Здравствуйте, садитесь. Давайте настроимся на урок, будем максимально сконцентрированы. Сегодня мы узнаем много нового, поэтому прошу быть внимательными. Прошу вас не открывать учебники. Катя, напомни пожалуйста, какое было домашнее задание? -упр 360, составить и записать 10 сложных предложений с составными союзами, которые указаны в задании, подчеркнуть грамматические основы. Какие предложения вы составили с составным союзом «оттого что»? С тех пор как? Затем чтобы? (слушаю несколько вариантов с каждым союзом) Отлично, спасибо. Теперь сдаем тетради на проверку. Сегодня мы продолжаем работать с такой частью речи, как союз. Кто воспроизведет полное определение союза? -Союз – это служебная часть речи, которая связывает однородные члены, простые предложения в составе сложного, а также предложения в тексте. Какие союзы изучили на прошлом уроке? -Простые и составные союзы. -простые союзы состоят из одного слова, составные – из двух и более слов. Молодцы! Открываем тетради, записываем число. Сегодня четвертое марта. Оставляем одну строчку для темы. Обратите внимание на слайд. (читаю предложения) Воздух дышит весенним ароматом, и вся природа оживляется. От ветхого барака в темноту леса нырнули конь и всадник. Обоз тронулся с места, когда садилось солнце. Небо потемнело, потому что пошел снег. Перепишите эти предложения в тетрадь, подчеркните главные члены предложения, выделите союзы – на это вам 4 минуты. Что соединяют, связывают союзы в первых двух предложениях? - в первом предложении союз и связывает простые предложения в составе сложного. во втором предложении союз и связывает однородные члены предложения. Что соединяют, связывают союзы в третьем и четвертом предложениях? - союзы когда и потому что связывают части сложного предложения А чем отличается сложносочиненное и сложноподчиненное предложение? -В ссп основы равноправны, то есть от одной основы нельзя задать вопрос к другой -В спп основы неравноправны, от одной основы можно задать вопрос к другой. Верно! Какие из этих предложений сложносочиненные, а какие сложноподчиненные? -1 ссп. 3,4 спп. 2 предложение простое, осложнено однородным подлежащим. Как мы можем преобразовать четвертое предложение из спп в ссп? -поставить вместо союза «потому что» союз «и». Да, тогда основы будут равноправны и не зависимы друг от друга. Таким образом, мы можем сказать, что сочинительные союзы связывают однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного, а подчинительные только простые предложения в составе сложного, где одно предложение зависит от другого. Это тема нашего сегодняшнего урока. Запишем в тетрадь. «Союзы сочинительные и подчинительные» Теперь откроем учебник на странице 149-ой. Прочитаем определение. Илья, прочитай, пожалуйста. Все остальные – внимательно следите. Все ли мы назвали сами? Есть какие-то вопросы? Какие цели мы поставим себе на этот урок? - познакомиться с союзами сочинительными и подчинительными, научиться их отличать. Я помню, как вам понравилась притча, которую мы читали, на одном из прошлых уроков. Сейчас я познакомлю вас с еще одной короткой поучительной историей. (раздаю каждому текст) Я буду читать, вы внимательно следите по тексту. (читаю текст) О чем этот текст? - в некоторые моменты, храбрость и смелость могут сыграть с нами злую шутку, эти качества полезны не во всех ситуациях. Какой фразеологизм встретился в тексте? Что он обозначает? -не видно ни зги, то есть совсем ничего не видно. Как бы мы могли озаглавить эту притчу? (слушаю варианты) Эта притча называется «Смелость не к месту». Подпишите это название или то, которое вы сами придумали, которое вам больше понравилось. Я даю вам минуту, чтобы вы еще раз пробежали глазами по тексту и выделили все союзы. Подчеркните главные члены или однородные члены в предложениях, в которых встретились союзы. Подпишите сверху какой союз – сочинительный или подчинительный. Зачитайте предложения, в которых встретились сочинительные союзы. Зачитайте предложения, в которых встретились подчинительные союзы. Теперь обратимся к учебнику и выполним упражнение 363-е. Степа, прочитай задание? Выполним с вами первые три предложения. Есть вопросы? Начинаем выполнять. (проверяю так: по поднятой руке ребята зачитывают свои предложения, называют союз, обозначают главные или однородные члены предложения) Я сейчас раздала вам такие мини карточки, на них написаны сочинительные и подчинительные союзы. Ваша задача – дома придумать целостный текст, придумать свою историю, используя союзы, которые на этих карточках. Самое главное, использовать минимум 4 подчинительных союза. Есть вопросы? Спасибо за урок! |