СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока экономики в 10 классе "СПРОС и ЗАКОН СПРОСА"

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока экономики в 10 классе "СПРОС и ЗАКОН СПРОСА" содержит технологическую карту с подробным описанием деятельности учителя и обучающихся, домашним заданием и карточками.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока экономики в 10 классе "СПРОС и ЗАКОН СПРОСА"»

КОНСПЕКТ УРОКА


Предмет: Экономика

Дата:

Время проведения: 2 урока

Kласc: 10ВГ


Tема: СПРОС и ЗАКОН СПРОСА.



Цель урока: описание важного механизма рыночной экономики – спроса.

Задачи урока:

1. Определить вместе с учащимися понятия «спрос», «величина спроса», «закон спроса», «функция спроса».

2. Показать учащимся, как начертить график (кривую) спроса, составлять вопросы к графику. Вывести формулу влияния цены на спрос.

3. Определить вместе с учащимися разницу между индивидуальным и рыночным спросом.

4. Предложить учащимся составить списки взаимозаменяемых и взаимодополняющих товаров, нормальных товаров и товаров низшей категории.


Задачи урока языком учеников:

1. Я узнаю, что такое спрос и в чём состоит закон спроса.

2. Я пойму, как цена товара влияет на величину спроса на него. Я научусь читать графики спроса. Я смогу сформулировать закон спроса по графику (кривой) спроса. Я выдвину от 3 до 5 предположений о том, что ещё влияет на изменение спроса на товар.

3. Я пойму, в чём отличие индивидуального спроса от рыночного? Зачем нужно это знание?

4. Я составлю списки взаимозаменяемых и взаимодополняющих товаров, нормальных товаров и товаров низшей категории. Выдвину предположения о том, для чего субъектам экономики нужно уметь составлять такие списки.



Критерии оценивания.


Учащиеся в конце урока:

Формулируют понятия «спрос», «величина спроса», «цена спроса» - самостоятельно (5), с помощью опорных слов (4), с опорой на текст (3);

Составляют график (кривую) спроса по заданным характеристикам – самостоятельно (4), с помощью учебника или доски (4), затрудняются в составлении кривой спроса, но умеют читать её (3);

Составляют график (кривую) спроса по характеристикам в задаче – находят необходимые характеристики и самостоятельно составляют график (5), с помощью учителя или одноклассников в ходе самостоятельной групповой работы (4); с помощью учителя или одноклассников по дополнительных пояснений после самостоятельной групповой работы (3);

Находят (3) и формулируют неценовые факторы формирования спроса (4);

Самостоятельно выделяют взаимозаменяемые и дополняющие товары, нормальные товары и товары низшей категории (не менее 5, 4, 3).



Ключевые вопросы для учеников:


Что такое рынок? Что такое рыночный сигнал? Что такое спрос? Величина спроса – это абсолютная или относительная величина? Что влияет на величину спроса? Что такое ценовой фактор? Какие неценовые факторы влияния на спрос вам известны? Зачем нам нужны знания о спросе? Достаточно ли занимаясь экономической деятельностью знать только о величине и цене спроса? В чём различие взаимозаменяемых и взаимодополняющих товаров, нормальных товаров и товаров низшей категории? Зачем нужно это знание?


Связь с прошлыми знаниями. Понятия: Рынок. Акт продажи (покупки). Рыночные сигналы.


Ход урока (методы и задания)

  1. Повторение.

Дайте определение термину - Рынок. Акт обмена (продажи/покупки). Рыночные сигналы. Соедините данные термины в одно предложение.

Рынок – это сфера, где продавец и покупатель совершают акты обмена (продажи/покупки), тем самым подавая рыночные сигналы производителям (о чём?) - о цене, за которую покупатель готов приобрести товар и о количестве товара, которое он готов приобрести.

Можно использовать составленное на прошлом уроке с помощью онлайн-сервиса «облако тегов». Например:


  1. Знакомство с новыми терминами.


Составьте облако тегов с помощью любого доступного приложения:

Спрос (demand, D) – количество (quantity, Q) товара (услуг), которое покупатели готовы приобрести на рынке по определённой цене (price, P) в определённое время. The quantity of goods, services that buyers are willing to buy on the market at a certain price at a certain time in a certain place.


  1. Объяснение нового материала. исследование функции


От чего зависит величина спроса (quantity of demand)?


Выразим ваши предположения с помощью функции (аналитический способ).

Функция спроса – зависимость величины (объёма) спроса от определяющих его факторов (в первую очередь цены).

Чаще всего функцию спроса выражают с помощью зависимости величины спроса от цены, при этом договариваются, что все остальные факторы неизменны.

Qd = f(P) = abP (формула на доске).

Обучающиеся используют при объяснении карточку №1, которая дана с опережением на прошлом занятии – учащиеся разбираются с ней самостоятельно, на уроке разъясняют смысл изображения (см. вопросы ниже). Карточка №2 выдаётся обучающимся на текущем уроке.


Qd = abP = f(P)

ПРЯМАЯ ФУНКЦИЯ

Qd – прямая функция спроса от цены товара, при условии, что a, b 0, а все остальные факторы неизменны. a, b не могут равняться нулю, т.к. это противоречит логике рыночных отношений – у товара всегда есть стоимость, а значит есть изменение этой цены и спроса.

Показывает максимальное количество товара, которое потребитель готов купить по определённой цене.

A – максимально возможный спрос на данный товар при минимальной цене.

B – коэффициент изменения объёма спроса при изменении цены (отражает угол наклона прямой спроса, т.е. тангенс угла наклона кривой спроса).

P – цена; Q – величина товара


Карточка №1

Карточка №2


Вопросы на опережение:

Что показывают в формуле буквенные выражения: a, b, P, Q, Q1d?

Почему линия спроса в графике не пересекает ни абсциссу, ни ординату?


Вопросы текущего урока:

Почему переменные a, b не должны равняться нулю?


  1. Объяснение нового материала. исследование таблицы.


Функция спроса на данный товар Qd = abP = 7 – Р. Постройте график спроса товара, откладывая на оси абсцисс количество товаров, а на оси ординат цену единицы товара.

Выразите зависимость в табличном варианте.


P – цена

0

1

2

3

4

5

6

7

Q – величина (количество, объём) товара

7

6

5

4

3

2

1

0


Итак, величина спроса зависит от цены товара. Цена спроса – максимальная цена, которую покупатель готов заплатить за определённое количество товара. Величина спроса – это любая точка на графике спроса. Например, в точке А на графике при цене Р1 будет продано Q1 товара. При снижении цены до Р2 спрос увеличится до Q2 товара. Величина спроса меняется, но функция спроса и её график остаются прежними.


  1. Объяснение нового материала. выведение закона спроса.


Выведем закон спроса, который наблюдается как в табличном, так и в графичном варианте отражения спроса:


Закон спроса (law of demand) – при прочих равных условиях – факторах величина спроса находится в обратной зависимости от цены, т.е. чем выше цена, тем ниже величина спроса, и наоборот.


Дополнительное задание (двум парам обучающихся)

Экономисты приводят четыре доказательства закона спроса и часто выражают их кратко:

Выберите из перечисленного списка причин любую, которую вы можете объяснить своими словами и раскройте её классу:

  1. Ценовой барьер.

  2. Эффект дохода.

  3. Эффект замещения.

  4. Принцип убывания предельной полезности.

Какие причины остались непонятными? Мы рассмотрим их в своё время на будущих уроках экономики.


  1. Объяснение нового материала. ВЛИЯНИЕ ИНЫХ ФАКТОРОВ.


Работа в группах (парах). Определите иные факторы, кроме цены, которые влияют на величину спроса при неизменной цене? (беседа ведётся учителем, но примеры приводят обучающиеся, на доске постепенно появляются слова и сокращения – факторы спроса!)


Qd = f(P, I, T, Ps, Pc, R, Eb, Nb)


Qd – quantity of demand – величина спроса.

P – price – цена.

I – income – доход.

T – tastes of consumers – вкусы потребителей.

E - expectations.

Ps – price of substitutes – цена взаимозаменяющих товаров.

Pc – price of complements – цена взаимодополняющих товаров.

R – reclame – реклама.

Ebexpectations of buyers – ожидания покупателей.

Nb – number of buyers – число покупателей.


Как изменится функция спроса при влиянии перечисленных выше факторов, при условии, что цена останется неизменной?


  1. Уровень дохода покупателей. Рост/падение доходов покупателей неодинаково влияют на спрос на разные товары.

Различают «низшие» блага, или товары низшей категории (inferior goods) –спрос на которые растёт по мере падения доходов. Какие товары можно отнести к низшим? (дешёвый фастфуд, проезд в метрополитене, крупа, хлеб, макароны, услуги по ремонту обуви и пр.).

Выделяют также «нормальные товары» (normal goods)- более ценные, полезные товары, спрос на которые растёт по мере роста доходов (мясо, морепродукты, ценные сорта рыбы, овощи, фрукты, спортивный инвентарь, услуги бюро путешествий и пр.).

  1. Вкусы потребителей (предпочтения). Например, массовое предпочтение детективов или фэнтези классической литературе. При неизменных ценах спрос на классическую литературу будет падать, а на детективы и фэнтези расти. Вкусы (предпочтения) потребителей зависят от успешно проведённой рекламной кампании, маркетинговых мероприятий, появления новинок, влияния моды, сезона года и пр.

  2. Изменение цен на другие товары.

Взаимозаменяемые товары (substitutes) – группа товаров, удовлетворяющих аналогичные потребности (средства для стирки, напитки и пр.) Рост цены на один взаимозаменяемый товар приводит к увеличению спроса на другой, цена на который осталась прежней (апельсины/мандарины; чай/кофе).

Взаимодополняющие товары, комплементы (complements) – товары, которые не могут употребляться один без другого. Падение цены одного из них приводит к росту спроса на другой (бензин и автомобиль, принтер и картридж, теннисные ракетки и мячи).

  1. Ожидания. Спрос на товары может быть связан с ожидаемыми изменениями доходов и цен. Если в следующем месяце ожидается повышение доходов, то люди еще до того, как вырастут их доходы, начнут покупать больше товаров. Ожидание роста цен также вызовет рост спроса на товары, так как ожидается, что в ближайшее время они станут более недоступными.

  2. Изменение числа покупателей. Лоток с мороженым возле школы вызовет больший спрос, чем на безлюдной улице с невысокими домами.


  1. Объяснение нового материала. Индивидуальный и рыночный спрос.


Сформулируйте определения к терминам:

Индивидуальный спрос – спрос, предъявляемый отдельным покупателем.

Рыночный спрос – совокупность индивидуальных спросов; спрос, предъявляемый группой покупателей.

Кривая рыночного спроса: Q = Q1+Q2+Q3


Цена товара, руб.


Величина спроса 1 покупателя

Величина спроса 2 покупателя

Величина спроса 3 покупателя

Величина рыночного спроса

Р

Q1

Q2

Q3

Q = Q1+Q2+Q3

10

0

2

4

6

8

0

4

8

12

5

2

7

13

20

2

5

11

18

26


Работа с учебником (с. 67) – табличный и графичный способы выражения спроса (индивидуального и рыночного).



Заметки и дополнительные задания:

Задания к учебнику Киреев А. Универсальная рабочая тетрадь по экономике. 10-11 классы. М. : Вита-пресс. – 2018. (14.1, 14.2). Отметить в тетради элементы знаний, которые могут пригодиться в быту; при сдаче ЕГЭ по обществознанию.



Как учащиеся проверят свои знания?

Умение отвечать на ключевые вопросы занятия. Умение определять по таблице величину спроса, цену при заданных характеристиках величины спроса. Умение определять сдвиги функции в зависимости от влияния различных факторов.



Домашнее задание:

Задача. На графике показан спрос D1 на игровые приставки. Покажите буквами А и В изменение величины спроса на игровые приставки при снижении их цены с 8 до 5 тыс. Какова величина спроса при каждой цене?

Как при неизменной цене 8 тыс. увеличится спрос, если количество покупателей возрастёт вдвое? Нарисуйте новую кривую спроса D2 и определите новый уровень спроса, обозначив его буквой C.


10












9












8












7












6












5












4












3












2












1











D1

0













0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10


Материалы и дидактические пособия:

Учебник. Карточка с кривой спроса. Карточка с задачей.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!