Урок экономики 10 класс (1 слайд)
Приветствие.
Здравствуйте, ребята и уважаемые коллеги. Рада встречи с вами.
Актуализация пройденного материала.
Учитель: Все мы потребители. Шопинг - одно из любимых занятий многих. Вспомните и назовите желаемые покупки.
Ученики приводят примеры: машина, квартира, яхта, компьютер, телефоны и т.д.
(Слайд 2)
Учитель: Все ли, названные вами товары производители готовы будут предложить для продажи в том количестве, в котором потребитель себе нафантазировал?
Ученики: Нет, так как не каждый потребитель сможет оплатить желаемую покупку.
Учитель: В чем должен быть уверен производитель?
Ученики: В том, что покупатели смогут приобрести его товар.
Учитель: Значит, чтобы производитель поставил на рынок нужное количество товара, он должен быть уверен в покупательной способности потребителей. Мы с вами сформулировали определение, которое звучит так: (Слайд 3)
Количество товара, которое покупатели готовы приобрести в определенный период времени на определенном рынке при данных условиях.
Из курса обществознания вспомните, к какому термину относится данное определение?
Ученики: Спрос (если ученики не сразу ответили на вопрос, предлагаю отгадать загадку:
У продавцов один вопрос,
На что сегодня будет …..?)
Получение новых знаний.
Учитель: Правильно. Спрос. Это тема нашего урока.
Ученики записывают тему урока и определение в тетради.
Учитель: Мы подробно разберем механизмы спроса и факторы, влияющие на спрос. Для этого проведем игру «Социологический опрос».
В кинотеатре «Октябрь» г. Минеральные Воды начался прокат очередного кассового фильма.
Стоимость билета в первый день очень высокая. Кто готов заплатить высокую цену за возможность первым увидеть фильм (ученики поднимают руки и называют стоимость, которую готовы заплатить, учитель фиксирует стоимость и количество проданных билетов в таблице «Шкала спроса»).
Цена, Р | Количество, Q |
1000 | 2 |
500 | 5 |
250 | 10 |
Учитель: Отчего, прежде всего, зависит объем покупок, или, как говорят экономисты, величина спроса?
Ученики: От цены, по которой эти билеты можно приобрести?
Учитель: Сформулируем определение величины спроса:
(Слайд 4)
Величиной спроса называется количество товара, которое покупатели хотят и могут купить при данных условиях.
Ученики записывают второе определение.
Учитель: Если перенести данные из таблицы в систему координат, то получим график - кривую спроса. Зависимость спроса от цены называется функцией спроса Qd=f(P), а её график называется кривой спроса.
(Слайд 5)
Учитель: Какой наклон имеет кривая спроса?
Ученики: Отрицательный.
Учитель: Как вы, наверное, уже заметили, величина спроса находится в обратной зависимости от цены: чем выше цена товара, тем меньше его количество вы готовы купить и, наоборот. Чем ниже цена, тем большее количество товара вы готовы купить. Это соотношение и называется законом спроса.
(Слайд 6)
При прочих равных условиях величина спроса на товар (услугу) находится в обратной зависимости от цены этого товара.
Учитель: Для обоснования достоверности закона спроса может быть предложено несколько аргументов. Ваша задача обосновать их.
Практическая работа. (Слайд 7)
Задание 1. Ученики делятся на 4 группы и работают с текстом в учебнике на стр. 61-62.
Обоснование:
Ценовой барьер – чем выше цена, тем меньше покупателей.
Эффект дохода – снижение цены на товар экономит часть дохода покупателей.
Эффект замещения – потребитель отдаст предпочтение тому товару, цена на который снизилась.
Принцип убывания предельной полезности – чем больше было потреблено товара, тем меньше желание купить его вновь.
Учитель: Молодцы! Успешно справились с заданием. Но бывают, исключение из правил, которое описал Роберт Гиффен, английский экономист и статист. Сообщение о его эффекте и деятельности вы подготовите к следующему уроку. А, мы работаем дальше. (Слайд 8)
Учитель: На спрос влияют и другие факторы: (Слайд 9)
Уровень дохода покупателей.
Вкусы и предпочтения потребителей.
Изменение цен на другие товары.
Ожидание изменения доходов и цен.
Изменения числа покупателей.
Задание 2. Как эти факторы повлияют на положение кривой спроса?
Ученики разбирают каждый фактор, опираясь на текст в учебнике, приводят примеры.
Закрепление пройденного материала.
Учитель: Перед вами кривая спроса, приведите примеры и покажите новое положение кривой спроса после воздействия тех или иных факторов.
Ученики демонстрируют перемещение кривой на графике.
Рефлексия.
Учитель: Полезна ли эта тема? Оцените свою работу на уроке.
Ученики отвечают на вопрос.
Выставление оценок.
(Слайд 10)
Домашнее задание: П.3.1, сообщение об эффекте Роберта Гиффена и его деятельности.