Этап занятия | Деятельность преподавателя | Деятельность обуучающихся |
Подготовка к работе на основном этапе | Оргмомент, приветствие. Обеспечить мотивацию, актуализацию субъектного опыта Работа с эпиграфом «Союзы не что иное суть, как средство, которыми идеи соединяются, итак, подобно оси гвоздям или клею, которыми части какой махины сплочены и склеены бывают. И как те махины, в которых меньше клею и гвоздей видно, весьма лучший вид имеют, нежели те, в которых слоев и склеек много, так и слово важнее и великолепнее бывает, чем в нем союзов меньше. Однако не должно в нем оставаться таких щелей, по которым бы оно могло вовсе развалиться». Что говорит о союзах М.В. Ломоносов? С чем сравнивает союзы Ломоносов? Слово союз по происхождению очень древнее, оно было заимствовано из старославянского языка. Когда-то в нем выделялась приставка СЪ- (со) и корень -ЮЗЪ-, значение которого было близко к значению в словах УЗЫ, УЗЕЛ. Подберите несколько существительных с приставкой СО. Какое значение у приставки СО?(Приставка СО- со значением «вместе» живет во многих словах русского языка: сосед, соратник, соавтор, сотрудник во многих словах она вычленяется этимологически, как и в слове союз). Какова роль союзов? (Ответ: соединительная) Не забыл ученый сказать и о том, что излишнее употребление союзов в речи ни к чему. Все хорошо в меру. | Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. Выполняют задание. Формулируют выводы наблюдений. Объясняют свой выбор. |
Этап мотивации | Итак, тема нашего урока?.. (Ответ: «Союзы. Дописываем: сочинительные и подчинительные»). Зачем нам нужны знания о союзах? (уместно их употреблять) Я предлагаю поработать в тесном союзе, в парах. | Выполняют задание. Формулируют выводы наблюдений. Объясняют свой выбор. |
Этап целеполагания Задача для учащегося: что я должен сделать | Подводит обучающихся к пониманию целей занятия. Ещё раз внимание на тему: Что хочу узнать, чему хочу научиться? В таблице в графе самооценка поставьте себе + в той графе, которая соответствует вашему уровню усвоения темы. № | Что я знаю, умею | Да | Не уверен | Не знаю | Отметка за задание на уроке | 1. | Знаю, что такое союз, виды союзов, функции | | | | | 2. | Умею находить сочинительные союзы | | | | | 3 | Умею находить подчинительные союзы | | | | | 4. | Умею различать сочинительные и подчинительные союзы | | | | | Посмотрите на таблицу: что вы знаете и умеете, а на что нужно обратить внимание? Какие цели поставим для себя на уроке? что такое союз, виды союзов, функции находить сочинительные союзы находить подчинительные союзы различать сочинительные и подчинительные союзы | Выполняют задание. Формулируют выводы наблюдений. Объясняют свой выбор. Учащиеся формулируют индивидуальную цель своих будущих действий |
Этап выбора средств и методов, планирование решений Задача для учащегося: как и в какой последовательности я должен решить задачу | Предлагает обсудить этапы работы Посмотрите на цели урока. Как вы думаете: с чего надо начать, чтобы их достигнуть? Изучаем учебник Проверим теоретические знания о союзе. Согласны ли вы с высказыванием, если да -1. нет -0 1. Союз служит для связи слов в предложении. 2. Союзы бывают сочинительные и подчинительные. 3. Подчинительные союзы соединяют однородные члены предложения. 4.Перед союзом и всегда ставится запятая. 5. Перед союзами А и НО всегда ставится запятая.
Поменяйтесь тетрадями. (Взаимопроверка) Назовите цифровой код, который у вас получился. С чем не согласны? Почему? Проверьте и оцените. Отметку поставьте в таблицу (графа 1) . | Составляют план работы Знаю, что такое союз, виды союзов, функции Умею находить сочинительные союзы Умею находить подчинительные союзы Умею различать сочинительные и подчинительные союзы |
Работа по достижению поставленных задач Задача для учащегося: Решение задач | Организует работу по уточнению и конкретизации знаний. Назовите 2,3 цель урока. С чем будем работать дальше? Назовите однокоренные слова к словам «сочинительный» и «подчинительный». Сочинительный – сочинить, сочинение. Подчинительный – подчинить, подчинение. Что значит сочинение и подчинение? Ученик, заранее получивший задание выяснить значение слов» сочинение» и «подчинение» в словаре лингвистических терминов, рассказывает о них. | Уточняют, какие понятия и способы действий им нужно уточнить и научиться правильно применять. |
Работа по достижению поставленных задач Задача для учащегося: Решение задач | Найдите сочинительные союзы, что они связывают? «Имеючи отца, хотя по натуре доброго человека, однако в крайнем невежестве воспитанного, и злую завистливую мачеху, которая всячески старалась произвести гнев в отце моем, представляя, что я всегда сижу по-пустому за книгами, для того многократно я принужден был читать и учиться, чему возможно было, в уединенных и пустых местах и терпеть стужу и голод...» . Преследования мачехи, делавшие жизнь дома невыносимой, и непреодолимое стремление к знанию, которое нельзя было удовлетворить на родине, заставили Ломоносова решиться уйти из родного дома, и зимой 1730 г. он ушел с обозом в Москву.
Какова роль сочинительных союзов: Связывают равноправные по смыслу простые предложения в составе сложного предложения. Связывают однородные члены предложения Сочинительные союзы и, но, или (либо), да, не только- но и, однако, зато, то-то; не то - не то; как, так и ни-ни; тоже, также, же | Выполняют задание. Формулируют выводы наблюдений. Объясняют свой выбор. |
Работа по достижению поставленных задач Задача для учащегося: Решение задач | Найдите подчинительные союзы, что они связывают? Только благодаря тому что Ломоносов выдал себя за сына дворянина, ему удалось в январе 1731 поступить в Московскую Славяно-греко-латинскую академию. Для того чтобы обучаться математике, физике, Ломоносов в числе других лучших учеников был отправлен в Германию. Какова роль подчинительных союзов? Подчинительные союзы связывают простые предложения в сложном предложении. В таком сложном предложении одно подчинено по смыслу другому, то есть от одного предложения к другому можно поставит вопрос. Подчинительные союзы когда, едва, пока, если, как, что, чтобы, потому что, хотя так как, лишь, как будто, словно, ли, с тех пор как, оттого что, вследствие того что, благодаря тому что, вопреки тому что, несмотря на то что….. | Выполняют задание. Формулируют выводы наблюдений. Объясняют свой выбор. |
Работа по достижению поставленных задач Задача для учащегося: Решение задач | - Попробуйте сделать общий вывод. Сочинительный союз употребляется при однородных членах и в простых равноправных, не зависящих друг от друга предложениях в составе сложного, События в них происходят одновременно, последовательно, чередуются или противопоставляются. Подчинительный союз связывает только такие предложения в составе сложного, которые зависят друг от друга, подчиняются по смыслу одно другому; зависимое предложение отдельно существовать не может. Какую цель помогло достичь данное задание? Поставьте оценку в графе 2, 3. | |
Работа по достижению поставленных задач Задача для учащегося: Решение задач | Найди союзы, что они соединяют? Первые годы обучения были трудными, но Михаил упорно трудился и сделал большие успехи. Было велено отобрать из учеников двадцать человек “в науках достойных” и отправить их в Академию наук. Его необычная способность к обучению была столь очевидной, что Ломоносова отправили в Германию, чтобы изучить химию и металлургию. | Выполняют задание. Формулируют выводы наблюдений. Объясняют свой выбор. |
Этап рефлексии учебной деятельности, самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности Задача для учащегося: Всё и правильно ли я сделал, что еще необходимо сделать, чтобы достичь цели | Ребята, я еще раз обращаю ваше внимание на цель и задачи урока и предлагаю оценить уровень своих достижений. Чтобы проверить, насколько усвоен материал, выполните задание «Проверь себя» Просит выполнить письменно задание: провести самооценку деятельности Поменяйтесь тетрадями. (Взаимопроверка) Назовите буквенный код, который у вас получился. Отметку поставьте в таблицу (графа 1). Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на занятии. Посчитайте средний балл по оценкам, полученным на уроке. Всё и правильно ли я сделал, что еще необходимо сделать, чтобы достичь цели Для чего нужны союзы? Почему союзы делят на сочинительные и подчинительные? Что вызвало трудности в изучении темы? О чём было интересно узнать? | Соотносят цели и результат своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия |
Осознание метода построения и границ применения нового способа действия через рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности | Д.З.( по выбору) 1.Составьте 6 предложений для работы в парах с сочинительными и подчинительными союзами. 2.Составьте связный рассказ на тему «Знаки препинания перед союзом и». Выучи правило: сочинительные и подчинительные союзы. | |
В) потому что, зато, но.
А) Мы долго не могли выбраться из леса и нам пришлось задержаться.
Б) На улице сегодня сильный мороз и поездка отменяется.
В) Я вернусь и все вам расскажу.