02 |
89 | Приемы понимания прочитанного Н. Тэффи «Преступник» | 1 | Уметь анализировать поведение и характер героя; находить в тексте самые смешные строчки; объяснять название текста; сопоставлять название произведения с последним абзацем текста | Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. Познавательные: - обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи; - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений. Коммуникативные: - формулировать собственное мнение и позицию. | 21.02 |
90 | К. Чуковский «От двух до пяти» | 1 | Уметь выделять черты детской наблюдательности в литературных произведениях; находить строки, которые вызывают смех; анализировать причину смешного. Жанровые отличия небылицы, сказки, рассказа: назначение жанра, построение | 22.02 |
91 | е Г. Остер «Вредные советы». Т. Пономарева «Помощь» | 1 | Уметь отвечать на вопросы по тексту; объяснять название произведения; определять, с чьей точки зрения автор дает такие советы; определять жанр произведения. Жанровые отличия небылицы, сказки, рассказа: назначение жанра, построени | 24.02 |
92 | Приемы понимания прочитанного В. Драгунский «Ровно 25 кило» | 1 | Знать приемы смешного: путаница, преувеличение. Уметь анализировать поведение и характеры героев; делить текст на смысловые части; понимать секрет смешного в литературном произведении | 28.02 |
93 | В. Драгунский «Ровно 25 кило» | 2 | Уметь объяснять название произведения; ориентироваться в тексте; находить ответы на вопросы в тексте | 1.03 |
94 | Обобщение по теме: «Продолжаем разгадывать секреты смешного» | 1 | Знать изученные произведения раздела. Уметь открывать секреты смешного; различать композицию сказки и рассказа (на уровне наблюдений): жесткая заданность сказочной композиции и непредсказуемость композиции рассказа | Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. Познавательные: - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Коммуникативные: - формулировать собственное мнение и позицию; - использовать речь для регуляции своего действия. | 2.03 |
Как рождается герой 20 ч |
95 | Б. Заходер «История гусеницы» | 1 | Знать понятие «сказочный герой»; знать, что герои многих сказок ведут себя сходным образом. Уметь определять, кто является сказочным героем; анализировать сказки русские народные и современные авторские. Тема и главная мысль текста. Приемы понимания прочитанного. Что характерно для сказочного героя | Регулятивные: - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. Коммуникативные: - задавать вопросы; - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. | 3.03 |
96 | Б. Заходер «История гусеницы». Юнна Мориц «Жора Кошкин» | 1 | Краткий пересказ текста . Уметь определять тему каждой смысловой части текста; указывать главную мысль литературного произведения; сравнивать темы разных частей текста; сравнивать между собой строчки, выделенные одинаково | Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; | 7.03 |
97 | Б. Заходер «История гусеницы». Л. Яхнин «Лесные жуки» | 1 | Характеристика героя; работать с деформированным текстом; делить текст на смысловые части; придумывать название каждой части текста | Коммуникативные: - задавать вопросы; - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. | 9.03 |
98 | Главная мысль и тема текста Б. Заходер «История гусеницы» | 1 | Уметь составлять план; пересказывать текст по плану; анализировать шуточные стихотворения | Познавательные: - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. | 10.03 |
99 | Б. Заходер «История гусеницы» | 1 | Уметь работать с фразеологическим словарем; ориентироваться в тексте; определять главную мысль текста; работать с толковым словарем; Черты героя авторской сказки анализировать, изменился ли характер (поведение и речь) героя | Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. Познавательные: - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. | 14.03 |
100 | М. Яснов «Гусеница – бабочке». Иллюстрация Станислава Жуковского «Плотина». | 1 | Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство). Уметь анализировать шуточные стихотворения; определять тип текста; проводить исследование, является ли герой произведения сказочным героем; работать с иллюстрацией; следить за чтением учителя | Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. Познавательные: - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Коммуникативные: - задавать вопросы; - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. | 15.03 |
101 | Черты героя рассказа. С. Махоткин «Самый маленький» | 1 | Уметь анализировать шуточные стихотворения; определять тип текста; | 16.03 |
102 | Черты героя рассказа. С. Махоткин «Самый маленький» | 1 | Уметь анализировать шуточные стихотворения; определять тип текста; | 17.03 |
103 | Черты героя рассказа Л. Муур «Крошка енот и тот, кто сидит в пруду» | 1 | Уметь анализировать шуточные стихотворения; определять тип текста; | 21.03 |
104 | Черты героя рассказа Л. Муур «Крошка енот и тот, кто сидит в пруду» | 1 | Уметь анализировать шуточные стихотворения; определять тип текста; | 22.03 |
105 | Приемы понимания прочитанного Н. Гарин-Михайловский «Детство Темы» | 1 | Знать понятия «герой рассказа», «пейзажное описание», «описание-натюрморт». Уметь делить текст на смысловые части; объяснять поведение героя, опираясь на выделенные слова; определять особенности характера и мира чувств главного героя рассказа; проводить сравнительный анализ характеров героев | Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. Познавательные: - строить сообщения в устной и письменной форме; -основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов). Коммуникативные: - формулировать собственное мнение и позицию. | 23.03 |
106 | Н. Гарин-Михайловский «Детство Темы» | 1 | Уметь указывать способы выражения авторской оценки в рассказе (портрет героя, характеристика действий героя, речевая характеристика, описание интерьера или пейзажа, окружающего героя). Сходства и отличия между героем сказки и героем рассказа | Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. Познавательные: - строить сообщения в устной и письменной форме; -основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов). Коммуникативные: - формулировать собственное мнение и позицию. | 24.03 |
107 | Черты героя рассказа Н. Гарин-Михайловский «Детство Темы» | 1 | Знать понятие «внутренний мир героя». Уметь анализировать слова автора; ориентироваться в тексте; определять, какие чувства испытывает герой в различных ситуациях | 4.04 |
108 | Н. Гарин-Михайловский «Детство Темы» | 1 | Знать, что в сказке поведение героя подчиняется определенным правилам, сказочной традиции, а в рассказе поведение героя зависит от его внутреннего мира | 5.04 |
109 | Характеристика героя Л. Пантелеев «Честное слово» | 1 | Уметь работать с толковым словарем; определять внутренний мир героя; объяснять название рассказа | Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. Познавательные: выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов); - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Коммуникативные: - задавать вопросы; - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. | 6.04 |
110 | Характеристика героя Л. Пантелеев «Честное слово» | 1 | Уметь сравнивать героя сказки и героя рассказа; читать по ролям; высказывать свое мнение; анализировать слова автора | 7.04 |
111 | Л. Пантелеев «Честное слово». . Иллюстрация Огюста Ренуара «Девочка с лейкой». | 1 | Иметь представления о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство). Уметь работать с иллюстрацией; анализировать характеры героев произведения | 11.04 |
112 | Н. Некрасов «На Волге» | 1 | Уметь работать с толковым словарем; определять отношение героя к природе; находить в тексте сравнения; ориентироваться в тексте; объяснять выделенное в тексте выражение | 12.04 |
113 | Н. Некрасов «На Волге». Иллюстрация Арсения Мещерского «У лесного озера». | 1 | Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство). | 13.04 |
114 | Обобщение по теме: «Как рождается герой» | 1 | Знать, что в сказке поведение героя подчиняется определенным правилам, сказочной традиции, а в рассказе оно зависит от его внутреннего мира; изученные произведения раздела | 14.04 |
Сравниваем прошлое и настоящее 22ч |
115 | Сравнение прошлого и настоящего в жизни людей Иллюстрация Бориса Кустодиева «Масленица». | 1 | Иметь представления о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство).Уметь работать с иллюстрацией; сравнивать художественные и музыкальные произведения о народных праздниках | Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. Познавательные: - строить сообщения в устной и письменной форме; -основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов). Коммуникативные: - формулировать собственное мнение и позицию. | 18.04 |
116 | Характеристика героя. К. Паустовский «Растрепанный воробей» | 1 | Уметь анализировать характер и поведение героев произведения; определять жанр произведения; высказывать свое мнение; ориентироваться в тексте | 19.04 |
117 | Характеристика героя.. Паустовский «Растрепанный воробей» | 1 | Уметь определять время действия событий в тексте; сравнивать внешний облик героев произведения | 20.04 |
118 | Характеристика героя. К. Паустовский «Растрепанный воробей» | 1 | Уметь работать с толковым словарем; определять главное чудо в рассказе; ориентировать в тексте; высказывать свое мнение | Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. Познавательные: - обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи; - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений. Коммуникативные: - формулировать собственное мнение и позицию. | 21.04 |
119 | К. Паустовский «Растрепанный воробей». Иллюстрации Владимира Боровиковского, Зинаиды Серебряковой | 1 | Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство).Уметь работать с иллюстрациями; раскрывать внутренний мир героев, живущих в разные столетия | 25.04 |
120 | Приемы понимания прочитанного Ю. Коваль «Под соснами». | 1 | Уметь работать с иллюстрациями; раскрывать внутренний мир героев, живущих в разные столетия | 26.04 |
121 | Приемы понимания прочитанного К. Паустовский «Стальное колечко». | 1 | Уметь работать с иллюстрациями; раскрывать внутренний мир героев, живущих в разные столетия | 27.04 |
122 | Приемы понимания прочитанного К. Паустовский «Стальное колечко». Выставка рисунка. | 1 | Уметь работать с иллюстрациями; раскрывать внутренний мир героев, живущих в разные столетия | Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. Познавательные: - строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Коммуникативные: - формулировать собственное мнение и позицию; - использовать речь для регуляции своего действия. различных позиций в сотрудничестве. | 28.04 |
123 | Приемы понимания прочитанного К. Паустовский «Стальное колечко». Выставка рисунка. | 1 | Уметь работать с иллюстрациями; раскрывать внутренний мир героев, живущих в разные столетия | 2.05 |
124 | Прошлое и настоящее: обстоятельства жизни, переживания А. Пушкин «Цветок» | 1 | Знать произведения А. С. Пушкина. Уметь анализировать внутренний мир героя-рассказчика; ориентироваться в тексте; характеризовать чувства людей, живших в прошлых веках | 3.05 |
125 | Сравнительная характеристика героев рассказа А. Гайдар «Чук и Гек» (отрывок «Телеграмма») | 1 | Уметь пользоваться толковым словарем; предполагать возраст героев; сравнивать содержание двух рассказов о семье; сравнивать характеры героев произведения | Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. Познавательные: - строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Коммуникативные: - формулировать собственное мнение и позицию; - использовать речь для регуляции своего действия. различных позиций в сотрудничестве. | 4.05 |
126 | Приемы понимания прочитанного А. Гайдар «Чук и Гек» (отрывок «Телеграмма») | 1 | Уметь анализировать внутренний мир героев рассказа; пересказывать текст; ориентироваться в тексте | 5.05 |
127 | Характеры героев в развитии А. Гайдар «Чук и Гек» (отрывок «Дорога к отцу») | 1 | Уметь высказывать свое мнение о прочитанном; объяснять название рассказа; анализировать внутренний мир героев | 10.05 |
128 | Характеры героев в развитии А. Гайдар «Чук и Гек» (отрывок «Дорога к отцу») | 1 | Уметь высказывать свое мнение о прочитанном; объяснять название рассказа; анализировать внутренний мир героев | 11.05 |
129 | А. Гайдар «Чук и Гек» (отрывок «Вот и приехали») | 1 | Сравнительная характеристика героев рассказа Уметь пересказывать текст от третьего лица; высказывать свое мнение; подтверждать ответы строчками из текста | 12.05 |
130 | А. Гайдар «Чук и Гек» (отрывок «Одни в лесной сторожке») | 1 | Приемы понимания прочитанного | Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. Познавательные: - обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи; - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений. Коммуникативные: - формулировать собственное мнение и позицию. | 16.05 |
131 | А. Гайдар «Чук и Гек» (отрывок «Одни в лесной сторожке») | 1 | Сравнительная характеристика героев рассказа Уметь высказывать свое мнение о прочитанном; объяснять название рассказа; анализировать внутренний мир героев | 17.05 |
132 | А. Гайдар «Чук и Гек» (отрывок «Одни в лесной сторожке») | 1 | Сравнительная характеристика героев рассказа | 18.05 |
133 | А. Гайдар «Чук и Гек» (отрывок «Вот оно – счастье!») | 1 | Приемы понимания прочитанного | 19.05 |
134 | А. Гайдар «Чук и Гек» (отрывок )Иллюстрация Константина Юона «Весенний солнечный день. Сергиев Посад». | 1 | Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство). Уметь работать с иллюстрацией; делить текст на смысловые части; озаглавливать части; сравнивать художественные и музыкальные произведения | Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. Познавательные: - строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Коммуникативные: - формулировать собственное мнение и позицию; - использовать речь для регуляции своего действия. различных позиций в сотрудничестве. | 23.05 |
135 | Обобщение по теме: «Сравниваем прошлое и настоящее» | 1 | Знать изученные произведения раздела. Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство) | 24.05 |
136 | Прошлое и настоящее: постоянство в природе и чувствах людей | 1 | Уметь писать письмо в клуб «Ключ и заря» | 25.05 |
От «___» _________ 2016 ______________ /В.Д. Какичев/
___________ /Л.П. Егорова/