Мастер-класс
Мастер-класс
« Создание оптимальных педагогических условий для развития и воспитания компетентного гражданина России»
Подготовил Гринев В. И.
учитель истории и обществознания
МКОУ Аношкинской СОШ
Лискинского муниципального района
«Гражданско – патриотическое воспитание
на уроках истории и обществознания»
Учитель истории и обществознания
Гринев Валерий Ильич
.
На основании «Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, любви к Отечеству и уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, уверенности в его великом будущем.
В патриотическом воспитании через изучение истории Отечества можно выделить три направления:
1. Изучение истории семьи ребенка.
2. Изучение истории родного края.
3. Изучение истории Отечества
- Расширить мотивацию изучения истории России;
- Воспитать любовь и уважение к малой родине, предкам, семье;
- Привить учащимся навыки исследовательской работы (с учетом возрастных особенностей мышления и интересов детей);
- Создать условия для проявления творческих способностей каждого ребенка.
Задачи патриотического воспитания на уроках истории и обществознания:
Я использую следующие формы гражданско - патриотической работы:
- уроки истории и обществознания;
- музейные уроки;
- участие в конкурсах по истории России и родного края;
- встречи с интересными людьми;
- участие в патриотических акциях;
- уроки Мужества.
Игры , нацеленные на развитие гражданской позиции и воспитание патриотизма у молодого поколения:
- ассоциативные игры , которые заключаются в подборе различных ассоциаций, к какому - либо слову, словосочетанию, понятию:
Например, ассоциациями к слову «героизм» буду слова : отвага, решительность, самопожертвование, защита Родины.
- Игра «Нас с тобой объединяют обязанности».
Инструкция: Мы будем кидать друг другу мяч со словами: «Нас с тобой ( с Вами) объединяют обязанности». Например: «Нас с Вами объединяет обязанность уважительно относиться к старшему поколению», «воспитывать своих детей», «трудиться» и. т.д.
Данная методика помогает уяснить воспитанникам, что у каждого гражданина есть, не только права, но и обязанности.
-Упражнение «Будущее страны».
Инструкция : Сядьте поудобнее, расслабьтесь, закройте глаза, сделайте 3 глубоких вдоха (играет спокойная мелодия).
Представьте себе, что Вы спите и видите прекрасный сон. Вы видите свою Родину через много лет. Представьте себе, как вы осязаете, ощущаете ее красоты. Обратите внимание, как она развивается и процветает. Как хорошо живется в ней всем людям. Отметьте, как вы выглядите, чем занимаетесь. В течение некоторого времени подумайте и постарайтесь понять, какие шаги нужно сделать для процветания нашей Родины.
1. Воспитание патриотизма должно строиться на конкретной исторической почве, необходимо активно использовать краеведческий материал, традиции и культурные ценности.
2. Необходима целенаправленная работа по гражданскому образованию в рамках патриотического воспитания, так как низкая политическая культура, подмена понятий "Отечество"и "Государство", не могут способствовать формированию ответственной личности, подлинного патриота страны.