Просмотр содержимого документа
«Социализация детей мигрантов»
Тема 4. Вопрос 5 Социализация детей-мигрантов и вынужденных переселенцев, их психолого-педагогическая поддержка
Выполнили студенты группы 3.068.1.17
Гарусова Г.Н.
Жилина А.А.
Кузьменко С.А.
Литература:
Данилова, М. В. Педагогическая поддержка учащихся-мигрантов в учебно-воспитательном процессе:
Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В. А. Попова.
— Владимир: Издательство «Транзит-ИКС», 2009.-187 с.;
1
Захарченко, Е. Ю. Дети-мигранты в атмосфере современной российской школы /
Е. Ю. Захарченко // Педагогика. — 2002. — № 9. — с. 47–53.
2
Корнеева, Е. Н. Нестандартные дети. Интегративная регуляция образовательного
взаимодействия школьников с ЗПР, детей из семей мигрантов, учащихся с признаками одарённости /
Е. Н. Корнеева. — Ярославль: Академия развития, 2007. — 144 с.;
3
Новохатько, Е. Н. Модель психологической помощи мигрантам / Е. Н. Новохатько //
Инновации в образовании. — 2008. — № 1. — с. 116 – 124.
4
5
Платонова Н. М. Основы социальной педагогики. / Н. М. Платонова СПб., 1997г.;
Рыбаковский, М. Л. Миграция населения: прогнозы, факторы, политика: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Л. Рыбаковский. — М.: «Наука», 2000.-197 с.
6
Сударина, С. С. Проблема социализации учащихся-мигрантов в педагогическом процессе / С. С. Сударина, В. А. Попов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый.— 2014.
7
МИГРАЦИЯ
- Миграция (по Рыбаковскому Л. Л.) в узком значении этого слова — перемещение людей (мигрантов) через границы тех или иных территорий с переменой места жительства.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ
- Социализация — это сложный многогранный процесс по: усвоению индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит; усвоению и дальнейшему развитию индивидом социально-культурного опыта; становлению личности, обучению и усвоению индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе; включению человека в социальную практику, приобретению им социальных качеств, усвоению общественного опыта и реализации собственной сущности посредством выполнения определенной роли в практической деятельности и т. д. [5, с.23].
ПРОБЛЕМА СОЦИАЛИЗАЦИИ
АКТУАЛЬНОСТЬ ДАННОЙ ПРОБЛЕМЫ
- По данным УФМС России в школах России можно проследить тот факт, что большой процент наряду с детьми коренных жителей учатся дети из Узбекистана, Таджикистана, Украины, Армении. По данным ООН, по количеству мигрантов Россия занимает вторую строчку в мире после США.
- Согласно отчету отдела народонаселения департамента ООН по экономическим и социальным вопросам, в России проживает 11 млн. мигрантов (7,7 % населения).
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ УЧАЩИХСЯ РАЗНЫХ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРОЦЕСС ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
- Эколого-географические
- Этнические
- Политические
- Экономические
- Социальные
- Демографические
ЭКОЛОГО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ
ЭТНИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ
СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ
ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕТЕЙ-МИГРАНТОВ И ВЫНУЖДЕННЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ
ЦЕЛЬ:
Психологическая помощь детям-мигрантам направленная на совладание с последствиями пережитой миграции и решение специфических задач развития.
ЗАДАЧИ
- Обучение базовым социальным навыкам внутригруппового взаимодействия через расширение социального пространства личности.
- Формирование мультикультуральной картины мира и профилактика отклонений в развитии этнической идентичности.
- Развитие системы эмоциональной регуляции, коррекция эмоциональных нарушений.
- Коррекция последствий психологической травмы.
- Развитие самосознания (гармонизация осознания имени, притязания на признание и психологического времени личности).
Примерная структура занятия:
Занятие проводится в форме групповой тренинговой работы.
Каждое занятие строится следующим образом:
- 1. Разминка– 5 мин.
- 2. Когнитивный блок – 5-10 мин. (упражнения на развитие внимания, мышления, памяти и тд)
- 3. Основное содержание занятия – 20-30 мин.
- 4. Рефлексия и релаксация (при необходимости) – 5-10 мин.
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН:
- 1. Мой мир – это мои друзья.
- Зан.1. Я среди друзей
- Зан. 2. Я нужен своим друзьям
- Зан.3 Я нужен своим друзьям (продолжение)..
- Зан.4. Мы – команда.
- Зан.5. Дружба.
- Зан.6 .Настоящий друг.
- Зан.7. Ссора.
- Зан.8. Как договориться.
Мой мир – это школа.
- Зан. 1. Что такое школа?
- Зан. 2 Школьные трудности
- Зан. 3. Школьные трудности (продолжение).
- Зан. 4. Школа «Наоборот».
- Зан. 5. Зачем учиться?
- Зан.6. Ошибаться? – Можно!
- Зан. 7. Я и мой учитель.
Мой мир - это моя культура.
- Зан. 1. «Не такой как все».
- Зан. 2. В чужой стране.
- Зан 3. Иностранец.
- Зан.4. Я принимаю «других».
- Зан. 5. Разноцветный мир.
- Зан. 6. Разноцветный мир (окончание).
- Зан 7. Страны и границы.
Мой мир – это мои чувства.
- Зан 1. Чувства – что это?
- Зан 2. Мой страх.
- Зан 3. Очень страшно!
- Зан 4. Бояться можно.
- Зан 5. Властелины страха.
- Зан 6. Злость.
- Зан 7. Обида.
- Зан.8.Грусть
- Зан.9. Радость.
Мой мир - это моя боль.
- Зан. 1. Прошлое.
- Зан. 2. Потеря.
- Зан. 3. Разговор с потерей
- Зан. 4. Линия времени.
Какой я? Мое будущее!?
- Зан 1 .Я-хороший!
- Зан 2. Какой Я.
- Зан.3. Какой Я (окончание) .
- Зан 4 .Я в будущем.
- Зан.5. Я в будущем (продолжение)
- Зан.6. Будущее – сейчас?!