СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Специальная индивидуальная программа развития 4б класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

Просмотр содержимого документа
«Специальная индивидуальная программа развития 4б класс»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ДОНЕЦКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»






РАССМОТРЕНО

на методическом совете

от «30» августа 2022 г.


УТВЕРЖДАЮ

директор школы-интерната

________________Н.В. Лобанова

«31» августа 2022 г.









СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ


обучающейся ----------------

4 год обучения










Составители:

Учитель Михайлова Е. Н

Учитель Краснянская Е. И

Педагог-психолог Коваленко Т. Д

Учитель-логопед Иванова И. В







Срок реализации 1год

2022-2023 учебный год

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ


1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РЕБЁНКЕ.,

ФИО ребёнка: ----------------------------

Возраст ребенка: ------------------------------

Место жительства: ------------------------------

Мать: --------------------------------

Год обучения: 4

Группа (особые потребности): 2

Ступень: 4

Заключение ПМПК: Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальные нарушения) с учетом психофизических особенностей обучающегося с НОДА


2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ НА НАЧАЛО УЧЕБНОГО ГОДА.

Социальный статус: неполная семья, ребенок-инвалид. Девочка обучается в ГКОУ РО Донецкой школе - интернат 4-ой год. Родители заботливо и доброжелательно относятся к дочери, заинтересованы в успешном развитии ребенка.

Мотивация к учебной деятельности сформирована. Познавательные процессы на очень низком уровне. Учебный материал воспринимает фрагментарно. Нуждается в постоянной помощи направляющего и обучающего характера.

Внимание неустойчивое. Его объем, концентрация находятся на низком уровне. Переключение внимания в замедленном темпе и только при помощи педагога. Фрагментарно воспринимает учебную инструкцию, которую нужно неоднократно повторить. Не может работать самостоятельно. Быстро утомляется.

Темп восприятия крайне медленный, объём малый, обобщённость недостаточная. Знает основные цвета, геометрические фигуры. Соотносит предмет и его контуры. Для составления целостного образа может составить картинку не более чем из 6 частей. Навыками ориентировки на плоскости владеет на низком уровне, временные понятия сформированы частично (путает последовательность и забывает названия времён года, месяцев, дней недели). Время по часам не определяет. Восприятие фрагментарное, не понимает целостный смысл сюжетной картинки, а видит отдельные части.

У ---------- механическая, кратковременная память. Часто забывает повседневные слова (названия мебели, овощей, животных, бытовой техники, цвета и т.д.). Нуждается в активизирующей помощи педагога: подсказка первой буквы слова, показ изображения или самого предмета не является подсказкой. Забывает свой возраст, названия чисел, букв. Период сохранения полученной информации недостаточен, с трудом запоминает и с помощью педагога воспроизводит фрагментарно изучаемый материал на следующий день.

Звукопроизношение нарушено, говорит по слогам в очень медленном темпе. Словарный запас крайне беден. Неправильно произносит звуки, речь нечеткая, речевая активность низкая, без эмоциональной окраски. ------- не может проанализировать звуковой, слоговой состав слова. Обучающаяся знает буквы, читает по слогам, но темп чтения крайне низкий, часто забывает названия букв. Чтение не осмысленное, не способна пересказать прочитанное или ответить самостоятельно на вопросы по содержанию текста.

У ------- нарушена общая и мелка моторика. Ограничено движение, не ходит, только сидит. Правая рука не работает, у левой руки не контролируемые судорожные движения. Голову прямо не держит, правосторонняя кривошея. С трудом осуществляет захват левой рукой, не манипулирует мелкими предметами. Ручку держит, по причине тремора не может контролировать свои действия. Навык графического письма на низком уровне (наклон букв разный, буквы и цифры разных размеров, соединение букв либо очень растянуто, либо отсутствует). Самостоятельно может написать только несколько слов печатными буквами (мама, бабушка), списывает прописными буквами с прописных образцов неразборчивым почерком, строку не соблюдает. Темп письма крайне замедлен.

Мыслительные операции: сравнение, обобщение, классификация на низком уровне. ------ затрудняется в установлении причинно-следственных связей в серии сюжетных картинок (4 картинки), скрытый смысл пословиц не понимает, ограничена в элементарных логических обобщениях. Мышление конкретное, кругозор сужен. Усвоила прямой счет в пределах 20, затрудняется с обратным счетом. Называет последующее и предыдущее число только с опорой на числовой ряд. Вычерчивает отрезки заданной длины только с помощью педагога. Испытывает затруднения при решении математических задач в пределах 20, счет на наглядном материале. Не может спланировать свою деятельность, с трудом исправляет ошибку. Домашние задания выполняет только с мамой.

Санитарно-гигиеническими навыками не владеет, нуждается в постоянном уходе взрослого.

Тип нервной системы - уравновешенный, иногда неуспехи в учебе вызывают состояние раздражения и злости. -------------- старается выполнять задания, но по причине своего состояния здоровья не всегда удается. Эмоционально привязана к матери и сестре. Со взрослыми общительна и проявляет уважение.

Требуется постоянный уход.

Требуется постоянный присмотр.


Приоритетное содержание обучения и воспитания:

1. Базовые учебные действия.

2. Коммуникативные навыки.

3. Самообслуживание и санитарно-гигиенические навыки.


  1. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН.

Предмет, коррекционный курс

Индивидуальные занятия

Учитель

Учитель-дефектолог

Учитель ЛФК/АФК

Учитель-логопед

Педагог-психолог

Речь и альтернативная коммуникация

2





Математические представления

2





Окружающий природный мир

2





Человек

2





Домоводство

3





Окружающий социальный мир

2





Музыка и движение

2





Изобразительная деятельность

3





Коррекционно-развивающие занятия

2






20





Сенсорное развитие





2

Предметно-практические действия


2




Альтернативная коммуникация




2


Итого:

26






4.1. ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.

Создание благоприятной обстановки, способствующей формированию положительной мотивации пребывания в образовательной организации и эмоциональному конструктивному взаимодействию с взрослыми (родственник, специалист, ассистент и др.) и сверстниками.

  • Спокойное пребывание в новой среде

  • Перемещение в новой среде без проявлений дискомфорта

  • Принятие контакта, инициированного взрослым.

  • Установление контакта с педагогом и другими взрослыми, участвующими в организации учебного процесса

Формирование учебного поведения

  • Поддержание правильной позы

  • Направленность взгляда на лицо взрослого, на выполняемое задание

  • Выполнение простых речевых инструкций (дай, возьми, встань, сядь, подними и др.)

  • Принятие помощи взрослого

Формирование умения выполнять задания в соответствии с определенными характеристиками

  • Выполнение задания полностью (от начала до конца)

  • Выполнение задания в течение периода времени, обозначенного наглядно (при помощи таймера, будильника, песочных часов)

4.2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ И КОРРЕКЦИОННЫХ КУРСОВ.

Содержание

1 полугодие

2 полугодие

1. Речь и альтернативная (дополнительная) коммуникация

Коммуникация



Коммуникация с использованием вербальных средств.



Использование слова как средства коммуникации: * приветствовать собеседника (прощаться с ним)



Использование предложения как средства коммуникации: * приветствовать собеседника (прощаться с ним)



Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации



Импрессивная речь



Понимание слова, обозначающего собственное имя



Понимание слов, обозначающих названия членов семьи, имена членов семьи, учащихся класса, педагогов



Понимание слов, обозначающих действия (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.)



Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.)



Понимание слов, указывающих на субъект/объект, его принадлежность (я, он, мой, твой и др.)



Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.)



Понимание простых предложений



Экспрессивная речь



Называние членов семьи, имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса)



Называние (употребление) слов, обозначающих действия (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.)



Называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.)



Называние (употребление) слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.)



Называние (употребление) слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.)



Называние (употребление) простых предложений



Ответы на вопросы по содержанию текста



Составление рассказа по одной сюжетной картинке



Рассказ о себе



Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации



Показ графических изображений, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.)



Показ графических изображений, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.)



Показ графических изображений, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.)



Показ графических изображений, обозначающих число и количество предметов (пять, второй и др.)



Составление простых предложений с использованием графических изображений



Составление рассказа по серии сюжетных картинок с использованием графических изображений



Чтение и письмо



Начальные навыки чтения и письма



Написание буквы (слога, слова, предложения)



2. Математические представления

Количественные представления



Различение множеств: «один», «много», «мало», «пусто»



Преобразование множеств: увеличение, уменьшение, уравнивание



Счет равными числовыми группами (по 2, по 3, по 5)



Соотнесение количества предметов с числом



Определение места числа (от 0 до 9) в числовом ряду; счет в прямой (обратной) последовательности



Сложение (вычитание) предметных множеств в пределах 5 (10); запись арифметического примера на увеличение (уменьшение) на одну (несколько) единиц в пределах 5 (10)



Решение задач на увеличение на одну (несколько) единиц в пределах 5 (10)



Запись решения задачи в виде арифметического примера



Решение задач на уменьшение на одну (несколько) единиц в пределах 5 (10)



Различение денежных знаков (монета, купюра)



Узнавание достоинства монеты (купюры)



Представления о форме



Узнавание (различение) геометрических фигур: треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок



Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг)



Составление геометрической фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг) из счетных палочек



Штриховка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг)



Обводка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг) по шаблону (трафарету, контурной линии)



Построение геометрической фигуры (отрезок, линия (прямая, ломаная), треугольник, квадрат, прямоугольник, круг) по точкам



Временные представления



Знание порядка следования частей суток



Узнавание (различение) дней недели



Знание смены дней: вчера, сегодня, завтра



Различение времен года



Сравнение людей по возрасту



3. Окружающий природный мир



Временные представления



Узнавание (различение) частей суток (утро, день, вечер, ночь)



Соотнесение частей суток с видами деятельности



Узнавание (различение) дней недели



Соотнесение дней недели с определенными видами деятельности



Узнавание (различение) времен года (весна, лето, осень, зима) по характерным признакам



Знание изменений, происходящих в жизни человека в разное время года



Знание изменений, происходящих в жизни животных в разное время года



Узнавание (различение) явлений природы (дождь, снегопад, листопад, гроза, радуга, туман, гром, ветер)



Рассказ о погоде текущего дня



Животный мир



Знание строения животного (голова, туловище, лапы, ноги, рога, хвост, копыта, грива, шерсть, вымя, пятачок, уши)



Узнавание (различение) домашних животных (корова, свинья, лошадь, коза, овца (баран), кот, собака)



Знание питания домашних животных



Уход за домашними животными (котом, собакой и др.)



Узнавание (различение) детенышей домашних животных (теленок, поросенок, жеребенок, козленок, ягненок, котенок, щенок)



Узнавание (различение) диких животных (лиса, заяц, волк, медведь, лось, белка, еж, кабан, тигр)



Знание питания диких животных



Знание значения диких животных в жизни человека



Узнавание (различение) детенышей диких животных (волчонок, лисенок, медвежонок, зайчонок, бельчонок, ежонок)



Узнавание (различение) животных, обитающих в природных зонах холодного пояса (белый медведь, пингвин, олень, песец, тюлень, морж)



Знание питания животных



Узнавание (различение) животных, обитающих в природных зонах жаркого пояса (верблюд, лев, слон, жираф, зебра, черепаха, носорог, обезьяна, бегемот, крокодил)



Узнавание (различение) домашних птиц (курица (петух), утка, гусь, индюк)



Знание особенностей внешнего вида птиц



Знание питания птиц



Узнавание (различение) детенышей домашних птиц (цыпленок, утенок, гусенок, индюшонок)



Узнавание (различение) зимующих птиц (голубь, ворона, воробей, дятел, синица, снегирь, сова)



Узнавание (различение) перелетных птиц (аист, ласточка, дикая утка, дикий гусь, грач, журавль)



Знание питания птиц



Объединение перелетных птиц в группу «перелетные птицы»



Объединение зимующих птиц в группу «зимующие птицы»



Узнавание (различение) водоплавающих птиц (лебедь, утка, гусь, пеликан)



Знание строения рыбы (голова, туловище, хвост, плавники, жабры); установление связи строения тела рыбы с ее образом жизни



Узнавание (различение) речных рыб (сом, окунь, щука)



Узнавание (различение) речных насекомых (жук, бабочка, стрекоза, муравей, кузнечик, муха, комар, пчела, таракан)



Узнавание (различение) морских обитателей (кит, дельфин, морская звезда, медуза, морской конек, осьминог, креветка)



Узнавание (различение) животных, живущих в квартире (кошка, собака, декоративные птицы, аквариумные рыбки, черепахи, хомяки)



Знание особенностей ухода (питание, содержание и др.)



Объекты природы



Знание значения солнца в жизни человека и в природе



Знание свойств воздуха



Знание значение воздуха в природе и жизни человека



Различение земли, неба



Узнавание леса



Знание значения леса в природе и жизни человека



Узнавание почвы



Знание свойств почвы



Знание значения полезных ископаемых в жизни человека



Узнавание водоема



Узнавание огня



Знание значения огня в жизни человека



Соблюдение правил обращения с огнем



Растительный мир



Узнавание (различение) частей растений (корень, ствол/ стебель, ветка, лист, цветок)



Знание значения растений в природе и жизни человека



Узнавание (различение) деревьев (берёза, дуб, клён, ель, осина, сосна, ива, каштан)



Знание строения дерева (ствол, корень, ветки, листья)



Узнавание (различение) плодовых деревьев (вишня, яблоня, груша, слива)



Узнавание (различение) лиственных и хвойных деревьев



Узнавание (различение) кустарников (орешник, шиповник, крыжовник, смородина, бузина, боярышник)



Узнавание (различение) лесных и садовых кустарников



Узнавание (различение) фруктов (яблоко, банан, лимон, апельсин, груша, мандарин, персик, абрикос, киви) по внешнему виду (вкусу, запаху)



Знание способов переработки фруктов



Узнавание (различение) овощей (лук, картофель, морковь, свекла, репа, редис, тыква, кабачок, перец) по внешнему виду (вкусу, запаху)



Знание способов переработки овощей



Узнавание (различение) ягод (смородина, клубника, малина, крыжовник, земляника, черника, ежевика, голубика, брусника, клюква) по внешнему виду (вкусу, запаху)



Различение лесных и садовых ягод



Знание способов переработки ягод



Узнавание (различение) грибов (белый гриб, мухомор, подберёзовик, лисичка, подосиновик, опенок, поганка, вешенка, шампиньон) по внешнему виду



Различение съедобных и несъедобных грибов



Узнавание (различение) садовых цветочно-декоративных растений (астра, гладиолус, георгин, тюльпан, нарцисс, роза, лилия, пион, гвоздика)



Узнавание (различение) дикорастущих цветочно-декоративных растений (ромашка, фиалка, колокольчик, лютик, василек, подснежник, ландыш)



Знание строения цветов (корень, стебель, листья, цветок)



Узнавание (различение) культурных и дикорастущих травянистых растений (петрушка, укроп, базилик, кориандр, мята, одуванчик, подорожник, крапива)



4. Человек



Представления о себе



Узнавание (различение) мальчика и девочки по внешнему виду



Узнавание (различение) частей тела: голова (волосы, уши, шея, лицо)



Узнавание (различение) частей тела: туловище (спина, живот), руки (локоть, ладонь, пальцы).



Узнавание (различение) частей тела: ноги (колено, ступня, пальцы, пятка).



Узнавание (различение) частей лица человека (глаза, брови, нос, лоб, рот (губы, язык, зубы)



Знание вредных привычек



Сообщение сведений о себе



Семья.



Узнавание (различение) членов семьи



Узнавание (различение) детей и взрослых



Гигиена тела



Регулирование напора струи воды



Смешивание воды до комфортной температуры



Вытирание рук полотенцем



Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании рук (открывание крана, регулирование напора струи и температуры воды, намачивание рук, намыливание рук, смывание мыла с рук, закрывание крана, вытирание рук)



Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании лица (открывание крана, регулирование напора струи и температуры воды, набирание воды в руки, выливание воды на лицо, протирание лица, закрывание крана, вытирание лица)



Соблюдение последовательности действий при чистке зубов и полоскании полости рта



Обращение с одеждой



Узнавание (различение) предметов одежды: (пальто (куртка, шуба, плащ).



Узнавание (различение) предметов одежды: шапка, шарф, варежки (перчатки).



Узнавание (различение) предметов одежды: свитер (джемпер, кофта).



Узнавание (различение) предметов одежды: рубашка (блузка, футболка).



Узнавание (различение) предметов одежды: майка, трусы, юбка (платье).



Узнавание (различение) предметов одежды: брюки (джинсы, шорты).



Узнавание (различение) предметов одежды: носки (колготки).



Различение сезонной одежды (зимняя, летняя, демисезонная)



Гигиена питания



Сообщение о желании есть.



Вода и питьевой режим.



Пища и питательные вещества



Использование салфетки во время приема пищи.



5. Домоводство



Обращение с кухонным инвентарем



Различение предметов посуды для сервировки стола (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож), для приготовления пищи (кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож)



Узнавание (различение) кухонных принадлежностей (терка, венчик, овощечистка, разделочная доска, шумовка, дуршлаг, половник, лопаточка, пресс для чеснока, открывалка, скалка и др.)



Знание (различение) моющих средств, специальных чистящих приспособлений для мытья посуды



Выбор моющих средств



Различение бытовых приборов по назначению (блендер, миксер, тостер, электрический чайник, комбайн, холодильник и др.)



Знание правил техники безопасности при пользовании электробытовым прибором



Соблюдение последовательности действий при пользовании электробытовым прибором



Мытье бытовых приборов



Хранение посуды и бытовых приборов



Раскладывание столовых приборов и посуды



Соблюдение последовательности действий при сервировке стола: накрывание стола скатертью, расставление посуды, раскладывание столовых приборов, раскладывание салфеток, расставление солонок и ваз, расставление блюд



Приготовление пиши



Продукты питания



Узнавание (различение) напитков (вода, чай, сок, какао, лимонад, компот, квас, кофе)



Узнавание напитка по упаковке



Узнавание (различение) молочных продуктов (молоко, йогурт, творог, сметана, кефир, масло, мороженое)



Узнавание упаковок с молочным продуктом



Знание (соблюдение) правил хранения молочных продуктов



Узнавание (различение) мясных продуктов, готовых к употреблению (колбаса, ветчина) и требующих обработки (приготовления) (мясо (свинина, говядина, баранина, птица), сосиска, сарделька, котлета, фарш)



Узнавание (различение) рыбных продуктов, готовых к употреблению (крабовые палочки, консервы, рыба (копченая, соленая, вяленая) и требующих обработки (приготовления) (мясо (филе рыбы, краб, креветка), рыбная котлета, рыбный фарш)



Узнавание (различение) муки и мучных изделий, готовых к употреблению (хлеб, батон, пирожок, булочка, сушки, баранки, сухари) и требующих обработки (приготовления) (макаронные изделия (макароны, вермишель, рожки)



Знание (соблюдение) правил хранения мучных изделий



Узнавание (различение) круп и бобовых, готовых к употреблению (консервированная фасоль, кукуруза, горошек, свежий горох) и требующих обработки (приготовления) (греча, рис, пшено и др. крупы, бобовые)



Знание (соблюдение) правил хранения круп и бобовых



Узнавание (различение) кондитерских изделий (торт, печенье, пирожное, конфета, шоколад)



Знание (соблюдение) правил хранения кондитерских изделий



Различение растений огорода (овощи, пряная зелень), сада (фрукты, ягоды)



Знание правил хранения овощей (фруктов)



Уход за вещами



Стирка белья



Подготовка вещей к стирке



Сортировка белья по цвету (белое и цветное белье), по составу ткани (хлопчатобумажная и шерстяная ткань), по назначению (постельное, кухонное белье, одежда), по предметам одежды (майки, брюки, рубашки, носки)



Определение необходимости стирки



Ручная стирка



Выбор моющего средства



Соблюдение последовательности действий при ручной стирке



Уход за одеждой



Складывание вещей: постельного (кухонного) белья, предметов одежды



Вывешивание одежды на «плечики»



Чистка одежды



Уход за обувью



Определение необходимости чистки (мытья) обуви



Соблюдение последовательности действий при мытье обуви



Соблюдение последовательности действий при чистке обуви



Уборка помещения и территории



Уборка помещения



Уборка мебели



Вытирание поверхности мебели



Соблюдение последовательности действий при мытье поверхностей мебели



Уборка пола



Соблюдение последовательности действий при подметании пола



Уборка территории



Уборка бытового мусора



Подметание территории



Сгребание травы и листьев



Уборка снега: сгребание снега, перебрасывание снега



Уход за уборочным инвентарем



6. Окружающий социальный мир



Знание профессий людей, работающих в школе



Знание назначения зон класса



Узнавание (различение) школьных принадлежностей



Знание назначения школьных принадлежностей



Предметы и материалы, изготовленные человеком



Знание свойств бумаги (рвется, мнется, намокает)



Узнавание (различение) видов бумаги: по плотности (альбомный лист, папиросная бумага, картон).



Узнавание (различение) предметов, изготовленных из бумаги (салфетка, коробка, газета, книга)



Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых работают с бумагой (ножницы, шило для бумаги)



Узнавание предметов, изготовленных из дерева (стол, полка, деревянные игрушки, двери)



Предметы и материалы, изготовленные человеком



Знание свойств ткани (мягкая, мнется, намокает, рвется)



Узнавание предметов, изготовленных из ткани (одежда, скатерть, штора, покрывала, постельное бельё)



Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых работают с тканью (ножницы, игла)



Узнавание (различение) предметов мебели: стол, стул, диван, шкаф, кресло, кровать



Знание назначения предметов мебели



Различение видов мебели (кухонная, спальная, кабинетная)



Узнавание (различение) помещений квартиры (спальная, детская, гостиная, прихожая, кухня)



Узнавание (различение) помещений квартиры (ванная комната, санузел, балкон)



Знание функционального назначения помещений квартиры



Узнавание (различение) профессий (врач, продавец, повар, парикмахер)



Узнавание (различение) специального транспорта (пожарная машина, скорая помощь, полицейская машина)



Знание назначения специального транспорта



Знание названия государства, в котором мы живем



Знание (узнавание) государственной символики (герб, флаг, гимн)



Узнавание президента РФ (на фото, видео)



Знание названия столицы России



7. Музыка и движение



Движение под музыку



Слушание.



Различение тихого и громкого звучания музыки



Различение быстрой (умеренной, медленной) музыки



Узнавание знакомой песни



Узнавание (различение) веселой (грустной) музыки



Пение



Подпевание отдельных звуков (слогов, слов), повторяющихся звуков (слогов, слов)



Движение под музыку



Выполнение движений разными частями тела под музыку (хлопанье ладошкой, фонарик)



Начало (окончание) движения под музыку



Освоение приемов игры на музыкальных инструментах., не имеющих звукоряд: колокольчики



Освоение приемов игры на музыкальных инструментах., не имеющих звукоряд: треугольник



Освоение приемов игры на музыкальных инструментах., не имеющих звукоряд: маракас



Освоение приемов игры на музыкальных инструментах., не имеющих звукоряд: погремушка



8. Изобразительная деятельность



Аппликация



Узнавание (различение) инструментов и приспособлений, используемых для изготовления аппликации: ножницы, шило, войлок, трафарет, дырокол и др.



Отрывание бумаги заданной формы (размера)



Намазывание всей (части) поверхности клеем



Разрезание бумаги ножницами: выполнение надреза, разрезание листа бумаги



Вырезание по контуру



Сборка изображения объекта из нескольких деталей



Соединение деталей между собой



Соблюдение последовательности действий при изготовлении предметной аппликации



Соблюдение последовательности действий при изготовлении декоративной аппликации



Лепка



Разминание пластилина (теста, глины)



Раскатывание теста (глины) скалкой



Отрывание кусочка материала от целого куска



Откручивание кусочка материала от целого куска



Отщипывание кусочка материала от целого куска



Размазывание пластилина по шаблону (внутри контура)



Катание колбаски на доске (в руках)



Катание шарика на доске (в руках)



Получение формы путем выдавливания формочкой



Закручивание колбаски в жгутик



Расплющивание материала на доске (между ладонями, между пальцами)



Скручивание колбаски (лепешки, полоски)



Защипывание краев детали



Соединение деталей изделия прижатием (примазыванием, прищипыванием)



Рисование



Оставление графического следа



Освоение приемов рисования кистью: прием касания, прием примакивания, прием наращивания массы



Получение цвета краски путем смешивания красок других цветов



Рисование (вертикальных, горизонтальных, наклонных) линий



Рисование геометрической фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник)



Закрашивание внутри контура (заполнение всей поверхности внутри контура)



Рисование контура предмета по контурным линиям (по опорным точкам, по трафарету, по шаблону, по представлению)



Дорисовывание части (отдельных деталей, симметричной половины) предмета



Рисование растительных (геометрических) элементов орнамента



Дополнение готового орнамента растительными (геометрическими) элементами



Рисование орнамента из растительных и геометрических форм в полосе (в круге, в квадрате)



Рисование с использованием нетрадиционных техник: монотипии, «по - сырому», рисования с солью, рисования шариками, граттаж, «под батик»



9. Сенсорное развитие

Коммуникативная сфера:



Контактность

Навыки коммуникации



Сенсорные и когнитивные процессы:



Зрительное восприятие



Фиксация взгляда на неподвижном предмете



Прослеживание взглядом за движущимся предметом.



Соотносит предметы по величине



Соотносит предметы с формой



Слуховое восприятие



Локализация неподвижного источника звука.



Прослеживание за перемещающимся источником звука



Кинестетическое восприятие



Адекватная реакция на соприкосновение с материалами (дерево, металл, пластмасса, бумага, вода и др.)



Адекватная реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей



Различение материалов (дерево, металл, крупа, вода и др.) по температуре (холодный, горячий), фактуре (гладкий, шероховатый), влажности (мокрый, сухой)



Восприятие запаха



Адекватная реакция на запахи



Восприятие пространства



Ориентируется на листе бумаги



Моторика:



Имитирует позу, простое движение



Осуществляет захват



Манипулирует с мелкими предметами



10. Предметно-практические действия

Действия с материалами



Сминание материала (салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца, газета, цветная, папиросная бумага, калька и др.) двумя руками (одной рукой, пальцами)



Разрывание материала (бумагу, вату, природный материал) двумя руками, направляя руки в разные стороны (двумя руками, направляя одну руку к себе, другую руку от себя; пальцами обеих рук, направляя одну руку к себе, другую руку от себя)



Размазывание материала руками (сверху вниз, слева направо, по кругу)



Разминание материала (тесто, пластилин, глина, пластичная масса) двумя руками (одной рукой)



Пересыпание материала (крупа, песок, земля, мелкие предметы) двумя руками, с использованием инструмента (лопатка, стаканчик и др.)



Переливание материала (вода) двумя руками (с использованием инструмента (стаканчик, ложка и др.))



Наматывание материала (бельевая веревка, шпагат, шерстяные нитки, шнур и др.)



Действия с предметами



Захватывание, удержание, отпускание предмета (шарики, кубики, мелкие игрушки, шишки и др.)



Встряхивание предмета, издающего звук (бутылочки с бусинками или крупой и др.)



Толкание предмета от себя (игрушка на колесиках, ящик, входная дверь и др.)



Притягивание предмета к себе (игрушка на колесиках, ящик и др.)



Вращение предмета (завинчивающиеся крышки на банках, бутылках, детали конструктора с болтами и гайками и др.)



Нажимание на предмет (юла, рычаг, кнопка, коммуникатор и др.) всей кистью (пальцем)



Сжимание предмета (звучащие игрушки из разных материалов, прищепки, губки и др.) двумя руками (одной рукой, пальцами)



Вынимание предметов из емкости



Складывание предметов в емкость



Перекладывание предметов из одной емкости в другую



Вставление предметов в отверстия (одинаковые стаканчики, мозаика и др.)



Нанизывание предметов (шары, кольца, крупные и мелкие бусины и др.) на стержень (нить)



Формирование умения открывать предмет



Формирование умения закрывать предмет



11. Альтернативная коммуникация



Основы коммуникации



Адекватная ответная реакция на обращенную речь и прикосновения человека



Адекватная ответная реакция на речь и интонацию человека



Адекватная ответная реакция на установление контакта с взрослым



Коммуникация с использованием невербальных средств



Использование взгляда как средства коммуникации



Использование мимики как средства коммуникации



Использование жеста как средства коммуникации



Импрессивная речь



Понимание слов, указывающих на предмет.



Понимание слов, указывающих на обобщающие понятия предметов.



Понимание слов, обозначающих количество предметов.



Понимание слов, обозначающих уменьшительно-ласкательную форму слова.



Понимание слов, обозначающих признак предмета.



Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, ты.)



Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (он, она, они)



Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (мой, моя, моё)



Понимание слов, обозначающих действия предметов со значением передвижения.



Понимание слов, обозначающих действия предметов со значением голоса.



Понимание слов, обозначающих действия предметов с противоположным значением.



Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на)



Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (на, над)



Понимание простых предложений.



Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации



Показ и называние графических изображений, обозначающих предметы



Различение и называние графических изображений для обозначения обобщающих понятий «фрукты – овощи».



Различение и называние графических изображений для обозначения обобщающих понятий «домашние» и «дикие» животные».



Различение и называние графических изображений для обозначения обобщающих понятий «домашние» и «животные» и «птицы».



Различение и называние графических изображений для обозначения обобщающих понятий «домашние» и «дикие» птицы.



Показ и называние, обозначающих уменьшительно-ласкательную форму слова.



Называние слов, обозначающих число и количество предметов (пять, два)



Показ и называние графических изображений, обозначающих признаки предмета.



Показ и называние графических изображений, обозначающих действия предмета.



Называние слов, обозначающих действия предметов со значением передвижения.



Называние слов, обозначающих действия предметов со значением голоса.



Называние слов, обозначающих действия предметов с противоположным значением.



Показ и называние графических изображений, обозначающих слова, указывающие на предмет, его признак (я, ты)



Показ и называние графических изображений, обозначающих слова, указывающие на предмет, его признак ( он, она, они)



Показ и называние слов, указывающих на предмет, его признак (мой, моя, моё)



Называние слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на)



Называние слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (на, над)



Составление простых предложений с использованием графических изображений, предметных картинок.



Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием графических изображений, предметных и сюжетных картинок.



Чтение и письмо



Чтение буквы



Написание буквы



Чтение слога



Написание слога



Чтение слова



Написание слова



Подбор предметных картинок к читаемому слову.



Чтение простого предложения



Списывание простого предложения.



4.3. НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ.

  • Доброжелательно и уважительно относиться к окружающим (членам семьи, сверстникам, членам школьного коллектива, учителям и др.)

  • Заботиться о близком человеке, товарище, о младших и старших, помогать им

  • Играть не ссорясь, вместе пользоваться игрушками, книгами

  • Делиться игрушками, сладостями и др.

  • Помогать друг другу

  • Отрицательно относиться к грубости, жадности

  • Радоваться своим успехам и успехам других

  • Излагать свои просьбы вежливо, употребляя слова «здравствуйте», «до свидания», «пожалуйста», «извините», «спасибо» и т.д.

  • Правильно оценивать хорошие и плохие поступки, свои поступки и поступки других людей

  • Договариваться, уступать

  • Спокойно вести себя в помещении и на улице

  • Не перебивать говорящего, ждать, если человек занят

  • Быть вежливым: здороваться, прощаться, благодарить за помощь

  • Выражать несогласие с действиями обидчика; одобрять действия того, кто поступил справедливо

  • Бережно относиться к вещам, использовать их по назначению, класть на место

  • Играть, трудиться, заниматься в коллективе

  • Сочувствовать

  • Быть отзывчивым

  • Ограничивать свои желания

  • Преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели

  • Подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения

  • Любить и уважать людей, свою Родину: культуру, историю, святыни, фольклор, традиции

  • Доверять взрослым, друг другу

  • Верить в свои силы, но при этом понимать и принимать ограничения

  • Способность замечать и запоминать происходящее, радоваться новому дню, неделе, месяцу замечая какие события, встречи, изменения происходят в жизни; осознавать на доступном уровне значимость этих событий для каждого по отдельности и для всех людей.

  • Доброжелательное отношение к окружающим; умение устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать с детьми и взрослыми с использованием общепринятых форм общения, как вербальных, так и невербальных; доверительное отношение и желание взаимодействовать с взрослым (во время гигиенических процедур, одевания, приема пищи и др.).

  • Умение выражать свои желания, делая выбор; умение принимать на себя посильную ответственность и понимать результаты своих действий; умение предвидеть последствия своих действий, понимать насколько его действия соотносятся с нормами и правилами жизни людей; контроль своих эмоций и поведения.

  • Усвоение правил совместной деятельности в общении, в игре, учебе, работе, досуге.

4.4. ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ.

Представления об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды.

  • Выбрасывать мусор в урну или контейнер для мусора

  • Не включать без разрешения газ, электроприборы, бытовую технику

  • Не расходовать воду понапрасну, своевременно закрывай кран с водой

  • Поливать комнатные растения, ухаживай за домашними животными

  • Экономить электроэнергию, выключать своевременно свет

  • Во время прогулки не вставать в обуви на скамейку, где сидят другие люди

  • Не подбирать чужие вещи, которые лежат на тротуаре, в траве, на скамейке


Осознанное отношение к собственному здоровью на основе соблюдения правил гигиены, здоровьесбережения, режима дня.

  • Соблюдать режим дня

  • Выполнять утреннюю зарядку

  • Гулять на свежем воздухе в любое время года

  • Заниматься физкультурой и спортом (кататься на лыжах, санках, коньках, велосипеде; плаванием)

  • Соблюдать правила личной гигиены: чистить зубы, мыть руки перед едой (после туалета, прогулки), мыть ноги, подстригать ногти, надевать чистую одежду и др.

  • Мыть фрукты и овощи перед употреблением

  • Одеваться на улицу по погоде

  • Соблюдать режим просмотра телевизора, пользования компьютером

Интерес и бережное отношение к природе; соблюдение правил поведения в природе.

  • Соблюдать правила поведения на прогулке, в лесу: не кричать, не пугать животных и птиц; не включать громко музыку

  • Убирать за собой мусор на улице, в лесу, в парке и т.п., выбрасывать его в контейнер или уносить с собой

  • Не разжигать костер в лесу

  • Не бросать мусор в воду, особенно острые предметы, которые могут ранить окружающих

  • Не трогать и не обижать птиц и животных, живущих в городе, в лесу и в водоемах, не разорять их гнезд

  • Охранять растения, не рвать цветы на клумбах и газонах

  • Не топтать ядовитые грибы в лесу

  • Не ломать деревья, не повреждать их

Знание правил здорового питания.

  • Есть в одно и то же время (соблюдать режим питания)

  • Тщательно пережевывать пищу

  • Не спешить во время еды

  • Не есть на ходу, перед телевизором

  • Есть каждый день овощи и фрукты

  • Не есть всухомятку

  • Не есть перед сном

  • Меньше есть сладостей

  • Не есть сладости перед приемом пищи

  • На завтрак есть кашу

  • Ежедневно есть молочные и мясные продукты, крупы, макаронные изделия, хлеб

  • Не перекусывать чипсами, сухариками; пить сок, а не лимонад

  • В обед есть горячее первое блюдо, второе блюдо из птицы, мяса, рыбы с гарниром, овощной салат; кисель, компот или фруктовое пюре.


Негативное отношение к факторам, нарушающим здоровье: сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики, инфекционные заболевания, нарушение правил гигиены, правильного питания и др.

  • Не переедать и не голодать

  • Следить за чистотой рук и тела; чистотой одежды

  • Не переохлаждаться и не перегреваться

  • Соблюдать двигательный режим

  • Не курить и не употреблять алкоголь, наркотики


Готовность безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями состояния здоровья.

  • Спокойно заходить в кабинет врача

  • Отвечать на вопросы врача, показывать, что и где болит

  • Позволять врачу осматривать себя: открывать рот, поднимать рубашку и т.п.

  • Позволять врачу измерять твой рост, вес, слушать фонендоскопом, делать ЭЭГ, ЭКГ, флюорографию

  • Позволять врачу делать укол, терпеть, если больно

Безопасное поведение в окружающей среде; умение вести себя в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.

  • Соблюдать правила безопасности на дороге (переходить через дорогу в разрешенном месте, по светофору, не перебегать дорогу перед движущимся транспортом и др.)

  • Сообщать взрослому о том, что кому-то нужна помощь

  • Обращаться за помощью к окружающим

  • Предупреждать взрослого об уходе и т.п.

  • Не бросать палки и камни в людей, птиц и животных

  • Соблюдать правила поведения в общественном транспорте (автобусе, поезде, самолете)


6. СПЕЦИАЛИСТЫ, УЧАСТВУЮЩИЕ В РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ СИПР.

ФИО

Должность

Михайлова Е.Н.

Учитель

Краснянска Е. И

Учитель

Коваленко Т.Д.

Педагог-психолог

Иванова И. В

Учитель-логопед


7. ЗАДАЧИ, МЕРОПРИЯТИЯ И ФОРМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ.

Задачи

Мероприятия

Отчет о проведении

Взаимодействие специалистов и семьи в ходе разработки и реализации СИПР


  • Обсуждение специалистами совместно с родителями содержания обучения и воспитания ребенка, вносимого в СИПР;

  • информирование электронными средствами;

  • личные встречи, беседы;


Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка

Индивидуальные консультации родителей со специалистами (раз в триместр и по запросу родителей).

Участие в тематических семинарах:

  • «Организация свободного времени дома».

  • «Реализация СИПР в домашних условиях».

  • «Двигательное развитие ребенка».

  • «Формирование предметно-практической деятельности».

Дискуссии - форма общения родителей по вопросам на актуальные в данный момент проблемы.


Психологическая поддержка семьи

  • индивидуальные консультации с психологом.


Организация участия родителей в деятельности образовательной организации

Привлечение родителей к оказанию помощи в решении хозяйственных вопросов.

Привлечение родителей к планированию, разработке и реализации мероприятий: «1 сентября – День Знаний», День здоровья, День Учителя, Праздник Осени, «Новогодний праздник», 23 февраля, «Масленица», «Пасха», 9 Мая, «Веселые старты», Последний звонок.


8. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА И ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ СИПР

Набор геометрических фигур (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник); игровые наборы «Нумикон», логические блоки Дьенеша, « Цветные счётные палочки Кюизенера», конструктор «Лего», счетный материал, линейка без шкалы, линейка.

Наглядный и дидактический (демонстрационный и индивидуальный) материал по темам: «Времена года», «Праздники», «Деревья», «Птицы», «Человек и его тело», «Древесина», «Огонь», «Воздух», «Мальчики и девочки», «Рыбы», «Насекомые», «Ягоды», «Грибы», «Садовые цветочно-декоративные растения», «Дикорастущие цветочно-декоративные растения», «Комнатные растения», «Календарь», «Погода», «Средства гигиены», «Одежда и обувь», «Дом и двор», «Объекты и явления природы», «Транспорт», «Посуда», «Бытовая техника», «Город», «Музыкальные инструменты»; муляжи внутренних органов человека, пособие «Скелет человека».

Предметы для нанизывания на шнур, нить (бусины, пуговицы), мелкая мозаика, баночки разной величины с крышками.

Инструменты и материалы для изобразительной деятельности: краски, кисточки, стаканчик «непроливайка», альбом для рисования, цветные карандаши, ножницы, цветная бумага, цветной картон, клей, пластилин, доска для лепки, влажные салфетки.

Музыкальные инструменты (маракас, бубен, колокольчик, барабан, палочки, дудочка), музыкальный центр, аудиозаписи. Компьютер, презентации, видеозаписи.

9. СРЕДСТВА ОЦЕНКИ ДИНАМИКИ ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ МОНИТОРИНГА.

Условные обозначения

Уровни самостоятельности при выполнении заданий

- не выполняет задание

-

- выполняет задание со значительной помощью

зп

- выполняет задание с частичной помощью

чп

- выполняет задание по подражанию

п

- выполняет задание по образцу

о

- выполняет задание самостоятельно, но допускает ошибки

сш

- выполняет задание самостоятельно (без ошибок)

+



Реакция на воздействия

- негативная реакция

нг

- нейтральная реакция

нр

- положительная реакция

пр





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!