Детский сад и семья — важнейшие институты первичной социализации ребенка-дошкольника.
И в семье, и в детском саду в общении с педагогами и сверстниками дошкольники осваивают пространство культуры, приобретают жизненные навыки, усваивают норма поведения. В личностном взаимодействии взрослых с детьми, самих детей друг с другом происходит формирование и изменение мотивационно-ценностной системы личности ребенка, возникает возможность для предъявления детям социально значимых норм и способов поведения. Взаимодействие, постро енное на основе общечеловеческих ценностей, взаимном принятии его участников, обеспечивает достижение общих целей, результативность сотрудничества.
Исходя из исследований по работе детского сада с родителями, в работе обосновывается предположение, что основой взаимодействия взрослых является педагогическая компетентность педагогов и педагогическая культура родителей в организации адаптационного периода детей-мигрантов через поиск наиболее эффективных способов сотрудничества взрослых, разработку и реализацию соответствующей педагогической технологии взаимодействия.
Социально-экономическая жизнь семьи теснейшим образом связана с эмоциональным, поведенческим, личностным развитием ребенка. Поэтому в связи с переменой места жительства появляются и проблемы адаптации ребенка к новому дошкольному учреждению, которое он начинает посещать. Ребенок старшего дошкольного возраста уже владеет своим родным языком, он привык к определенному образу жизни в сферах семейных и межэтнических отношений, которые соответствуют традиционным ценностным ориентациям этноса.
Работа педагога-психолога в МАДОУ заключается не только с детьми-мигрантов, но и с педагогами и родителями.
Работа с детьми-мигрантов в первую очередь включает себя адаптацию к условиям поликультурного пространства МАДОУ, повышения уровня познавательных способностей и развития речи у детей-мигрантов. Психологическое сопровождение обеспечивается педагогом-психологом и заключается в диагностике уровня развития ребенка, его личностных особенностей, своеобразия интересов и склонностей, помощи в преодолении стресса, развитии коммуникативных способностей и когнитивной сферы.
Работа с педагогами заключается в развитии высокого уровня компетентности и готовности к педагогическому сопровождению ребенка из семьи мигрантов, стремление воспитателей к открытому, позитивному и доверительному общению с детьми и их родителями для благоприятного условия адаптации сверстников. Без глубокого осознания народной (этнической) природы воспитания не может быть взаимной толерантности взрослых участников образовательного процесса; нахождения подхода к ребенку со стороны педагогов, тактичного его педагогического сопровождения; компетентного ознакомления детей с национальной культурой.
3. Ознакомление родителей с национальными особенностями воспитания детей в России и странах семей-мигрантов. Необходимость данного этапа обусловлена тем, что у разных народов свои национальные особенности социальной жизни и культуры, свои обычаи, традиции, социальные установки и ценностные ориентации.
Именно семья и педагоги детского сада имеют решающее значение как в трансляции этнокультурной информации, так и в становлении этнотолерантных установок у дошкольников.
Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение ребенка из семьи мигрантов в организации его социальной адаптации в детском саду предполагает взаимодействие в работе с детьми и родителями всех специалистов дошкольного учреждения.
Адаптироваться к МАДОУ детям-мигрантов — задача не из легких. Происходит это у всех по-своему.
Программа предназначена для психологической адаптации детей-мигрантов к МАДОУ. Она включает в себя 25 занятий, каждое из которых направлено на формирование и развитие таких психических процессов как внимание, память, мышление, а также предполагает привитие детям коммуникативных навыков, расширение словарного запаса, формирование устойчивой учебной мотивации на фоне позитивной Я-концепции детей, устойчивой самооценки.
Цель: создание педагогической и социально – психологических условий, позволяющих ребёнку успешно функционировать и развиваться в системе дошкольных отношений.
Задачи:
создание условий для физического и психического здоровья детей;
создание специальных педагогических и социально – психологических условий, позволяющих осуществлять развивающую работу с детьми, а так же сделать наиболее безболезненным пребывание ребёнка в первые дни в МАДОУ;
создание условий для психологической адаптации детей;
знакомство с основными правилами МАДОУ;
привитие навыков индивидуальной, парной и коллективной работы;
обучение элементарным приёмам обратной связи;
развитие внимания, памяти, мышления, воображения.
Основные принципы работы с детьми:
учёт психологических особенностей развития детей;
учёт индивидуальных особенностей детей;
учёт возрастной мотивационной непоследовательности ребёнка.
Данная программа ориентирована на коллективную форму работы. Рефлексия занятия предполагает ретроспективную оценку (понравилось, не понравилось) и смысловую (почему это важно, зачем мы это делали). Рефлексия прошлого занятия предполагает, что дети вспоминают, что они делали в прошлый раз, что особенно понравилось, зачем они это делали.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
наличие положительного эмоционального отношения к МАДОУ детей-мигрантов;
проявление особого интереса к новому, необычному;
приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в новых условиях пребывания;
продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие со сверстниками) при решении различных творческих задач;
развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение друг к другу.
Социологические результаты:
наблюдение за различными явлениями жизни;
ориентированность в культурном разнообразии окружающей действительности, участие в жизни группы;
применение знаково-символических и речевых средств, для решения коммуникативных и познавательных задач;
умение воспринимать окружающий мир во всём его социальном, культурном разнообразии.
Предметные результаты:
развитие устойчивого интереса к познанию нового;
знание основных правил, поведения в МАДОУ;
Воспитанники научатся:
адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы педагогом-психологом;
выполнять работу по заданной инструкции;
использовать изученные правила и знаки;
Воспитанники получат возможность научиться:
понимать цель выполняемых действий,
адекватно оценивать правильность выполнения задания;
анализировать результаты собственной и коллективной работы;
решать творческую задачу, используя известные средства;
включаться в самостоятельную творческую деятельность.
Познавательные.
Воспитанники научатся:
соблюдению правил поведения и режима дня в МАДОУ;
задавать вопросы в культурной форме.
Воспитанники получат возможность научиться:
работать в парах;
проводить самооценку и оценку выполненных заданий, действий, обосновывая её по критериям;
выработать умение договариваться друг с другом;
обращаться друг к другу за помощью
Коммуникативные.
Воспитанники научатся:
отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;
комментировать последовательность действий;
выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;
участвовать в коллективном обсуждении;
умению выражать свои мысли;
умению вести дискуссии;
выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми при реализации творческой работы.
Воспитанники получат возможность научиться:
выражать собственное эмоциональное отношение к увиденному и услышанному;
быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством педагога-психолога).
Структура развивающих занятий
Занятия проводятся с использованием разнообразных игр, игр-драматизаций, сюжетно-ролевых игр, режиссерских игр на увлекательные и интересные для детей темы. Элементами игры являются специальные упражнения, направленные на развитие умений произвольной регуляции в разных сферах психики. Каждоеупражнение включается в деятельность, фантазию, чувства. Все предметы могут быть воображаемые. Проводить такие игры-занятия можно в любом возрасте, начиная с 3 лет. Участниками, персонажами игры становятся сами дети.
Разминка — приветствие — вхождение в занятие
Цель:
сбросить инертность физического и психического самочувствия;
разогреть внимание и интерес, настроить на активную работу и контакт.
Упражнения-игры: «Приветствие», «Что изменилось в этой комнате?», «Какие звуки ты слышишь?», «Кто подал голос?», «Кто к тебе прикоснулся?», «Кто крепче всех пожал руку?», «Кто самый веселый, шумный, грустный, задумчивый, радостный, печальный, злой, испуганный?», «Какие зверушки-игрушки есть в комнате?», «Кто тебя позвал?», «Ком имен», «Ладошки». Малоподвижные игры, направленные на контакт друг с другом: «Дай мне руку», «Спинка к спинке» и др.
Психогимнастика. Гимнастика эмоций и чувств
Цель:
выработать умение выразить образ фантазии в движении тела, наполнить эмоциональным, мимическим, невербальным (или звуковым) содержанием;
обогатить сферу навыков и умений, необходимых для создания атмосферы сотрудничества и сотворчества.
Физическое движение в психогимнастике выражает образ фантазии, насыщенный эмоциональным содержанием. Дети осознают и называют словом и движением тела или мимики собственное эмоциональное состояние и состояние друг друга, упражняются в выражении и возврате чувств и эмоций, определяют собственные желания и интересы.
«Какое у тебя настроение?», «Назови настроение Саши», «Свет мой, зеркальце, скажи...»
Постучим по барабану, как зайчики. Вы чувствуете, как напряглись пальчики? Чувствуете,
как напряглись кулачки, мышцы рук? А личико какое? (Веселое, радостное.) На празднике стучат зайчики по барабану. Теперь реже стучим, медленнее, тише. А сейчас быстрее, чаще, громче.
Устали ручки у зайчиков. Отдыхают. Почувствуйте, как ладошки, ручки расслабляются и отдыхают.
Порычим, как тигры. Тигры разговаривают с тигрятами. Как они рычат? (Ласково, тихо.) А вот к тигрятам подкрадывается хищник. Мамы-тигры зарычали строже. Они пугают хищника. Уходи от моих тигрят. Как изменились лица тигров? Какие злобные стали. Испугались хищники, убежали. Тише. Громче. Ласковее. Полаем, как собачки»; «Полетаем, как птицы»; «Послушаем, что говорят игрушки»; «Что вы хотите им сказать?»
Эмоции
Цель:
пробудить или раскрепостить эмоции в детях, раскрыть эмоциональное богатство, скрытое в каждом ребенке;
расширить диапазон средств самовыражения;
учить лучше ориентироваться в своем внутреннем мире (своих состояниях, желаниях, потребностях, возможностях, затруднениях).
В сюжет занятий включается 2-3 упражнения на эмоции и эмоциональный контакт, направленные на развитие способности понимать свои и чужие эмоции; интерес - внимательность, радость - удовольствие, удивление, горе - отчаяние - страдание - сострадание, гнев - злость - зависть, обиду - досаду, презрение - брезгливость, отвращение, страх - испуг, стыд - вину, тревогу — беспокойство, сочувствие - жалость - нежность, грусть - печаль.
Эти упражнения открывают детям эмоциональное богатство, скрытое в каждом человеке.
Общение
Цель:
развивать вербальные и невербальные средства общения;
расширить диапазон практических умений конструктивного взаимодействия в условиях беседы, разговора, высказываний;
развивать способности к самоопределению и целеполаганию.
Поведение
Цель:
тренировать умение детей регулировать свои поведенческие реакции (ссоры детей, раздел игрушек, желание познакомиться, стеснительность, переживание наказания или обиды, переживание страха);
овладевать технологией разрешения межличностных противоречий и конфликтов;
развивать лучшее видение, умение слушать, чувствовать и понимать других детей и строить собственное продуктивное поведение.
Окончание занятия
Цель:
закрепить полученный положительный эффект, создать положительные эмоции от совместной деятельности, формировать у каждого участника чувства принадлежности к группе;
овладевать некоторыми стратегиями достижения успеха.
В конце занятия педагог определяет самочувствие и настроение у детей после выполнения игр, упражнений, заданий: «Исполнилось ли ваше желание на занятии? Выполнили ли вы желание друга (игрушки)? О чем хотите рассказать маме по телефону? Что больше всего понравилось делать? Во что было интересно играть? Какую роль в игре хотите сыграть вы? Что создали своими руками? Чему вы научили игрушек? Чему научились сами? Как вы смогли выручить зверят? Что можете сказать о себе? Все ли вам удалось? Как вы полагаете, что думают игрушки про вас сегодня?» и т. д,
Занятия начинаются с приветствия и заканчиваются прощанием, что является своего рода ритуалом, направляющим детей на совместную деятельность, сплочение детского коллектива. Поскольку эмоции заразительны, в сложившемся детском коллективе все эмоциональные переживания более яркие. Главное направление занятий - создать благоприятный эмоциональный фон, максимально спокойную и доброжелательную атмосферу для свободного общения и игры.
Использование сказок-метафор на занятиях
Сказка является эффективным средством общения с детьми. Слушая, рассказывая и придумывая сказки, дети невольно находят в них отголоски своей собственной жизни. Они любят сказки в период своего самого интенсивного развития, в дошкольном возрасте. Дети запоминают их, требуют повторять, переделывают их, сочиняют сами, отождествляют себя с различными персонажами. Метафоры и персонажи сказки - это способ воздействия на детское подсознание. Через них дети получают больше информации, чем при обычном разговоре.
На развивающем занятии каждый может стать сказочником.
Как использовать прием создания и использования сказок-метафор?
Следует помнить, что, если мы хотим научить рёбенка чему-либо или передать ему какую-то важную мысль, нужно делать так, чтобы это было узнаваемо, интересно и понятно. Общаясь с детьми, старайтесь говорить с ними на языке, который им понятен, т. е. на языке детской фантазии и воображения, они на него лучше отзываются.
Календарно-тематический план
Коммуникатив- ные ситуации | Содержание работы по формированию коммуникативных навыков |
Сентябрь Диагностическое обследование, «Знакомство» |
Октябрь |
Задачи: | Разминка | Психогим- настика | Эмоции | Общение | Поведе- ние | Заверше- ние |
1 | -создать благоприятный эмоциональный фон, максимально спокойную и доброжелательную атмосферу для свободного общения и игры | Взрослый и дети садятся в круг на стулья или на ковер. Круг - это символ гармонии, завершенности, целостности. В кругу все видят друг друга, слышат друг друга. Игра «Для чего люди здороваются?» | Игра «Давайте познакомимся» Игра «Ласковое имя» | Игра «Ладошки» | Игра «Волшебные дружные ладошки» «Домик» «Замок» «Дружба» «Приходите в гости» Игра «Подай ладошку другу» | Игра «Нарисуем ладошку», Обвести свою ладошку карандашом. | Игра «Нарисуем ладошку», Обвести свою ладошку карандашом. |
2 | -создать благоприятный эмоциональный фон, максимально спокойную и доброжелательную атмосферу | Игра-приветствие «Как ты умеешь здороваться?» | Игра «Я приглашаю вас к себе» | "Лодочка"«Шарик» «Собака» | Игра «Нарисуем лица на пальчиках ладошки» | Взрослый и дети садятся в круг и завершают общение, |
3 | создать благоприятный эмоциональный фон. | Игра «Ласковое приветствие» | Игра «Прятки» | Игра «Где игрушки?» Игра «Поиски «волков» | Игра «Нахождение обидчиков» | Игра «Хоровод друзей» | Игра «Поезд |
4 | создать спокойную и доброжелательную атмосферу для свободного общения и игры | Игра «Приветствие» Игра с мячом | Игра «Возьми картинку» | Игра «Найди пару | Игра «Ладошки (перчатки) » | Игра «Подари перчатку» | Игра «Хоровод друзей» |
Ноябрь |
5 | развивать навыки общения | Игра «Дружные, говорящие игрушки» | Игра «Отгадай, чьи следы?» | Игра «Волшебная дорожка» | Игра «Волшебная дорожка» | «Найди занятие по душе». | Взрослый и дети садятся в круг, рассматривают «Волшебную дорожку» |
6 | развивать навыки общения, свободного и открытого проявления эмоций и чувств | Игра «Кто позвал тебя, скажи, мое имя назови» | Игра «Приветствие» | Игра «Зеркальце» | Посмотри в зеркальце. Рассмотри все, все, что есть на твоем лице. | Упражнение «Найди занятие по душе» | Взрослый и дети садятся в круг и завершают общение |
7 | использовать рисунок «несуществующего животного» для изучения личности ребенка | Игра «Что изменилось?» | Игра «Разговор зверей» | Игра «Театр зверей» | Игра «Где живет, с кем дружит? » | Рисование-игра «Нарисуй несуществующее животное» | Взрослый и дети садятся в круг и завершают общение. |
8 | учить различать основные эмоции и состояния, понимать, как выражение лица может передать радость и огорчение, удивление и страх, грусть и веселье. | Игра «Поздороваемся словами и руками» | Определи настроение у игрушек-животных. Догадайся, что чувствует зайчик (слон, медведь). (Радость, грусть, испуг, интерес.) Назови и покажи его эмоцию. Передай его чувства. Можно ли изменить настроение? | Игра «Я тебя развеселю» или «Игрушки-несмеяны» | Найди занятие по душе. | Взрослый и дети садятся в круг и завершают общение. |
Декабрь |
9 | развивать приемы коммуникации учить различать основные эмоции и состояния, понимать, как выражение лица может передать радость и огорчение, удивление и страх, грусть и веселье; | Игра «Вежливый медвежонок» | Игра «Зоопарк» | Игра «Звери в зоопарке | Игра «Да - нет» | Упражнение «Превращение» | Взрослый и дети садятся в круг и завершают общение |
10 | обретать умения и навыки открытой коммуникации во время игр и игровых упражнений; развивать желание взаимодействовать | Игра «Волшебный кружок» или «Колобок» | Веселая подвижная игра *Рука к руке» | Упражнение «Рисование ладоней рук друг друга» Упражнение «Одна игра на двоих» | Взрослый и дети садятся в круг и завершают общение |
11 | создать максимально спокойную и доброжелательную атмосферу для свободного общения | Упражнение «Поздороваемся с гостями» | Игра «Кто позвал тебя, узнай, мои чувства отгадай» | Упражнение «Передай настроение другому» | Упражнение «Я расскажу вам историю» | Предлагается нарисовать в рисунке любое эмоциональное состояние | Взрослый и дети садятся в круг и завершают общение |
Январь |
12 | развивать волевую саморегуляцию, уверенность в осуществлении желаний | Игра «Что изменилось вокруг тебя?» Игра на развитие внимания Упражнение «Какое настроение у того, кто тебя позвал? » | Упражнение «Предновогоднее настроение Снежинки» | Игра «Волшебное зеркальце» | Рисование желаемых подарков. | Взрослый и дети садятся в круг и завершают общение |
13 | научить устанавливать личностный контакт с детьми, развивать коммуникативные навыки | Игра «Ласковое приветствие» Игра «Ощути руками» | Сказка-метафора «Горячее сердце» Рисование сердечных чувств. | Взрослый и дети садятся в круг и завершают общение |
14 | развитие и осознание желаний, мотивации к деятельности, уверенности в себе. | Игра «Комплименты» | Сказка-метафора «Волшебное оживление коряги» Детям могут быть предложены листы бумаги с нарисованным контуром коряги. Цель: развитие фантазии и воображения. «Дорисуй». | «Добрые слова на прощание» |
Февраль |
15 | содействовать формированию произвольной психофизической саморегуляции | Игра «Телефон» | Составление и рассказывание сказки'-метафоры. «Волшебное дерево» | Релаксация «Парное дыхание» «Совместное дыхание» |
16 | обеспечить внимание, эмоциональную поддержку, успех в деятельности каждого ребенка индивидуально, с учетом его наклонностей и степени напряжения | Взрослый и дети садятся в круг на стулья или на ковер. Приветствие. | Игра «Узнай настроение зверей» | Почему у всех такие эмоции? | Игра «Да — нет» | «Найди пару» «Полоски форм» «Сделай фигуру человека» | Взрослый и дети садятся в круг и завершают общение |
17 | способствовать освобождению от негативных чувств и эмоций и зарождению позитивных чувств | Взрослый и дети садятся в круг на стулья или на ковер. Приветствие. | Сказка-метафора «Воспитание уверенности» | Взрослый и дети садятся в круг и завершают общение |
18 | развитие и осознание желаний, мотивации к деятельности, уверенности в себе | Упражнение-приветствие «Как ты умеешь здороваться?» | Составление и рассказывание игровой сказки-метафоры «Испуганные ежики» | Взрослый и дети садятся в круг и завершают общение |
Март |
19 | формировать чувство удовлетворенности собой; повышать психоэмоциональную устойчивость ребенка, чувство уверенности в себе и своих силах. | Взрослый и дети садятся в круг на стулья или на ковер. Приветствие. | Сказка-метафора «Воспитание уверенности» Игра-задание «Изготовь разрезные картинки» | Взрослый и дети садятся в круг и завершают общение |
20 | формировать чувство удовлетворенности собой; помогать обрести уверенность в себе, получить опыт положительного общения | Взрослый и дети садятся в круг на стулья или на ковер. Приветствие. | Игра «День рождения» | Взрослый и дети садятся в круг и завершают общение. «Прощание» |
21 | формировать теплые, искренние, доверительные отношения между взрослым и детьми и детей между собой | Разговор-интервью «Что такое дружба?» | Игра «Предложи игрушке дружбу» | Игра «Предложи дружбу кому-нибудь из ребят» | Игра «Ладонь в ладонь» Игра-разговор-рисование «Одинаковые перчатки» | Упражнение «Найди занятие по душе» | Релаксация «Парное дыхание» |
Апрель |
22 | формировать чувство удовлетворенности собой | Взрослый и дети садятся в круг на стулья или на ковер | «Театр масок» Изготовление (рисование) масок для сказки «Теремок» или на выбор. Игра-драматизация сказки. | Прощание |
23 | способствовать созданию положительного образа своего тела, своих эмоций, чувств, действий | Игра «О чем говорят игрушки-животные?» | Игра «Цветик-семицветик» или «Цветок достижений Игра «Потеря желаний» Игра «Оживление желаний» | Игра «Исполнение желаний» | Взрослый и дети садятся в круг и завершают общение. |
24 | развитие произвольной психофизической саморегуляции | Взрослый и дети садятся в круг на стулья или на ковер. Приветствие | Сказка-метафора «Воспитание смелости» | Взрослый и дети садятся в круг и завершают общение |
25 | создавать максимально спокойную и доброжелательную атмосферу для свободного восприятия сказок- метафор и участия в продолжении сказок | Взрослый и дети садятся в круг на стулья или на ковер. Приветствие. Сказка-метафора «Воспитание смелости» «Страх и скульптор» | Игра «Пирамида прощания» |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Бабаева, Т. И. Творческое сотрудничество детского сада и семьи как фактор воспитания готовности дошкольников к обучению в школе // Альманах «Детство». № 1. С. 56-71. 1998 г.
Репина, Т. А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. М. : 1988 г.
Володько, Д. В. Коррекционно-развивающие занятия по социальной адаптации детей дошкольного возраста: пособие для педагогов, обеспечивающих получение дошк. образования - Минск: Зорны Верасок, 2010. - 104 с.
Социальная психология личности в вопросах и ответах: учеб, пособие / под ред. В.А. Лабунской. - М., 1999. С. 207-226.
Приложение № 1
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Уважаемые родители!
Будем признательны Вам, если Вы ответите на наши вопросы.
Ваши ответы помогут сотрудникам детского сада лучше узнать особенности и желания
Вашего ребенка – для создания благоприятных условий его развития.
1. Фамилия, имя ребенка________________________________________________________________
а) дата рождения____________ б) сколько лет, месяцев на настоящий момент__________________
2. Состав семьи (кто постоянно живет с ребенком)_________________________________________
______________________________________________________________________________________
3. Часто ли ребенок болеет, какие тяжелые заболевания, операции, травмы перенес ____________
______________________________________________________________________________________
4. Соблюдается ли режим дня ребенка в семье? _____________________________________________
5. Есть ли в семье другие дети, их возраст, каковы взаимоотношения с ними ___________________
______________________________________________________________________________________
6. К кому из членов семьи ребенок больше всего привязан ___________________________________
7. Как переносит разлуку с матерью? (Легко. Плачет, но быстро успокаивается. Через некоторое время успокаивается. Тяжело.) __________________________________________________
8. Кто в основном занимается воспитанием ребенка? _______________________________________
9. Перечислите, какие методы поощрения применяются в семье и как на них реагирует ребенок?_______________________________________________________________________________
10. Какие используются методы наказания, и какова на них реакция ребенка?____________________
______________________________________________________________________________________
11. Какие игры предпочитает ребенок – подвижные или настольные (типа конструирования), индивидуальные или коллективные, с участием других детей или взрослых? ______________________________________________________________________________________
12. Чем особенно любит заниматься, какие игрушки любит, кто их убирает? ____________________
______________________________________________________________________________________
13. Осуществляете ли Вы совместные игры, направленные на развитие ребенка, какие, насколько часто? Как к ним относится ребенок?______________________________________________________
14. Насколько ребенок самостоятелен – умеет занять себя или постоянно требует внимания взрослых? _____________________________________________________________________________
15. Какое настроение наиболее характерно для Вашего ребенка (жизнерадостное, спокойное, возбужденное, плаксивое, неустойчивое и т.д.)? ___________________________________________
16. Какие особенности поведения Вы замечаете? Вызывает ли что-то у Вас беспокойство? (Например, отрицательные привычки; боязнь чего-то, агрессивность по отношению к окружающим; излишняя обидчивость и т.п.) _____________________________________________________________
17. Какие у ребенка отношения с детьми, охотно ли он с ними играет, если есть трудности, то какие?_________________________________________________________________________________
18. Как ребенок реагирует на общение с окружающими взрослыми (боится, легко вступает в контакт и т.д.), есть ли желание с ними общаться? ___________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
19. Как ведет себя в новой ситуации или с незнакомыми людьми ______________________________
20. Расскажите о ребенке то, что сами считаете важным, характерным для него. __________________
_______________________________________________________________________________________
21.Что бы Вы хотели узнать и какую помощь получить от педагогов и специалистов детскогосада?_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Благодарим Вас за участие.