Просмотр содержимого документа
«Советы классному руководителю»
Психология общения
Когда Вы изучите данный элемент, Вы узнаете:
- Функции и структура общения. Трансактный анализ общения. Вербальные и невербальные средства общения. Общение как восприятие людьми друг друга. Типы и механизмы психологического воздействия. Синтоническая модель общения. Виды и техники слушания.
- Функции и структура общения.
- Трансактный анализ общения.
- Вербальные и невербальные средства общения.
- Общение как восприятие людьми друг друга.
- Типы и механизмы психологического воздействия.
- Синтоническая модель общения.
- Виды и техники слушания.
- Психология - наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.
- Научная психология — система теоретических (понятийных), методических и экспериментальных свойств познания и исследования психических явлений; переход от неограниченного и разнородного описания этих явлений к их точному предметному определению, к возможности методической регистрации, экспериментального установления причинных связей и закономерностей, обеспечения преемственности своих результатов .
C тороны общения:
- Коммуникативная
- нтерактивная
- Перцептивная
Этапы в процессе общения:
- Потребность в общении– побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.
- Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.
- Ориентировка в личности собеседника.
- Планирование содержания своего общения – человек представляет себе что именно скажет.
- Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, фразы, которыми будет пользоваться, решает как говорить, как себя вести.
- Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.
- Корректировка направления, стиля, методов общения.
Если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то говорящему не удается добиться ожидаемых результатов общения – оно окажется неэффективным.
Коммуникативная компетентность
Причины плохой коммуникации :
- а) стереотипы – упрощенные мнения относительно отдельных лиц или ситуаций, в результате нет объективного анализа и понимания людей, ситуаций, проблем;
- б) “предвзятые представления” - склонность отвергать все, что противоречит собственным взглядам, что ново, необычно;
- в) плохие отношения между людьми, поскольку если отношение человека враждебное, то трудно его убедить в справедливости вашего взгляда;
- г) отсутствие внимания и интереса собеседника, а интерес возникает, когда человек осознает значение информации для себя;
- д) пренебрежение фактами, т. е. привычка делать выводы-заключения при отсутствии достаточного числа фактов;
- е) ошибки в построении высказываний: неправильный выбор слов, сложность сообщения, слабая убедительность, нелогичность.
- ж) неверный выбор стратегии и тактики общения.
Стратегии общения :
- “ Контакт масок”
- Примитивное общение.
- Формально – ролевое общение.
- Деловое общение.
- Духовное. Межличностное общение.
- Манипулятивное общение .
- Светское общение.
- доброжелательная позиция принятия собеседника;
- нейтральная позиция;
- враждебная позиция непринятия собеседника;
- доминирование, или “общение сверху” ;
- “ общение на равных” ;
- подчинение, или позиция “снизу”.
Фактор, которые мешают правильно воспринимать и оценивать людей :
- Наличие заранее заданных установок, оценок, убеждений.
- Наличие уже сформированных стереотипов.
- Стремление сделать преждевременные заключения о личности оцениваемого человека.
- Безотчетное структурирование личности другого человека.
- Эффект “ореола”
- Эффект “проецирования”
- “ Эффект первичности”
- Отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей.
- Отсутствие изменений в восприятии и оценках людей.
- “ Эффект последней информации”
Общение как восприятие людьми друг друга
Синтоническая модель общения
- Название “синтоническая” образовано от слова “синтония”, что означает “быть в гармонии с собой и другими”. Синтоническая модель общения разработана в рамках нейролингвистического программирования. Нейропсихологическое программирование – это результат слияния психологии, лингвистики, математики.
Синтоническая модель общения строится на идее о том, что у каждого человека есть своя “любимая дверь восприятия” – та репрезентативная система, которой он доверяет больше, чем другим.
- Активное
- Пассивном
- Эмпатическое
Список рекомендуемой литературы:
1. Бодалев А . А . Психология общения . – Воронеж , 1996 . – 448 с.
2. Бодалев А.А . Личность и общение . - М .: Педагогика, 1983. - 272 с.
3.Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2003.
4.Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. - М.: Политиздат, 1988. – 319с.
5 . Леонтьев. А. А . Общение как объект психологического исследования. // Методологические проблемы социальной психологии.- М.,1975. 122с.
6.Леонтьев А.А. Психология общения: Учеб. пособие. - 3-е изд. - М.: Смысл, 1999. - 365 с. 7. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. — Учебное пособие. — М., 2001. - 320 с.
8. Рай Л . Развитие навыков эффективного общения . - СПб .: Питер , 2002. - 288 с.
9.Станкин М.И. Психология общения: курс лекций.-М.: Институт практической психологии, 1996.-296 с.
- Вопросы предназначены для самопроверки студента по педагогическому общению
- Блок заданий рассчитан на то, чтобы студент сумел выработать знания и умения в процессе их выполнения