СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Союзы сочинительные и подчинительные (7 класс, автор М. М. Разумовская)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Союзы сочинительные и подчинительные  (7 класс, автор М. М. Разумовская)

Просмотр содержимого документа
«Союзы сочинительные и подчинительные (7 класс, автор М. М. Разумовская)»

Тема: Союзы сочинительные и подчинительные (7 класс, автор М. М. Разумовская)

Цели урока:

Учебные.

  1. Познакомиться с союзами сочинительными и подчинительными, с основными функциями союзов.

  2. Показать отличие функций сочинительных от подчинительных союзов.

Развивающие.

  1. Расширение знаний о союзах.

  2. Расширение словарного запаса учащихся по теме "Союзы сочинительные и подчинительные".

Воспитательные.

  1. Воспитание бережного отношения к матери, интереса к изучению русского языка


Ход занятия

Этап занятия

Деятельность преподавателя

Деятельность обуучающихся

Подготовка к работе на основном этапе






Оргмомент, приветствие.

Обеспечить мотивацию, актуализацию субъектного опыта

Работа с эпиграфом

«Союзы не что иное суть, как средство, которыми идеи соединяются, итак, подобно оси гвоздям или клею, которыми части какой махины сплочены и склеены бывают.

И как те махины, в которых меньше клею и гвоздей видно, весьма лучший вид имеют, нежели те, в которых слоев и склеек много, так и слово важнее и великолепнее бывает, чем в нем союзов меньше.

Однако не должно в нем оставаться таких щелей, по которым бы оно могло вовсе развалиться».

Что говорит о союзах М.В. Ломоносов?

С чем сравнивает союзы Ломоносов?

Слово союз по происхождению очень древнее, оно было заимствовано из старославянского языка. Когда-то в нем выделялась приставка СЪ- (со) и корень -ЮЗЪ-, значение которого было близко к значению в словах УЗЫ, УЗЕЛ.

Подберите несколько существительных с приставкой СО. Какое значение у приставки СО?(Приставка СО-  со значением «вместе» живет во многих словах русского языка: сосед, соратник, соавтор, сотрудник во многих словах она вычленяется этимологически, как и в слове союз).


Какова роль союзов? (Ответ: соединительная) 

Не забыл ученый сказать и о том, что излишнее употребление союзов в речи ни к чему. Все хорошо в меру.


Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.


Выполняют задание. Формулируют выводы наблюдений. Объясняют свой выбор.

Этап мотивации


Итак, тема нашего урока?.. (Ответ: «Союзы. Дописываем: сочинительные и подчинительные»).


Зачем нам нужны знания о союзах? (уместно их употреблять)

Я предлагаю поработать в тесном союзе, в парах.

Выполняют задание. Формулируют выводы наблюдений.

Объясняют свой выбор.

Этап целеполагания

Задача для учащегося: что я должен сделать




Подводит обучающихся к пониманию целей занятия.

Ещё раз внимание на тему:

Что хочу узнать, чему хочу научиться?

В таблице в графе самооценка поставьте себе + в той графе, которая соответствует вашему уровню усвоения темы. 

№ 

Что я знаю, умею

Да 

Не уверен 

Не знаю 

Отметка за задание на уроке 

1. 

Знаю, что такое союз, виды союзов, функции 





2. 

Умею находить сочинительные союзы





3

Умею находить подчинительные союзы





4. 

Умею различать сочинительные и подчинительные союзы 






Посмотрите на таблицу: что вы знаете и умеете, а на что нужно обратить внимание? 
Какие цели поставим для себя на уроке? 

что такое союз, виды союзов, функции

находить сочинительные союзы

находить подчинительные союзы

различать сочинительные и подчинительные союзы


















Выполняют задание. Формулируют выводы наблюдений. Объясняют свой выбор.


Учащиеся формулируют индивидуальную цель своих будущих действий

Этап выбора средств и методов, планирование

решений

Задача для учащегося:

как и в какой последовательности я должен решить задачу

Предлагает обсудить этапы работы

Посмотрите на цели урока. Как вы думаете: с чего надо начать, чтобы их достигнуть? 

Изучаем учебник

Проверим теоретические знания о союзе.

 

Согласны ли вы с высказыванием, если да -1. нет -0 
1. Союз служит для связи слов в предложении. 
2. Союзы бывают сочинительные и подчинительные. 
3. Подчинительные союзы соединяют однородные члены предложения. 
4.Перед союзом и всегда ставится запятая. 
5. Перед союзами А и НО всегда ставится запятая. 

Поменяйтесь тетрадями. (Взаимопроверка) Назовите цифровой код, который у вас получился. С чем не согласны? Почему? 
 Проверьте и оцените. Отметку поставьте в таблицу (графа 1) .

Составляют план работы

Знаю, что такое союз, виды союзов, функции

Умею находить сочинительные союзы

Умею находить подчинительные союзы

Умею различать сочинительные и подчинительные союзы

Работа по достижению поставленных задач

Задача для учащегося: Решение задач



Организует работу по уточнению и конкретизации знаний.

Назовите 2,3 цель урока. С чем будем работать дальше? 

Назовите однокоренные слова к словам «сочинительный» и «подчинительный». Сочинительный – сочинить, сочинение. Подчинительный – подчинить, подчинение.

Что значит сочинение и подчинение?

Ученик, заранее получивший задание выяснить значение слов» сочинение» и «подчинение» в словаре лингвистических терминов, рассказывает о них.

Уточняют, какие понятия и способы действий им нужно уточнить и научиться правильно применять.



Работа по достижению поставленных задач

Задача для учащегося: Решение задач


Найдите сочинительные союзы, что они связывают? 

«Имеючи отца, хотя по натуре доброго человека, однако в крайнем невежестве воспитанного, и злую завистливую мачеху, которая всячески старалась произвести гнев в отце моем, представляя, что я всегда сижу по-пустому за книгами, для того многократно я принужден был читать и учиться, чему возможно было, в уединенных и пустых местах и терпеть стужу и голод...» . Преследования мачехи, делавшие жизнь дома невыносимой, и непреодолимое стремление к знанию, которое нельзя было удовлетворить на родине, заставили Ломоносова решиться уйти из родного дома, и зимой 1730 г. он ушел с обозом в Москву. 

Какова роль сочинительных союзов: Связывают равноправные по смыслу простые предложения в составе сложного предложения. Связывают однородные члены предложения

Сочинительные союзы и, но, или (либо), да, не только- но и, однако, зато, то-то; не то - не то; как, так и ни-ни; тоже, также, же

Выполняют задание. Формулируют выводы наблюдений. Объясняют свой выбор.


Работа по достижению поставленных задач

Задача для учащегося: Решение задач


Найдите подчинительные союзы, что они связывают?

Только благодаря тому что Ломоносов выдал себя за сына дворянина, ему удалось в январе 1731 поступить в Московскую Славяно-греко-латинскую академию. Для того чтобы обучаться математике, физике, Ломоносов в числе других лучших учеников был отправлен в Германию.


Какова роль подчинительных союзов? Подчинительные союзы связывают простые предложения в сложном предложении. В таком сложном предложении одно подчинено по смыслу другому, то есть от одного предложения к другому можно поставит вопрос.



Подчинительные союзы когда, едва, пока, если, как, что, чтобы, потому что, хотя так как, лишь, как будто, словно, ли, с тех пор как, оттого что, вследствие того что, благодаря тому что, вопреки тому что, несмотря на то что…..

Выполняют задание. Формулируют выводы наблюдений. Объясняют свой выбор.


Работа по достижению поставленных задач

Задача для учащегося: Решение задач

- Попробуйте сделать общий вывод.

Сочинительный союз употребляется при однородных членах и в простых равноправных, не зависящих друг от друга предложениях в составе сложного, События в них происходят одновременно, последовательно, чередуются или противопоставляются. Подчинительный союз связывает только такие предложения в составе сложного, которые зависят друг от друга, подчиняются по смыслу одно другому; зависимое предложение отдельно существовать не может. 


Какую цель помогло достичь данное задание? 

Поставьте оценку в графе 2, 3.


Работа по достижению поставленных задач

Задача для учащегося: Решение задач

Найди союзы, что они соединяют?

Первые годы обучения были трудными, но Михаил упорно трудился и сделал большие успехи.

Было велено отобрать из учеников двадцать человек “в науках достойных” и отправить их в Академию наук.

Его необычная способность к обучению была столь очевидной, что Ломоносова отправили в Германию, чтобы изучить химию и металлургию.


Выполняют задание. Формулируют выводы наблюдений. Объясняют свой выбор.


Этап рефлексии учебной деятельности, самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности

Задача для учащегося: Всё и правильно ли я сделал, что еще необходимо сделать, чтобы достичь цели

Ребята, я еще раз обращаю ваше внимание на цель и задачи урока и предлагаю оценить уровень своих достижений.

Чтобы проверить, насколько усвоен материал, выполните задание «Проверь себя»

Просит выполнить письменно задание: провести самооценку деятельности

Поменяйтесь тетрадями. (Взаимопроверка) Назовите буквенный код, который у вас получился. Отметку поставьте в таблицу (графа 1).

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на занятии.

Посчитайте средний балл по оценкам, полученным на уроке.

Всё и правильно ли я сделал, что еще необходимо сделать, чтобы достичь цели

Для чего нужны союзы?

Почему союзы делят на сочинительные и подчинительные?

Что вызвало трудности в изучении темы? О чём было интересно узнать?


Соотносят цели и результат своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия


Осознание метода построения и границ применения нового способа действия через рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности

Д.З.( по выбору) 
1.Составьте 6 предложений для работы в парах с сочинительными и подчинительными союзами. 
2.Составьте связный рассказ на тему «Знаки препинания перед союзом и». 

Выучи правило: сочинительные и подчинительные союзы.





Тест (проверь себя)

1.Служебня часть речи, которая служит для связи простых предложений в составе сложного, называется:

А) союз

Б) предлог

В) частица


2. Укажите неверное утверждение.

Союзы делятся на:

А) сочинительные и подчинительные

Б) простые и составные

В) производные и непроизводные


3. Выберите ответ, где все слова в ряду- союзы:

А) как, за, и

Б) за, да, чтобы

В) потому что, зато, но.


4. Укажите вариант ответа, в котором все союзы сочинительные:

А) зато, однако, что

Б) и, однако, либо

В) что, когда, да


5. Укажите предложение, в котором союз и соединяет однородные члены (знаки препинания не расставлены.)

А) Мы долго не могли выбраться из леса и нам пришлось задержаться.

Б) На улице сегодня сильный мороз и поездка отменяется.

В) Я вернусь и все вам расскажу.


Проверь себя

  • 1. А 2. В 3. В 4. Б 5. В


Союзы сочинительные и подчинительные


  1. В таблице в графе самооценка поставьте себе + в той графе, которая соответствует вашему уровню усвоения темы. 

№ 

Что я знаю, умею

Да 

Не уверен 

Не знаю 

Отметка за задание на уроке 

1. 

Знаю, что такое союз, виды союзов, функции 





2. 

Умею находить сочинительные союзы





3

Умею находить подчинительные союзы





4. 

Умею различать сочинительные и подчинительные союзы 







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!