СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Союзы сочинительные и подчинительные

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: комбинированный урок

Метод: частично-поисковый

Цели: актуализировать уже полученные знания по теме «союз»; познакомить учащихся сочинительными и подчинительными союзами; различать их в предложениях; различать сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Просмотр содержимого документа
«Союзы сочинительные и подчинительные»

Класс: 7

Тема: Союзы сочинительные и подчинительные

Тип урока: комбинированный урок

Метод: частично-поисковый

Цели: актуализировать уже полученные знания по теме «союз»; познакомить учащихся сочинительными и подчинительными союзами; различать их в предложениях; различать сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Этапы

Ход урока


Организационный момент. 1 минута





Проверка домашнего задания. Фронтальная.

Меньше 5 минут.






Актуализация













Изучение нового. 15 минут


Предъявление – восприятие









Разъяснение - осознание



































Организация запоминания – запоминание.








Закрепление.
















































Домашнее задание.







Здравствуйте, садитесь. Давайте настроимся на урок, будем максимально сконцентрированы. Сегодня мы узнаем много нового, поэтому прошу быть внимательными. Прошу вас не открывать учебники.


Катя, напомни пожалуйста, какое было домашнее задание?

-упр 360, составить и записать 10 сложных предложений с составными союзами, которые указаны в задании, подчеркнуть грамматические основы.

Какие предложения вы составили с составным союзом «оттого что»?

С тех пор как?

Затем чтобы? (слушаю несколько вариантов с каждым союзом)

Отлично, спасибо. Теперь сдаем тетради на проверку.


Сегодня мы продолжаем работать с такой частью речи, как союз.

Кто воспроизведет полное определение союза?

-Союз – это служебная часть речи, которая связывает однородные члены, простые предложения в составе сложного, а также предложения в тексте.

Какие союзы изучили на прошлом уроке?

-Простые и составные союзы.

-простые союзы состоят из одного слова, составные – из двух и более слов.

Молодцы!


Открываем тетради, записываем число. Сегодня четвертое марта. Оставляем одну строчку для темы.


Обратите внимание на слайд. (читаю предложения)

  • Воздух дышит весенним ароматом, и вся природа оживляется.

  • От ветхого барака в темноту леса нырнули конь и всадник.

  • Обоз тронулся с места, когда садилось солнце.

  • Небо потемнело, потому что пошел снег.


Перепишите эти предложения в тетрадь, подчеркните главные члены предложения, выделите союзы – на это вам 4 минуты.



Что соединяют, связывают союзы в первых двух предложениях?

- в первом предложении союз и связывает простые предложения в составе сложного. во втором предложении союз и связывает однородные члены предложения.

Что соединяют, связывают союзы в третьем и четвертом предложениях?

- союзы когда и потому что связывают части сложного предложения


А чем отличается сложносочиненное и сложноподчиненное предложение?


-В ссп основы равноправны, то есть от одной основы нельзя задать вопрос к другой

-В спп основы неравноправны, от одной основы можно задать вопрос к другой.


Верно! Какие из этих предложений сложносочиненные, а какие сложноподчиненные?

-1 ссп. 3,4 спп. 2 предложение простое, осложнено однородным подлежащим.


Как мы можем преобразовать четвертое предложение из спп в ссп?

-поставить вместо союза «потому что» союз «и».

Да, тогда основы будут равноправны и не зависимы друг от друга.


Таким образом, мы можем сказать, что сочинительные союзы связывают однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного, а подчинительные только простые предложения в составе сложного, где одно предложение зависит от другого.


Это тема нашего сегодняшнего урока. Запишем в тетрадь. «Союзы сочинительные и подчинительные»



Теперь откроем учебник на странице 149-ой. Прочитаем определение.

Илья, прочитай, пожалуйста. Все остальные – внимательно следите.


Все ли мы назвали сами? Есть какие-то вопросы?


Какие цели мы поставим себе на этот урок?

- познакомиться с союзами сочинительными и подчинительными, научиться их отличать.


Я помню, как вам понравилась притча, которую мы читали, на одном из прошлых уроков. Сейчас я познакомлю вас с еще одной короткой поучительной историей.

(раздаю каждому текст)


Я буду читать, вы внимательно следите по тексту.

(читаю текст)


О чем этот текст?

- в некоторые моменты, храбрость и смелость могут сыграть с нами злую шутку, эти качества полезны не во всех ситуациях.


Какой фразеологизм встретился в тексте? Что он обозначает?

-не видно ни зги, то есть совсем ничего не видно.

Как бы мы могли озаглавить эту притчу?

(слушаю варианты)

Эта притча называется «Смелость не к месту». Подпишите это название или то, которое вы сами придумали, которое вам больше понравилось.


Я даю вам минуту, чтобы вы еще раз пробежали глазами по тексту и выделили все союзы.


Подчеркните главные члены или однородные члены в предложениях, в которых встретились союзы. Подпишите сверху какой союз – сочинительный или подчинительный.


Зачитайте предложения, в которых встретились сочинительные союзы.


Зачитайте предложения, в которых встретились подчинительные союзы.



Теперь обратимся к учебнику и выполним упражнение 363-е.

Степа, прочитай задание? Выполним с вами первые три предложения.

Есть вопросы? Начинаем выполнять.


(проверяю так: по поднятой руке ребята зачитывают свои предложения, называют союз, обозначают главные или однородные члены предложения)




Я сейчас раздала вам такие мини карточки, на них написаны сочинительные и подчинительные союзы. Ваша задача – дома придумать целостный текст, придумать свою историю, используя союзы, которые на этих карточках. Самое главное, использовать минимум 4 подчинительных союза.

Есть вопросы?


Спасибо за урок!



СМЕЛОСТЬ НЕ К МЕСТУ

Поздним вечером, цирк переезжал из одного города в другой. Зверей перевозили в специальном поезде. Клетка льва оказалась повреждена, и он сбежал. Тогда директор цирка собрал всех сильных мужчин и сказал:

-Вам необходимо найти льва, потому что он опасен для окружающих! Я дам всем вам волшебное снадобье, которое прибавит храбрости, чтобы не было так страшно в ночных джунглях.

Все двадцать мужчин взяли у директора цирка этот эликсир, да выпили. Ночь была холодна и опасна, но Ходжа Насреддин отказался.

- Я возьму только воду, - заявил он.

- Тебе понадобится смелость! - запротестовал директор.

- В такие моменты, - пояснил Ходжа, - мне смелость не нужна. Сейчас небезопасно. Ночь наступила, и этот лев гуляет на свободе. Не видно ни зги. Тут смелость может только навредить. Лучше уж я буду труслив, потому что осторожность не помешает.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!