СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Создание ситуации успеха на уроке как необходимое условие успеха обучения

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Ребенок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. На основе всего этого, можно сделать вывод: успех в учебе – завтрашний успех в жизни!

Просмотр содержимого документа
«Создание ситуации успеха на уроке как необходимое условие успеха обучения»

5


Создание ситуации успеха на уроке как необходимое условие успеха обучения

(Слайд 1)

Константин Дмитриевич Ушинский утверждал, что только успех поддерживает интерес ученика к учению. Ребенок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание и интерес учиться.

Сегодня главный смысл деятельности учителя - создать каждому ученику ситуацию успеха.

Успех связан с чувством радости, эмоционального подъема, которые испытывает человек в процессе выполненной работы. У него формируются новые мотивы к деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения. Ведь если помочь ребенку хоть один раз достичь положительного результата, то можно смотивировать его на будущую деятельность. Основываясь на положительных эмоциях, ребенок и в следующий раз с удовольствием возьмется за работу.


Что следует понимать под ситуацией успеха? (Слайд 2-3)

Ситуация — это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики, это то, что способен организовать учитель.

Успех - удача в задуманном деле, удачное достижение поставленной цели.

Ситуация успеха — это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех — результат подобной ситуации.

В данном случае под ситуацией успеха следует понимать субъективное переживание удовлетворения от процесса и результата самостоятельно выполненной деятельности. Создание ситуации успеха обеспечивается рядом действий, которые осуществляются в психологически комфортной атмосфере радости и одобрения, создаваемой вербальными (речевыми) и невербальными (мимико-пластическими) средствами. Подбадривающие слова и мягкие интонации, мелодичность речи и корректность обращений, так же как открытая поза и доброжелательная мимика, создают в сочетании благоприятный психологический фон, помогающий ребенку справиться с поставленной перед ними задачей. (Слайд 4-5)

Определим технологические операции создания ситуаций успеха:

  • снятие страха;

  • авансирование успешного результата;

  • персональная исключительность;

  • внесение мотива;

  • скрытое инструктирование ребенка о способах и формах совершения деятельности;

  • мобилизация активности или педагогическое внушение;

  • высокая оценка детали.

  1. Снятие страха помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих. Так, настроить учащихся на необходимый позитивный лад педагог может следующими фразами:

«Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться».

«Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения». «Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили».

  1. Можно авансировать успешный результат. Этот приём помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей, а ребенку поверить в свои силы. Педагог должен стараться как можно чаще выражать уверенность в успехе ребенка:

«У вас обязательно получиться».

«Я даже не сомневаюсь в успешном результате».

  1. Избежать поражения ребёнку помогает скрытое инструктирование в способах и формах совершения деятельности. Достигается это путем намека или пожелания:

«Возможно, лучше всего начать с…..».

«Выполняя работу, не забудьте о…..».

  1. Педагогу следует показывать ребенку ради чего, ради кого совершается та или иная деятельность, кому будет хорошо после выполнения. Например, внесение мотива: «Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…» будет очень уместным в любой ситуации.

  2. Персональная исключительность обозначает важность усилий конкретного ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности. Подчеркнуть это педагог может следующими фразами:

«Только ты и мог бы…».

«Только тебе я и могу доверить…».

«Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…».

Такие слова со стороны взрослого помогают ребёнку поверить в свою исключительность и незаменимость.

  1. Для того чтобы увидеть результат деятельности, необходима мобилизация активности или педагогическое внушение. К выполнению конкретных действий побуждают следующие высказывания:

«Нам уже не терпится начать работу…».

«Так хочется поскорее увидеть…».

  1. Если результат работы невысок, то высокая оценка части работы помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали. Для этого учителю следует подчеркнуть индивидуальные успехи ребенка:

«Тебе особенно удалось это объяснение».

«Больше всего мне в твоей работе понравилось…». 

«Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы».

Это поможет эмоционально подкрепить уверенность учащихся в своих силах и не опустить руки.


(Слайд6) Создание ситуации успеха – это деятельность учителя, которая строится на основе системы методов. Охарактеризуем методы, оперируя которыми педагог сможет создать условия для переживания учащимися ситуации успеха.

Дифференцированное обучение

Необходимость дифференцированного подхода к обучающимся вытекает из того, что учащиеся различаются своими задатками, уровнем подготовки, восприятием окружающего, чертами характера. Задача учителя состоит в том, чтобы дать возможность учащимся проявить свою индивидуальность, творчество, избавить от чувства страха и вселить уверенность в свои силы. Дифференцированное обучение позволяет каждому ученику работать в приемлемом для него темпе, дает возможность справиться с заданием, способствует повышению интереса к учебной деятельности, формирует положительные мотивы учения.


(Слайд 7)

  • Задания разной сложности

Этот прием позволяет каждому ребенку выполнить задание, которое ему под силу. При этом более сильные ученики получают шанс блеснуть своей эрудицией, "середнячки" могут отличиться творческим походом, зато и самые слабые получат удовлетворение от выполненного задания.



(Слайд 8)

  • Самостоятельный выбор задания

Ученикам предлагается выбрать себе задание самостоятельно. Содержание задания должно быть одинаковым, ученики же могут выбрать объем, сложность выполнения, выбрать индивидуальное задание или работу в парах/группе, самостоятельную подготовку или с помощью учителя.

Во-первых, у детей формируется навык не теряться в ситуации выбора, во-вторых, это приучает к осознанному выбору, к адекватной оценке своих сил и способностей.


(Слайд 9)

Приём «Эврика»

Для раскрытия творческого потенциала личности можно использовать приём «Эврика». Суть его в том, что учитель создает такую ситуацию, в ходе которой ученик сам приходит к интересному выводу, который раскрывает доселе неизвестные ему знания.


(Слайд 10-25)

Метод проектов

Использование проектного метода в обучении школьников также способствует созданию ситуации успеха на уроке.

Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная на применение и приобретение новых знаний под руководством учителя. Проекты могут выполняться детьми как индивидуально, так и группами. При работе над проектами учитываются возрастные особенности школьников. Чем старше ребята, тем сложнее темы для разработки проекта.

Значение метода проектов в технологии создания ситуации успеха на уроке состоит в следующем. Развивается активная позиция ученика в учебной деятельности, его самостоятельность, инициативность. Совершенствуется умение работать в коллективе, проявляются коммуникативные способности. В следствие этого, повышается уверенность обучающихся в себе, формируется мотивация деятельности, а это даёт возможность учителю построить учебный процесс с опорой на интересы детей.

Разнообразные формы деятельности человека неизменно подчеркивают необходимость присутствия в ней компонента мотивации. Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности имеется чувство ответственности.



Правила, обеспечивающие ситуацию успеха

  • Не наказывать отрицательной отметкой, не высказывать грубой критики в адрес ученика.

  • Подбадривать за малейший успех, одобрять за малейшую победу в соревновании с самим собой или другими учащимися, за помощь другим, чтобы радость победы была нравственной.

  • Своевременно отмечать успехи и достижения учеников во всех видах деятельности. Особенно важно делать это публично, чтобы все знали о поощрении именно данного ученика.

  • Использовать на определенном этапе обучения более дифференцированную систему оценок: поощрительная оценка за старание, за усилия, прилежание, за неожиданный, хотя и слабый ответ слабоуспевающего ученика.

  • Применять на уроках задания, предполагающие соревновательность, развивающие сообразительность и догадку, содержащие творческие элементы. Ведь ученик, даже не обладающий выраженными способностями, возможно, хорошо рисует, быстро считает и т д.



Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Ребенок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. На основе всего этого, можно сделать вывод: успех в учебе – завтрашний успех в жизни!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!