СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Социальные нормы. Отклоняющееся поведение»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: сформировать представление о социальных нормах и санкциях, о социальном контроле как особом механизме поддержания общественного порядка.

 

Задачи:

Образовательная: ввести понятия социальные нормы, отклоняющееся поведение, девиантное поведение, делинквентное поведение, формальные, неформальные санкции.

Развивающая: формировать умения сравнивать, обобщать, выявлять признаки явлений, прослеживать причинно-следственные связи.

Воспитательная: формировать навыки социального поведения.

 

Тип урока: изучение нового материала.

 

На изучение темы отводится   два урока: на первом идёт первичное изучение всего содержания  материала, а на втором организованно семинарское занятие, сочетающееся с практической работой учащихся. Сформировано 4 группы, каждая из которых защищает один из вопросов плана.

Просмотр содержимого документа
««Социальные нормы. Отклоняющееся поведение»»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Верхнелюбажская средняя общеобразовательная школа»

Фатежского района Курской области





Урок по обществознанию

(11 класс)

Тема урока: «Социальные нормы и отклоняющееся поведение»












Выполнила: учитель истории и обществознания: Е.Н. Шахова
















Цель: сформировать представление о социальных нормах и санкциях, о социальном контроле как особом механизме поддержания общественного порядка.


Задачи:

Образовательная: ввести понятия социальные нормы, отклоняющееся поведение, девиантное поведение, делинквентное поведение, формальные, неформальные санкции.

Развивающая: формировать умения сравнивать, обобщать, выявлять признаки явлений, прослеживать причинно-следственные связи.

Воспитательная: формировать навыки социального поведения.


Тип урока: изучение нового материала.


На изучение темы отводится два урока: на первом идёт первичное изучение всего содержания материала, а на втором организованно семинарское занятие, сочетающееся с практической работой учащихся. Сформировано 4 группы, каждая из которых защищает один из вопросов плана.


План семинара

  1. Социальные нормы и их значение.

  2. Социальный контроль и самоконтроль.

  3. Отклоняющееся поведение, его причины.

  4. Наиболее опасные проявления отклоняющегося поведения.


Ход работы на уроке.

  1. Отработка основных понятий темы уроков.

  2. Защита каждой группой своего задания, после их защиты дополнения от класса


Основные понятия урока:


Социализация – процесс обучения культурным нормам и освоения социальных ролей



Нормы – предписание того, как надо правильно себя вести в обществе



Санкции – средства поощрения или наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы



Социальный контроль – особый механизм поддержания общественного порядка, включает два главных элемента – нормы и санкции



Социальные предписания – запреты или разрешения что- либо делать, обращённые к индивиду или к группе и выраженные в любой форме ( устной или письменной, формальной или неформальной)







  1. Организационный момент – 1 мин.

Добрый день, дети. Мы с вами изучаем социальную сферу, в рамках ее повторения, т.к. сталкивались с ней в основной школе. Поэтому предлагаю обсудить следующие вопросы:

II. Мотивация (беседа по вопросам) – 3 мин.

- Как называется процесс становления личности, освоения ею социальных ролей?

- Может ли человек существовать вне общества?

- Верно ли, что деятельность каждого человека контролируется обществом?

- Как называется особый механизм поддержания общественного порядка?

- Какие элементы включает социальный контроль?

СЛАЙД 1

III. Изучение нового материала.- 30 мин.

СЛАЙД 2

1. Социальные нормы, их значение. – 10 мин.


Правила поведения, регулирующие взаимоотношения людей – социальные нормы (в социологической литературе как стражи порядка и хранители ценностей). Это общие правила, которые для индивида являются мерой его поведения, а для общества – масштабом оценки его поведения. Действия и поступки людей регулируют различные социальные нормы. Эти нормы отличаются друг от друга тем, что:

  • регулируют разные сферы общественной жизни;

  • в них предусмотрены разные санкции за нарушения;

  • они по-разному создаются.

СЛАЙД 3

Задание: назвать виды социальных норм и привести примеры каждого названного вида (заполнить таблицу)

Социальные нормы


Виды норм

Примеры норм

Обычаи


Празднование масленицы

Традиции


Встреча выпускников

Правовые нормы


Все равны перед законом си.19 Конституции РФ (Законы РФ)

Моральные нормы


Поступай по отношению к другому так как хочешь, чтобы поступали по отношению к тебе; не хвастать, не лгать

Политические нормы

Закон о выборах РФ

Эстетические нормы


Каноны красоты женской фигуры (90*60*90 и т.д.)

Религиозные нормы


Соблюдение поста

Правила этикета


Подать руку девушке при выходе из автобуса

Мода

Одежда оверсайз


СЛАЙД 4

Три способа регулирования поведения людей социальными нормами


ДОЗВОЛЕНИЕ

ПРЕДПИСАНИЕ

ЗАПРЕТ

Указание на варианты поведения, которые желательны, но необязательны

указание на требуемое действие

указание на действия, которые не следует - совершать


После заполнения таблицы ответить на вопросы:

  • какие из представленных норм являются запретом?

  • какие – предписанием?

  • какие – дозволением

СЛАЙД 5

Функции социальных норм:

  • 1. Регулируют общий ход социализации.

  • 2. Интегрируют индивидов в группы, а группы – в общество.

  • 3. Контролируют отклоняющееся поведение.

  • 4. Служат образцами, эталонами поведения.

Во всём многообразии социальных норм особое место занимают правовые нормы. Чтобы наглядно и даже образно представить соотношение морали и права (нравственных и юридических норм), обсудим следующий сюжет:


1) Фильм «Берегись автомобиля».

Главный герой- человек средних лет по фамилии Деточкин. Он когда-то работал шофёром, но попал в аварию, не смог больше водить машину и перешёл на службу в страховую фирму. В его обязанности входило посещать люде на дому и предлагать заключать с его фирмой договор страхования. Среди его клиентов попадались люди нечестные, имущество которых было нажито путём воровства и прочих преступленных действий. Чудаковатый Деточкин сначала сигнализировал в «органы» о ворах и расхитителях, но поскольку те не принимали никаких мер, стал в качестве наказания красть у «своих клиентов» автомобили, продавать их на «чёрном рынке», а вырученные деньги пересылать …детским домам. То есть он действовал как современный Робин Гуд.

Вопросы:

  1. Можно ли назвать Деточкина честным, нравственным человеком?

  2. Можно ли считать его преступником?

  3. Почему Деточкин вызывает у многих симпатию?


Как мы уже говорили выше: соблюдение социальных норм обеспечивается путём поощрений и наказаний, т.е. позитивных и негативных санкций. Выделяются четыре типа санкций:


ФОРМАЛЬНЫЕ Ф+ Ф –

НЕФОРМАЛЬНЫЕ Н+ Н-


СЛАЙД 6

Приведем примеры:

Неформальные: +одобрение (аплодисменты) или - осуждение со стороны родственников, коллег, знакомых, а также со стороны общественного мнения

Формальные: + поощрение (вручение грамоты, награды) или - наказание (лишение свободы сроком на 2 года) осуществляют суды, образование, армия, производство, средства массовой информации, политические партии, правительство.


СЛАЙД 7 Совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм поведения и законов называется внешним контролем.

Если применение санкций совершается самим человеком, направлено на себя и происходит внутри (неловкость, вина; мука совести), то такую форму контроля надо считать самоконтролем (внутренним контролем) – индивид самостоятельно регулирует своё поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами). Примерно на 70% социальный контроль осуществляется за счёт самоконтроля.

Чем выше у членов общества развит самоконтроль, тем меньше этому обществу приходится прибегать к внешнему контролю.

-Чем мы можем доказать данное утверждение на примере сегодняшней ситуации с коронавирусом? (Китай – Россия)

-Как вы думаете, какой вид контроля даётся человеку легче: внутренний или внешний? Ответ обоснуйте.


Во все времена общество пыталось подавлять нежелательные формы человеческого поведения. В качестве нежелательных почти в равной степени оказывались гении и злодеи, очень ленивые и сверхтрудолюбивые, нищие и богатые.

Резкие отклонения от средней нормы как в положительную, так и в отрицательную стороны грозили стабильности общества, которая во все времена ценилась превыше всего.

СЛАЙД 8, 9

Отклоняющееся поведение может быть:

Девиантное поведение – всякое поведение, которое вызывает неодобрение общественного мнения

Делинквентное поведение – преступное поведение согласно законам данного государства

Девиант – любой человек, сбившийся с пути или отклонившийся от нормы

Группа риска – категория населения, более других склонные совершать девиантные или делинквентные поступки.


На ваш взгляд, что относится к факторам отклоняющегося поведения:

  1. наследственная предопределённость;

  2. негативные влияния ближайшего окружения;

  3. конфликтные черты характера;

  4. нравственная невоспитанность;

  5. строгость законов;

  6. психическое нездоровье;

  7. потеря смысла жизни;

  8. «рискованный» знак Зодиака;

  9. отсутствие денег


- Почему молодёжь относится к категории населения, более других склонные совершать девиантные или деликвентные поступки?

А сейчас предлагаю выполнить ряд заданий по данной теме в форме ЕГЭ:


СЛАЙД 10-14

Подводятся итоги урока, рефлексия, оценивание учащихся.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!