СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Создание на учебном занятии условий для реализации индивидуальных особенностей и возможностей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экспериментальные исследования психологов показали, что учащиеся различаются по возможностям овладения языком в зависимости от особенностей темперамента, внимания, психологического типа, стиля мышления. Одни учащиеся, их психологи называют экстравертами, импульсивны, инициативны, отличаются гибкостью поведения, общительностью. Другие (интраверты) - пассивны в общении, сосредоточены на явлениях собственного мира, замкнуты, склонны к самоанализу.

Просмотр содержимого документа
«Создание на учебном занятии условий для реализации индивидуальных особенностей и возможностей»

Создание на учебном занятии условий для реализации индивидуальных особенностей и возможностей.




Экспериментальные исследования психологов показали, что учащиеся различаются по возможностям овладения языком в зависимости от особенностей темперамента, внимания, психологического типа, стиля мышления. Одни учащиеся, их психологи называют экстравертами, импульсивны, инициативны, отличаются гибкостью поведения, общительностью. Другие (интраверты) - пассивны в общении, сосредоточены на явлениях собственного мира, замкнуты, склонны к самоанализу.

Различны и способы мышления школьников. Одни учащиеся с рационально-логической, инертной системой тяготеют к теоретическому изучению лингвистического материала. По данным экспериментальных исследований, такой тип овладения языком характеризует 20-30 % учащихся. Для формирования коммуникативных умений для этих учащихся обязательна сознательная систематизация языкового материала. Они лучше и быстрее овладевают языком, если правило формулируется. Учащиеся же с лабильным типом нервной системы (подразумевает крайне выраженную переменчивость настроения. Люди с лабильной акцентуацией имеют богатую чувственную сферу, они весьма чувствительны к знакам внимания. Такие индивиды демонстрируют общительность, добродушие, искреннюю привязанность и социальную отзывчивость. Интересуются общением, тянутся к своим сверстникам, довольствуются ролью опекаемого) чаще менее связаны с логико-грамматическим аспектом языка, чаще способны самостоятельно обнаруживать закономерности построения высказываний. В одинаковых условиях обучения для лабильных учащихся характерны лучшие качественные показатели: скорость выполнения отдельных операций, общий объем речевой и языковой продукции, в ущерб качественным показателям. Инертные лучше справляются с лингвистическими аналитическими задачами. Это означает, что на уроке учащиеся одного и того же класса будут по-разному овладевать навыками и умениями общения, грамматическим материалом. В то время как для одних учащихся оказываются доступны, например, коммуникативные упражнения, для других они могут оказаться трудными, и поэтому необходима подготовительная работа, может быть, и другой темп учебной деятельности.

Учет особенностей психического развития учащихся, черт их характера крайне важен при внедрении в школу новых педагогических технологий, таких как обучение в сотрудничестве, коллективные способы обучения, метод проектов.

В практике современной школы утверждается парная и групповая учебно-познавательная деятельность. Экспериментально выявлены пары и группы, эффективно сотрудничающие при выполнении задания, хорошо взаимодействующие, и группы невзаимодействующие. Например, оказывается, что эффективнее работают учащиеся в группах одинакового психического типа. В своих сочинениях такие школьники писали: «В нашей группе мне понравилось работать со всеми, так как царила именно рабочая атмосфера».

Однако, как показали исследования, неэффективно сотрудничество в парах и группах школьников с противоположными типами темперамента, например, холериков и флегматиков, меланхоликов и сангвиников. Так, в одной из троек холерики, обсуждая задание, постоянно обращались к флегматику с вопросом: «Ну что ты молчишь?» В триадах, где работали меланхолики и сангвиники, меланхоликов что-то раздражало. Сангвиник вспоминает, что выполнение задания с меланхоликом шло медленно: «Я чуть-чуть не уснула».

Учет личностных качеств школьника, его индивидуальных особенностей, дифференцированный подход к нему становится одним из обязательных условий успешности усвоения русского языка и овладения им.

Все люди по своему мышлению делятся на правополушарных и левополушарных индивидов, т.е. у каждого человека одно из полушарий доминирует.

Особенности развития левополушарных детей

Дети, у которых больше развито левое полушарие, значительно легче могут усваивать информацию словесно-логического характера (запоминать и повторять мысли и суждения), они хорошо обучаются иностранным языкам. Речь у них грамотная и развитая. Также в умственной деятельности они склонны к обобщению и абстракции.

Если у ребенка больше развито левое полушарие, он легче усваивает логическую информацию. При общении с другими людьми для таких детей очень важно соблюдать правила, давать оценки своим и чужим суждениям.

Они, как правило, легче усваивают новый материал на уроке, если учитель преподносит его в логически выстроенной форме. Левополушарный ребенок довольно легко оперирует символами и условными обозначениями, поэтому достигают значительных успехов в точных науках — математике, физике и пр. Такие дети отличаются хорошей памятью — могут с легкостью запомнить с первого раза новое определение, понятие или отрывок из незнакомого текста.

Также они предпочитают составлять план своих действий и стараются никогда от него не отступать.

Основные характеристики левополушарных детей следующие:

- логический характер познавательной деятельности;

- склонность к обобщениям в суждениях;

- восприятие любого материала с точки зрения логики;

- руководство в поведении и поступках исключительно разумом, а не чувствами;

- на уроках русского языка выбор делается в пользу диктанта, а не сочинения;

- неспособность и нежелание к яркому проявлению чувств.

Особенности развития правополушарного ребенка

Дети с развитым правым полушарием головного мозга склонны, как правило, к конкретно-образному (художественному) мышлению, отличаются весьма развитым воображением.

Правополушарные дети очень быстро схватывают противоречивые, на первый взгляд, понятия, они воспринимают их бессознательно, так как у них более развиты чувства и интуиция, чем у левополушарных детей.

Их речь эмоциональна, дополняется жестами и голосовыми интонациями. Они не стесняются проявлять свои чувства и эмоции.

Дети такого склада ума — прирожденные гуманитарии, предпочитают творческую деятельность и в дальнейшей жизни выбирают профессию, также связанную с творчеством. Из них получаются хорошие аналитики.

Основными особенностями правополушарных детей являются:

- склонность к образному мышлению;

- развитое воображение;

-способность одновременно обрабатывать большое количество разнообразной информации — например, они видят написанный учителем текст на доске, могут его переписать, слыша и воспринимая при этом его устный комментарий;

- на уроках русского языка выбор делается в пользу сочинения, а не диктанта;

- открытость и непосредственность в выражении своих чувств;

- общительность.

При решении какой-либо задачи на уроке дети с развитым правым полушарием хорошо делают это только в том случае, если задача рассматривается на примере бытовых предметов. Что же касается левополушарных, то они, прежде всего, ищут в каждой задаче логику и условные обозначения.

Специфика обучения правополушарных и левополушарных детей

Общество переоценивает роль левого полушария и логического мышления в становлении мыслительной деятельности ребенка. Школьные методики обучения тренируют и развивают главным образом левое полушарие, игнорируя половину умственных возможностей ребенка. Известно, что именно правое полушарие связано с развитием творческого мышления и интуиции.  

Дифференцированное обучение предполагает тщательное исследование когнитивного стиля учащихся, разработку педагогических приемов и методов в соответствии с их индивидуальными психофизиологическими особенностями. Учебный процесс с точки зрения нейропедагогики можно представить в виде последовательной цепи:

установка на деятельность (подготовка ученика для решения учебной задачи);

обеспечение деятельности ученика с учетом его индивидуальных психологических и половых особенностей (создание условий для успешного решения учебной задачи);

сравнение полученных результатов с предполагаемыми (осознанное отношение к результату своего учебного труда).

Поэтапное создание ситуации успеха на уроке

Оптимальные психолого-педагогические условия для реализации потенциальных возможностей ребенка, для создания ситуации успеха должны создаваться с учетом мозговой организации познавательных процессов.

Мотивационный этап (установка на предполагаемую деятельность). Учитель ставит перед собой задачу сформировать в учениках мотив достижения. Ситуация успеха, связанная с мотивационной сферой, на данном этапе в большей степени определяется психологическими аспектами индивидуальности ребенка.

Формирование мотивации к обучению. Для правополушарных учащихся необходимо делать упор на престижность положения в коллективе, авторитет, социальную значимость данного вида деятельности, так как у них высоко выражена потребность самореализации. Мотивы, побуждающие изучать школьные предметы, связаны со становлением их личности, со стремлением к самопознанию, с желанием разобраться во взаимоотношениях людей, осознать свое положение в мире. Для них характерна ориентация на высокую оценку и похвалу: «пятерка любой ценой». Большой интерес у правополушарных школьников вызывает эстетическая сторона предметов.

Для формирования мотивации к учебной деятельности левополушарных учащихся необходимо делать упор на познавательные мотивы. Их привлекает сам процесс усвоения знаний. Им свойственна высокая потребность в постоянной умственной деятельности. Социальным мотивом является мотив продолжения образования. Занятия школьными науками рассматриваются как средство для развития своего мышления. Выражена потребность в самосовершенствовании ума и волевых качеств.

 Особенности сенсорного восприятия. Познавательная активность, первично возникающая в одном из полушарий, запускает движения глаз в противоположную сторону, так что движения глаз можно рассматривать как показатель относительной активности двух полушарий. Можно предположить, что те, кто отводят глаза влево в процессе мышления, являются правополушарными, а вправо — левополушарными. Следовательно, для правополушарных учащихся наиболее значимой является левая полусфера, а для левополушарных — правая полусфера. Именно в этой полусфере им легче сконцентрировать внимание и воспринимать информацию.

Часто ученики во время общения с учителем начинают смотреть в сторону или «закатывать глаза к потолку». Эта реакция не случайна. Глаза в сторону — снижение интереса к учителю и его информации. Учитель, пытаясь вернуть внимание ученика, ускоряет темп и громкость речи. Ученик же в этот момент перерабатывает ту информацию, которую не успел переработать. В данный момент он не .воспринимает речь учителя. Более того, ускорение речи учителе воспринимается учеником как агрессия по отношению к нему — возникают раздражение и защитная реакция. Если во время разговора глаза ученика уходят в сторону, сделайте паузу. Дайте ему возможность усвоить полученную информацию.

Для лучшего восприятия информации с классной доски для правополушарных сочетание цветов должно быть таким: светлая доска — темный мел. А посадить их необходимо полукругом. Вне этих условий потеря информации может составлять до 32%. Для левополушарных учащихся наиболее важна правая полусфера; сочетание цветов на доске: темный фон и светлый мел; классическая посадка за партами.

Операционный этап (обеспечение деятельности). Задача учителя на операционном этапе — обеспечение учащегося заданием, которое учитывало бы его психофизиологические особенности и доставило бы ему удовольствие в ходе выполнения работы.

Обычно учителя предпочитают абстрактный, линейный стиль изложения информации, неоднократное повторение учебного материала, что развивает навыки левого полушарий и большинство учебников отражает эти характеристики: информация в них преподносится логично, последовательно и в абстрактной форме. Учащихся же ставят перед необходимостью самостоятельно связывать информацию с реальностью.

В учебных планах редко разрабатывается более одного стиля обучения. Поэтому именно на школьного учителя ложится ответственность за изменение и дополнение учебного плана, чтобы гарантировать успех всех учащихся. То, что ожидает учитель от своих учеников на уроке, основывается на его собственных предпочтениях в сфере преподавания. И когда эти предпочтения не совпадают с психофизиологическими возможностями учащихся, возникает внутренний конфликт: способ изложения информации учителем не совпадает с типом восприятия этой информации учеником.

Дети с доминированием правого полушария не контролируют правильность своей речи. Виды деятельности, требующие постоянного самоконтроля, будут выполняться ими плохо. В устной речи могут возникнуть проблемы в грамматике и подборе слов. Возможны смысловые пропуски, особенно если правополушарный ученик еще и импульсивен.

 Дети с доминированием левого полушария контролируют свою речь. Если их попросить подвести итоги, они встретятся с определенными трудностями. Левополушарным ученикам требуется помощь в развитии беглости устной и письменной речи. Однако их точность в употреблении слов и применении правил обычно выше, чем у их правополушарных одноклассников. Тем не менее, левополушарные ученики обычно медленнее выполняют письменные работы.

На операционном этапе у некоторых детей наступает такой период, когда непосредственный интерес к работе переживает состояние конфликта: с одной стороны — необходимость выполнить работу, а с другой – недостаток условий для реализации задачи.  Именно на этом этапе неоценима организованная учителем ситуация, которая помогает ученику включиться в работу, стимулировать его деятельность.

Результативный этап (сравнение предполагаемой оценки с реальной оценкой). Результативный этап деятельности учителя является диагностирующим в его работе, определяет прогнозы на будущее. Ученик также корректирует свою деятельность при помощи учителя: его осознанное отношение к итогам должно стать стимулом к предстоящей деятельности.

  Учитель оценивает итог деятельности: грамотность, аккуратность, правильность и т.д. Ученик ждет, что оценят не только итог, но и его усилия в процессе деятельности. Выбирая методы проверки знаний учащихся, также необходимо учитывать межполушарную асимметрию головного мозга.

Для левополушарных учащихся наиболее предпочтительными будут: решение задач, письменные опросы с неограниченным сроком выполнения, вопросы «закрытого» типа. Письменное решение задач позволит левополушарным проявить свои способности к анализу, а на вопросы «закрытого» типа они успешно подберут ответ из предлагаемых вариантов. 

Для правополушарных учащихся подойдут методы устного опроса, задания с «открытыми» вопросами с фиксированным сроком выполнения. Вопросы «открытого'» типа дадут им возможность проявить свои творческие способности, продемонстрировать собственный развернутый ответ. Есть несколько факторов, представляющих риск для учащихся с отличающимися учебными предпочтениями: неспособность к обучению, негибкость учебного, стиля и ограниченность набора обучающих стратегий. Учебники обычно ориентированы на один стиль обучения и часто на полушарную модель автора. В то время как для многих детей необходимо использовать набор учебных материалов, ориентированных как на левополушарный, так и на правополушарный тип учащихся.

Учителю при разработке методических планов необходимо учитывать, что ученики с разной межполушарной асимметрией делают разные количественные и качественные ошибки. Наиболее грамотными  являются равнополушарные учащиеся. Левое полушарие, у них берет на себя основную работу по организации переработки зрительной и слуховой информации, моторного акта письма. Написав диктант, дети этой группы замечают и исправляют почти все допущенные ошибки. Левополушарные учащиеся делают ошибок при письме в 2,5 раза больше: на безударные гласные в корне, пропускают мягкий знак, в 12 раз чаще путают падежные окончания, пишут лишние буквы, заменяют одни согласные другими. В речи используют много глаголов. Правополушарные дети ошибки делают в словарных словах, а также в гласных, находящихся под ударением, имена собственные пишут со строчной буквы, для них характерны пропуски, описки.

После изучения правил левополушарные дети делают ошибок в 5 раз меньше. Правополушарные ученики после изучения правил иногда делают ошибок в 4 рва больше. Дело в том, что дети правополушарного типа обладают так называемой «врожденной грамотностью», которая позволяет им писать без ошибок, не опираясь на знание правил, а используя опору на зрительные и моторные образы слов, не задумываясь о правописании вообще. Правополушарным свойственно целостное, нерасчлененное восприятие. Левополушарные же, наоборот, расчленяют целое на составные части. Правополушарные, не думая о правилах, пишут без ошибок. Но стоит им остановиться, задуматься, и ошибка неминуема. Этой группе детей нельзя расчленять слово, на части, нарушать его целостный образ, единство смысловых, слуховых и моторных характеристик. Нарушается целостность восприятия, автоматизм написания, разрушается «врожденная грамотность». Их нельзя во время письма останавливать и просить вспомнить правило. Такие дети, написав текст без ошибок, часто не могут справиться с заданием на разбор предложения или слова по частям. При проверке читают текст быстро, ошибок и описок не замечают. Для них главное — понимание смысла прочитанного, поэтому самопроверок не любят.



Тест И.П. Павлова

Для характеристики типов высшей нервной деятельности И.П. Павлов ввел представление о трех типах: «мыслительном», «художественном» и «среднем», промежуточном. По определению Павлова, впечатления, ощущения и представления об окружающей внешней среде, как общеприродной, так и социальной, исключая слово, слышимое и видимое, — это первая сигнальная система действительности, общая у людей с животными. Ее преобладание характерно для людей «художественного» типа. Слово составило вторую сигнальную систему действительности, будучи сигналом первых сигналов. Преобладание второй сигнальной системы характерно для «мыслительного» типа. Многочисленные данные о функциональной специализации полушарий головного мозга позволяют соотнести концепцию И.П. Павлова о двух сигнальных системах с особенностями работы полушарий и «распределением» ролей, которое существует в их совместной деятельности.

Инструкция. Разложи карточки по 3 на 3 группы так, чтобы в каждой группе было что-то общее.

Наглядный материал: 9 карточек; на каждой написано по одному слову: «карась», «орел», «овца», «перья», «чешуя», «шерсть», «летать», «плавать», «бегать».

Оценка результатов:

1 вариант

1-я группа карточек — «карась», «орел», «овца».

2-я группа карточек — «бегать», «плавать», «летать».

3-я группа карточек — «шерсть», «перья», «чешуя».

Вариант возможен на основе анализа, когда выделяются общие существенные признаки. Преобладает II сигнальная система. Мыслительный тип. Логическое мышление. Доминирование левого полушария.

2 вариант

1-я группа карточек — «карась», «плавать», «чешуя».

2-я группа карточек — «орел», «летать», «перья».

3-я группа карточек — «овца», «бегать», «шерсть».

Предметы и явления обобщены по их функциональным признакам. Преобладает I сигнальная система. Художественный тип. Образное мышление. Доминирование правого полушария.

3 вариант

Одновременное выполнение I и II вариантов теста. Смешанный тип.


Тест


1.Сплетите пальцы рук в замок. 
Если верхним окажется большой палец левой руки, напишите на листе бумаги букву «Л», если большой палец правой руки - букву «П».
2. Прицельтесь в невидимую мишень.
Если для этого Вы пользуетесь левым глазом, закрывая правый, напишите букву «Л», если наоборот - «П». 
3. Скрестите руки на груди, приняв позу Наполеона.
Если кисть левой руки окажется лежащей сверху, пометьте это буквой «Л», если правой - буквой «П». 
4. Поаплодируйте
Если Вы бьёте левой ладонью по правой, то это буква «Л», если правая ладонь активнее - буква «П».
Теперь оцените получившийся результат по данной схеме:
«ПППП» (100 % правша) – ориентация на стереотипы, консерватизм, бесконфликтность, нет желания ссориться и спорить. 
«ПППЛ» – одна из самых ярких черт характера – нерешительность. 
«ППЛП» – это довольно ярко проявленный контактный тип характера. Кокетство, решительность, чувство юмора, артистизм. (Чаще у женщин…) 
«ППЛЛ» – такое сочетание не часто встречается. Характер приближен к предыдущему, только более мягкий. 
«ПЛПП» – аналитик, с одновременной мягкостью. Привыкает медленно, осторожен в отношениях, терпимость и некоторая холодность. (Чаще у женщин…) 
«ПЛПЛ» – очень редкое сочетание. Беззащитность, подверженность различным влияниям. (Чаще у женщин…) 
«ЛППП» – это сочетание встречается часто. Эмоциональность, не достает упорства и настойчивости в решении важных вопросов, подверженность чужим влияниям, хорошая приспособляемость, лёгкое вхождение в контакт, дружелюбие. 
«ЛППЛ» – более значительная, чем в предыдущем случае, мягкость характера и наивность. 
«ЛЛПП» – дружелюбие и простота, некоторая разбросанность интересов и склонность к самоанализу. 
«ЛЛПЛ» – мягкость, простодушие, доверчивость. 
«ЛЛЛП» – энергичность, эмоциональность, решительность. 
«ЛЛЛЛ» (100 % левша) – «антиконсервативный тип характера». Способность по-новому взглянуть на старое. Сильные эмоции, выраженный индивидуализм до эгоизма, упрямство, иногда доходящее до замкнутости. 
«ЛПЛП» – очень сильный тип характера. Но неспособность менять свою точку зрения. А также упорство в достижении поставленных целей и энергичность. 
«ЛПЛЛ» – подобие предыдущего типа, только не так неустойчив и склонен к самоанализу. Испытывает некоторые трудности в приобретении друзей. 
«ПЛЛП» – характер легкий, умение избегать конфликты, лёгкость же в заведении знакомств и общении, частая смена увлечений.
«ПЛЛЛ» – независимость и непостоянство, желание всё делать самому.

Если у Вас получилось больше букв «П», то доминирует левое полушарие, и наоборот.




Скачать

© 2018, 796 3

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!