СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сообщение: "Система оценивания в России"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ В РОССИИ

Просмотр содержимого документа
«Сообщение: "Система оценивания в России"»

Министерство образования, науки и молодёжной политики

Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»










Сообщение на тему: «Система оценивания в России»







Выполнила:

студентка Ш-22 группы

Рыжик Марина








Ейск, 2022г.

Оценивание учащихся — одна из основных проблем в образовательном процессе. Данная проблема волнует ученных и педагогов-практиков, так как новые социальные условия, процесс обновления образовательных структур диктуют свои правила.

Организация любой деятельности, тем более учебно-познавательной, невозможна без оценивания. Это обусловлено тем, что именно процесс оценивания является одним из компонентов рассматриваемой деятельности, является ее регулятором, показателем эффективности. Таким образом, оценивание — это процесс, а оценка — результат этого процесса. Оценка в таблицах успеваемости, классных журналах, дневниках, базах данных фиксируется с помощью отметки.

Отметка — условное обозначение, кодовый сигнал, «зарубок», памятные знаки и так далее.

Оценивание — это контроль качества образования.

Пятибалльная система заключается в определении знаний учащихся оценками, которые выставляются учителем на основании определенных критерий. Критерии по всем предметам разные, но можно определить общие требования для всех учебных предметов:

5 – «отлично» – используется в случае глубоко усвоения материала, убедительного ответа, отсутствия ошибок;

4 – «хорошо» – ставится в том случае, когда материал усвоен, однако при выполнении задания допущены мелкие неточности;

3- «удовлетворительно» – используется при наличии некоторых знаний, которые ученик не может точно изложить, допускает ошибки;

2 – «неудовлетворительно» – свидетельствует о плохом понимании материала;

1 – «единица» - на практике такую оценку практически не используют, поэтому и конкретного определения для нее нет. Теоретически оценка 1(единица) свидетельствует об отсутствии представления о материале.

Пятибалльная система оценивания привычна и знакома многим, поэтому у родителей и учеников не возникает вопросов о критериях оценивания. Это является основным преимуществом данной системы, как и простота критериев оценки. В отличии от других способов оценивания, которые используют большее количество оценок, пятибалльная шкала включает не так много критериев, по которым определяется глубина понимания материала. Это занимает меньше времени на ответ ученика, а также на проверку работы преподавателем. Для того, чтобы определить верную оценку при десятибалльной системе оценивания, преподавателю необходимо задавать ученику множество дополнительных вопросов. При этом пятибалльная система предлагает конкретный уровень знаний для каждой оценки. Наличие большого числа оценок размывает грани между ними. Так, например, в пятибалльной системе оценивания существует большая разница между 5 и 3. Если взять десятибалльную систему оценивания, то разницу между 5 и 7, например, сложно выявить не только ученику, но и преподавателю.

Недостатки пятибалльной системы

В качестве основных недостатков называется неиспользование на практике таких оценок, как 2 и 1. Учителя используют чаще всего оценки 3, 4 или 5, а двойку, а тем более единицу, предпочитают не ставить. Поэтому система эта скорее «трехбалльная». Вредной привычкой можно назвать то, как учителя используют оценки «с минусом», «с плюсом». Использование таких оценок снижают точность результата. Но даже подобного расширения шкалы педагогам порой оказывается недостаточно, что порождает такие диковинные отметки, как «четыре с двумя минусами» или «три с большим минусом». Очевидно, что подобное оценочное творчество порождается именно малой точностью стандартной шкалы. Наличие «плюсов» и «минусов» оставалось бы небольшим недостатком, если бы они были узаконены, и существовала возможность их учета при выведении итоговой отметки. Но при переносе в классные журналы все «плюсы» и «минусы» исчезают, что может приводить к необъективной оценке учащихся. Каждый, кто учился в школе, может привести немало подобных примеров. Большим недостатком пятибалльной шкалы является отличие от многих современных способов оценки знаний. Самый яркий пример – Единый Государственный Экзамен. Он является обязательным для выпускников каждой школы, от его результатов зависит дальнейшее обучение ребенка. При этом шкала оценивания на ЕГЭ является 100-балльной. Поэтому у учеников и родителей нередко возникают проблемы с анализом результатов экзамена, так как для них привычна пятибалльная шкала.

Недостатком всех балльных систем оценки многие специалисты называют отсутствие оценки прогресса ученика. Баллы выставляются только для конкретной работы, используются строгие критерии. При этом предыдущий уровень знаний ученика не учитывается. Это не позволяет преподавателю оценить прогресс ученика. Система образования с каждым годом претерпевает многие изменений. Поэтому пятибалльная система оценки знаний становится все менее актуальной. Не один год специалисты спорят о необходимости ее реформирования. Большинство зарубежных стран используют другие системы оценки, которые также имеют свои преимущества и недостатки. На сегодняшний день остро стоит вопрос отмены вообще какой-либо балльной системы, так как оценки нередко становятся поводом для сильных стрессов учеников. При этом оценки не могут дать точной характеристики уровня знаний ребенка, а также не учитывают его прогресс, чем снижает мотивацию к учебе.

100-балльная система

Плюсы. Нет конфликта с ЕГЭ, также оцениваемого по 100-балльной шкале. Позволяет понять, сколько не хватает до идеала и наглядно увидеть прогресс, если учиться лучше.

Минусы. Может породить ощущение несправедливости при оценке творческих заданий. Как и другие оценочные системы, нацелена не то, чтобы все ученики выполняли задания только хорошо и отлично, что, понятное дело, в принципе нереально.

Система с присуждением мест (рейтингов)

Плюсы. Благодаря соревновательному духу дает мощный стимул к получению хорошего образования. Носит относительный характер (в этом месяце первый - один ученик, в следующем номером один может стать уже другой). Поднимаясь по ступенькам рейтинга, ребенок повышает свою самооценку. С помощью рейтинговой системы можно легко определять результат, выявлять и поощрять даже незначительный прогресс ученика.

Минусы. Создает серьезную конкуренцию среди школьников, не подталкивает учащихся к общению и взаимодействию, не формирует навыка работы в команде. Ученикам становится просто не выгодно сотрудничать. Постоянно в коллективе присутствуют явные аутсайдеры.

Критериальная система (за каждое выполненное задание или работу ученику выставляют одновременно несколько разных баллов по разным критериям).

Плюсы. Иностранный язык, допустим, может оцениваться по семи критериям, математика - по четырем. Таким образом четко выявляется, в каких областях достигнут успех, а где есть пробелы. Система не формирует перфекционизма, а также комплексов ("я плохой, глупый, слабый").

Минусы. При такой системе теряется эмоциональный компонент. Критериальная система не дает ощущения "я - отличник". Потому что чем более она дифференцирована, тем сложнее получить верхние и нижние оценки по всем критериям. А эмоции, не только положительные, но и отрицательные, - сильный стимул в учебе.

Зачет/не зачет (удовлетворительно/неудовлетворительно)

Плюсы. Не создает лишнего соперничества между учащимися, нацеливает ребят на получение результата.

Минусы. Очень тонкая грань между положительной и отрицательной оценкой. Нет мотивации к самосовершенствованию (выучить, сделать лучше, качественнее). Такой подход может перенестись и на другие сферы жизни, что ведет к снижению ее качества.

Отметки вовсе не выставляются

Плюсы. Создает психологический комфорт. Позволяет осознать: гнаться надо не за оценками, а за знаниями, и сконцентрироваться на учебе. Не испытывая оценочного невроза, некоторые дети начинают учиться заметно лучше. Не надо списывать, хитрить из страха получить плохую отметку, врать родителям и прятать дневник, если получил неудовлетворительную отметку.

Минусы. Для многих учеников меньше становится стимулов хорошо учиться. И им, и родителям сложно бывает объективно оценить, как усвоен материал.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!