СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Состояние и проблемы развития вычислительной культуры школьников».

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основополагающим элементом вычислительной культуры учащихся являются сознательные и прочные вычислительные навыки, их формирование – одна из основных задач обучения математике в школе. Проблема развития вычислительной культуры актуальна для всего школьного курса математики, начиная с начальных классов, и требует не простого овладения вычислительными навыками, а использования их в различных ситуациях.

Просмотр содержимого документа
««Состояние и проблемы развития вычислительной культуры школьников».»


Статья к научно-педагогической конференции

«Состояние и проблемы развития

вычислительной культуры школьников».

Докладчик: учителя математики

Заряева Мария Сергеевна

Егорушин Сергей Александрович

Основополагающим элементом вычислительной культуры учащихся являются сознательные и прочные вычислительные навыки, их формирование – одна из основных задач обучения математике в школе. Проблема развития вычислительной культуры актуальна для всего школьного курса математики, начиная с начальных классов, и требует не простого овладения вычислительными навыками, а использования их в различных ситуациях. Владение вычислительными умениями и навыками имеет большое значение для усвоения изучаемого материала, правильно организованная вычислительная работа учащихся позволяет воспитывать у них ценные трудовые качества: ответственное отношение к своей работе, умение обнаруживать и исправлять допущенные в работе ошибки, аккуратное исполнение задания, творческое отношение к труду. Однако, в последнее время уровень вычислительных навыков, преобразований выражений имеет ярко выраженную тенденцию к снижению, учащиеся допускают массу ошибок при подсчетах, все чаще используют калькулятор, не мыслят рационально, что отрицательно сказывается на качестве обучения и уровне математических знаний учащихся в целом.

Проведение диагностической работы (тест 1) необходимо для планирования, организации и осуществления образовательной деятельности учителем, особенно в условиях временного коллектива. Результаты диагностики предполагается использовать для коррекции знаний учащихся, устранения пробелов в их знаниях. Так же необходимость проведения данной диагностики обусловлена тем, что основными ошибками учащихся на экзаменах (ГИА и ОГЭ) являются ошибки вычислительного характера.

Диагностическая работа проводится в форме тестирования в 7-10 классах. Содержание теста составляют 10 заданий: 9 заданий на выполнение арифметических действий (сложение, вычитание, умножение и деление) с рациональными числами и одна текстовая задача. Задания теста предполагают 4 варианта ответов.

Девятое задание учащимся предлагается решить в конце 8-го класса или в 9-10 классах, так как тема «Степень с целым показателем и ее свойства» изучается в конце 8 класса по учебнику под ред. С.А. Теляковского (в начале 8 класса по учебнику А.Г. Мордковича). Десятое задание посильно учащимся с 5-го класса после того, как изучена тема «Проценты».

Далее проводится анализ выполненной работы: учащихся информируют о допущенных ошибках, они сравнивают свое решение с правильным, выясняют возможные причины допущения ошибки. Если большая часть учащихся не справилась с заданием, то возможна отработка данного материала, за что учащиеся нередко благодарны учителю.

В последнее время уровень вычислительных навыков и преобразований выражений имеет ярко выраженную тенденцию к снижению. Учащиеся допускают массу ошибок при подсчетах, все чаще используют калькулятор, не мыслят рационально, что отрицательно сказывается на качестве обучения и уровне математических знаний в целом.

Одной из составляющих вычислительной культуры является устный счёт, который имеет большое образовательное, воспитательное, практическое и методическое значение. Умение быстро и правильно произвести несложные вычисления «в уме» необходимо для каждого человека.

После проведения диагностики вычислительной культуры учащихся были выявлены следующие проблемы:

  • Устный и письменный счет (задания 1, 2 и 8 из приложения 1);

При выполнении заданий среди параллелей 7 – 9 классов около 30% учащихся допускают ошибки: неправильно расставляют запятые при умножении и делении, неправильно определяют знак в ответе при сложении и вычитании чисел.

  • Неразвитое внимание и память учащихся (задания 5, 8 и 10 из приложения 1);

В этих заданиях около 45% учеников допускают ошибки по невнимательности или забывчивости. Так в задании 8 забывают поставить знак минус, в задании 10 невнимательно читают условие задачи и решают ее не до конца, в задании 5 забывают о существовании обыкновенных дробей, не представляемых виде десятичной дроби.

  • Недостаточная подготовка учащихся по математике за курс начальной школы (задания 3, 4 и 6 из приложения 1);

Примерно 33% учеников допускают ошибки при переводе десятичных дробей в обыкновенные и наоборот как в задании 3. Примерно такое же количество детей допускают ошибку при переводе дробей с целой частью в неправильную как в задании 6. И, наконец, 25% неправильно находят общий знаменатель в задании 4.

  • Пропуск тем в виду каких-либо обстоятельств (задания 9 и 10 из приложения 1).

Самое большее количество ошибок допускается учениками в задании 9 и 10. Иногда не справляется с ними почти 70% класса. Главной причиной является не знание необходимых тем – степень с рациональным показателем, проценты. Ученики либо не изучали эту тему, либо пропустили.

Таким образом, на уроке математики формирование устных вычислительных навыков занимает большое место.

Целенаправленная и системная работа позволяет сформировать высокий уровень вычислительных умений и навыков обучающихся. Они играют большую роль в развитии мышления школьников, их сообразительности, математической зоркости, наблюдательности. Всё это делает новые знания личностно значимыми, развивает учебно-познавательные мотивы учащихся, вырабатывает у них творческий подход к жизни, приучает их вдумчиво относиться к любой выполняемой деятельности, без чего немыслимо овладеть основами наук, а также почти любым видом практической и профессиональной деятельности.

Приложение 1.

Содержание диагностической работы.

Задание

Контролируемые виды деятельности (темы)

Баллы

1

Деление десятичной дроби на натуральное число

1

2

Умножение десятичной дроби на десятичную дробь

1

3

Сложение дробей с разными знаменателями, применение правила перевода десятичной дроби в обыкновенную, сокращение дроби, перевод неправильной дроби в смешанное число

1

4

Вычитание рациональных чисел, вычитание дробей с разными знаменателями.

1

5

Деление рациональных чисел

1

6

Деление смешанного числа на натуральное число, перевод неправильной дроби в смешанное число

1

7

Вычитание рациональных чисел, сложение десятичных дробей

1

8

Сложение чисел с разными знаками, вычитание десятичных дробей

1

9

Умножение и деление степеней с целым показателем, возведение степени в степень, применение этих правил для нахождения значения выражений

1

10

Определите стоимость товара после скидки в 30%, если первоначальная стоимость товара 2000 р.

Умение решать текстовые задачи на «проценты»

2







2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!