«Способы развития познавательной активности обучающихся на уроках производственного обучения»
В период производственного обучения, для развития познавательной активности у обучающихся, формирования профессиональных компетенций, а именно способности самостоятельно решать профессиональные проблемы и задачи, возникающие в практической деятельности, используя приобретенные теоретические знания и практические умения, способности коммуникативных действий и другие, применяются различные методы, способы и технологии обучения.
Технологии контекстного обучения – это технологии, когда деятельность обучающихся в процессе обучения непосредственно связана с профессиональной деятельностью.
Контекстное обучение – это обучение, в котором динамически моделируется предметное и социальное содержание профессионального труда, тем самым, обеспечиваются условия трансформации учебной деятельности обучающихся в профессиональную деятельность специалиста. Другими словами, в контекстном обучении реализуется модель движения деятельности обучающегося: от собственно учебной деятельности (в форме лекции) через профессиональную (игровые формы) и учебно-профессиональную (научно-исследовательская работа обучающихся, производственное обучение) к собственно профессиональной деятельности.
Технологии игрового обучения являются составной частью контекстного обучения. Включение игры в образовательный процесс создает предпосылки для концентрации внимания и стимулирования познавательной активности студентов, для опоры на их игровые потребности, а через них - на целенаправленный интерес к профессии. Так как в игре учитываются индивидуальные особенности, это способствует повышению самооценки обучающихся. За счет оперативного контроля качества усвоения повышается управляемость учебным процессом, что одинаково важно для мастера производственного обучения и для обучающихся. Мастер оценивает эффективность применяемых технологий, а обучающийся утверждается в своих способностях к учению. Увлекательная ситуация позволяет быстрее усвоить значительный объем информации в сравнительно короткое время, углубить и систематизировать знания, рассматривая эту информацию в тесной связи с другими реальными факторами.
Производственные игры имеют не только обучающий, но также развивающий и воспитывающий характер. Правильно организованная игра обеспечивает преобладание проблемных методов обучения. В игре создаются возможности для каждого обучающегося отличиться в процессе активного действия. Создается атмосфера взаимопонимания, взаимодоверия и педагогического сотрудничества.