СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку "Спрос, закон спроса, факторы, формирующие спрос" 10 класс (профильный уровень)

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку "Спрос, закон спроса, факторы, формирующие спрос" содержит таблицы, схемы, определения понятий, позволяющие раскрыть основные теоретические вопросы темы. Презентация может быть использована как на уроке экономики (профильного уровня), так и для подготовке к ЕГЭ по обществознанию

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку "Спрос, закон спроса, факторы, формирующие спрос" 10 класс (профильный уровень)»

1 2 3 4 5 По вертикали: факторы, используемые для производства экономических благ совокупность денежных, материальных и нематериальных активов, инвестируемых в производство самая неэффективная форма обмена, при которой резко возрастает трансакционные издержки это процесс, при котором товар меняет своего собственника предмет труда, претерпевший незначительное воздействие человека и предназначенный для дальнейшей обработки

1

2

3

4

5

По вертикали:

  • факторы, используемые для производства экономических благ
  • совокупность денежных, материальных и нематериальных активов, инвестируемых в производство
  • самая неэффективная форма обмена, при которой резко возрастает трансакционные издержки
  • это процесс, при котором товар меняет своего собственника
  • предмет труда, претерпевший незначительное воздействие человека и предназначенный для дальнейшей обработки
р е к б а с у а п и р р о т т с е б с а ы м р л р е ь н е

р

е

к

б

а

с

у

а

п

и

р

р

о

т

т

с

е

б

с

а

ы

м

р

л

р

е

ь

н

е

Раздел 2. Спрос и предложение Урок 1 Спрос, закон спроса, факторы, формирующие спрос  Экономика  10 класс(профиль) МБОУ СШ № 1  г.Вилючинск Гудзишевская Н.В.

Раздел 2. Спрос и предложение

Урок 1

Спрос, закон спроса, факторы, формирующие спрос

Экономика

10 класс(профиль)

МБОУ СШ № 1

г.Вилючинск

Гудзишевская Н.В.

План: Спрос. 1.1. виды спроса 1.2. закон спроса, величина спроса 2. Эффекты Гиффена и Веблена 3. Эластичность спроса.

План:

  • Спрос.

1.1. виды спроса

1.2. закон спроса, величина спроса

2. Эффекты Гиффена и Веблена

3. Эластичность спроса.

1. Спрос 1.1. виды спроса    Спрос  - это запрос фактического или потенциального покупателя, потребителя на приобретение товара по имеющимся у него средствам, которые предназначены для этой покупки

1. Спрос

1.1. виды спроса

Спрос - это запрос фактического или потенциального покупателя, потребителя на приобретение товара по имеющимся у него средствам, которые предназначены для этой покупки

Виды  спроса по степени удовлетворенности Реальный спрос  размер фактической реализации товаров за определенный срок, выраженный в натуральных или стоимостных показателях  определяется суммой денежных средств, направляемых на покупку товаров при определенном уровне цен на них Удовлетво-ренный   составляет основную часть платеже-способной потребности  меньше реального спроса на величину неудовлетворенного спроса на товар Неудовлетворенный  это предъявленный на товары спрос, который не был удовлетворен по любой причине:  отсутствие в продаже  низкое качество  высокая цена и т.п.

Виды спроса

по степени удовлетворенности

Реальный спрос

  • размер фактической реализации товаров за определенный срок, выраженный в натуральных или стоимостных показателях
  • определяется суммой денежных средств, направляемых на покупку товаров при определенном уровне цен на них

Удовлетво-ренный

  • составляет основную часть платеже-способной потребности
  • меньше реального спроса на величину неудовлетворенного спроса на товар

Неудовлетворенный

  • это предъявленный на товары спрос, который не был удовлетворен по любой причине:
  • отсутствие в продаже
  • низкое качество
  • высокая цена и т.п.
По периодичности возникновения Повседневный Периодический Эпизодический  предъявляется из-редка, «от случая к случаю» (ювелирные изделия, деликате-сы)  предъявляется практически ежед-невно (продукты питания, мыло)  предъявляется че-рез определенные промежутки времени (обувь, одежда)

По периодичности

возникновения

Повседневный

Периодический

Эпизодический

  • предъявляется из-редка, «от случая к случаю» (ювелирные изделия, деликате-сы)
  • предъявляется практически ежед-невно (продукты питания, мыло)
  • предъявляется че-рез определенные промежутки времени (обувь, одежда)
В зависимости от намерений покупателей Устойчивый  заранее обдуманный, на определенный товар  не допускает его замена каким-либо другим, даже однородным товаром.  обычно устанавливается на товары повседневного потребления, постоянно воспроизводимые в тех же количествах и ассортименте (на хлеб, молоко и т.п.) Альтерна-тивный   формируется окончательно в магазине в процессе непосредственного ознакомления покупателей с товаром и его особенностями  допускает взаимозаменяемость товаров в пределах товарной группы или подгруппы (кондитерские изделия, обувь) Импульс-ный (спонтан-ный)  предъявляется покупателями без предварительного обдумывания  возникает непосредственно в местах продажи под воздействием рекламы, выкладки товаров или предложений продавца  чаще всего на малоизвестные или новые товары

В зависимости от намерений покупателей

Устойчивый

  • заранее обдуманный, на определенный товар
  • не допускает его замена каким-либо другим, даже однородным товаром.
  • обычно устанавливается на товары повседневного потребления, постоянно воспроизводимые в тех же количествах и ассортименте (на хлеб, молоко и т.п.)

Альтерна-тивный

  • формируется окончательно в магазине в процессе непосредственного ознакомления покупателей с товаром и его особенностями
  • допускает взаимозаменяемость товаров в пределах товарной группы или подгруппы (кондитерские изделия, обувь)

Импульс-ный (спонтан-ный)

  • предъявляется покупателями без предварительного обдумывания
  • возникает непосредственно в местах продажи под воздействием рекламы, выкладки товаров или предложений продавца
  • чаще всего на малоизвестные или новые товары
В зависимости от влияния цены Неэластичный Эластичный  имеет тенденцию к изме-нению при изменении цены на товар или дохода населения (спрос на авто-мобили, электробытовые товары и т.д.)  остается неизменным вне зависимости от изме-нения доходов населения и цены на товар

В зависимости от влияния цены

Неэластичный

Эластичный

  • имеет тенденцию к изме-нению при изменении цены на товар или дохода населения (спрос на авто-мобили, электробытовые товары и т.д.)
  • остается неизменным вне зависимости от изме-нения доходов населения и цены на товар
 спекулятивный спрос возникает в условиях дефицита товаров, когда рыночное предложение недостаточно или искусственно сдерживается в ожидании роста цен
  • спекулятивный спрос возникает в условиях дефицита товаров, когда рыночное предложение недостаточно или искусственно сдерживается в ожидании роста цен
 нерациональный спрос объединяет все покупки, ко-торые не только не планируются потребителем, но и про-исходят под воздействием внезапного минутного желания Многие крупные магазины сознательно стимулируют дан-ную разновидность спроса у такой специфической потре-бительской группы, как родители с детьми, устанавливая у кассовых аппаратов стеллажи с конфетами и забавными игрушками
  • нерациональный спрос объединяет все покупки, ко-торые не только не планируются потребителем, но и про-исходят под воздействием внезапного минутного желания

Многие крупные магазины сознательно стимулируют дан-ную разновидность спроса у такой специфической потре-бительской группы, как родители с детьми, устанавливая у кассовых аппаратов стеллажи с конфетами и забавными игрушками

1.2. закон спроса, величина спроса  Закон спроса  - величина (объём) спроса уменьшается по мере увеличения цены товара

1.2. закон спроса, величина спроса

Закон спроса - величина (объём) спроса уменьшается по мере увеличения цены товара

P (price) – цена Q (quantity) – количество P D D (demand) – спрос P 1  между величиной спроса и ценой существует обратная зависимость - повышение цены вызывает понижение величины спроса, снижение же цены вызывает повышение величины спроса P 2 Q 2 Q 1 Q

P (price) – цена

Q (quantity) – количество

P

D

D (demand) – спрос

P 1

  • между величиной спроса и ценой существует обратная зависимость - повышение цены вызывает понижение величины спроса, снижение же цены вызывает повышение величины спроса

P 2

Q 2

Q 1

Q

Закон спроса не действует в трех случаях:  при ажиотажном спросе, вызванном ожидаемым повы-шением цен  для некоторых редких и дорогостоящих товаров, которые покупаются как средство вложения денег  при переключении спроса на более качественные и дорогостоящие товары

Закон спроса не действует в трех случаях:

  • при ажиотажном спросе, вызванном ожидаемым повы-шением цен
  • для некоторых редких и дорогостоящих товаров, которые покупаются как средство вложения денег
  • при переключении спроса на более качественные и дорогостоящие товары
Потребность покупателя в товарах и услугах Возможность оплатить покупку по цене, нахо-дящейся в пределах «доступного» диапа-зона  Спрос характеризуется рядом свойств и количественных параметров: объём  или  величина  спроса.  С позиций количественного измерения спрос на товар, понимается как объём спроса, означает количество данного товара, которое покупатели (потребители) желают, готовы и имеют денежную возможность приобрести за некоторый период по определенным ценам.

Потребность покупателя в товарах и услугах

Возможность оплатить покупку по цене, нахо-дящейся в пределах «доступного» диапа-зона

Спрос характеризуется рядом свойств и количественных параметров:

объём или величина спроса.

С позиций количественного измерения спрос на товар, понимается как объём спроса, означает количество данного товара, которое покупатели (потребители) желают, готовы и имеют денежную возможность приобрести за некоторый период по определенным ценам.

 Величина спроса - количество товара или услуг определенного вида и качества, которое покупатель желает купить по данной цене в течение определенного периода времени.

Величина спроса - количество товара или услуг определенного вида и качества, которое покупатель желает купить по данной цене в течение определенного периода времени.

2. Эффекты Гиффена и Веблена  На рынке могут возникать и такие ситуации, которые указывают на возможные исключения из закона спроса.  Нетипичное поведение величины спроса выражается, например, в том, что цена увеличивается и это вызывает рост величины спроса.  Речь идет о таких ситуации, как эффект Гиффена, эффект присоединения к большинству, эффект снобы, эффект Веблена .  Т.Веблен

2. Эффекты Гиффена и Веблена

На рынке могут возникать и такие ситуации, которые указывают на возможные исключения из закона спроса.

Нетипичное поведение величины спроса выражается, например, в том, что цена увеличивается и это вызывает рост величины спроса.

Речь идет о таких ситуации, как эффект Гиффена, эффект присоединения к большинству, эффект снобы, эффект Веблена .

Т.Веблен

 Эффект Гиффена .  При повышении цен на товары первой необходимости, опасаясь дальнейшего роста цен, население с низким уровнем дохода начинает покупать эти товары в большем количестве, создавая запас на будущее. Таким образом, чем выше цена на товар, тем больше величина спроса на него.  Это явление впервые описано в середине XIX в., когда под угрозой голода в Ирландии люди отреагировали на рост цены картофеля увеличением спроса на него.

Эффект Гиффена .

При повышении цен на товары первой необходимости, опасаясь дальнейшего роста цен, население с низким уровнем дохода начинает покупать эти товары в большем количестве, создавая запас на будущее. Таким образом, чем выше цена на товар, тем больше величина спроса на него.

Это явление впервые описано в середине XIX в., когда под угрозой голода в Ирландии люди отреагировали на рост цены картофеля увеличением спроса на него.

 Эффект Веблена (1899г.).  Этот эффект выражается в показном потреблении престижных товаров. Повышение цен на некоторые престижные товары и услуги не делает их менее привлекательными для тех, кто покупает не столько сам товар, сколько престиж, связанный с обладанием этим товаром (например, покупка дорогого автомобиля, одежды в модном бутике, обед в дорогом ресторане).

Эффект Веблена (1899г.).

Этот эффект выражается в показном потреблении престижных товаров. Повышение цен на некоторые престижные товары и услуги не делает их менее привлекательными для тех, кто покупает не столько сам товар, сколько престиж, связанный с обладанием этим товаром (например, покупка дорогого автомобиля, одежды в модном бутике, обед в дорогом ресторане).

 Однако эффект Веблена может иметь под собой и рациональную основу: цена товара может отождествляться с его ценой, при этом потребитель начинает остерегаться покупки товаров по низким ценам.  Этот эффект наиболее активно используется в маркетинге: создание модных престижных и дорогих брендов также основано на эффекте Веблена.

Однако эффект Веблена может иметь под собой и рациональную основу: цена товара может отождествляться с его ценой, при этом потребитель начинает остерегаться покупки товаров по низким ценам.

Этот эффект наиболее активно используется в маркетинге: создание модных престижных и дорогих брендов также основано на эффекте Веблена.

3. Эластичность спроса Эластичность спроса  – это измеритель силы влияния какого-либо фактора на величину спроса Основными видами эластичности спроса являются:         эластичность спроса по цене;         эластичность спроса по доходу;         перекрестная эластичность, то есть эластичность спроса по цене других товаров К (с) – Коэффициент Рост объема спроса ( в %) эластичности спроса Снижение цены ( в%)

3. Эластичность спроса

Эластичность спроса – это измеритель силы влияния какого-либо фактора на величину спроса

Основными видами эластичности спроса являются:

  •         эластичность спроса по цене;
  •         эластичность спроса по доходу;
  •         перекрестная эластичность, то есть эластичность спроса по цене других товаров

К (с) – Коэффициент

Рост объема спроса ( в %)

эластичности спроса

Снижение цены ( в%)

На какой товар эластичность спроса больше? P D P (price) – цена Q (quantity) – количество D' D (demand) – спрос Q

На какой товар эластичность спроса больше?

P

D

P (price) – цена

Q (quantity) – количество

D'

D (demand) – спрос

Q

 Эластичность спроса по цене  – это степень изменения величины спроса в ответ на изменение рыночной цены на один процент  На эластичность спроса по цене влияют следующие факторы:  наличие товаров заменителей: спрос на товар, имеющий близкие заменители, более эластичный.  временные рамки , в пределах которых принимается решение о покупке: спрос на коротком промежутке времени менее эластичен, чем на длинном.  удельный вес товара в доходе потребителя: чем больший объем затрат в бюджете потребителя приходится на приобретение данного товара или услуги, тем выше будет эластичность спроса на него при прочих равных условиях

Эластичность спроса по цене – это степень изменения величины спроса в ответ на изменение рыночной цены на один процент

На эластичность спроса по цене влияют следующие факторы:

  • наличие товаров заменителей: спрос на товар, имеющий близкие заменители, более эластичный.
  • временные рамки , в пределах которых принимается решение о покупке: спрос на коротком промежутке времени менее эластичен, чем на длинном.
  • удельный вес товара в доходе потребителя: чем больший объем затрат в бюджете потребителя приходится на приобретение данного товара или услуги, тем выше будет эластичность спроса на него при прочих равных условиях
значимость товара для потребителя: спрос на товары первой необходимости является малоэластичным P К(с) стремится к минус бесконечности D P (price) – цена Абсолютно неэластичный спрос Q (quantity) – количество D (demand) – спрос D' Абсолютно эластичный спрос К(с) стремится к нулю Q
  • значимость товара для потребителя: спрос на товары первой необходимости является малоэластичным

P

К(с) стремится к минус бесконечности

D

P (price) – цена

Абсолютно неэластичный спрос

Q (quantity) – количество

D (demand) – спрос

D'

Абсолютно эластичный спрос

К(с) стремится к нулю

Q

Перекрестная эластичность спроса по цене  – это процентное изменение величины спроса на один товар при изменении цены другого товара.  Перекрестная эластичность спроса по цене характерна для взаимодополняющих товаров . Это обычно сопутствующие друг другу товары, которые используются совместно. БЕНЗИН увеличение цены на один товар при неизменной кривой спроса приводит к падению величины спроса на этот товар и результате этого снижается спрос на взаимодополняющий товар и, соответственно, снижается его цена

Перекрестная эластичность спроса по цене – это процентное изменение величины спроса на один товар при изменении цены другого товара.

Перекрестная эластичность спроса по цене характерна для взаимодополняющих товаров . Это обычно сопутствующие друг другу товары, которые используются совместно.

БЕНЗИН

  • увеличение цены на один товар при неизменной кривой спроса приводит к падению величины спроса на этот товар и результате этого снижается спрос на взаимодополняющий товар и, соответственно, снижается его цена
 Эластичность спроса по доходу – это процентное изменение величины спроса, вызванное увеличением дохода.  Для того чтобы определить, как изменение дохода повлияет на спрос, необходимо вспомнить о том, что экономические блага, с точки зрения потребителя, разделяются на нормальные и инфериорные. Инфериорное благо

Эластичность спроса по доходу – это процентное изменение величины спроса, вызванное увеличением дохода.

Для того чтобы определить, как изменение дохода повлияет на спрос, необходимо вспомнить о том, что экономические блага, с точки зрения потребителя, разделяются на нормальные и инфериорные.

Инфериорное благо

Экономические блага Нормальные Инфериорные это блага, потребление которых положительно зависит от дохода потребителя. это блага, потребление которых отрицательно зависит от дохода потребителя  Инфериорные блага еще называют «некачественные» - не в смысле их плохого качества, а в том, что спрос на них падает при росте дохода. Это любые товары, от потребления которых покупатель откажется в пользу более дорогих при росте дохода. Это могут быть дешевые крупы, дешевая одежда, отечественные автомобили.

Экономические блага

Нормальные

Инфериорные

это блага, потребление которых положительно зависит от дохода потребителя.

это блага, потребление которых отрицательно зависит от дохода потребителя

Инфериорные блага еще называют «некачественные» - не в смысле их плохого качества, а в том, что спрос на них падает при росте дохода. Это любые товары, от потребления которых покупатель откажется в пользу более дорогих при росте дохода. Это могут быть дешевые крупы, дешевая одежда, отечественные автомобили.

Влияние уровня доходов на спрос P D' D P (price) – цена P 1 Q (quantity) – количество D (demand) – спрос Q 1 ' Q 1 Q

Влияние уровня доходов на спрос

P

D'

D

P (price) – цена

P 1

Q (quantity) – количество

D (demand) – спрос

Q 1 '

Q 1

Q

Потребительские ожидания: изменение уровня цен или доходов, которое, по мнению потребителей, может произойти в будущем. Я куплю товар «про запас», пока цены ещё не выросли Все покупают товар «про запас» Я думаю, что цена на товар будет расти Цены на товар растут тем больше, чем больше его покупают

Потребительские ожидания:

изменение уровня

цен или доходов, которое, по мнению потребителей,

может произойти в будущем.

Я куплю товар «про запас», пока цены ещё не выросли

Все покупают товар «про запас»

Я думаю, что цена на товар будет расти

Цены на товар растут тем больше, чем больше его покупают

Д\задание:   стр.27-35 (В.С.Автономов)  § 3.1 кн.1. (С.И.Иванов)

Д\задание: стр.27-35 (В.С.Автономов) § 3.1 кн.1. (С.И.Иванов)

Источники: https://studbooks.net/1892145/ekonomika/vidy_sprosa_stepeni_udovletvoreniya

Источники:

https://studbooks.net/1892145/ekonomika/vidy_sprosa_stepeni_udovletvoreniya


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!