Специальная индивидуальная адаптированная рабочая программа учебного предмета
«РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ»
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана на основе Адаптированной образовательной программы общего образования для обучающихся с умственной отсталостью МБОУ «ЗСШ» (вариант 2), в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ОВЗ.
На изучение предмета речь и альтернативная коммуникация в 5 классе отводится 34 часа в год (1час в неделю) согласно Учебному плану
Цель — формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации. Программный материал представлен двумя разделами «Коммуникация» и «Развитие речи средствами вербальной и альтернативной коммуникации».
Обучающие задачи по коммуникации направлены на формирование навыков установления, поддержания и установление контакта.
Раздел «Развитие речи средствами вербальной и альтернативной коммуникации» включает импрессивную речь. Задачи по развитию импрессивной речи направлены на формирование умения понимать произнесенные слова, словосочетания предложения.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Предметные результаты:
выполнять по словесной инструкции учителя действия, повторяющиеся каждый день;
называть предметы и соотносить их с картинками;
употреблять «вежливые» слова при обращении к другим людям;
правильно здороваться при встрече и прощаться при расставании;
сообщать своё имя и фамилию, имена и отчества учителей, имена ближайших родственников.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Коммуникация.
Установление земельного контакта со взрослым.
Реагирование на собственное имя, привлечение внимания ребенка звучащими предметами, жестами, изображениями,речью. Выражение своих желаний с использованием взгляда, указательного жеста, изображения.
Развитие речи средствами вербальной и альтернативной коммуникации.
Импрессивная речь. Понимание слов, обозначающих объекты/субъекты (предметы, материалы, люди, животные и т. д.). Понимание слов, обозначающих функциональное назначение объектов и субъектов, действия.
Экспрессивная речь.
Употребление отдельных звуков, звукоподражание.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Раздел | Количество часов |
1. | Коммуникация | 4 |
2. | Импрессивная речь | 20 |
3. | Экспрессивная речь | 10 |
| Итого | 34 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту |
Коммуникация (4ч) |
1 | Установление зрительного контакта со взрослым | 1 | 05.09 | |
2 | Реагирование на собственное имя. | 1 | 12.09 | |
3-4 | Привлечение внимания ребенка звучащими предметами, жестами, изображениями, речью. | 2 | 19.09 26.09 | |
Импрессивная речь (20ч) |
5-7 | Понимание слов, обозначающих игрушки | 3 | 03.10 10.10 17.10 | |
8-11 | Понимание слов, обозначающих фрукты | 4 | 24.10 07.11 14.11 21.11 | |
12-15 | Понимание слов, обозначающих овощи | 4 | 28.11 05.12 12.12 19.12 | |
16-18 | Понимание слов, обозначающих домашних животных | 3 | 26.12 16.01 23.01 | |
19-21 | Понимание слов, обозначающих диких животных | 3 | 30.01 06.02 13.02 | |
22-24 | Понимание слов, обозначающих домашних птиц | 3 | 27.02 06.03 13.03 | |
Экспрессивная речь (10ч) |
25-27 | Понимание слов, обозначающих мебель | 3 | 20.03 03.04 10.04 | |
28-30 | Понимание слов, обозначающих посуду | 3 | 17.04 24.04 08.05 | |
31-34 | Понимание слов, обозначающих одежду | 4 | 15.05 18.05 22.05 24.05 | |