СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Современные образовательные технологии во внеурочной деятельности»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Современные образовательные технологии во внеурочной деятельности»

План

1. Образовательные технологии, используемые во внеурочной деятельности.

2. Технология дифференцированного подхода по интересам.

3. Современные воспитательные технологии.

4. Технологии саморазвития личности обучающихся.

               1. Образовательные технологии, используемые во внеурочной деятельности 

              Неотъемлемой̆ составляющей̆ образования является воспитание – комплекс мероприятий, направленных на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей̆ и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. К воспитанию как процессу целенаправленного управления духовным развитием личности обучающегося, подготовкой̆ его к самостоятельной жизни, к трудовым отношениям государство предъявляет особые требования. Однако на сегодняшний день наблюдается ряд противоречий в системе современного воспитания, которые вызывают затруднения в реализации целей современного образования:

«Современные образовательные технологии во внеурочной деятельности»

План

1. Образовательные технологии, используемые во внеурочной деятельности.

2. Технология дифференцированного подхода по интересам.

3. Современные воспитательные технологии.

4. Технологии саморазвития личности обучающихся.

               1. Образовательные технологии, используемые во внеурочной деятельности 

              Неотъемлемой̆ составляющей̆ образования является воспитание – комплекс мероприятий, направленных на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей̆ и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. К воспитанию как процессу целенаправленного управления духовным развитием личности обучающегося, подготовкой̆ его к самостоятельной жизни, к трудовым отношениям государство предъявляет особые требования. Однако на сегодняшний день наблюдается ряд противоречий в системе современного воспитания, которые вызывают затруднения в реализации целей современного образования:

«Современные образовательные технологии во внеурочной деятельности»

План

1. Образовательные технологии, используемые во внеурочной деятельности.

2. Технология дифференцированного подхода по интересам.

3. Современные воспитательные технологии.

4. Технологии саморазвития личности обучающихся.

               1. Образовательные технологии, используемые во внеурочной деятельности 

              Неотъемлемой̆ составляющей̆ образования является воспитание – комплекс мероприятий, направленных на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей̆ и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. К воспитанию как процессу целенаправленного управления духовным развитием личности обучающегося, подготовкой̆ его к самостоятельной жизни, к трудовым отношениям государство предъявляет особые требования. Однако на сегодняшний день наблюдается ряд противоречий в системе современного воспитания, которые вызывают затруднения в реализации целей современного образования:

«Современные образовательные технологии во внеурочной деятельности»

План

1. Образовательные технологии, используемые во внеурочной деятельности.

2. Технология дифференцированного подхода по интересам.

3. Современные воспитательные технологии.

4. Технологии саморазвития личности обучающихся.

               1. Образовательные технологии, используемые во внеурочной деятельности 

              Неотъемлемой̆ составляющей̆ образования является воспитание – комплекс мероприятий, направленных на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей̆ и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. К воспитанию как процессу целенаправленного управления духовным развитием личности обучающегося, подготовкой̆ его к самостоятельной жизни, к трудовым отношениям государство предъявляет особые требования. Однако на сегодняшний день наблюдается ряд противоречий в системе современного воспитания, которые вызывают затруднения в реализации целей современного образования:

«Современные образовательные технологии во внеурочной деятельности»

План

1. Образовательные технологии, используемые во внеурочной деятельности.

2. Технология дифференцированного подхода по интересам.

3. Современные воспитательные технологии.

4. Технологии саморазвития личности обучающихся.

               1. Образовательные технологии, используемые во внеурочной деятельности 

              Неотъемлемой̆ составляющей̆ образования является воспитание – комплекс мероприятий, направленных на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей̆ и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. К воспитанию как процессу целенаправленного управления духовным развитием личности обучающегося, подготовкой̆ его к самостоятельной жизни, к трудовым отношениям государство предъявляет особые требования. Однако на сегодняшний день наблюдается ряд противоречий в системе современного воспитания, которые вызывают затруднения в реализации целей современного образования:

«Современные образовательные технологии во внеурочной деятельности»

План

1. Образовательные технологии, используемые во внеурочной деятельности.

2. Технология дифференцированного подхода по интересам.

3. Современные воспитательные технологии.

4. Технологии саморазвития личности обучающихся.

               1. Образовательные технологии, используемые во внеурочной деятельности 

              Неотъемлемой̆ составляющей̆ образования является воспитание – комплекс мероприятий, направленных на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей̆ и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. К воспитанию как процессу целенаправленного управления духовным развитием личности обучающегося, подготовкой̆ его к самостоятельной жизни, к трудовым отношениям государство предъявляет особые требования. Однако на сегодняшний день наблюдается ряд противоречий в системе современного воспитания, которые вызывают затруднения в реализации целей современного образования:

«Современные образовательные технологии во внеурочной деятельности»

План

1. Образовательные технологии, используемые во внеурочной деятельности.

2. Технология дифференцированного подхода по интересам.

3. Современные воспитательные технологии.

4. Технологии саморазвития личности обучающихся.

               1. Образовательные технологии, используемые во внеурочной деятельности 

              Неотъемлемой̆ составляющей̆ образования является воспитание – комплекс мероприятий, направленных на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей̆ и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. К воспитанию как процессу целенаправленного управления духовным развитием личности обучающегося, подготовкой̆ его к самостоятельной жизни, к трудовым отношениям государство предъявляет особые требования. Однако на сегодняшний день наблюдается ряд противоречий в системе современного воспитания, которые вызывают затруднения в реализации целей современного образования:

Просмотр содержимого документа
««Современные образовательные технологии во внеурочной деятельности»»

«Современные образовательные технологии во внеурочной деятельности»

План

1. Образовательные технологии, используемые во внеурочной деятельности.

2. Технология дифференцированного подхода по интересам.

3. Современные воспитательные технологии.

4. Технологии саморазвития личности обучающихся.

1. Образовательные технологии, используемые во внеурочной деятельности

Неотъемлемой̆ составляющей̆ образования является воспитание – комплекс мероприятий, направленных на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей̆ и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. К воспитанию как процессу целенаправленного управления духовным развитием личности обучающегося, подготовкой̆ его к самостоятельной жизни, к трудовым отношениям государство предъявляет особые требования. Однако на сегодняшний день наблюдается ряд противоречий в системе современного воспитания, которые вызывают затруднения в реализации целей современного образования:

  • возрастают потребности общества в хорошо обученной и воспитанной молодежи, но имеются объективные сложности в обеспечении условий развития и воспитания;

  • государственно-общественные институты и органы образования заявляют идею приоритетности воспитания, но на практике процесс обучения остается превалирующим в современном обучении, а обновление содержания воспитательной̆ деятельности значительно отстает от заданных параметров модернизации образовательной системы;

  • современное воспитание имеет богатый арсенал научных теорий, систем, моделей̆, новых форм и технологий воспитательной̆ работы, но не в полной мере продуманы и проработаны механизмы внедрения этих технологий в практику;

  • в системе внеурочной̆ деятельности проводится большое количество воспитательных мероприятий, но они не всегда обеспечивают самостоятельную деятельность обучающихся.

Разрешение имеющихся противоречий возможно через реализацию технологического подхода в образовательной̆ деятельности современной̆ школы. Особая роль в развитии социально значимых качеств обучающихся, становлении их гражданской̆ позиции, формировании ценностных ориентаций принадлежит современным образовательным педагогическим технологиям, которые можно применить не только во время учебных занятий, но и во внеурочной деятельности. Педагогическая технология – строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий. Выбор технологии, используемой в реализации определенного направления внеурочной деятельности определяется ее руководителем (педагог-предметник, психолог, специалист учреждения дополнительного образования и т.д.) Во внеурочной деятельности существует ряд образовательных педагогических технологий, способствующих достижению целей Федерального государственного образовательного стандарта, среди которых:

  • проблемное обучение;

  • проектное обучение;

  • игровые технологии;

  • групповые технологии;

  • здоровьесберегающие технологии;

  • информационно-коммуникативные технологии;

  • проектно-исследовательская деятельность;

  • игровые технологии и др.

Особое место занимают интерактивные технологии, которые можно применять во внеурочной деятельности, используя активные методы обучения. Это может быть работа в парах, малых группах, мозговой штурм, использование вопросов и др. Затем, после освоения обучающимися этих методов, можно использовать более сложные: обучающийся в роли учителя, каждый учит каждого, обоснование своей позиции, дебаты, кейс-метод и др.



  • Интерактивные методы, используемые во внеурочной деятельности, решают ряд важных задач:  развивают коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися;

  • решают информационную задачу, поскольку обеспечивают обучающихся необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность;

  • развивают общие учебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей и пр.), т.е. обеспечивают решение обучающих задач;

  • обеспечивают воспитательную задачу, поскольку приучают работать в команде, прислушиваться к чужому мнению;

  • способствуют релаксации, снятию нервной нагрузки, переключению внимания, смене форм деятельности и т. д.

Таким образом, использование современных образовательных технологий во внеурочной деятельности является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития обучающихся, позволяет создать условия для повышения эффективности образовательного процесса в школе и формирования у обучающихся личностных компетентностей.

2. Технология дифференцированного подхода по интересам

Дифференциация предполагает обязательный учет индивидуально-типологических особенностей обучающихся, форму их группирования и различное построение воспитательного процесса в выделенных группах. Другими словами, дифференциация представляет собой различение и разделение, критерием которых выступают интересы обучающихся. При организации дифференциации по интересам необходимо учитывать степень ее эффективности. Главными целями, результатами и критериями эффективности дифференциации являются:

1) повышение эффективности школьного образования, создание наиболее выгодной и целесообразной системы образования молодого поколения, обеспечивающей каждому максимальное развитие своих возможностей, способностей;

2) демократизация учебно-воспитательного процесса, ликвидация единообразия школы, предоставление обучающимся свободы выбора элементов учебно-воспитательного процесса;

3) создание условий для обучения и воспитания, адекватных индивидуальным особенностям и оптимальных для разностороннего общего развития – умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового;

4) формирование и развитие индивидуальности, самостоятельности и творческого потенциала личности, максимальное развитие одаренных детей;

5) защита детей, нуждающихся в социально-педагогической помощи, адаптация и включение в полноценный учебный процесс детей с аномалиями развития и асоциальным поведением.

Выделяют несколько видов дифференциации в учебно-воспитательном процессе: уровневая и по интересам. Для организации внеурочной работы требуется в первую очередь дифференциация по интересам. Учебный план школы предоставляет обучающемуся довольно широкий комплект образовательных дисциплин, имеющий общекультурное значение и обеспечивающий всестороннее и гармоническое развитие. Каждый предмет позволяет выявить задатки и способности обучающегося (в виде интереса, склонности), т.е. осуществить одну из социально-педагогических проб личности. Поэтому совершенно естественно предоставить обучающемуся необходимые условия для оптимального развития выявленных задатков и способностей. Это реализуется с помощью различных видов дифференциации по интересам (углубления, уклоны, профили, факультативы, клубная деятельность). Дифференциация по интересам по своему влиянию на результаты обучения и воспитания не менее значима, чем дифференциация по уровню развития. Однако при ее осуществлении могут возникать разнообразные трудности и отрицательные последствия. При построении системы дифференциации следует прежде всего выбирать такие ее виды, которые:

  • реальны в рамках имеющихся дидактических возможностей (диагностический инструментарий, учебно-методическая база);

  • диктуются насущной необходимостью ситуации (результатами диагностики, требованиями родителей, социальным заказом);

  • обещают наибольшую эффективность и результативность воспитания и социализации;

  • не приводят к отрицательным последствиям, упущениям, недоработкам в формировании личности обучающихся;

  • обеспечены кадрами соответствующей квалификации.

3. Современные воспитательные технологии

Воспитательные технологии – система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель – приобщение обучающихся к общечеловеческим культурным ценностям.

Воспитательные технологии включают следующие системообразующие компоненты:

1. Диагностирование.

2. Целеполагание.

3. Проектирование.

4. Конструирование.

5. Организационно-деятельностный компонент.

6. Контрольно-управленческий компонент.

Содержательный компонент наряду с правильно поставленной диагностической целью определяет успешность и характер воспитательной технологии. От них зависит, будет ли воспитательная технология информативной или развивающей, традиционной или личностно- ориентированной, продуктивной или малоэффективной. В основном эффективность воспитательной технологии зависит от того, насколько концептуально увязаны между собой цели и содержание деятельности. Содержанием воспитательных технологий являются:

  • научно обоснованные социализированные требования;

  • передача социального опыта;

  • постановка цели и анализ сложившейся ситуации;

  • социализированная оценка обучающегося;

  • организация творческого дела;

  • создание ситуации успеха.

Характерной особенностью воспитательной технологии является возможность воспроизведения воспитательной цепочки и ее пошаговый анализ. Рассмотрим пример самой распространенной по применению воспитательной технологии – технологии организации и проведения группового воспитательного дела (по Н.Е. Щурковой). Общая воспитательная цель любого группового дела – формирование относительно устойчивых отношений человека к себе, окружающим, природе, вещам.

Технологическую цепочку любого воспитательного дела можно представить следующим образом: 1. Подготовительный этап (предварительное формирование отношения к делу, интереса к нему, подготовка необходимых материалов).

2. Психологический настрой (приветствие, вступительное слово).

3. Содержательная (предметная) деятельность.

4. Завершение.

5. Проекция на будущее.

Гуманно-личностная технология Ш.А. Амоношвили является на сегодня одной из самых актуальных и практико-ориентированных.

Целевыми ориентациями гуманно-личностной технологии Ш.А. Амонашвили выступают:

  • способствование становлению, развитию и воспитанию в ребенке и подростке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств;

  • развитие и становление познавательных сил ребенка и подростка;

  • идеал воспитания – самовоспитание.

Среди прочих известных и отлично зарекомендовавших себя в практике воспитательной работы: технология коллективного творческого воспитания И.П. Иванова, технология гуманного коллективного воспитания В.А. Сухомлинского. Несмотря на то, что эти технологии были разработаны и внедрены более полувека назад, их содержание становится все более актуальным в наши дни.

Технология коллективного творческого воспитания И.П. Иванова. Технология коллективного творческого воспитания – такая организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов.

  • Концептуальные идеи, принципы технологии коллективного творческого воспитания И.П. Иванова:

  • идея включения обучающихся в улучшение окружающего мира;

  • идея соучастия обучающихся в воспитательном процессе;

  • коллективно-деятельностный подход к воспитанию: коллективное целеполагание, коллективная организация деятельности, коллективное творчество, эмоциональное насыщение жизни, организация соревновательности и игры в жизнедеятельности обучающихся;

  • комплексный подход к воспитанию;

  • личностный подход, одобрение социального роста обучающихся.

Технология гуманного коллективного воспитания В.А. Сухомлинского основывается на следующих идеях: в воспитании нет главного и второстепенного; воспитание – это прежде всего человековедение; эстетическое, эмоциональное начало в воспитании: внимание к природе красота родного языка, эмоциональная сфера духовной жизни и общения детей, чувство удивления; принцип единства: обучения и воспитания, научности и доступности, наглядности и абстрактности, строгости и доброты, различных методов; культ Родины, культ труда, культ матери, культ книги, культ природы; приоритетные ценности: совесть, добро, справедливость. Образование – это не только обучение, но и воспитание, развитие личности, ее социализация. Становится очевидным необходимость повышения статуса воспитательной работы, изменения в целом идей, подходов, принципов, характера воспитательной работы. Использование опыта применения педагогических технологий поможет в решении данных задач.

4. Технологии саморазвития личности обучающихся

Самовоспитание, самосовершенствование – процесс осознанного, управляемого самой личностью развития, в котором в субъективных целях и интересах самой личности целенаправленно формируются и развиваются ее качества и способности. Главной целью технологии самовоспитания личности обучающегося является создание условий для перехода воспитания в самовоспитание, введение личности в режим саморазвития, поддержание и стимуляция этого режима на каждом возрастном этапе, формирование веры в себя и снабжение инструментарием самовоспитания. Содержательной и методической основой технологии самовоспитания личности является дальнейшая гуманизация образования; только на этой основе возможно воспитать личность, стремящуюся к самовоспитанию, умеющую использовать и ценить духовные и материальные богатства общества и способствующую восстановлению и обогащению его ценностей. Демократизация внеурочной деятельности выступает необходимым условием саморазвития личности учащегося. Она воплощается в свободе выбора самостоятельности, удовлетворении интересов и потребностей обучающихся. Для этого в воспитательно- образовательном пространстве организуются широкая дифференциация и индивидуализация, обеспечивается развитие школьного самоуправления, поддержка детских инициатив и других условий для самоутверждения и самореализации личности обучающихся. Деятельностный подход в воспитании и обучении особо важную роль отводит внеурочной сфере жизнедеятельности ребенка как пространства формирования практических умений и навыков самосовершенствования, где теоретические воспитательные воздействия на личность проверяются в деятельности, выступающей критерием истины. Ведущий вектор развития личности в технологии самовоспитания направлен на подготовку к жизни, на обеспечение выпускников образовательной организации всем необходимым для их последующей самостоятельной жизнедеятельности в открытой социальной среде.

Основу технологии самовоспитания личности составляют следующие положения:

1. Все высшие духовные потребности человека – в познании, самоутверждении, самовыражении, самоопределении, самоактуализации – являются стремлениями к самовоспитанию, самосовершенствованию, саморазвитию. Использование этих потребностей для мотивации учения открывает огромные резервы повышения качества школьного образования.

2. Доминанта на самовоспитание и самосовершенствование – установка на осознанное и целенаправленное улучшение личностью самой себя – может быть сформирована на основе потребностей саморазвития.

3. На внутренние мотивы и процессы самовоспитания, самосовершенствования и саморазвития можно и нужно влиять с помощью организации внешней части педагогического процесса, включая в него специальные цели, содержание, методы и средства. В технологии самовоспитания личности субъектность деятельности обучающегося проявляется не только при решении учебных целей, но охватывает разнообразную внеурочную деятельность, поведение в жизненных ситуациях и, что важнее всего, планирование дальних жизненных целей. Наряду с познавательными мотивами в педагогическом процессе широко используются, стимулируются, «раскручиваются» внутренние социальные, нравственные и эстетические мотивы самосовершенствования личности. Деятельность ребенка организуется не только как удовлетворение познавательной потребности, но и целого ряда других потребностей саморазвития личности. Таким образом, внеучебная деятельность обеспечивает прежде всего индивидуальную траекторию воспитания и социализации ребенка, который самостоятельно определяется с видами деятельности для занятий во внеурочное время.























«Особенности организации внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС»

План

1. Принципы и особенности организации внеурочной деятельности.

2. Реализация внеурочной деятельности в рамках ФГОС.

3. Анализ внеурочной деятельности и классификация результатов.

На сегодняшний день внеурочная деятельность в российских образовательных организациях РФ представляет собой инновацию Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС).

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» содержание образования образовательной организации определяется ее основной образовательной программой (далее – ООП), разрабатываемой в соответствии ФГОС и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.

ООП разрабатывается, утверждается и реализуется образовательной организацией самостоятельно. Согласно ФГОС ООП реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно- эпидемиологических правил и нормативов.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

1. Принципы и особенности организации внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность может быть организована как в общеобразовательной организации, так и за ее пределами.

Образовательная организация может дополнить данный перечень принципов следующими: научной организации, добровольности и заинтересованности обучающихся, системности во взаимодействии общего и дополнительного образования, целостности, непрерывности и преемственности процесса образования, личностно-деятельностного подхода, культуросообразности, творчества, минимакса и др.

Важным требованием к внеурочной деятельности является учет возрастных, половых и индивидуальных особенностей участников этой деятельности. Реализация данного принципа предполагает, прежде всего, отбор содержания деятельности в соответствии с возрастом, силами и возможностями обучающихся. Разнообразные формы внеурочной деятельности, в которых реализованы вышеперечисленные принципы, будут положительно влиять на развитие личности обучающихся и способствовать достижению целей ФГОС. План внеурочной деятельности, как и учебный план, является основным организационным механизмом реализации основных образовательных программ, определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности.

Планирование внеурочной деятельности позволяет достичь высоких результатов как в образовательном процессе, так и в воспитании обучающихся, поскольку систематизирует работу специалистов образовательной организации, принимающих участие в организации внеурочной деятельности (заместитель директора по дополнительному образованию (по учебно-воспитательной работе), педагог дополнительного образования, классный воспитатель, вожатые и воспитатели групп продленного дня, педагог-организатор, педагог- психолог, социальный педагог, учитель-предметник, школьный библиотекарь), исключает вероятность стихийности, позволяет максимально объединить интересы социума, школьного сообщества и конкретной личности.

На основании общего плана внеурочной деятельности образовательной организации руководители внеурочных объединений составляют свои планы внеурочной деятельности. Структуры плана должна содержать виды и формы внеурочной деятельности по всем направлениям развития личности: спортивно-оздоровительному, духовно-нравственному, социальному, общеинтеллектуальному, общекультурному.

Кроме того, в плане необходимо учесть мероприятия по вопросам организации внеурочной деятельности со всеми субъектами образовательного процесса: как с сообществом обучающихся, так и со специалистами образовательного учреждения, родительским сообществом, микросоциумом.

Рекомендуется также включить в план меры по организации сетевого взаимодействия образовательной организации с учреждениями дополнительного образования детей, учреждениями культуры, спорта и общественными организациями. Как правило, образовательная организация и специализированное учреждение разрабатывают совместную программу деятельности, которая определяет содержание дополнительного образования в данном учебном заведении.

Формы сотрудничества могут быть следующими:

• совместная разработка и реализация образовательных, развивающих, досуговых и игровых программ в школах и учреждениях дополнительного образования детей;

• совместная работа школьных учителей, педагогов дополнительного образования, специалистов психологических и валеологических служб с различными социальными группами детей: одаренными и талантливыми детьми, «групп риска», с ограниченными возможностями здоровья;

• создание в школах детских общественных организаций с их последующим объединением в межшкольные союзы на базе учреждений дополнительного образования детей;

• совместное осуществление медико-психолого-педагогического мониторинга динамики развития, воспитанности и обученности обучающихся.

После того, как определяются направления работы, ее виды и формы, указываются ответственные за мероприятия, продумываются и согласовываются сроки, план оформляется таблично и графически. После его презентации педагогическому сообществу, специалисты образовательного учреждения, охваченные внеурочной деятельностью, готовят свои годовые планы, в соответствии с общим. Важным аспектом является организация информирования обучающихся и их родителей (законных представителей).

План внеурочной деятельности обязательно должен быть размещен на сайте образовательной организации, а также на информационных стендах. Действенным будет также распространение информационных буклетов на классных часах и родительских собраниях. Оптимально, чтобы план внеурочной деятельности был согласован с планом муниципальных и региональных мероприятий с целью координации сроков и места их проведения, своевременного включения в него школьных этапов муниципальных, региональных, всероссийских и международных конкурсов, олимпиад и пр.

Для организации внеурочной деятельности рекомендуется пройти следующие этапы:

1. Постановка цели и задач, определение принципов внеурочной деятельности, организация семинаров для коллектива образовательной организации по ознакомлению со спецификой внеурочной деятельности.

2. Заключение договоров между образовательной организацией и ее социальными партнерами по взаимодействию. Посредником, координатором и активным участником взаимодействия со школой должно стать учреждение дополнительного образования. Роль этого учреждения заключается в помощи администрации, классным руководителям и обучающимся по выстраиванию индивидуальной образовательной программы обучающихся в процессе организации внеурочной деятельности.

3. Определение должностных обязанностей педагогов-психологов и педагогов дополнительного образования в условиях внеурочной деятельности. Образовательное учреждение по своему усмотрению решает проблему кадрового обеспечения данной деятельности, привлечения учителя начальной школы, классного руководителя, педагогов-предметников, педагогов-организаторов, педагогов дополнительного образования, специалистов учреждений дополнительного образования и др., формируя нормативную базу.

Могут быть предложены различные модели организации внеурочной деятельности:

• ведение внеурочной деятельности по направлениям учителями школы (учитель музыки, технологии – художественно-эстетическое направление, проектная деятельность; учителя-предметники, учителя начальных классов – научно- познавательное, общественно-полезная деятельность; учитель физической культуры – спортивно-оздоровительное, военно-патриотическое);

• ведение внеурочной деятельности совместно педагогами образовательной организации и привлеченными специалистами учреждений дополнительного образования;

• ведение внеурочной деятельности специалистами дополнительного образования с использованием базы школы и учреждений дополнительного образования.

Наиболее продуктивной представляется схема ведения внеурочной деятельности совместно педагогами образовательной организации и привлеченными специалистами учреждений дополнительного образования.

4. Составление программы внеурочной деятельности. Программа внеурочной деятельности является примером интеграции образовательного потенциала и ресурсов разных типов учреждений образования, культуры и т.д. Программа направлена на формирование особого образовательного пространства, отвечающего требованиям ФГОС. Реализация программы позволяет решать задачу воспитания социально активной и функционально грамотной личности.

2. Реализация внеурочной деятельности в рамках ФГОС

Организационными механизмами реализации ООП являются Учебный план и План внеурочной деятельности. План внеурочной деятельности обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности и включается в организационный раздел ООП. Чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации ООП определяет образовательная организация. Письмо Министерства просвещения России от 5 сентября 2018 г. № 03-ПГ-МП-42216 «Об участии учеников муниципальных и государственных школ РФ во внеурочной деятельности» регулирует вопросы, связанные с этим направлением образовательного процесса.

Согласно ФГОС объем внеурочной деятельности составляет:

• на уровне начального общего образования – до 1350 часов за четыре года обучения;

• на уровне основного общего образования – до 1750 часов за пять лет обучения с учетом интересов обучающихся и возможностей организации, осуществляющей образовательную деятельность;

• на уровне среднего (полного) общего образования – до 700 часов за два года обучения.

Согласно «Санитарно-эпидемиологическим требованиям к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях» (далее – СанПин 2.4.2.2821- 10) максимально допустимый недельный объем нагрузки внеурочной деятельности (в академических часах) в 1-11 классах независимо от продолжительности учебной недели должен быть не более 10. Часы внеурочной деятельности могут быть реализованы как в течение учебной недели, так и в период каникул, в выходные и нерабочие праздничные дни, допускается перераспределение часов внеурочной деятельности по годам обучения в пределах одного уровня общего образования, а также их суммирование в течение учебного года. Продолжительность занятий внеурочной деятельности и их количество в неделю определяются приказом образовательного учреждения. Образовательное учреждение самостоятельно решает вопросы формирования и наполняемости групп. В соответствии с СанПин 2.4.2.2821-10 количество обучающихся в группе определяется исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося не менее 2,5 кв. метра и не менее 3,5 кв. метра на 1 обучающегося при организации групповых форм. При наличии необходимых условий и средств возможно деление на группы с меньшей наполняемостью. Результатом проведения внеурочной деятельности в школе предполагается увеличение численности обучающихся, охваченных организованным досугом, формирование социальной культуры школьников, чувства патриотизма и гражданственности, предрасположенность к здоровому образу жизни, воспитание толерантности, уважительного отношения к окружающему миру.

Исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности, для ее реализации в качестве базовой может быть рассмотрена одна из следующих моделей.

Реализация внеурочной деятельности в образовательной организации в рамках ФГОС осуществляется через:

1. Учебный план образовательной организации (часть, формируемая участниками образовательного процесса – секции, школьные научные общества, научные исследования и т.д.);

2. Дополнительное образование образовательной организации (организация кружков, спортивно-оздоровительных секций, поисковых и научных исследований и т.д.);

3. Дополнительное образование учреждений культуры и учреждений дополнительного образования детей (организация деятельности как на базе общеобразовательных организаций, так и на базе самих учреждений дополнительного образования детей и учреждений культуры);

4. Группы продленного дня (деятельность воспитателей, например, в рамках «школы полного дня»);

5. Классное руководство (деятельность классных руководителей – экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т.д.);

6. Иных педагогических работников (должностные обязанности педагога-организатора, социального педагога, педагога-психолога, старшего вожатого);

7. Инновационная (экспериментальная) деятельность по разработке, апробации, внедрению новых образовательных программ, в том числе, учитывающих региональные особенности.

Таким образом, для успешной реализации ФГОС, в том числе и внеурочной деятельности, необходимо выполнение ряда условий: организационное и нормативное обеспечение, финансово-экономические условия, информационное и научно-методическое обеспечение, кадровые ресурсы и материально-техническая база.

3. Анализ внеурочной деятельности и классификация результатов

Для систематического совершенствования организации и осуществления внеурочной деятельности рекомендуется проводить мониторинг, позволяющий выявить уровень востребованности данного направления педагогической работы, отношение обучающихся и их родителей (законных представителей) к предложенным вариантам деятельности, определить особенности актуального социального заказа.

Результатом мониторинга станет анализ внеурочной деятельности – базовый отчетный документ, который может быть составлен в описательной форме с включением рисунков, графиков, диаграмм и таблиц. В структуру данного документа рекомендуется включить следующие подразделы:

1. Перечень регулярных занятий (кружков, секций) и интенсивов (походов, выездных экскурсий), проведенных в течение года.

2. Сравнение показателей вовлеченности обучающихся во внеучебную работу за прошедший и нынешний учебные годы. Анализ результатов.

3. Данные опроса обучающихся и родителей, на основе которых можно выявить наиболее востребованные формы и виды дополнительного образования.

4. Результаты комплекса внеурочной деятельности (данные оценивания, список достижений обучающихся).

5. Разработки маршрутных листов по совершенствованию внеурочного образовательного комплекса.

Показателями для проведения мониторинга и анализа внеурочной деятельности образовательной организации могут выступать:

1) доля занятости обучающихся внеурочной деятельностью;

2) соответствие условий и расписания занятий внеурочной деятельности требованиям ФГОС и санитарным нормам;

3) степень удовлетворенности обучающихся и родителей (законных представителей) качеством внеурочной деятельности;

4) охват программами пяти направлений внеурочной деятельности на всех ступенях образования;

5) разнообразие форм проведения занятий;

6) оснащение внеурочной деятельности необходимыми методическими, техническими и другими ресурсами;

7) результаты участия обучающихся в олимпиадном движении и конкурсах;

8) места реализации внеурочной деятельности (внутренние, внешние) и др.

Понимание взаимосвязи результатов и выбор направлений и форм внеурочной деятельности позволит педагогам:

1) разрабатывать образовательные программы внеурочной деятельности с четким и внятным представлением о результате;

2) подбирать такие формы внеурочной деятельности, которые гарантируют достижение результата определенного уровня;

3) выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к результатам другого;

4) диагностировать результативность и эффективность внеурочной деятельности;

5) оценивать качество программ внеурочной деятельности.

В процессе анализа необходимо сделать вывод о том, насколько внеурочная деятельность в образовательной организации способствует достижению планируемых результатов, к которым относят:

• личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

• метапредметные результаты – освоенные обучающимися универсальные учебные действия.

Критериями эффективности реализации образовательной организацией программы внеурочной деятельности являются следующие показатели воспитания и социализации обучающихся:

1. Динамика (характер изменения) развития личностной, социальной, экологической, трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культуры обучающихся.

2. Динамика (характер изменения) социальной, психологопедагогической и нравственной атмосферы в образовательной организации.

3. Динамика (характер изменения) детско-родительских отношений и степени включенности родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс.

Таким образом, требования ФГОС к внеурочной деятельности делают ее полноправным участником основной образовательной программы; направляют содержание внеурочной деятельности на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся, способствуют их воспитанию и достижению результатов образования, т.к. внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы.













































Плохой почерк у ребенка – что делать родителям?

Проблема с почерком - самая распространенная в школе. Обучение письму - сложный вид работы для любого малыша. Самые последние исследования, проведенные специалистами различных направлений показали, что в начале обучения первоклассники на уроке письма испытывают физические и психические нагрузки того же уровня, что и космонавты в момент старта.

Навыки письма у ребенка формируются позже умения читать или считать. Затруднения возникают, если у детей недостаточно развита мелкая моторика, то есть умение управлять тонкими движениями пальцев и кисти рук. 

Основные проблемы письма ребенка

Вообще говоря, понятия «плохой почерк» с точки зрения науки не существует, но в школе учителя в эти слова вкладывают вполне определенный смысл.

Чтобы улучшить почерк ребенка, нужно определить, что именно не нравится в написанном:

  • слова и предложения «уезжают» вверх или вниз, то есть не находятся на одной линии;

  • ребенок пишет в произвольном месте листа (дезориентация на листе);

  • написание букв слишком схоже, что не позволяет прочитать написанное.  Например, буквы Н, И, П, К и другие;

  • путаница между буквами А и О, когда ребенок неправильно соединяет их с другими буками;

  • разный наклон и размер букв и слов;

  • слишком слабый или слишком сильный нажим букв;

  • слишком мелкие или слишком крупные буквы.

Что принято считать плохим почерком? 

  • когда буквы «н», «и», «к», «п» настолько похожи, что невозможно понять — какую из них имел в виду пишущий; 

  • когда наблюдаются неправильные соединения букв «о», «а»; из-за этого они похожи как братья-близнецы; 

  • когда строка в тетради – понятие условное, буквы могут «танцевать» и над строчкой и под ней; 

  • когда буквы различны по высоте, ширине и наклону настолько, что необходимы терпение и опыт, чтобы расшифровать написанное; 

  • когда линии неровные, слабые, с дополнительными штрихами. Либо наоборот, нажим настолько сильный, что образуются дырки в тетради.

Каковы причины проблем с почерком у ребенка?

  • Недостаточно развита гибкость, натренированность, способность ведущей руки выдерживать длительную нагрузку; наблюдается слабая чувствительность пальчиков. Такие детишки не умеют вырезать ножницами даже простые фигуры, не любят рисовать, особенно раскрашивать карандашами; не могут завязать простой узел. 

  • Недостаточно развита двигательная сфера. Ребенок не может стоять на одной ножке, ловко подбрасывать и ловить мяч, принимать мяч большого размера даже на небольшом расстоянии, часто спотыкается и наталкивается на предметы… Как это связанно с почерком? Да напрямую! Если ребенок не сбалансирован, не может четко управлять ручками и ножками, это неминуемо скажется на таком тонком процессе, как письмо.

  • Отсутствие понимания ребенком понятий право и лево, верх и низ - нарушение пространственного восприятия. В данном случае можно увидеть “зеркальное написание букв”. Или когда буква «и» заменяется буквой «у» — ребенок не может запомнить, у какой из букв хвостик растет вниз. Такая же путаница с буквами «б» и «д». 

  • У ребенка нет понимания прочной связи между зрительным и двигательным образом буквы. В результате – неправильно написанные буквы, исправления, грязь. Можно помочь такому малышу: взять, например, яркий красочный шнурок, выложить из него красивую буковку на белом листе бумаги. Если Вы креативный родитель, то предлагаю вывести любую букву крупой на тарелке. Можно сложить разные буквы в золотой мешочек, завязать глазки малышу, начать отгадывать на ощупь то правой рукой, то левой. Можно даже устроить соревнование, кто быстрее и сколько отгадает. Потом приз победителю! Самое интересное, что обучение проходит весело и без раздражения. Без криков и надрыва!

  • Еще почерк может быть хромым при общем плохом самочувствии ребенка, например, после перенесенной простуды, из-за хронических заболеваний и еще из-за чрезмерных нагрузок! Современные родители из лучших побуждений перегружают малыша различными дополнительными занятиями, что почерк буквально на глазах мельчает. Еще очень сильное влияние на почерк оказывают негармоничные отношения внутри семьи. Часты в практике случаи, когда почерк у ребенка выравнивался после того, как улучшались отношения с родителями. 

Возможные причины неаккуратного почерка:

  1. Нарушение мелкой моторики пальцев.

  2. Слабое развитие кисти рук.

  3. Чрезмерная активность.

  4. Нарушение концентрации внимания.

  5. Неврозы и др. неврологические заболевания

При обучении младшего школьника письму для устранения этих проблем нужно:

  • развивать наглядно-образное и отвлеченное мышление ребенка, чтобы он мог понимать конфигурацию букв, соотношение буквы с определенным звуком, запоминать план написания буквы;

  • развивать способности зрительного восприятия различных форм;

  • развивать умение ориентироваться в пространстве листа, строк, умение определять соотношения между элементами букв, расстояния между отдельными элементами;

  • укреплять руки и улучшать координацию движений, улучшать мелкую моторику ребенка;

  • научить пользоваться ручкой;

  • научить автоматически принимать правильную позу письма: прямая спина, наклон руки, правильный захват ручки, положение тетради и т.д.;

  • убедиться, что ребенок правильно понимает понятия «верх», «низ», «право», «лево». В противном случае ребенок может путать расположение элементов букв, например, Б и Д;

  • сформировать мотивацию ребенка иметь красивый, правильный, разборчивый почерк.

Как исправить плохой почерк у ребенка: советы родителям

Прежде чем вы приступите к занятиям по исправлению почерка, убедите ребенка в том, что эти занятия необходимы. Объясните ему, что плохой почерк может стать причиной многих проблем и недоразумений в школьной и взрослой жизни, можете рассказать несколько жизненных историй об этом.

Разработайте пошаговую концепцию по исправлению почерка, и следуйте ей регулярно. Например, выделяйте каждый день по пятнадцать минут на прописи, пятнадцать на рисование (старайтесь обводить какие-нибудь рисунки по контуру), и десять минут на упражнения для разработки мелкой моторики пальцев.

Упражнения для исправления почерка

Выполняйте упражнения перед письмом и после.

Упражнение 1

Ребенок кладет ладошки на стол, по очереди поднимает и опускает каждый палец над столом, переходя с одной руки на другую. Потом на обеих руках поочередно поднимает одинаковые пальцы.

Упражнение 2

Разложите на столе несколько карандашей или ручек. Пусть ребенок попробует собрать все карандаши в кулак, при помощи одной руки, а затем второй. Когда все карандаши будут собраны, их нужно вернуть на стол, опять только одной рукой.

Упражнение 3

Малыш должен зажать карандаш между указательным и средним пальцем. Пусть попробует нарисовать, какие-нибудь фигуры, не сгибая ладонь, и фиксируя положение карандаша.

Упражнение 4

Возьмите теннисный мяч (или другой подобного размера), пусть ребенок положит его в ладони и распрямит их. Мячик нужно катать вперед и назад, по кругу, не сгибая ладонь.

Упражнение 5

Вспомните популярную детскую считалочку «Мы читали, мы писали». Ее нужно делать, если ребенок начинает жаловаться на усталость рук и пальцев.

Мы читали, мы писали,

Наши пальчики устали.

Мы немножко отдохнем,

И опять писать начнем!

Движения могут быть произвольными, главное включите сжимание и разжимание кулачков и вращения кистью.

Толкование почерка с точки зрения графологии

Манера написания букв и слов может рассказать о некоторых чертах характера человека и его скрытом потенциале. Задумайтесь, возможно, не стоит ломать темперамент ребенка и его предрасположенность к каким-либо качествам личности. Давайте рассмотрим рассуждения ученых:

  • крупный почерк свидетельствует о коммуникабельности и открытости в общении. Мелкие буквы говорят о скрытности и замкнутости;

  • строчки, бегущие вверх присущи оптимистам. Вниз – пессимистам. Прямые строки – реалистам;

  • округлые буквы признак доброты отзывчивости, угловатые – наоборот, чаще встречаются у эгоистов;

  • сильный нажим при письме признак целеустремленности, уверенности в себе, самообладания. Очень слабый нажим говорит о податливости характера, неуверенности в себе.

  • слитная манера написания у людей с развитой логикой, раздельная – с ярким интуитивным мышлением;

  • беглый почерк свидетельствует о физической активности и творческих способностях.























Как помочь леворукому ребенку?

Не стоит подчеркивать эту его особенность, тревожиться (тревога взрослых всегда передается ребенку) и заранее волноваться из-за каких-то неудач, которые могут возникнуть. Важно договориться с малышом, что для письма и рисования он всегда будет использовать только левую руку (не стоит перекладывать ручку из одной руки в другую, лучше передохнуть, если рука быстро устает).

Для того чтобы в будущем у него не возникали проблемы при обучении письму, нужно еще до школы (после 5 лет) научить его правильно сидеть за столом, держать ручку и тетрадь.

Для правильной позы при письме необходимо:

  • сидеть прямо;

  • опираться спиной на спинку стула;

  • не касаться грудью стола;

  • ноги держать прямо, стопы поставить на пол или подставку;

  • туловище, голову, плечи держать ровно;

  • обе руки в области предплечья опереть о край стола, при этом локти должны выступать за край.

Теперь о тетради. Малыш должен научиться класть ее прямо перед собой и чуть сдвигать, чтобы ее нижний правый край находился немного левее. Этот вариант позволяет не только правильно сидеть, но более легко и свободно передвигать руку по строке от начала к концу.

 

По мере заполнения листа тетрадь отодвигается вверх. Сначала правая рука поддерживает ее снизу, а когда страница заполняется внизу - сверху. Свет при письме падает справа.

Особое внимание следует уделить тому, как правильно держать ручку:

1. Ручка должна лежать на правой стороне среднего пальца. Указательный придерживает ее сверху, а большой поддерживает с правой стороны. Все три пальца нужно по возможности вытянуть и не сжимать ручку сильно.

Указательный палец может легко подниматься, и при этом ручка не должна падать. Безымянный и мизинец могут находиться внутри ладони или свободно лежать у основания большого пальца. Во время письма рука опирается на верхний сустав загнутого внутрь мизинца.

2. Расстояние от кончика стержня до указательного пальца должно быть не более 4 см. Это чуть выше, чем у праворуких, и необходимо для того, чтобы не закрывать линию письма. Указательный палец при этом не образует угол с ручкой, а как бы является ее продолжением. Держать ручку нужно так, чтобы она составила одну линию с рукой. Научиться правильно держать ручку непросто.

Не стоит торопиться, нервничать, ругать ребенка. Начинать нужно с нескольких простых штрихов, все делать медленно, спокойно. Занимаясь с леворуким малышом, не стоит забывать о работе по развитию содружественного действия обеих рук. Здесь могут быть рекомендованы игры и упражнения с мячом, занятия плаванием, лепкой, вышиванием, вязанием, плетением макраме и прочие виды деятельности, развивающие координацию движений пальцев, кистей рук.

При воспитании и обучении леворукого ребенка задача взрослого - развить в нем чувство оптимизма, уверенности в себе, самоценности, активного отношения к жизни. Довольно часто леворукие дети затрудняются в определении правой и левой руки. В таких случаях можно «маркировать» их ведущую руку при помощи браслета или часов. Малыша, предпочитающего действовать левой рукой, полезно будет занять составлением рассказа по серии сюжетных картинок, которые он сам же и разложит, соблюдая направление слева направо. За этим должны проследить взрослые. Ребенок может и иллюстрировать сказки, а потом пересказывать их по картинкам, разложенным по тому же принципу.

Леворуким детям пойдут на пользу занятия декоративным рисованием, аппликацией, которые основаны на ряде и чередовании элементов. Если в рисунках есть элемент зеркальности, взрослые должны обратить на это внимание ребенка. Могут возникнуть трудности и при чтении. Леворукие дети нередко теряют строку и делают попытки читать справа налево или из середины текста. Во избежание таких проявлений ребенку нужно напомнить, откуда началось чтение, а можно ориентировать его по «маркированной» руке. Если эти способы не дают эффекта, малыш может попробовать закрыть текст и открывать только читаемый слог.

Причем, сначала это лучше сделать взрослому, а вскоре и юный читатель освоит эту хитрость. Так придется продолжать до тех пор, пока не автоматизируется нужное направление и темп слежения за строкой. Все занятия нужно проводить систематически, но их продолжительность не должна превышать 20 минут. Потом малышу нужен отдых. А, восстановив силы, можно продолжить занятие еще на 15-20 минут. Хорошим подспорьем для леворуких детей и их родителей могут стать, имеющиеся в продаже книги об этой проблеме, прописи для левшей-первоклашек, различные методические пособия, направленные на освоение того или иного навыка, где ведущей была бы левая рука. Если не игнорировать индивидуальность ребенка, а всячески помогать ему, тогда он сможет гармонично существовать в праворуком мире.

Советы родителям леворуких детей

  1. Никогда и ни при каких обстоятельствах взрослые не должны показывать ребенку негативное отношение к леворукости.

  2. Следует помнить, что леворукость - индивидуальный вариант нормы, поэтому трудности, возникающие у леворуких детей, чаще всего не связаны с этим явлением. Такие же проблемы могут быть и у любого другого ребенка.

  3. Не стоит даже пробовать обучать леворукого ребенка работать правой рукой, тем более, настаивать на этом. Переучивание может привести к серьезным нарушениям здоровья.

  4. Определять ведущую руку целесообразно в 4-4,5 года.

  5. Леворукий ребенок нуждается в особом внимании и подходе, но не потому, что он леворукий, а потому, что каждый ребенок уникален и неповторим.

Успехи малыша напрямую зависят от понимания, любви, терпения и умения вовремя помочь со стороны близких.























12 советов о том, как помочь ребёнку с выполнением домашнего задания

Очень часто  бывает обидно, когда    всей семьёй стараетесь объяснить своей дочери или сыну то, чего не понял , например,  на уроке литературного чтения  проанализировали ещё раз текст, Обозначили устно подтемы текста, а ребёнок всё равно не может этот текст разбить на смысловые части и тянет своё: «Не понимаю».

Несколько советов для Вас, родители, которым надоели эти уроки.

  1. Самым  сложным во время объяснения темы -  быть терпеливым,  не злиться, сдерживать свои эмоции.  Не придумывать себе ничего насчёт испорченных генов,  не искать связей между своим ребёнком и ребёнком-отличником из  его  класса.

  2. Возрастная несформированность познавательных функций – вот  частая причина проблем у младшего школьника.  Не торопите его, не давите: стресс только испортит работу первых учебных навыков. Сделайте глубокий вдох, пару наклонов, пять приседаний — вот ребёнок уже проявил готовность начать работу.

  3. Сформулируйте  «проблему» в «задачу».  Если ребёнок не понимает, то ваша проблема будет заключаться в том, чтобы  максимально доступно  и понятно объяснить  ему , например письменный алгоритм умножения многозначных чисел. Если видите, что найденный способ снова не срабатывает, изобретайте план «Б», «В» и так далее.

  4. Обязательно стройте своё объяснение от простого к сложному. Не «зубрим три агрегатных состояния»,  а  восклицаем: «Посмотри, как здорово из ушей у папы идёт  пар!  А знаешь почему?» Понаблюдайте за реакцией ребёнка. Задание не должно быть для него  ни тяжёлым, ни утомительным. Если видите, что он не справляется, разбейте тему на куски. Пусть он сегодня не сможет вычислить  площадь футбольного поля, зато выяснит,  сколько футболистов можно уложить по  ширине этого поля.

  5. Здорово, если  ребёнок видит хоть малейший смысл в изучении сложного вопроса. Устройство солнечной системы,  повадки членистоногих и увеличение ставок кредитования вполне могут вызывать искренний детский интерес. Со склонением существительных — уже сложнее. Попробуйте убедить сына, что человек, умеющий правильно связывать слова по смыслу, ясно излагать свои мысли, будет всегда понят окружающими людьми.  Может  это пробудит в нём  немного энтузиазма.

  6. В идеальном мире учителя рассказывают идеальным ученикам, как каждая теория вписывается и применяется в реальном мире.  Если ваш рассказ о том, как тригонометрия важна во время ремонта дачи, не впечатлил второклассницу, не расстраивайтесь.  Включайте в занятие игровые элементы. Собирайте домик для куклы, которая поедет на бал по сложной зигзагообразной траектории. Сделайте принцессе корону в форме тупоугольного треугольника. Играя, ребёнок лучше всего усваивает информацию, обидно  этим не воспользоваться.

  7. Упрощайте и приукрашивайте  условия упражнений, пусть информация покажется ребёнку интересной. В рассказе Аверченко мальчику Семёну Панталыкину досталась задача про двух пешеходов, направлявшихся из пункта «А» в пункт «Б». Чтобы хоть как-то представить происходящее, он включил воображение: «Солнце ещё не успело позолотить верхушки тамариндовых деревьев, ещё яркие тропические птицы дремали в своих гнёздах, ещё чёрные лебеди не выплывали из зарослей австралийской кувшинки и желтоцвета, когда Вильям Блокер, головорез, наводивший панику на все побережье Симпсон-Крика, крадучись шёл по еле заметной лесной тропинке. Делал он только четыре версты в час — более быстрой ходьбе мешала больная нога, подстреленная вчера его таинственным недругом, спрятавшимся за стволом широколиственной магнолии». Почему-то детям оказывается интереснее расследовать обстоятельства передвижения разведчиков, а не пешеходов, измерять кубометры шоколада вместо леса и вычислять не глубину трубопровода, а глубину тоннеля к сокровищам.  

  8. Перепишите задание учебника крупными печатными буквами, сделайте из невразумительной задачки рекламный плакат — такой текст ребёнку будет гораздо легче воспринять.  Делайте информацию наглядной. Счётные палочки и учебные материалы придумали не зря. Изображайте то, о чём идёт речь в книге, раскладывайте фасоль по линии силового поля, показывайте лицом запах сероводорода. Рисуйте таблички и картинки, пусть кругом будет одна инфографика. Сейчас важнее, чтобы человек усвоил логику, а с формулировками разберётесь позже.  

  9. В помощь Вам и  Интернет с познавательными фильмами. Можно рекомендовать сайт internetUrok.ru Здесь вы можете найти видеоуроки школьной программы, тесты, тренажёры.

  10. Используйте ключевые образы. Практически в каждой отрасли школьного знания есть основные модели, изучив которые, ребёнку будет гораздо легче вникать в предмет. Например: глобус, числовая ось, система координат, рисунки атомов, таблица Менделеева, прямоугольник с клеточками — для объяснения умножения и так далее.

  11. Не требуйте, а рассказывайте. К тому же истории дети слушают с радостью, в отличие от параграфов учебника, пусть даже и прочитанных семьёй по ролям.

  12. Чаще одобряйте и поддерживайте  ребёнка. Зачастую проблема с обучением прячется в психологическом состоянии ребёнка: он расстроен, погружён в свои переживания или с тоской ждёт, что его сейчас станут воспитывать и говорить о его слабых способностях.

Не думайте о том, что помогая ребёнку, вы мешаете ему быть самостоятельным. А самостоятельность формируется постепенно.  Сделайте своим девизом слова: «Не делать за ребёнка, делать  вместе с ним!»































9 марта Юрию Гагарину исполнилось бы 85 лет! В честь дня рождения первого космонавта мы предлагаем вашему вниманию воспоминания о первом полете тех, кто осваивает космос, изучает нашу Вселенную и продолжает дело первопроходцев.

Юрий Гагарин побывал там, где никогда еще не бывал ни один человек на Земле. Он испытал состояние невесомости - совершенно чуждое человеку. В этом состоянии космонавт находился около полутора часов. Он не только "существовал", но и работал - спокойно отвечал своим соотечественникам, следящим за его полетом, передавал сообщения, думал, анализировал.

Сегодня сложно представить на месте Юрия Гагарина другого космонавта. Он стал олицетворением космической победы для всего человечества, чей взор всегда был устремлен в небо. Полет Юрий Гагарина показал всему миру новые возможности человека, способного отправиться к холодному космосу.

12 апреля 1961 года на земную орбиту вывели первый в мире космический корабль-спутник с первым космонавтом Земли - гражданином Советского Союза Юрием Гагариным на борту. С тех пор этот день в России отмечают как День космонавтики, а в мире - Международный день полета человека в космос. Этот день навсегда вошел в историю человечества.

Гордость переполняла людей. Гордость за то, что первым в космос поднялся наш - советский человек. Открывались совершенно иные миры. Наверное, это была первая всеобщая послевоенная радость.

День космонавтики - один из немногих праздников, оставшихся нам в наследство от советского времени. Космос всегда был и остаётся сегодня одной из наиболее волнующих человечество загадок. Его глубинные дали неустанно влекут к себе исследователей всех поколений, звёздное небо завораживает своей красотой, а звёзды издревле были верными проводниками для путешественников.








































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!