СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современные образовательные технологии как элементы обучения на уроках географии в условиях реализации ФГОС

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на методическом объединении учителей 

Просмотр содержимого документа
«Современные образовательные технологии как элементы обучения на уроках географии в условиях реализации ФГОС»











Современные образовательные технологии как элементы обучения на уроках географии в условиях реализации программы ФГОС
















Подготовила:

учитель географии ГБОУ «Балтийский берег»

ОСШИ

Хорошун Таисия Леонидовна



2018г.



Эпиграфом к своей работе я взяла слова английского поэта Ричарда Олдингтона
Ничему тому, что важно знать, научить нельзя, — все, что может сделать учитель, это указать дорожки.

Современный урок географии – это форма технологической организации учебной деятельности

Технология ( в переводе с греческого языка techne – искусство, мастерство)

Поэтому каждый урок должен быть построен с учётом принципа обучения деятельности. Учитель, готовясь к уроку должен разработать чёткий сценарий действий учащихся и самого учителя.

Признаки технологической организации урока географии:

- чёткое видение деятельности ученика ( проектирование урока);

- создание мотивационной установки деятельности;

- чёткая постановка перед учащимися учебных целей и задач;

- организация взаимодействия ( коллективные, групповые и парные формы работы);

- организация деятельности с учебно-методическим комплектом как с источником информации;

-организация самостоятельной деятельности при решении проблемных и творческих задач;

- осмысление результатов деятельности на уроке (рефлексия);

- применение различных форм контроля диагностика результативности.

Современные образовательные технологии, которые я применяю на своих уроках географии:

  1. Технология учебно-игровой деятельности.

  2. Технология развития критического мышления.

  3. Технология проектной деятельности.

  4. Технология дифференцированного обучения.

  5. Информационные технологии.

  6. Технология проблемного обучения.

  7. Технология здоровьесбережения.





Технология учебно-игровой деятельности.

Игры способствуют становлению творческой личности ученика.

Формируют умение выделять проблемы и принимать решения .

Развивают познавательный интерес к предмету.

Формируют черты характера.

Стимулируют к поиску решений и формированию собственных позиций.

В процессе игры срабатывает ассоциативная, механическая, зрительная и другие виды памяти по запросам игровой ситуации, а не по требованию учителя. Ведь чтобы победить в игре, надо много вспомнить, осмыслить за короткий промежуток времени. Игра на уроке является комплексным носителем информации .

1.«Третий лишний» -  игра предусматривает тренировку умения учащихся выделять лишнее в группе слов, например Амазонка, Байкал, Лена.

2.«Логическая цепочка» - игра на определение логики в продолжение предложенного ряда, например: Лондон – Темза, Санкт- Петербург – Нева, Париж – Сена и т.д…?

3. «Продолжи фразу» - игра, которая хорошо подходит для работы с терминами и определениями, например Река- это…, Криками называют ….

4.«Угадай контур» - игра, тренирующая умение работать с контурными картами и запоминать формы объектов. Хорошо подходит для интерактивной доски, позволяет не только повторить и закрепить учебный материал, но и формирует практические умения при работе с настенной картой.

Технология развития критического мышления

Модели игр. 

Модель №1« Географическая эстафета»: 
Учитель задаёт вопрос ученику, ученик отвечает и предаёт указку следующему при этом задаёт вопрос. Если участник эстафеты отвечает на вопрос неправильно, тот лишается права задать вопрос .

Модель№2 « Четвёртый лишний»: 
На игровом поле помещено 4 понятия: Полярная ива, Ягель, Лишайник, Клён. Учитель спрашивает, какое из этих понятий лишнее.
Джомолунгма, Монблан, Байкал, Эльбрус - учащиеся определяю лишний географический объект, и показываю его на карте или определяют на контурной карте.

Модель№3:« Ещё быстрей»: 
На настенной карте в разброс прикрепляю цифры от 1-15 . Каждой цифре соответствует определённый географический объект. Секундомером засекаю время и ученик должен показать и назвать по порядку все 15 объектов. Спросив нескольких учащихся положение цифр можно поменять.

Модель№4: «Географический бой »: 
Учитель задаёт вопрос любому ученику и если ученик правильно ответил, то задаёт вопрос любому другому ученику класса. Если ответил не правильно или вообще не ответил на вопрос, то он «убит» , выбывает из игры.

Модель№5: «Паутина»: 
Эта игра очень наглядно отражает взаимосвязь между компонентами природы. Учитель задаёт вопрос и передаёт отвечающему клубочек. Ответивший правильно на вопрос ученик передаёт клубочек следующему ученику и задаёт ему вопрос. В конце игры получается паутина, которая и показывает тесное взаимодействие между компонентами природы.



Модель№6: «Собери карту»: 
Ученикам даются конверты с разрезанной топографическими картами (рисунками). Задача учеников заключается в том, чтобы собрать карту.

Модель №7: «Географические силуэты»: 
Этот игровой приём известен давно, ещё с прошлого века: рисунки с силуэтами географических объектов демонстрируются учащимся по мере накопления номенклатуры. Первоначальная задача - определить по очертанию географические объекты. Потом можно не только узнать озеро (море, материк, остров), но и показать на карте, отметить на контурной карте или дать краткую характеристику: где находится?, в чём особенности?, чем известен?.

Модель№8: «Казаки-разбойники»: 
Эта игра используется при изучении географических координат, с целью отработки навыков определения их на географической карте. Класс делится на две команды «разбойники» - прячутся на географической карте, а «казаки» по сообщениям (координатам) определяют места где укрылись «разбойники». Здесь можно добавить не только поиск объектов, но и их описание.

Модель №9: «Правильно отбери»: 
Ребята получают открытки, рисунки и т.д. (допустим представители растительного и животного мира). Необходимо правильно разобрать их по природным зонам.
определениями. Круг предлагаемых понятий может быть разным. Главное карточки-задания должны быть правильно отобраны и положены в конверт с правильным адресом.

Модель№11: « Что-то новенькое»: 
Удобно проводить в качестве закрепления. Каждый ряд получает листок, на котором в конце игры должны появится изученные на уроке термины и понятия, географические названия, имена путешественников. Листок получаю учащиеся сидящие на последних партах. Ученик пишет термин или понятие и передаёт листок впереди сидящему. Игра идёт 1-2 минуты, если кто-то не справляется рад, получает штраф.

Модель№12: «Знаешь ли ты страну»: 
Называется страна, а ученики письменно отвечают на вопросы: географическое положение, столица, рельеф, природные богатства, население и т. д.

Модель№13: « Самое самое»: 
Учащиеся называют географические объекты, которые выделяются среди подобных своими размерами. Самые высокие горы, самое глубокое озеро, самая длинная река и т. д.

Модель № 14: « Заморочки из бочки»: 
Зачитываются стихи или описания каких-то объектов, заслушав, их ученик должен ответить на вопрос. Например: Поэт П. Богданов пишет Ни разу не был я на океане, Мне даже не представить ни когда, Что, на каком-то там меридиане; От полюса до полюса вода. (Существуют ли такие меридианы? Да)

Модель № 15: «Пойми меня»: 
Предлагаю учащимся объяснить значение слов: литосфера (греческое слово «лито» - твёрдый), сельва (португальское слово, в переводе на русское слово означает лес).

Модель№16: « Восстановите слова»: 
Посмотрите внимательно на следующие слова, в которых перепутаны местами буквы. Постарайтесь восстановить слова и дать правильный ответ. Например :акоал (коала), кнееф (фенёк), юлтеьн(тюлень) и т. д.



Модель№17: «Найдите ошибки»: 
Ребятам предлагается составить небольшой рассказ (по 5-6 предложений), в которых будут допущены ошибки. Задача участников исправить эти ошибки.


Цель данной образовательной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни.
Технология учит современного школьника:
1. Критически мыслить;
2. Проявлять активность в познании окружающего мира;
аргументировать свою точку зрения,
3. Эффективно взаимодействовать с информационными пространствами;
4. Добывать информацию из различных источников, определять причины возникновения проблем, разрешать конфликты, вести переговоры, принимать решения на основе анализа информации.

  1. Составление перепутанных логических цепочек

  2. Слова-ассоциации

  3. Прогнозирование «Верные и неверные утверждения»,

  4. Таблица «Знаю – хочу узнать – узнал»»,

  5. Ключевые термины.

  6. Кластер (схема), Синквейн (стихотворение).

Понятие «кластер» переводится как «гроздь, пучок». Это способ систематизации информации, который используется на разных этапах работы, например перед изучением нового материала даю учащимся термин христианство ( 7 класс при изучении темы Религии мира ) учащиеся должны вспомнить и записать на листочке все слова которые вспомнили или ассоциируются с этим словом получился некий хаос затем с помощью схемы (кластера) выстраивается в определённый порядок.

Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях

Правила написания:

  1. Первая строчка – название темы в одном слове (существительное)

  2. Вторая строчка – описание темы в двух словах (прилагательные или причастия)

  3. Третья строчка – описание действия в трёх словах(глаголы или деепричастия)

  4. Четвёртая строчка – это фраза их четырёх слов, показывающая отношение к теме

  5. Синоним из одного слова, который повторяет суть темы

География

Физическая, экономическая

Описывает, исследует, прогнозирует

Наука о прекрасной планете Земля.

«Дифференцированное обучение – это технология обучения в одном классе детей с разными способностями. Создание наиболее благоприятных условий для развития личности ученика как индивидуальности». (Дифференциация в переводе с латинского означает разделение, расслоение целого на различные части)

Положительные аспекты дифференциации:

-появляется уровень мотивации учения;

-появляется возможность помогать и сильному и слабому ученику;

-появляется возможность более эффективно работать с учащимися, плохо ориентированными к процессу обучения;

-реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании;

-повышается уровень Я – концепции: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех.

Современный урок географии, как и любой другой урок невозможно представить без применения информационных технологий это и интерактивные карты, интернет ресурсы, презентации, онлайн-тестирование, мультимедийные пособия и др.

Проблемное обучение это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей (Г. К. Селевко, 1998 ). 

Основной вопрос на уроках географии с применением технологии проблемного обучения – это вопрос Почему?

Ученики должны устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логические цепочки своих рассуждений.

В организации и проведении урока я применяю здоровьесберегающие технологии

- Частые смены одной деятельности на другую; активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия);

- Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни;

- Наличие на уроке эмоциональных разрядок: улыбок, афоризмов.

Физкультминутки - это несложные физические упражнения, направленные на уменьшение негативного влияния учебной нагрузки. Они благотворно влияют на восстановление умственной способности, препятствуют нарастанию утомления, повышают эмоциональный настрой учащихся, снимают статические нагрузки. Как бы ни был интересен урок, после 25 минут от начала урока у детей наблюдается снижение работоспособности, падает темп и качество работы, изменяется двигательная активность, зачастую теряется интерес к уроку, отвлечения становятся более выраженными. Физкультминутки на уроке обеспечивают активный отдых учащихся, переключают внимание с одного вида деятельности на другой, помогают ликвидировать застойные явления в органах и системах, способствуют повышению внимания и активности на последующем этапе урока.

  • Например:

  • Ориентирование. В 6 классе при изучении темы “План и карта” полезно попросить учащихся встать и повернуться в ту или иную сторону горизонта или азимута.

  • «Пройти глазами по побережьям и по границе…» вспоминая пограничные государства.

  • «Лови ошибку ». Учитель показывает на карте географический объект и специально делает ошибку в названии, учащиеся их исправляют

  • Маленький – большой. Называю большое государство, море, горы, озеро - учащиеся поднимают руки вверх, маленькое - вниз.

  • Покорчим рожи. Изобразить мордочки различных животных, обитаемых на материке.

  • дыхательные упражнения (если необходимо снять острое напряжение, можно сделать глубокий вдох и задержать дыхание на 20-30 секунд;

  • упражнения мимических мышц, снижающие напряжение мышц лица (надуть щеки, затем постепенно выпустить воздух через плотно сжатые губы)

Использование современных образовательных технологий позволяет планировать результативность работы, ставить конкретные цели и стремиться к их решению, вести непрерывную диагностику

результативности образовательного процесса, способствует развитию познавательной мотивации к учению;

• - значительно расширяет кругозор школьников в предметных областях;

• - вооружают школьников универсальными способами учебной деятельности, дает импульс к саморазвитию, способности к самоанализу, самоорганизации, самоконтролю и самооценке;

• - способствуют профессиональному росту учителей, расширяя знания, как в области своего предмета, так и в педагогической науке, дают возможность лучше узнать учеников, раскрыть их потенциал, а также расширяют контакты на профессиональной основе с коллегами из других учебных заведений.

• - помогают эффективно проводить уроки, формируя важные личностные качества человека а также способствуют развитию нравственно – эстетического отношения к природе, позволяют показать красоту и неповторимость русской природы, её значение в духовной жизни народа;

-«слабые» ученики чувствуют уверенность в своих силах;

- «сильные» ученики ощущают необходимость и пользу в помощи товарищу;

-умение взять ответственность на себя,

-умение детей самостоятельно решать небольшие, проблемы,

самостоятельно исследовать их;

-стремление аргументировать свои решения;

-более легкое и прочное усвоение программного материала;

-доброжелательное отношение друг к другу;

-тщательность и добросовестность в выполнении роботы;

-умение работать с разными источниками информации;

-умение организовать не только свою работу, но и работу по парам (в группах).


В заключении хочется привести слова президента РФ сказанные на съезде Русского Географического общества в 2014 году, о изучении географии в школе:

«География может и должна стать одним из самых увлекательных школьных предметов. При этом важно делать особые акценты на изучении природного наследия России, вопросах экологии, рационального природопользования, охране редких видов животных и растений» (В.В.Путин) на съезде РГО








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!