МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 13 МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КОРЕНОВСКИЙ РАЙОН
Социально значимый проект
«Наше здоровье в наших руках»
Воспитатель: Е.А. Хить
Кореновск, 2019 год
Пояснительная записка.
Тема проекта: «Наше здоровье в наших руках».
Вид проекта: познавательный, творческий, исследовательский, оздоровительно – развивающий, долгосрочный.
Продолжительность проекта: 04.11.19 – 29.02.20 г. (4 месяца).
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель группы, родители, музыкальный руководитель, медицинский работник.
Актуальность проекта:
Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно в этот период идет интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Проект направлен на расширение представлений о здоровье и здоровом образе жизни, на осмысление детьми старшего дошкольного возраста необходимости беречь здоровье.
Цель проекта:
Создание устойчивой положительной мотивации детей к сохранению и укреплению собственного здоровья, через формирование у них двигательных навыков, знаний и ценностей здорового образа жизни.
Задачи проекта:
Развивающие:
Развитие познавательных способностей, творческого воображения, коммуникативных навыков.
Развивать у детей интерес к занятиям физической культурой и спортом.
Воспитательные:
Воспитывать привычку к здоровому образу жизни у всех участников проекта.
Воспитывать у детей целеустремленность, организованность, инициативность.
Воспитание у детей самоуважения, чувство социальной значимости, самоутверждения в своей неповторимости, индивидуальности в глазах сверстников и взрослых
Образовательные:
Расширение знаний детей о здоровье как о главной ценности жизни, продуктах здорового и нездорового питания.
Формирование знаний об организме человека, о влиянии движений на функционирование органов и систем.
Формирование потребности в физических упражнениях и подвижных играх; поддерживание интереса к занятиям спортом.
Содержание проекта:
1этап проекта - мотивация.
Наша история началась с того, что однажды, после проведения утренней гимнастики, готовясь к завтраку, я спросила у детей, все ли знают, зачем по утрам нужно делать зарядку. Некоторые ответы детей меня не только удивили, но и расстроили. Например, Вова, сделав скучающий вид, ответил, что зарядка – это скучно и не интересно. А его друзья-мальчишки дружно поддержали позицию друга вместо того, чтобы, наоборот, переубедить товарища. Конечно, нашлись и те, кто ответил правильно на поставленный вопрос. Однако, Вовин ответ засел глубоко внутри и не давала спокойно спать. Отсюда возникла проблема: как не только грамотно донести, что такое ЗОЖ, но и заинтересовать детей и родителей в понимании необходимости заботиться о своём здоровье, беречь его, вести здоровый образ жизни? Решением данной проблемы и стал социально значимый проект «Наше здоровье в наших руках».
2 этап - разработка плана проекта.
Для составления плана работы над проектом была использована модель трёх вопросов Л.В. Михайловой-Свирской.
Что мы знаем? | Что мы хотим узнать? | Что нужно сделать, чтобы узнать? |
Каждое утро надо чистить зубы (Катя Ф.) Нельзя есть чипсы, жевать жвачку (Дема К.) По утрам нужно делать зарядку (Полина Ш.) Перед едой нужно мыть руки (Вика К.) Чтобы быть здоровым, надо хорошо кушать (Никита Р.) Чтобы быть здоровыми надо заниматься спортом (Паша Ф.) | Почему продукты бывают полезные и неполезные? (Ксюша С.) Что будет, если люди не будут заниматься спортом? (Вова И.) Как можно защититься от болезней? (Костя Д.) Как укрепить свое здоровье? (Полина С.) Какая пища бывает самая полезная? (Дима К.) Почему человек болеет? (Фаина Б.) | Спросим у папы или мамы (Сережа Б.) Спросим у воспитателя (Алина П.) Прочитать в книжке (Данил Л.) Увидеть по телевизору (Тимофей Д.) Посмотреть в интернете. (Данил Б.) |
Центр науки:
Рассматривание плакатов «Что внутри человека?», «Строение тела человека».
Рассматривание плаката «Пищеварительная система».
Разучивание пищеварительной гимнастики.
Фото микробов (с использованием ИКТ).
Создание лепбука «Здоровый образ жизни».
Рассматривание иллюстраций, фотографий, картин о здоровье, видах спорта.
Центр экспериментирования:
Эксперимент «Органы чувств».
Опыты: «Сухой язык», «Из чего мы сделаны?», «Дорожка ощущений», «Почему кровь движется?», «Розовые ручейки».
Исследовательская деятельность «Как определить пригодность продукта».
Центр книги:
Найти поговорки, пословицы, загадки и стихи по теме.
Рассматривание с детьми различных детских энциклопедий.
Чтение детской литературы по теме.
Центр математики:
Дидактическая игра «Что сначала - что потом (режим дня)».
Дидактическая игра «Лабиринты здоровья».
Дидактическая игра «Найди пару»
Центр конструирования:
Использование мягких модулей в сюжетно-ролевых играх.
Конструирование из разного вида конструктора.
Д/игры: «Конструирование тела»
Центр искусства:
Аппликация «Что у нас внутри».
Лепка из соленого теста: «Овощи, фрукты - полезные продукты».
Рисование «Дети делают зарядку».
Раскрашивание картинок на тему «Виды спорта».
Центр музыки:
Прослушивание и заучивание песен на спортивную тематику: «Спортивная семья», «Физкульт-Ура!», «Трус не играет в хоккей» и т. д.
Центр физкультуры:
П/и «Найди свой витаминный домик».
Закаливающие мероприятия: ходьба босиком по массажным дорожкам.
П/и «Попади в цель», «Кто дальше прыгнет», «Перетяжки».
Практические приемы самомассажа, пальчиковые и дыхательные упражнения, упражнения, направленные на профилактику плоскостопия.
Центр игры:
Профилактические гимнастики (дыхательная, улучшение осанки, плоскостопия, зрения).
Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Аптека», «В спортзале», «Семья», «В кабинете врача», «В нашем доме больной», «Скорая помощь».
Дидактические игры из картотеки.
Взаимодействие с семьей:
Информирование родителей о теме, целях и задачах проекта.
Анкета «Вы и здоровый образ жизни».
Беседа «Практические советы по совместному с детьми приготовлению пищи».
Консультация «Основные правила питания».
Консультация «Спортивный уголок дома».
Консультация «Совместный отдых – это важно».
Консультации «Как провести выходной день с детьми».
Памятки - рекомендации «Профилактика и коррекция осанки».
Памятки - рекомендации «Профилактика и коррекция плоскостопия у детей».
Проведение итогового мероприятия «Мама, папа, я – здоровая семья».
Оснащение центров:
Центр науки:
Плакаты «Что внутри человека?», «Строение тела человека», «Пищеварительная система».
Фото микробов.
Лепбук «Здоровый образ жизни».
Иллюстрации, фотографии, картины о здоровье, видах спорта.
Центр экспериментирования:
Одноразовые блюдца.
Одноразовые стаканчики.
Ватные палочки.
Зеркало на подставке.
Полотенце.
Резиновый массажный коврик.
Емкость, наполненная скрученными скакалками (со скакалок сняты ручки).
Поролоновый цилиндр.
Массажный колючий коврик «травка».
Раскрашенные камушки.
Массажный тканевый коврик с нашитыми пуговицами разного размера.
Спринцовка, соединенная с капельницей.
Центр книги:
Загадки, пословицы, поговорки и стихи по теме.
Подборка литературы по теме.
Подборка энциклопедий по теме.
Центр математики:
Дидактическая игра «Что сначала - что потом (режим дня)».
Дидактическая игра «Лабиринты здоровья».
Дидактическая игра «Найди пару».
Центр конструирования:
Центр искусства:
Соленое тесто, доски, стейки.
Вырезанные из бумаги шаблоны тела человека и органов чувств.
Раскраски на тему «Виды спорта».
Альбомы, краски, карандаши.
Центр музыки:
Центр физкультуры:
Центр игры:
Взаимодействие с семьей:
3 этап - практический.
18 марта мы начали оформление нашего огорода на окне. Меня очень порадовало активное подключение ребят к работе, их заинтересованность и желание помогать.
Они с огромным рвением выполняли мои поручения, внимательно следили за посадкой овощных культур и принимали в этом активное участие.
В процессе работы ребята познакомились со свойствами земли, сравнили семена фасоли и кабачка, выявили внешние отличия луковиц лука и чеснока друг от друга. Закрепили знания о том, что вода необходима для роста растений. А после с удовольствием делились впечатлениями и активно отвечали на вопросы о полученных в ходе нашей совместной работы знаниях.
Ежедневно на утренних сборах мы наблюдали за первыми всходами и вели дневник наблюдения за овощными культурами. Выбирали дежурных по уходу за ними. Ребята познакомились с моделью строения растения на примере кабачка и помидора. А познавательные беседы помогли им узнать, где растут овощи и фрукты, чем они полезны для здоровья человека, откуда берутся семена и как правильно за ними ухаживать.
Вечера мы проводили за чтением художественной литературы. Познакомились с новыми стихотворениями В. Коркина «Что растет у нас на грядке?» и С. В. Михалкова «Овощи», перечитывали уже знакомую русскую народную сказку «Вершки и корешки» и белорусскую сказку «Пых», заучили наизусть стихотворение А. Прокофьева «Огород». А также отгадывали загадки, читали пословицы и поговорки.
Наблюдения за детьми показали, что больше всего их заинтересовали центры науки, конструирования, искусства, игры и физкультуры.
Дети с нескрываемым волнением ждали, когда появятся первые всходы, чтобы запечатлеть этот момент в дневнике наблюдения. Они с радостью помогали ухаживать за огородом, помогая поливать рассаду и рыхлить почву.
В центре из мягких модулей мальчики построили грузовик. А девочки помогли загрузить в него овощи и фрукты для перевозки на завод.
Очень много времени ребята проводили в центре искусств. Они раскрашивали овощи и фрукты, лепили апельсины и бананы, рисовали помидоры и огурцы в банке, а также делали аппликацию «Лук». Слепленными фруктами дети угощали кукол. А также познакомились со значением слова «консервирование» и закрепили уже полученные знания.
Вспомнили уже знакомую хороводную игру «Огородная хороводная» и познакомились с новой хороводной игрой «Кабачок», которая принесла массу положительных впечатлений и эмоций.
Больше всего времени ребята проводили в центре игры и физкультуры. Девочки отдавали предпочтение сюжетно-ролевым играм («Овощной магазин»), а мальчики, наоборот, подвижным («Огуречик, огуречик», «Овощи и фрукты»).
Для закрепления полученных знаний были изготовлены две дидактические игры «Что где растет», «Четвертый лишний» и интерактивная дидактическая игра «Найди 10 отличий». Дети учились отличать овощи от фруктов, определяли место их произрастания, путем сравнения находили сходства и различая между ними, закрепляли счет в пределах 5, а также учились классифицировать предметы по признакам (цвет, количество, форма, размер и др.), находя лишний предмет.
Родители тоже были активно вовлечены в работу над проектом. Помогали оформлять огород сделанными совместно с детьми поделками, изготавливали атрибуты к инсценировке сказки «Пых». И, конечно, организовывали дома свои огороды на подоконнике, поддерживая детский интерес.
4 этап - итоговый.
Итоговым мероприятием проекта стало оформление детьми стенгазеты «Наш огород на окне». Ребята активно помогали клеить фотографии, рисовать овощи и фрукты. Делились своими впечатлениями о прошедших неделях, с радостью вспоминая моменты, запечатленные на фотографиях.
Проанализировав совместно с детьми, родителями и педагогами выполнение плана проекта, отметили заслуги каждого участника проекта.
Вопросы к детям:
Какие овощи и фрукты вы знаете?
Что необходимо растениям для роста?
Из каких частей состоят растения?
Чем полезны овощи и фрукты?
Из чего можно сварить суп, компот?
Где растут овощи и фрукты?
Что вам больше всего понравилось и запомнилось?
Вопросы к родителям:
Как вы считаете обогатились ли знания детей об овощах и фруктах, условиях, необходимых для их роста и развития?
Что нового вы узнали, чему научились, участвуя в реализации проекта?
Что можно сделать лучше в следующий раз?
Педагоги ДОУ проанализировали результаты проекта:
Ожидаемые результаты проекта | Полученные результаты проекта |
У детей обогатятся знания об овощах и фруктах. Через исследовательскую деятельность узнают об условиях, необходимых для их роста и развития? Появится желание ухаживать за растениями. Узнают об особенностях строения растений. Повысится педагогическая компетентность родителей, их заинтересованность в познавательном досуге своего ребенка, появятся новые общие интересы детей и родителей. Дети получат положительный опыт от получения результатов своего труда. | Дети научились отличать овощи от фруктов. Через исследовательскую деятельность узнали об условиях, необходимых для их роста и развития. Появилось желание и стремление ухаживать за растениями. Познакомились с их строением. Повысился уровень педагогической компетентности родителей, их заинтересованность в познавательном досуге своего ребенка. А также, ребята получили массу положительных эмоций от результатов своего труда. |
Использованная литература:
Артемова Л.В. «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников»
Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. «Опыты и эксперименты для дошкольников»
Иванова А.И. Мир растений. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду.
Масленникова О.М. Экологические проекты в детском саду.
Мартынова Е.А., Сучкова И.М. «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет»
Мереньянова О. Р. «Формирование у детей основ экологической культуры»
Николаева С.Н. Игра в экологическом воспитании дошкольников.
Павлова Л.Н. «Знакомим малыша с окружающим миром»
Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников.
Рыжова Н.А. «Наш дом – природа»
Саморукова П.Г. «Методика ознакомления детей с природой в детском саду»
Сигимова М.Н. Познание мира растений.
Сигимова, М.Н. Мир природы глазами ребенка.
Сорокина А.И. «Дидактические игры в детском саду»
Шорыгина Т.А. « Овощи. Какие они?»
«Дошкольное образование» №16, 2001.
Добро пожаловать в экологию. – С-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.
«Мы» программа экологического образования детей. – С-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС.
Азбука общения развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – С-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.
Программа «Юный эколог». /С.Н. Николаева, – М.: 2005.
Детское экспериментирование. /И.Э. Куликовская, – М.: 2003.
Дидактические игры в детском саду. / А.К. Бондаренко, – М.: Просвещение, 1985.