СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

« Соли. Определение, состав номенклатура , классификация и способы получения»

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«« Соли. Определение, состав номенклатура , классификация и способы получения»»

Методическая разработка урока

« Соли. Определение, состав номенклатура , классификация и способы получения»

Цель: актуализировать знания учащихся о классификации простых и сложных веществ, строении атома и определения степени окисления,

сформировать у учащихся представление о солях, как отдельном классе неорганических веществ

умения записывать формулы солей по названиям и называть соли по формулам,

классифицировать соли, проводить качественные реакции на них.

Задачи:

Образовательные

  1. Раскрыть взаимосвязь между строением элементов и свойствами простых и сложных веществ посредством периодической системы элементов и электронной теорией строения атома.

  2. Определять причинно- следственные связи при сравнении свойств простых и сложных веществ.

  3. Способствовать развитию практических умений при работе с химическим оборудованием и реактивами по определению свойств солей.

  4. Определить особенности строения и свойств солей, как производных кислот и оснований.

  5. Продолжить формировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием новых информационных технологий, составления опорного конспекта и самоконтроля.

Развивающие

  1. Установить взаимосвязь между составом строением и свойствами : простого вещества, оксидами, основаниями, кислотами , солями.

  2. Включить учащихся в активный познавательный процесс, предоставляя возможность выбора действия на уроке:

  3. Активизировать деятельность учащихся, используя практические задания разной степени трудности, лабораторные опыты.

  4. Установить причинно- следственные связи, обобщить, анализировать полученные результаты деятельности.

  5. Развивать самостоятельность учащихся, используя проблемные ситуации.

  6. Способствовать формированию познавательной активности учащихся на уроке через применение медиапрезентаций.

Воспитательные

  1. Развивать умение работать в парах , считаться с мнением всей группы и отстаивать своё корректно.

  2. Показать необходимость применять полученные знания для безопасной работы с основаниями, кислотами в жизни,для сохранения своего здоровья.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: лабораторный.

Оборудование: штативы, пробирки.

Реактивы: гидроксид натрия, кислота, универсальный лакмус, вода, минералы и горные породы.

План урока.

I. Возбуждение у учащихся интереса к изучению солей.

1. Актуализировать знания учащихся о классификации веществ.

2 .Установление причинно-следственных связей.

II Осмысление

1. Постановка учебной задачи

2. Формирование знаний о солях, как новом классе неорганических веществ.

3.Составление алгоритма составления названий по формуле и составления формул солей .

III Этап отработки умений и навыков.

1. Формирование умений составлять формулы солей и давать названия по формулам с учётом степеней окисления. металлов главных и побочных подгрупп.

2. Проведение самостоятельной работы по составлению формул и названий солей и самоконтроль.

3. Формирование умений составлять опорный конспект.

4. Лабораторные опыты. Проверка солей на растворимость в воде и экспериментальное определение солей среди кислот и оснований.

IV. Подведение итога.Рефлексия.

  1. Проверка усвоения материала урока с помощью теста и игры

« Третий лишний» и самоконтроль.

  1. Собственно рефлексия.


Организационный момент

I Этап мотивационно- ориентировочный.

  • Актуализация знаний.

Запись на доске( проекторе):

1задание.


Определение темы урока учащимися.

Соли. Определение, состав, номенклатура, представители данного класса и классификация.

II Этап уяснения знаний


2 задание .

- Определить : почему у солей разное количество ионов металла? Дайте обоснованный ответ.

NaNO3 Na 2СO3 Na 3 РO4



- Определить : почему у солей разное количество кислотных остатков? Дайте обоснованный ответ.


NaCl Ca Cl 2 Al Cl 3

-Соли - это сложные вещества, которые состоят из ионов металла и кислотного остатка


Определите степени окисления каждого элемента в формуле сульфат - иона

сульфат - ион имеет суммарный заряд:

(S-4O3 +2) +2 или (S-O3) +2

Выведем общую формулу солей

Ме+-n m( К. О.)n-m


К. О -Кислотные остатки Стр. 76 таблица


NO2-1- нитрит

NO3-1 - нитрат

SO3-2- сульфит

SO4-2 - сульфат

СO3-2-карбонат

Р-O4-3 - фосфат

Cl-1 - жлорид

SiO3-2 -силикат


III Этап отработки умений и навыков.

4 задание

Составьте формулы солей Упр. 3 стр. 78

Проанализируйте составленные формулы солей : по общей формуле, по степени окисления металла.


5 задание


Дайте название солям, учитывая степень окисления металла


NaCl

Fe +2SO4

Al3(PO4)3

Ca(NO3)2

Cu+2CO3

Cr2+3S3

Na2SO4

Ba(NO3 )2


6 задание

Расскажите об отдельных представителях данного класса, предварительно составив опорный конспект.

название

формула

Нахождение в природе

применение










7 задание


Определите группы солей по различным признакам ( см. 5 задание)

1) по растворимости

Определите растворимость солей двумя способами:

Как без опыта узнать растворима соль или нет?

По таблице растворимости.

Знакомство с таблицей растворимости. Приведите по два примера растворимых солей и нерастворимых.

Лабораторный опыт. №2

Определите в какой из трех пробирок находятся кислота, в какой щелочь, в какой соль, хлорид натрия.

  • прибавьте в пробирку №1 универсальный лакмус

  • прибавьте в пробирку №2 универсальный лакмус

  • прибавьте в пробирку №3

  • универсальный лакмус

Что произошло?

Результаты опыта оформите в таблицу:

Что делали?

Что наблюдали?

Вывод











2) по составу соли средние, кислые, основные.

IV Этап контроля знаний

Контрольное задание - итоговое


Часть А (задания с выбором ответа)

1. Соли – это сложные вещества:

А) состоящие из ионов металлов и связанных с ними одного или нескольких гидроксид- ионов.

Б) состоящие из ионов металлов и кислотных остатков;

В) состоящие из двух химических элементов, один из которых – кислород со степенью окисления -2;

Г) молекулы, которых состоят из ионов водорода и кислотных остатков.

2. Хлорид железа (III) имеет формулу:

А) FeCl3; B) Fe2O3;

Б) FeCl2; Г) FeO.


Часть В

Учащиеся называют третий лишний и объясняют почему.

Игра « Третий лишний»

1. BaSO4; CaCO3; NaCl.

2. NaCl, Na2SO4, NaOH

3Al2(SO4)3, H2SO4, CaSO4

4. Cu(NO3)2, CuO, CuCl2

5. CaCl2, PbS, BaSO4.













Проверка и самооценка за итогового контрольного задания


«Ум заключается не только в знании, но и в умении применять знания на деле»

Аристотель , древнегреческий философ.






























Ставропольский край .Апанасенковский муниципальный округ. Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1» с.Дивное.









«Соли. Определение, состав, номенклатура. Классификация. Способы получения».

(открытый урок в 8 классе)









Автор: Денейкина А.М.

Учитель химии высшей квалификационной

категории МКОУ СОШ №1














Дата проведения:

17 марта 2023 года

С. Дивное


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!