Статья к научно-педагогической конференции
«Состояние и проблемы развития
вычислительной культуры школьников».
Докладчик: учителя математики
Заряева Мария Сергеевна
Егорушин Сергей Александрович
Основополагающим элементом вычислительной культуры учащихся являются сознательные и прочные вычислительные навыки, их формирование – одна из основных задач обучения математике в школе. Проблема развития вычислительной культуры актуальна для всего школьного курса математики, начиная с начальных классов, и требует не простого овладения вычислительными навыками, а использования их в различных ситуациях. Владение вычислительными умениями и навыками имеет большое значение для усвоения изучаемого материала, правильно организованная вычислительная работа учащихся позволяет воспитывать у них ценные трудовые качества: ответственное отношение к своей работе, умение обнаруживать и исправлять допущенные в работе ошибки, аккуратное исполнение задания, творческое отношение к труду. Однако, в последнее время уровень вычислительных навыков, преобразований выражений имеет ярко выраженную тенденцию к снижению, учащиеся допускают массу ошибок при подсчетах, все чаще используют калькулятор, не мыслят рационально, что отрицательно сказывается на качестве обучения и уровне математических знаний учащихся в целом.
Проведение диагностической работы (тест 1) необходимо для планирования, организации и осуществления образовательной деятельности учителем, особенно в условиях временного коллектива. Результаты диагностики предполагается использовать для коррекции знаний учащихся, устранения пробелов в их знаниях. Так же необходимость проведения данной диагностики обусловлена тем, что основными ошибками учащихся на экзаменах (ГИА и ОГЭ) являются ошибки вычислительного характера.
Диагностическая работа проводится в форме тестирования в 7-10 классах. Содержание теста составляют 10 заданий: 9 заданий на выполнение арифметических действий (сложение, вычитание, умножение и деление) с рациональными числами и одна текстовая задача. Задания теста предполагают 4 варианта ответов.
Девятое задание учащимся предлагается решить в конце 8-го класса или в 9-10 классах, так как тема «Степень с целым показателем и ее свойства» изучается в конце 8 класса по учебнику под ред. С.А. Теляковского (в начале 8 класса по учебнику А.Г. Мордковича). Десятое задание посильно учащимся с 5-го класса после того, как изучена тема «Проценты».
Далее проводится анализ выполненной работы: учащихся информируют о допущенных ошибках, они сравнивают свое решение с правильным, выясняют возможные причины допущения ошибки. Если большая часть учащихся не справилась с заданием, то возможна отработка данного материала, за что учащиеся нередко благодарны учителю.
В последнее время уровень вычислительных навыков и преобразований выражений имеет ярко выраженную тенденцию к снижению. Учащиеся допускают массу ошибок при подсчетах, все чаще используют калькулятор, не мыслят рационально, что отрицательно сказывается на качестве обучения и уровне математических знаний в целом.
Одной из составляющих вычислительной культуры является устный счёт, который имеет большое образовательное, воспитательное, практическое и методическое значение. Умение быстро и правильно произвести несложные вычисления «в уме» необходимо для каждого человека.
После проведения диагностики вычислительной культуры учащихся были выявлены следующие проблемы:
При выполнении заданий среди параллелей 7 – 9 классов около 30% учащихся допускают ошибки: неправильно расставляют запятые при умножении и делении, неправильно определяют знак в ответе при сложении и вычитании чисел.
В этих заданиях около 45% учеников допускают ошибки по невнимательности или забывчивости. Так в задании 8 забывают поставить знак минус, в задании 10 невнимательно читают условие задачи и решают ее не до конца, в задании 5 забывают о существовании обыкновенных дробей, не представляемых виде десятичной дроби.
Примерно 33% учеников допускают ошибки при переводе десятичных дробей в обыкновенные и наоборот как в задании 3. Примерно такое же количество детей допускают ошибку при переводе дробей с целой частью в неправильную как в задании 6. И, наконец, 25% неправильно находят общий знаменатель в задании 4.
Самое большее количество ошибок допускается учениками в задании 9 и 10. Иногда не справляется с ними почти 70% класса. Главной причиной является не знание необходимых тем – степень с рациональным показателем, проценты. Ученики либо не изучали эту тему, либо пропустили.
Таким образом, на уроке математики формирование устных вычислительных навыков занимает большое место.
Целенаправленная и системная работа позволяет сформировать высокий уровень вычислительных умений и навыков обучающихся. Они играют большую роль в развитии мышления школьников, их сообразительности, математической зоркости, наблюдательности. Всё это делает новые знания личностно значимыми, развивает учебно-познавательные мотивы учащихся, вырабатывает у них творческий подход к жизни, приучает их вдумчиво относиться к любой выполняемой деятельности, без чего немыслимо овладеть основами наук, а также почти любым видом практической и профессиональной деятельности.
Приложение 1.
Содержание диагностической работы.
№ | Задание | Контролируемые виды деятельности (темы) | Баллы |
1 | | Деление десятичной дроби на натуральное число | 1 |
2 | | Умножение десятичной дроби на десятичную дробь | 1 |
3 | | Сложение дробей с разными знаменателями, применение правила перевода десятичной дроби в обыкновенную, сокращение дроби, перевод неправильной дроби в смешанное число | 1 |
4 | | Вычитание рациональных чисел, вычитание дробей с разными знаменателями. | 1 |
5 | | Деление рациональных чисел | 1 |
6 | | Деление смешанного числа на натуральное число, перевод неправильной дроби в смешанное число | 1 |
7 | | Вычитание рациональных чисел, сложение десятичных дробей | 1 |
8 | | Сложение чисел с разными знаками, вычитание десятичных дробей | 1 |
9 | | Умножение и деление степеней с целым показателем, возведение степени в степень, применение этих правил для нахождения значения выражений | 1 |
10 | Определите стоимость товара после скидки в 30%, если первоначальная стоимость товара 2000 р. | Умение решать текстовые задачи на «проценты» | 2 |
2