1
2
3
4
5
По вертикали:
- факторы, используемые для производства экономических благ
- совокупность денежных, материальных и нематериальных активов, инвестируемых в производство
- самая неэффективная форма обмена, при которой резко возрастает трансакционные издержки
- это процесс, при котором товар меняет своего собственника
- предмет труда, претерпевший незначительное воздействие человека и предназначенный для дальнейшей обработки
р
е
к
б
а
с
у
а
п
и
р
р
о
т
т
с
е
б
с
а
ы
м
р
л
р
е
ь
н
е
Раздел 2. Спрос и предложение
Урок 1
Спрос, закон спроса, факторы, формирующие спрос
Экономика
10 класс(профиль)
МБОУ СШ № 1
г.Вилючинск
Гудзишевская Н.В.
План:
1.1. виды спроса
1.2. закон спроса, величина спроса
2. Эффекты Гиффена и Веблена
3. Эластичность спроса.
1. Спрос
1.1. виды спроса
Спрос - это запрос фактического или потенциального покупателя, потребителя на приобретение товара по имеющимся у него средствам, которые предназначены для этой покупки
Виды спроса
по степени удовлетворенности
Реальный спрос
- размер фактической реализации товаров за определенный срок, выраженный в натуральных или стоимостных показателях
- определяется суммой денежных средств, направляемых на покупку товаров при определенном уровне цен на них
Удовлетво-ренный
- составляет основную часть платеже-способной потребности
- меньше реального спроса на величину неудовлетворенного спроса на товар
Неудовлетворенный
- это предъявленный на товары спрос, который не был удовлетворен по любой причине:
- отсутствие в продаже
- низкое качество
- высокая цена и т.п.
По периодичности
возникновения
Повседневный
Периодический
Эпизодический
- предъявляется из-редка, «от случая к случаю» (ювелирные изделия, деликате-сы)
- предъявляется практически ежед-невно (продукты питания, мыло)
- предъявляется че-рез определенные промежутки времени (обувь, одежда)
В зависимости от намерений покупателей
Устойчивый
- заранее обдуманный, на определенный товар
- не допускает его замена каким-либо другим, даже однородным товаром.
- обычно устанавливается на товары повседневного потребления, постоянно воспроизводимые в тех же количествах и ассортименте (на хлеб, молоко и т.п.)
Альтерна-тивный
- формируется окончательно в магазине в процессе непосредственного ознакомления покупателей с товаром и его особенностями
- допускает взаимозаменяемость товаров в пределах товарной группы или подгруппы (кондитерские изделия, обувь)
Импульс-ный (спонтан-ный)
- предъявляется покупателями без предварительного обдумывания
- возникает непосредственно в местах продажи под воздействием рекламы, выкладки товаров или предложений продавца
- чаще всего на малоизвестные или новые товары
В зависимости от влияния цены
Неэластичный
Эластичный
- имеет тенденцию к изме-нению при изменении цены на товар или дохода населения (спрос на авто-мобили, электробытовые товары и т.д.)
- остается неизменным вне зависимости от изме-нения доходов населения и цены на товар
- спекулятивный спрос возникает в условиях дефицита товаров, когда рыночное предложение недостаточно или искусственно сдерживается в ожидании роста цен
- нерациональный спрос объединяет все покупки, ко-торые не только не планируются потребителем, но и про-исходят под воздействием внезапного минутного желания
Многие крупные магазины сознательно стимулируют дан-ную разновидность спроса у такой специфической потре-бительской группы, как родители с детьми, устанавливая у кассовых аппаратов стеллажи с конфетами и забавными игрушками
1.2. закон спроса, величина спроса
Закон спроса - величина (объём) спроса уменьшается по мере увеличения цены товара
P (price) – цена
Q (quantity) – количество
P
D
D (demand) – спрос
P 1
- между величиной спроса и ценой существует обратная зависимость - повышение цены вызывает понижение величины спроса, снижение же цены вызывает повышение величины спроса
P 2
Q 2
Q 1
Q
Закон спроса не действует в трех случаях:
- при ажиотажном спросе, вызванном ожидаемым повы-шением цен
- для некоторых редких и дорогостоящих товаров, которые покупаются как средство вложения денег
- при переключении спроса на более качественные и дорогостоящие товары
Потребность покупателя в товарах и услугах
Возможность оплатить покупку по цене, нахо-дящейся в пределах «доступного» диапа-зона
Спрос характеризуется рядом свойств и количественных параметров:
объём или величина спроса.
С позиций количественного измерения спрос на товар, понимается как объём спроса, означает количество данного товара, которое покупатели (потребители) желают, готовы и имеют денежную возможность приобрести за некоторый период по определенным ценам.
Величина спроса - количество товара или услуг определенного вида и качества, которое покупатель желает купить по данной цене в течение определенного периода времени.
2. Эффекты Гиффена и Веблена
На рынке могут возникать и такие ситуации, которые указывают на возможные исключения из закона спроса.
Нетипичное поведение величины спроса выражается, например, в том, что цена увеличивается и это вызывает рост величины спроса.
Речь идет о таких ситуации, как эффект Гиффена, эффект присоединения к большинству, эффект снобы, эффект Веблена .
Т.Веблен
Эффект Гиффена .
При повышении цен на товары первой необходимости, опасаясь дальнейшего роста цен, население с низким уровнем дохода начинает покупать эти товары в большем количестве, создавая запас на будущее. Таким образом, чем выше цена на товар, тем больше величина спроса на него.
Это явление впервые описано в середине XIX в., когда под угрозой голода в Ирландии люди отреагировали на рост цены картофеля увеличением спроса на него.
Эффект Веблена (1899г.).
Этот эффект выражается в показном потреблении престижных товаров. Повышение цен на некоторые престижные товары и услуги не делает их менее привлекательными для тех, кто покупает не столько сам товар, сколько престиж, связанный с обладанием этим товаром (например, покупка дорогого автомобиля, одежды в модном бутике, обед в дорогом ресторане).
Однако эффект Веблена может иметь под собой и рациональную основу: цена товара может отождествляться с его ценой, при этом потребитель начинает остерегаться покупки товаров по низким ценам.
Этот эффект наиболее активно используется в маркетинге: создание модных престижных и дорогих брендов также основано на эффекте Веблена.
3. Эластичность спроса
Эластичность спроса – это измеритель силы влияния какого-либо фактора на величину спроса
Основными видами эластичности спроса являются:
- эластичность спроса по цене;
- эластичность спроса по доходу;
- перекрестная эластичность, то есть эластичность спроса по цене других товаров
К (с) – Коэффициент
Рост объема спроса ( в %)
эластичности спроса
Снижение цены ( в%)
На какой товар эластичность спроса больше?
P
D
P (price) – цена
Q (quantity) – количество
D'
D (demand) – спрос
Q
Эластичность спроса по цене – это степень изменения величины спроса в ответ на изменение рыночной цены на один процент
На эластичность спроса по цене влияют следующие факторы:
- наличие товаров заменителей: спрос на товар, имеющий близкие заменители, более эластичный.
- временные рамки , в пределах которых принимается решение о покупке: спрос на коротком промежутке времени менее эластичен, чем на длинном.
- удельный вес товара в доходе потребителя: чем больший объем затрат в бюджете потребителя приходится на приобретение данного товара или услуги, тем выше будет эластичность спроса на него при прочих равных условиях
- значимость товара для потребителя: спрос на товары первой необходимости является малоэластичным
P
К(с) стремится к минус бесконечности
D
P (price) – цена
Абсолютно неэластичный спрос
Q (quantity) – количество
D (demand) – спрос
D'
Абсолютно эластичный спрос
К(с) стремится к нулю
Q
Перекрестная эластичность спроса по цене – это процентное изменение величины спроса на один товар при изменении цены другого товара.
Перекрестная эластичность спроса по цене характерна для взаимодополняющих товаров . Это обычно сопутствующие друг другу товары, которые используются совместно.
БЕНЗИН
- увеличение цены на один товар при неизменной кривой спроса приводит к падению величины спроса на этот товар и результате этого снижается спрос на взаимодополняющий товар и, соответственно, снижается его цена
Эластичность спроса по доходу – это процентное изменение величины спроса, вызванное увеличением дохода.
Для того чтобы определить, как изменение дохода повлияет на спрос, необходимо вспомнить о том, что экономические блага, с точки зрения потребителя, разделяются на нормальные и инфериорные.
Инфериорное благо
Экономические блага
Нормальные
Инфериорные
это блага, потребление которых положительно зависит от дохода потребителя.
это блага, потребление которых отрицательно зависит от дохода потребителя
Инфериорные блага еще называют «некачественные» - не в смысле их плохого качества, а в том, что спрос на них падает при росте дохода. Это любые товары, от потребления которых покупатель откажется в пользу более дорогих при росте дохода. Это могут быть дешевые крупы, дешевая одежда, отечественные автомобили.
Влияние уровня доходов на спрос
P
D'
D
P (price) – цена
P 1
Q (quantity) – количество
D (demand) – спрос
Q 1 '
Q 1
Q
Потребительские ожидания:
изменение уровня
цен или доходов, которое, по мнению потребителей,
может произойти в будущем.
Я куплю товар «про запас», пока цены ещё не выросли
Все покупают товар «про запас»
Я думаю, что цена на товар будет расти
Цены на товар растут тем больше, чем больше его покупают
Д\задание: стр.27-35 (В.С.Автономов) § 3.1 кн.1. (С.И.Иванов)
Источники:
https://studbooks.net/1892145/ekonomika/vidy_sprosa_stepeni_udovletvoreniya