СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Специальная индивидуальная программа развития по коррекционному курсу «Предметно-практические действия» обучающегося 1доп. класса Гусева Ильи

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разработана  по коррекционному курсу «Предметно-практические действия»  составлена с учетом особенностей обучающихся, их интеллектуального и физического развития в соответствии с примерной  адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями  (вариант 2) в соответствии с ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и нацелена на образование ребенка с ТМНР.   Коррекционный курс «Предметно-практические действия» является обязательной составляющей коррекционно-развивающей области и реализуется в рамках внеурочной деятельности в форме специально организованных занятий.

Просмотр содержимого документа
«Специальная индивидуальная программа развития по коррекционному курсу «Предметно-практические действия» обучающегося 1доп. класса Гусева Ильи»

муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Тогучинского района «Тогучинская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»



РАСМОТРЕНО:

на заседанииППк

протокол № 1

«____»______2021 г.


СОГЛАСОВАНО:

Родители

протокол №_____

«_____»_________2021 г.


СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора

школы по УВР

О.А. Кожемякина______

«_____»_________2021 г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МКОУ

Тогучинского района

«Тогучинская школа для обучающихся с ОВЗ»

О.В. Матецкая ______

«____» _______2021 г.










Специальная индивидуальная программа развития

по коррекционному курсу

«Предметно-практические действия»

обучающейся 1 класса Игонькиной Татьяны

учителя Коноваловой Оксаны Викторовны

МКОУ Тогучинского района

«Тогучинская школа для обучающихся с ОВЗ»

на 2021-2022 учебный год





Корректировка рабочей программы:

п/п

Тема

Приказ

Подпись



















г. Тогучин 2021 г

Пояснительная записка

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разработана по коррекционному курсу «Предметно-практические действия» составлена с учетом особенностей обучающихся, их интеллектуального и физического развития в соответствии с примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями (вариант 2) в соответствии с ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и нацелена на образование ребенка с ТМНР. Коррекционный курс «Предметно-практические действия» является обязательной составляющей коррекционно-развивающей области и реализуется в рамках внеурочной деятельности в форме специально организованных занятий.

Вследствие органического поражения ЦНС у детей с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование предметных действий происходит со значительной задержкой. У многих детей с ТМНР, достигших школьного возраста, действия с предметами остаются на уровне неспецифических манипуляций. В этой связи ребёнку необходима специальная обучающая помощь, направленная на формирование разнообразных видов предметно-практической деятельности. Обучение начинается с формирования элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами.

Цели коррекционного курса:

Предметные: формирование целенаправленных произвольных движений с различными предметами и материалами.

Личностные: развитие мотивов учебно-трудовой дея­тельности, формирование внутренней позиции школьника

Коррекционные: используя различные многообраз­ные виды деятельности (предметная деятельность, игровая, конструирование, действия с разборными игрушками, ручной труд и т. д.) корригировать недостатки восприятия, внимания, зрительно- двигательной координации, пространственных представлений, наглядно-действенного, наглядно-образного мышления детей и речи в связи с практической деятельностью.

Социальные: овладение учащимися системой доступных, практически значимых знаний, умений и навыков, необходимых для дальнейшей социализации и адаптации в обществе.


Задачи:

Предметные

-освоение простых действий с предметами и материалами;

-развитие умений следовать определенному порядку при выполнении предметных действий.

-формирование элементарных общетру­довых умений и навыков.


Личностные:

-формирование положительного отношения к обучению и труду;

-развитие актив­ности и самостоятельности, навыков

взаимоотно­шений и опыта совместной деятельности;

-формирование положительных качеств личности.


Коррекционные:

-корригировать познавательную деятельность, высшие психические функции у обучающихся;

-развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации


Социальные:

-овладение навыками самообслуживания и личной гигиены;

развитие умения работать в коллективе, договариваться и приходить к общему решению


Целью обучения является формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.

Задачи:

  • выработать у детей трудовые навыки;

  • формировать общетрудовые умения, воспитывать культуру труда;

  • развивать сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;

  • развивать пространственное ориентирование, способствовать пониманию понятий «вверху», «внизу», «справа», «слева»;

  • способствовать развитию речи;

  • развивать творческие способности.

Общая характеристика учебного предмета

Программно-методический материал включает два раздела: «Действие с материалами», «Действия с предметами».

В процессе обучения дети знакомятся с различными предметами и материалами и осваивают действия с ними. Сначала формируются приёмы элементарной предметной деятельности, такие как: захват, удержание, перекладывание и др., которые в дальнейшем используются в разных видах продуктивной деятельности: изобразительной, доступной бытовой и трудовой деятельности, самообслуживании. Содержание программы составлено с учетом рекомендаций ПМПК, результатов обследования обучающихся.

Содержание коррекционных занятий

Действия с материалами

Сминание материала (салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца, газета, цветная, папиросная бумага, калька и др.) двумя руками (одной рукой, пальцами). Разрывание материала (бумагу, вату, природный материал) двумя руками, направляя руки в разные стороны (двумя руками, направляя одну руку к себе, другую руку от себя; пальцами обеих рук, направляя одну руку к себе, другую от себя). Размазывание материала руками (сверху вниз, слева направо, по кругу). Разминание материала (тесто, пластилин, глина, пластичная масса) двумя руками (одной рукой). Пересыпание материала (крупа, песок, земля, мелкие предметы) двумя руками, с использованием инструмента (лопатка, стаканчик и др.). Переливание материала (вода) двумя руками (с использованием инструмента (стаканчик, ложка и др.). наматывание материала (бельевая веревка, шпагат, шерстяные нитки, шнур и др.)

Действия с предметами

Захватывание, удержание, отпускание предмета (шарики, кубики, мелкие игрушки, шишки и др.). Встряхивание предмета, издающего звук (бутылочки с бусинками или крупой и др.). Толкание предмета от себя (игрушки на колесиках, ящик, входная дверь и др.). Притягивание предмета к себе (игрушка на колесиках, ящик и др.). Вращение предмета (завинчивающиеся крышки на банках, бутылках, детали конструктора с болтами и гайками и др.). Нажимание на предмет (юла, рычаг, кнопка, коммуникатор и др.) всей кистью (пальцем). Сжимание предмета (звучащие игрушки из разных материалов, прищепки, губки и др.) двумя руками (одной рукой, пальцами). Вынимание предметов из ёмкости. Складывание предметов в ёмкость. Перекладывание предметов из одной ёмкости в другую. Вставление предметов в отверстия (одинаковые стаканчики, мозаика и др.). нанизывание предметов (шары, кольца, крупные и мелкие бусины и др.) на стержень (нить).



Описание места коррекционных занятий «Предметно-практические действия»

В соответствии с учебным планом МКОУ Тогучинского района « Тогучинская школа для обучающихся с ОВЗ» программа по предмету «Предметно-практические действия» рассчитана на реализацию в течение 33 учебных недель в объёме занятий 1 ч в неделю (всего - 33 занятия). Кроме того, в рамках коррекционно-развивающих занятий возможно проведение занятий с обучающимися, которые нуждаются в дополнительной индивидуальной работе.

Личностные и предметные результаты освоения учебного курса

В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умственной отсталостью результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. Основным ожидаемым результатом освоения обучающимися является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с физическими и психическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение социальных контактов и жизненного опыта.


Личностные результаты:

Минимальный уровень:


  • Формирование минимального интереса к обучению, труду предметному рукотворному миру;

  • Овладение элементарными навыками предметно-практической деятельности как необходимой основой для самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности.


  • минимальный опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками

  • минимальное умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности.


Достаточный уровень:

Формирование интереса к обучению, труду предметному рукотворному миру;

  • Овладение навыками предметно-практической деятельности как необходимой основой для самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности.

  • владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия

  • опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками

  • умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности.

  • потребность участвовать в совместной с другими деятельности, направленной на свое жизнеобеспечение, социальное развитие и помощь близким.


Предметные результаты:

Минимальный уровень:

- освоение на элементарном уровне простых действий с предметами и материалами

-использование в работе доступных материалов (пластилин, природный материал; бумага и картон; нитки, тканью.

-уметь фиксировать взгляд на предметно - манипулятивной деятельности педагога (с привлечением внимания голосом).

- уметь захватывать и удерживать предмет;

-уметь сминать лист бумаги;

- уметь открывать емкости для хранения;

- уметь разрывать полоски бумаги на кусочки;

- уметь погружать руки в сухой бассейн;

- уметь доставать из сухого бассейна предметы;

- уметь пересыпать крупы с помощью кулака;

- уметь отбирать крупы (единичные представители круп);


Достаточный уровень:


- освоение простых действий с предметами и материалами.

-умение следовать определенному порядку (алгоритму, расписанию) при выполнении предметных действий.

-умение рассматривать различные по качеству материалы: бумагу, ткань, природный материал и т.д.;

- уметь фиксировать взгляд на предметно - манипулятивной деятельности педагога;

- уметь фиксировать взгляд на движущемся предмете и объекте;

- уметь захватывать, перекладывать, удерживать предмет на правой и левой руке;

- уметь открывать и закрывать емкости для хранения;

- уметь сжимать, разглаживать, разрывать, сгибать бумагу различной фактуры, скатывать из бумаги шарики;

-рисовать на бумаге, заворачивать в бумагу предметы

-выполнять последовательно организованные движения;

-играть с кубиками, карандашами, палочками и т.д;

- уметь разрывать полоски бумаги на кусочки с последующим наклеиванием на основу;

- уметь погружать руки в сухой бассейн ;

- уметь доставать из сухого бассейна предметы;

- уметь пересыпать крупы с помощью кулака, стакана;

- уметь пересыпать крупы из одного стакана в другой;

- уметь сортировать крупы (3 вида);


- складывать в банку природный материал, доставать его из банки ложкой (пальцами);

- разминать пластилин двумя руками, расплющивать его на дощечке, между ладошек, разрывать пластилин на мелкие и большие части, соединять пластилин, отщипывать пластилин пальцами, раскатывать пластилин прямыми и круговыми движениям.

- играть с учителем в элементарные сюжетные игры (кукла пришла в домик, села на стул и т.д.);

- узнавать материалы на ощупь, по звуку;

- наполнять железные и пластиковые сосуды различными предметами;

- играть с конструктивными материалами.

- формирование умения фиксировать взгляд на статичном и движущимся предмете и объекте.

- формирование умения захватывать, удерживать, перекладывать предмет;

- формирование умения погружать руки в сухой бассейн и доставать из него предметы;

- формирование умения пересыпать крупы с помощью стакана, кулака



Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения

Материально-техническое оснащение технического предмета «Предметно-практические действия» включает: предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины), звучащие предметы для встряхивания, предметы для сжимания (мячи различной фактуры, разного диаметра), вставления (стаканчики одинаковой величины) и др.

Используемый учебно-методический комплекс:

• ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014г.,

• АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

• Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П., Соколова Н.Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – СПб: Издательство «СОЮЗ», 2003-320с.- (Коррекционная педагогика).

Электронные образовательные ресурсы:

• Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/

• Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window. edu.ru

• Социальная сеть сотрудников образования www.sportily.ru

• Сеть творческих учителей www.int. Ru

• Изобразительное искусство. Электронные образовательные ресурсы. http://eornp.ru/taxonomy/term/7

• Коллекции изображений, поисковые системы www/yandex/ru

• Интернет- галерея картин. http://gallerix/ru/









Учебно-тематический план по коррекционным занятиям «Предметно-практические действия»

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Количество часов

Теоретические

Практические (контрольные работы, самостоятельные)

1

Диагностика


2

Действия с материалами

22ч


22ч

3

Действия с предметами



Итого

33ч


33ч





Календарно – тематическое планирование по коррекционным занятиям «Предметно-практические действия»

п/п

Тема

Дата план

Дата факт

Формируемые представления

Материалы и оборудование

Содержание виды деятельности

Диагностика – 2ч

1


2

Диагностика

02.09






Диагностика

09.09


Действия с материалами -4ч

3

Сминание салфеток

16.09


салфетка

салфетки

Наклеивание помпонов из салфеток на рисунок

4

Сминание салфеток

23.09



салфетка

салфетки

Сминание салфеток двумя руками, направляя руки в разные стороны.

5

Сминание газет

30.09



газета

Бумага, газеты

Сминание газеты , бумаги двумя руками, направляя одну руку к себе, другую руку от себя.

6

Сминание гофрированной бумаги

07.10




гофрированная бумага

гофрированная бумага, клей- карандаш

Работа с природным материалом - 2ч

7



8

Разрывание бумаги.

14.10




бумага




вата

Картон, клей-карандаш, клей ПВА, кисточка, засушенный природный материал

Разрывание бумаги, ваты, наклеивание на картон

Разрывание ваты

21.10


Работа с пластическими материалами (пластилин) – 8ч

9

Размазывание пластилина сверху вниз

28.10




пластилин

Пластилин



Размазывание материала руками

сверху вниз, слева направо.

отрабатывать правила обращения с пластилином.

Формировать навык использования инструментов для работы.

Размазывание пластилина по картону, внутри контура предмета.

Разминание материала одной, двумя руками.

Выполнение действий с пластилином

10

Размазывание пластилина слева направо

04.11



пластилин

Пластилин


11

Размазывание пластилина двумя руками

18.11



пластилин

Пластилин, стеки

12

Раскатывание пластилина двумя рукам. Ворота

25.11


ворота

Пластилин, стеки

13

Скатывание шара. Бусы

02.12


шар

Пластилин, стеки

14

Скатывание шара. Колобок

09.12


Колобок

Пластилин, стеки

15

Скатывание шара. Колобок

16.12


Колобок

Пластилин, стеки

16

Скатывание шара. Фрукты.

23.12


фрукты

Пластилин, стеки, картинки фруктов

Работа с крупой, песком, водой- 6ч

17

Пересыпание материалов (горох)

30.12


горох

Горох, емкости

Пересыпание крупы из емкости в другую емкость

18

Пересыпание крупы из емкости в другую ёмкость

13.01


крупа

Крупа, емкости

19

Переливание воды из большей емкости в меньшую

20.01


вода

Вода, ёмкости разных размеров

Переливание воды из большей емкости в меньшую с помощью воронки

20

Переливание воды с помощью воронки

27.01



воронка


21

Наливание жидкости в кружку

03.02


кружка


22

Наливание жидкости в кружку

10.02


кружка


Работа с нитками- 2ч

23

Наматывание бельевой веревки

24.02




веревка

Бельевая верёвка


Наматывание бельевой веревки, ниток

24

Наматывание ниток

03.03



нитки

нитки

Действие с предметами-3ч

25

Вынимание предметов из емкости


10.03


емкость

Контейнер с предметами

Вынимание предметов из емкости


26

Складывание предметов в емкость

17.03


емкость

Контейнер с предметами

Складывание предметов в емкость

27

Перекладывание предметов из одной емкости в другую

24.03


знакомство с предметами

Несколько контейнеров с предметами

Перекладывание предметов из одной емкости в другую

Выполнение простых подражательных действий – 3ч

28

«Делаем вместе» — движения рук, кистей.

07.04


Движение рук, кистей


Выполнение упражнений на движение рук, кистей

29

Складывание пирамидки.

14.04


пирамидка


матрёшка

Пирамидка.

Складывание пирамидки.

30

Складывание матрешек.

21.04


матрешки

Складывание матрёшек.

Конструирование – 3ч

31

Отбор счетных палочек с учетом цвета.

28.04


счетные палочки

Счётные палочки




Картинка (образец)

Различение счётных палочек с учётом цвета.

32

Складывание из счетных палочек простейших фигур

05.05


квадрат

Складывание фигур из счётных палочек по подражанию и образцу.

33

Складывание из счетных палочек простейших фигур. Домик с забором.

12.05


Домик, забор.


Итого


33ч















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!