СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современные образовательные технологии

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современные образовательные технологии - способ формирования функциональной грамотности учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Современные образовательные технологии»

Фёдорова Т.В., учитель русского языка и

литературы МБОУ Российская гимназия №59.

Современные образовательные технологии на уроках литературы

Основная школа приступила к реализации ФГОС. Главная цель новой концепции образования – формирование метапредметных компетенций, т.е. таких способов деятельности обучающихся, которые применимы как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Чтобы сформировать такие компетенции, нужны новые способы организации образовательного процесса, новые технологии. Одна из них – эвристическая образовательная ситуация (автор А.В.Хуторской). Если о проблемной, исследовательской, проектной технологиях говорится много, то об эвристической технологии незаслуженно умалчивается. Почему? Эвристическая образовательная ситуация - это ситуация образовательного напряжения, возникающая спонтанно или организуемая учителем, требующая своего разрешения через эвристическую деятельность всех её участников. Получаемый в результате образовательный продукт непредсказуем, педагог проблематизирует ситуацию, задаёт технологию деятельности, сопровождает образовательное движение учеников, но не определяет заранее конкретные образовательные результаты, которые должны быть получены. Следовательно, эвристическое обучение для ученика –это непрерывное открытие нового (эвристика - от греч. - отыскиваю, нахожу, открываю). Прообразом эвристического обучения является метод Сократа, который вместе с собеседником путем особых вопросов и рассуждений приходил к рождению знаний.

Для создания эвристической ситуации необходимо эвристическое (открытое) задание. В течение рассуждения на определённую тему нужно фиксировать ассоциации, мысли, наблюдения, сравнения, которые приходят в голову. Это метод майндмэппинга, он предложен психологом Тони Бьюзеном. Универсальность его в том, что использовать его может и президент, и магнат, а в процессе обучения его использование обеспечивает высокие результаты. Майндмэппинг (ментальная карта) - метод визуализации мышления и альтернативной записи. Применяется для создания новых идей, их фиксации, анализа и упорядочивания информации, принятия решений. Во время чтения текста нужно записывать все возникающие мысли и чувства либо визуальные образы, возникающие в сознании. Эта работа позволяет «заглянуть в себя» и запечатлеть личное первоначальное восприятие, чтобы потом в процессе дискуссии основываться на своих, а не чужих мыслях и чувствах. Затем с помощью метода конструирования располагаются элементы технологии ЭОС в их логической взаимосвязи.

Продемонстрируем применение ЭОС на уроке литературы в 11 классе по теме «Русская литература начала XX века». Предлагаю ученикам совершить экскурс в начало XX века, для того чтобы ответить на вопрос: Серебряный век – это расцвет или упадок? Будем учиться постигать смысл слов. А как это сделать, нам подскажет притча: 4-ро слепых подошли к слону и попытались определить, что такое слон?

1-ый сказал – слон похож на дерево, 2-ой: слон - веревка, 3 – стена, 4 – большая гора. Человек, проходящий мимо, сказал: «Никто из вас не прав, но слон соединяет в себе все признаки, которые вы назвали». Какова идея этой притчи? Создание целостной картины мира происходит через соединение разрозненных представлений, смысла. Из частей собрать целое. Это синтез. Сегодня мы попробуем глубоко осмыслить слова (понятия, термины).

Способ выполнения задания (алгоритм):

1.этимологический анализ;

2.поиск аналогий из другой предметной области;

3.выявление общего смысла;

4.создание объёмного представления о понятии;

5.синтез полученных знаний.

Ученики разбиты по желанию на группы, они работают с понятиями: реализм, модернизм, ренессанс, декаданс. Задание по каждому слову: 1.дать определение. 2.выявить ключевое слово в этом понятии. 3.записать его. 4.преобразовать слово в образ.

В основе заданий - аналитико-синтетическое действие. Оно направлено на развитие аналитического, ассоциативного, дивергентного мышления. Дивиргентное (от лат.–расходиться) - метод творческого мышления, применяемый обычно для решения проблем и задач. Заключается в поиске множества решений одной и той же проблемы. Методы: мозгового штурма, составления карты памяти. Авторы А. Б. Шнедер, Д. Роджерс и др.

Представление результатов работы с помощью ментальных карт. Что получилось у учащихся.

Реализм (лат.) - правда. Модернизм (лат.) – обновление. Ренессанс (франц.) – расцвет. Декаданс (лат.) – упадничество. Что общего? Суффикс ИЗМ – латинизм, образует существительные, обозначающие не только состояния, качества, названия учений, но также общественных явлений (романтизм, героизм). Правдивое отношение к действительности повлекло за собой обновление, поэтому реализм сменяется модернизмом. Эпоха расцвета, подъёма в развитии науки и искусства какой – либо страны – это ренессанс (или Возрождение). Декаданс - настроение безнадёжности, неприятия жизни. Сочетание декаданса и ренессанса – отличительная особенность эпохи Серебряного века, которая наиболее ярко проявилась в разных видах искусства: литературе, живописи, архитектуре, музыке, театре, балете. Корни этого явления в историко-культурной ситуации начала XX века: открытия в естествознании, интерес к философии, религии с одной стороны и три революции в начале века – с другой.

Русские философы Розанов и Бердяев обогатили русскую культуру. Яркие представители в живописи: «Бубновый валет» - группа русских живописцев-авангардистов – М.Ларионов, П.Кончаловский, А.В.Куприн, А.В.Лентулов. Художественное объединение «Ослиный хвост» (направление нефигуративного искусства, отказавшегося от приближённого к действительности изображения форм): М.Шагал. Яркий представитель абстракционизмаВасилий Кандинский, супрематизма (лишённые изобразительного смысла комбинации разноцветных плоскостей простейших геометрических очертаний в геометрических формах прямой линии, квадрата, круга и прямоугольника) - К. С. Малевич. Объединение «Мир искусства» занималось и живописью, и оформлением театральных постановок, и декоративно-прикладным искусством: А.Бенуа, Л.Бакст, С.Дягилев, М.Врубель. Театр эпохи Серебряного века - это Всеволод Мейерхольд, который продемонстрировал принципы символистского спектакля: неглубокая сцена, декорация в виде живописного панно, замедленные движения актёров, скульптурная выразительность жестов и поз, холодная неэмоциональная интонация. Русские сезоны Дягилева в Париже. Появление «божьего клоуна» Вацлава Нежинского, который ещё при жизни стал лучшим танцовщиком XX века. В музыке – творения Рахманинова и Скрябина. Отсюда появление блестящего созвездия модернистских направлений и в поэзии. Все они очень разные, имеют разные идеалы, преследуют разные цели, но сходятся в одном: работают над ритмом, словом, пытаются довести игру звуков до совершенства.

Вывод (синтез), к которому пришли ученики: Серебряный век – это русский ренессанс, а модернизм – общее название разных направлений в искусстве конца 19 – начала 20 века, провозгласивших разрыв с реализмом, отказ от старых форм и поиск новых эстетических принципов. Каждая группа составила свою ментальную карту и защитила её.

Таким образом, ученики самостоятельно «выходят» на интертекстуальность соотнесённость одной темы (одного произведения) с другими, которые направлены на вызывание ассоциаций и размышлений у читателя (аллюзии – авторские намёки на известные произведения или события), реминисценции (неявные отсылки к другим текстам, темам) и т.д. Это и есть метапредметность, которой должен овладеть каждый обучающийся в школе.

ЭОС можно использовать в преподавании разных предметов по любой теме. Эвристическая образовательная ситуация - это ключевой технологический элемент эвристического обучения, основными составляющими которой являются:

  • образовательная напряженность;

  • уточнение образовательного объекта;

  • конкретизация задания;

  • решение ситуации;

  • демонстрация образовательной продукции;

  • систематизация полученной продукции;

  • работа с культурно-историческими аналогами;

  • рефлексия.

Эвристические задания направлены на развитие когнитивных, креативных, оргдеятельностных качеств обучающихся.

Открытое задание позволяет осуществить трёхуровневый подход к образовательному объекту: 1-частнопредметный, 2- общепредметный, 3-метапредметный.

Эвристическое обучение отличается от проблемного. Цель проблемного обучения - усвоение учениками заданного предметного материала путём выдвижения учителем специальных познавательных задач-проблем. Эвристический подход к образованию позволяет расширить возможности проблемного обучения, поскольку ориентирует учителя и ученика на достижение неизвестного им заранее результата.

Эвристическое обучение лежит в основе Школы свободного развития.

Литература:

1. Сайт Хуторского А.В.

2. Хуторской А.В. Эвристическая ситуация как метод самореализации творческого потенциала ученика и учителя // Творческая личность учителя: проблемы теории и практики: Сб. науч. трудов / Отв. ред. Н.В.Гузий. - Киев: Украин. гос. пед. университет, 1997.

3.Хуторской, А. В. Ключевые компетенции. Технология конструирования [Текст] / А. В. Хуторской // Народное образование. – 2003. – №- 5. – С. 55-61.

 4. Хуторской А.В. Развитие одарённости школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. -М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС,2000.-320с.-с.99

5. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос». – 2002

6. http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!