Методическая разработка урока
« Соли. Определение, состав номенклатура , классификация и способы получения»
Цель: актуализировать знания учащихся о классификации простых и сложных веществ, строении атома и определения степени окисления,
сформировать у учащихся представление о солях, как отдельном классе неорганических веществ
умения записывать формулы солей по названиям и называть соли по формулам,
классифицировать соли, проводить качественные реакции на них.
Задачи:
Образовательные
Раскрыть взаимосвязь между строением элементов и свойствами простых и сложных веществ посредством периодической системы элементов и электронной теорией строения атома.
Определять причинно- следственные связи при сравнении свойств простых и сложных веществ.
Способствовать развитию практических умений при работе с химическим оборудованием и реактивами по определению свойств солей.
Определить особенности строения и свойств солей, как производных кислот и оснований.
Продолжить формировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием новых информационных технологий, составления опорного конспекта и самоконтроля.
Развивающие
Установить взаимосвязь между составом строением и свойствами : простого вещества, оксидами, основаниями, кислотами , солями.
Включить учащихся в активный познавательный процесс, предоставляя возможность выбора действия на уроке:
Активизировать деятельность учащихся, используя практические задания разной степени трудности, лабораторные опыты.
Установить причинно- следственные связи, обобщить, анализировать полученные результаты деятельности.
Развивать самостоятельность учащихся, используя проблемные ситуации.
Способствовать формированию познавательной активности учащихся на уроке через применение медиапрезентаций.
Воспитательные
Развивать умение работать в парах , считаться с мнением всей группы и отстаивать своё корректно.
Показать необходимость применять полученные знания для безопасной работы с основаниями, кислотами в жизни,для сохранения своего здоровья.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: лабораторный.
Оборудование: штативы, пробирки.
Реактивы: гидроксид натрия, кислота, универсальный лакмус, вода, минералы и горные породы.
План урока.
I. Возбуждение у учащихся интереса к изучению солей.
1. Актуализировать знания учащихся о классификации веществ.
2 .Установление причинно-следственных связей.
II Осмысление
1. Постановка учебной задачи
2. Формирование знаний о солях, как новом классе неорганических веществ.
3.Составление алгоритма составления названий по формуле и составления формул солей .
III Этап отработки умений и навыков.
1. Формирование умений составлять формулы солей и давать названия по формулам с учётом степеней окисления. металлов главных и побочных подгрупп.
2. Проведение самостоятельной работы по составлению формул и названий солей и самоконтроль.
3. Формирование умений составлять опорный конспект.
4. Лабораторные опыты. Проверка солей на растворимость в воде и экспериментальное определение солей среди кислот и оснований.
IV. Подведение итога.Рефлексия.
Проверка усвоения материала урока с помощью теста и игры
« Третий лишний» и самоконтроль.
Собственно рефлексия.
Организационный момент
I Этап мотивационно- ориентировочный.
Запись на доске( проекторе):
1задание.
Определение темы урока учащимися.
Соли. Определение, состав, номенклатура, представители данного класса и классификация.
II Этап уяснения знаний
2 задание .
- Определить : почему у солей разное количество ионов металла? Дайте обоснованный ответ.
NaNO3 Na 2СO3 Na 3 РO4
- Определить : почему у солей разное количество кислотных остатков? Дайте обоснованный ответ.
NaCl Ca Cl 2 Al Cl 3
-Соли - это сложные вещества, которые состоят из ионов металла и кислотного остатка
Определите степени окисления каждого элемента в формуле сульфат - иона
сульфат - ион имеет суммарный заряд:
(S-4O3 +2) +2 или (S-O3) +2
Выведем общую формулу солей
Ме+-n m( К. О.)n-m
К. О -Кислотные остатки Стр. 76 таблица
NO2-1- нитрит
NO3-1 - нитрат
SO3-2- сульфит
SO4-2 - сульфат
СO3-2-карбонат
Р-O4-3 - фосфат
Cl-1 - жлорид
SiO3-2 -силикат
III Этап отработки умений и навыков.
4 задание
Составьте формулы солей Упр. 3 стр. 78
Проанализируйте составленные формулы солей : по общей формуле, по степени окисления металла.
5 задание
Дайте название солям, учитывая степень окисления металла
NaCl
Fe +2SO4
Al3(PO4)3
Ca(NO3)2
Cu+2CO3
Cr2+3S3
Na2SO4
Ba(NO3 )2
6 задание
Расскажите об отдельных представителях данного класса, предварительно составив опорный конспект.
название | формула | Нахождение в природе | применение |
| | | |
| | | |
7 задание
Определите группы солей по различным признакам ( см. 5 задание)
1) по растворимости
Определите растворимость солей двумя способами:
Как без опыта узнать растворима соль или нет?
По таблице растворимости.
Знакомство с таблицей растворимости. Приведите по два примера растворимых солей и нерастворимых.
Лабораторный опыт. №2
Определите в какой из трех пробирок находятся кислота, в какой щелочь, в какой соль, хлорид натрия.
прибавьте в пробирку №1 универсальный лакмус
прибавьте в пробирку №2 универсальный лакмус
прибавьте в пробирку №3
универсальный лакмус
Что произошло?
Результаты опыта оформите в таблицу:
Что делали? | Что наблюдали? | Вывод |
| | |
| | |
2) по составу соли средние, кислые, основные.
IV Этап контроля знаний
Контрольное задание - итоговое
Часть А (задания с выбором ответа)
1. Соли – это сложные вещества:
А) состоящие из ионов металлов и связанных с ними одного или нескольких гидроксид- ионов.
Б) состоящие из ионов металлов и кислотных остатков;
В) состоящие из двух химических элементов, один из которых – кислород со степенью окисления -2;
Г) молекулы, которых состоят из ионов водорода и кислотных остатков.
2. Хлорид железа (III) имеет формулу:
А) FeCl3; B) Fe2O3;
Б) FeCl2; Г) FeO.
Часть В
Учащиеся называют третий лишний и объясняют почему.
Игра « Третий лишний»
1. BaSO4; CaCO3; NaCl.
2. NaCl, Na2SO4, NaOH
3Al2(SO4)3, H2SO4, CaSO4
4. Cu(NO3)2, CuO, CuCl2
5. CaCl2, PbS, BaSO4.
Проверка и самооценка за итогового контрольного задания
«Ум заключается не только в знании, но и в умении применять знания на деле»
Аристотель , древнегреческий философ.
Ставропольский край .Апанасенковский муниципальный округ. Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1» с.Дивное.
«Соли. Определение, состав, номенклатура. Классификация. Способы получения».
(открытый урок в 8 классе)
Автор: Денейкина А.М.
Учитель химии высшей квалификационной
категории МКОУ СОШ №1
Дата проведения:
17 марта 2023 года
С. Дивное