Требования к учителю начальных классов в условиях работы по новым государственным образовательным стандартам
2017 год
«Педагоги не могут успешно кого-то учить, если в это же время усердно не учатся сами» (Али Апшерони)
Прежде чем говорить о том, что должно измениться в деятельности педагога в связи с введением ФГОС, следует определить, возможно ли, не меняя требований к учителю, реализовать стандарт?
Перед учителями начальных классов, встал вопрос , как перестроить работу, чтобы повысить эффективность обучения младших школьников? Где искать резервы ? Как формировать личность? Какими мы должны быть сами, чтобы за годы учебы в начальной школе привить детям смелость ума, радость познания, уверенность в своих возможностях, чувство будущего?
Ответ прост : учиться быть современным учителем.
Так какой же он, современный учитель?
Современный учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам
Современный учитель находится в постоянном творческом поиске
Современный педагог должен выявлять самые лучшие качества, заложенные в душе каждого ребенка
Современный учитель – человек, способный улыбаться и интересоваться всем тем, что его окружает
Современный учитель – это профессионал
Требования ФГОС к современному учителю
У педагогического работника, реализующего основную образовательную программу начального общего образования, должны быть сформированы основные компетенции, необходимые для обеспечения реализации требований Стандарта и успешного достижения обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Современного учителя должны отличать высокая креативность , направленность на активную созидательную и преобразующую деятельность , технологическая подготовленность .
Компетенциями,
которые должен освоить ученик,
должен владеть сам учитель
Основные компетенции современного учителя
- Уметь учиться вместе с учениками
- Уметь планировать и организовывать самостоятельную деятельность обучающихся (помогать обучающемуся определять цели и образовательные результаты на языке умений/компетенций)
- Уметь мотивировать обучающихся, включая их в разнообразные виды деятельности, позволяющие наработать им требуемые компетенции
- Уметь использовать разнообразные формы организации деятельности, включая учащихся в разные виды работы, с учетом их склонностей, индивидуальных особенностей и интересов
- Уметь подмечать склонности учащегося и в соответствии
с ними определять наиболее подходящий для него
учебный материал или деятельность
Основные компетенции современного учителя
- Владеть проектным и исследовательским мышлением и уметь организовать групповую проектную и исследовательскую работу учащихся и руководить ею
- Использовать систему оценивания, позволяющую обучающимся адекватно оценивать свои достижения и совершенствовать их
- Уметь осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения и уметь организовать ее у обучающихся в процессе учебных занятий
- Уметь вести занятия в режиме диалога и дискуссии, создавая атмосферу, в которой обучающиеся хотели бы высказывать свои сомнения, мнения и точки зрения на обсуждаемый предмет, дискутируя не только между собой, но и с учителем, принимая то, что собственная точка зрения может быть также подвергнута сомнению и критике
- Владеть компьютерными технологиями и
использовать их в учебном процессе
В чём новизна стандарта второго поколения и современного урока?
Педагоги, реализующие ФГОС, отмечают, что:
– изменились приемы работы на уроке : рассказ учителя превратился в обсуждение проблем, учебных или жизненных ситуаций, опрос – в собеседование, контроль – в самоконтроль и взаимоконтроль;
– особое внимание уделяется самостоятельности изучения темы ;
– на уроках слышна речь ученика , который не просто повторяет за учителем заученную фразу, а анализирует изучаемые факты и делает обобщающие выводы;
– без мотивации нельзя начинать изучение новой темы.
Младший школьник должен понимать, для чего, с какой целью он изучает тот или иной вопрос и как изучает: каким способом, по какому плану, какие виды деятельности для этого использует, какова перспектива урока;
– в постановке цели и выборе средств ее достижения
ученик играет активную роль;
– созданию на уроке проблемных ситуаций способствует обилие проблемных, практико-ориентированных заданий; – ученик имеет право выбрать способ решения учебной задачи, уровень освоения, способ контроля; – учитель, проектируя урок, думает о том, чтобы дети имели возможность сделать на уроке маленькие открытия , уходили с урока с чувством победы; – становится характерным демократический стиль отношений между учителем и учениками , умение слушать и слышать друг друга; – учитель и учащиеся имеют возможность оценить результат совместной деятельности – уроки учат учиться
Цель современного учителя - выучить детей, которые будут компетентными, которые могут поставить задачу, самостоятельно принять необходимые меры для её решения и добиться их выполнения. Всему этому должны их научить мы с вами, а это возможно лишь тогда, когда мы сами будем компетентны в своей профессиональной деятельности.
«Учитель лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над собственным образованием и воспитанием»
Дистерверг