СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка открытого урока на тему: "В мире союзов. Сочинительные и подчинительные союзы"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок на тему: "В мире союзов. Сочинительные и подчинительные союзы" был дан для учителей- словесников Заиграевского района. Тип урока: объяснение нового материала. Применяются приёмы технологии обучения в сотрудничестве и технологии исследовательских методов с использованием ЭОР.

Просмотр содержимого документа
«Разработка открытого урока на тему: "В мире союзов. Сочинительные и подчинительные союзы"»

Урок русского языка в 7 классе.

Тема урока

«Сочинительные и подчинительные союзы».

Подготовила и провела учитель русского языка и литературы МБОУ «Старобрянская СОШ» Тютрина Татьяна Александровна.

Цель деятельности учителя:

познакомить с  типами союзов; формировать умения разграничивать сочинительные и подчинительные союзы, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения; вырабатывать навыки постановки запятой в союзном сложном предложении.

воспитывать любовь и уважение к родному языку.

развивать внимание, орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся.

Предметные умения: знать разряды союзов по значению, разграничивать сочинительные и подчинительные союзы, устанавливать смысловые отношения в предложениях, ставить запятую в сложном союзном предложении, использовать знания о роли союзов в предложении.

Личностные: положительная мотивация и познавательный интерес к изучению русского языка, демонстрировать умения договариваться о совместных действиях, принимать общее решение, оказывать взаимопомощь, выступать перед аудиторией, осуществлять самопроверку и взаимный контроль.

Метапредметные УУД:

Регулятивные: ставят и адекватно формулируют цель деятельности, планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей;

Познавательные: оценивают правильность выполнения действий и вносят свои коррективы, объясняют языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе анализа предложений; осуществляют логические операции;

Коммуникативные: вступает в учебный диалог, соблюдает правила речевого общения, умеют работать в группе, слушают друг друга, высказывают и обосновывают свою точку зрения;

Тип урока: объяснение нового материала. Применяются приёмы технологии обучения в сотрудничестве и технологии исследовательских методов с использованием ЭОР.

Оборудование: доска, презентация, таблицы, раздаточный материал.


Ход урока

  1. Организационный момент. (Приветствие, запись числа в тетрадях)

  2. Актуализация опорных знаний  учащихся.


  1. Разминка. Блиц-опрос.

- Части речи в русском языке делятся на самостоятельные и (служебные)

- К служебным частям речи относятся… (предлоги, союзы, частицы)

- Почему их называют служебными?... (не обозначают, не изменяются, не
выполняют синтаксическую роль)

- Какую функцию выполняют предлоги?... (служат для связи слов в словосочетании
и предложении)

- Союз служит.. (для связи однородных членов в предложении, а также простых
предложений в составе сложного)

- Союзы бывают по структуре … (простые и составные)

- Простые состоят …(из одного слова)

- Составные состоят…(из двух и более)

- А в предложении «..И жизнь, и слёзы, и любовь» …(повторяющиеся)

  1. Целеполагание и мотивация.

Занимательная задача.

Наверное, в нашей стране нет ни одного человека, который не смотрел бы знаменитую комедию "Иван Васильевич меняет профессию". И конечно, каждый помнит, как русский царь описывал красоту супруги Шурика старорусскими словами: "боярыня красотою лепа, червлена губами, бровьми союзна". Эти слова ушли в народ и стали крылатыми.

Как перевести это выражение?

Историческую справку излагает ученица Б.Л.

Красотою лепа - значит красивая, червлена губами - губы красные, червленый – красный. Но нас интересует выражение «бровьми союзна". Что оно обозначает?

Сою́з (тесное объединение). Это — старославянское заимствование. В нем хорошо известная нам приставка «со-» означает «вместе», а основа «-юз» близка к нашему «узы», «узел» и значит «связь». а вот «бровьми союзна» - сросшиеся брови (идеал красоты в Древней Руси)

И можно ли это выражение связать с темой «Союз»?- Союз тоже связывает части сложного предложения или слова в словосочетании.

- Как вы думаете, о чём мы будем сегодня вести речь? (О союзах)

Учитель: Мы с вами должны: знать роль союза как части речи, уметь определять роль союза в предложении, научиться определять разряды союзов, устанавливать смысловые отношения между частями предложения.

Записываем число, классная работа, а вот тему пока не пишем. Вы её сформулируете после выполнения теоретико-морфологического практикума.

  1. Теоретико-морфологический практикум

  1. На доске записаны три предложения.

Запишите их (знаки препинания не расставлены);

найдите грамматические основы;

выделите в овал союзы;

посмотрите, что они соединяют;

начертите схемы предложений.


  • Птица поднялась медленно и улетела. И

  • [Ярко светит солнце], и [тает снег]. [ ], и [ ]

  • [Небо потемнело], (потому что пошел снег). [ ], (потому что.. ).

Что соединяет союз И в 1-м предложении? (однородные сказуемые)

Что соединяет союз И в 2-м предложении? (части сложного предложения которые равноправны по отношению друг к другу) Как это предложение называется? .. (ССП)

Что соединяет союз ПОТОМУ ЧТО в 3-м предложении? (части сложного предложения, одна из которых зависит от другой) --- СПП.

  • Назовите тему нашего урока. (Сочинительные и подчинительные союзы)

  • Сделайте ВЫВОД: по значению союзы бывают Сочинительными (употребляются для связи однородных членов предложения и равноправных частей сложного предложения) и Подчинительными (употребляются в СПП для связи главной и придаточной части)

  1. Исследовательская работа. (по группам)

  1. Перед вами лежат листы бумаги, маркеры. Работая с теоретическим материалом, подготовьте развернутую схему вашего сообщения.

Группы союзов по значению.

1 группа: с. 164, учебник- о сочинительных союзах

2 группа: с. 166, 167, учебник- о подчинительных союзах

  1. Проверка: (отвечает вся группа)

Сверяем с презентацией.

Схемы вывешиваются на доску, а для опорных конспектов учащимся раздаются заранее напечатанные таблицы.

. Сочинительные союзы



Соединительные

Противительные

Разделительные

и, да (= и), ни…ни, тоже, также,

не только…но и, как…так

а, но, да (= но),

однако, а то,

зато

Или, либо

то… то, ли…ли

не то… не то

то ли… то ли


Подчинительные союзы

Изъяснительные

что, чтобы, как, ли


Временные

когда, пока, едва, лишь, в то время как, с тех пор как, как только

Причинные

поскольку, ибо, потому что, так как, ввиду того что, благодаря тому что

Целевые

чтобы, для того чтобы


Условные

если, ежели, коли, раз


Сравнительные

как, словно, точно, будто, как будто


Следственные

так что


Уступительные

хотя, пускай, пусть, несмотря на то что




















Весь класс делает вывод: 1. Сочинительные союзы связывают однородные члены предложения и равноправные части ССП. (пояснять с помощью схем) 2. Подчинительные союзы связывают части СПП, одна из которых подчиняется другой. (схема и пояснить – главное и придаточное)

Примечание. Распечатки таблиц раздать учащимся

  1. Закрепление. Применение знаний и умений.

Диктант (на карточках) с взаимопроверкой

Задание:

  1. Вставить пропущенные буквы. Определить разряд союзов по значению, составить схемы предложений.


  1. На концерте выступали ребята младших и старших классов. (сочинительный соединительный союз «и» связывает однородные определения)


и

  1. Каштанка оглянулась и увидела, что по улице ш...л полк солдат. (И сочинительный соединительный, соединяет однородные сказуемые; ЧТО- подчинительный изъяснительный, соединяет части СПП)

[ ], (что…)

  1. Сначал… пошёл сильный дождь, а потом неожида…о засветило солнце. (сочинительный противительный союз «а» связывает равноправные части ССП) [ ], а [ ]

  2. То птица просв..стит, то ветер л..ствой зашумит. (сочинительный разделительный союз «то…то» связывает равноправные части ССП)

[ то… ], [ то… ]

  1. Когда я выходил на улицу, начинался снегопад. (КОГДА - подчин., времени соединяет части СПП) (Когда…), [ ].

  1. Взаимопроверка. Оценивание.

  1. Рефлексия.

Творческое задание по группам. Составить синквейны по изученной теме.

1 группа – Сочинительные союзы

Союз

Служебный, сочинительный

Соединяет, разделяет, противопоставляет

Связывает слова в словосочетании и предложении

Часть речи.

2 группа - Подчинительные союзы

Союз

Изъяснительный, причинный

Служит, подчиняет, помогает

Зависит одно от другого

Подчинительный союз

  1. Заключительное слово учителя.

- Итак, сегодня на уроке мы познакомились с сочинительными и подчинительными союзами. Надеюсь, что теперь вы будете видеть союзы в тексте, в предложении, различать сочинительные и подчинительные союзы, а также и ССП и СПП. Но самое трудное в изучении союзов ещё впереди.

IX. Оценивание. Д/З – Упр., 305, 309 (с 1- 5 предложение), Выучить таблицы союзов.

X. Самооценка учащихся.

Сегодня я узнал…

Было трудно…

Было интересно…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я приобрел…

Я научился…

У меня получилось…

Я смог…

Меня удивило…

Приложение

Сочинительные союзы



Соединительные

Противительные

Разделительные

и, да (= и), ни…ни, тоже, также,

не только…но и, как…так и

а, но, да (= но),

однако, а то,

зато

Или, либо

то… то, ли…ли

не то… не то

то ли… то ли



и / [ ], и [ ] - (ССП)

Подчинительные союзы

Изъяснительные

что, чтобы, как, ли

Временные

когда, пока, едва, лишь, в то время как, с тех пор как, как только

Причинные

поскольку, ибо, потому что, так как, ввиду того что, благодаря тому что

Целевые

чтобы, для того чтобы

Условные

если, ежели, коли, раз

Сравнительные

как, словно, точно, будто, как будто

Следственные

так что

Уступительные

хотя, пускай, пусть, несмотря на то что

[ ], (потому что… ) - (СПП)

Сочинительные союзы



Соединительные

Противительные

Разделительные

и, да (= и), ни…ни, тоже, также,

не только…но и, как…так и

а, но, да (= но),

однако, а то,

зато

Или, либо

то… то, ли…ли

не то… не то

то ли… то ли



и / [ ], и [ ] - (ССП)

Подчинительные союзы

Изъяснительные

что, чтобы, как, ли

Временные

когда, пока, едва, лишь, в то время как, с тех пор как, как только

Причинные

поскольку, ибо, потому что, так как, ввиду того что, благодаря тому что

Целевые

чтобы, для того чтобы

Условные

если, ежели, коли, раз

Сравнительные

как, словно, точно, будто, как будто

Следственные

так что

Уступительные

хотя, пускай, пусть, несмотря на то что

[ ], (потому что… ) - (СПП)

Диктант с взаимопроверкой.

Задание:

Вставить пропущенные буквы. Определить разряд союзов по значению, составить схемы предложений.

1. На концерте выступали ребята мла...ших и старших классов.

2. Каштанка огл…нулась и увидела что по улице ш...л полк солдат.

3. Сначал… пош..л сильный дождь а потом неожида…о засветило солнце.

4. То птица просв..стит то ветер л..ствой зашумит.

5. Когда я выходил на улицу начинался снегопад.


________________________________________________________________________


Диктант с взаимопроверкой.

Задание:

Вставить пропущенные буквы. Определить разряд союзов по значению, составить схемы предложений.

1. На концерте выступали ребята мла...ших и старших классов.

2. Каштанка огл…нулась и увидела что по улице ш...л полк солдат.

3. Сначал… пош..л сильный дождь а потом неожида…о засветило солнце.

4. То птица просв..стит то ветер л..ствой зашумит.

5. Когда я выходил на улицу начинался снегопад.


_______________________________________________________________________


Диктант с взаимопроверкой.

Задание:

Вставить пропущенные буквы. Определить разряд союзов по значению, составить схемы предложений.

1. На концерте выступали ребята мла...ших и старших классов.

2. Каштанка огл…нулась и увидела что по улице ш...л полк солдат.

3. Сначал… пош..л сильный дождь а потом неожида…о засветило солнце.

4. То птица просв..стит то ветер л..ствой зашумит.

5. Когда я выходил на улицу начинался снегопад.


_____________________________________________________________________


Диктант с взаимопроверкой.

Задание:

Вставить пропущенные буквы. Определить разряд союзов по значению, составить схемы предложений.

1. На концерте выступали ребята мла...ших и старших классов.

2. Каштанка огл…нулась и увидела что по улице ш...л полк солдат.

3. Сначал… пош..л сильный дождь а потом неожида…о засветило солнце.

4. То птица просв..стит то ветер л..ствой зашумит.

5. Когда я выходил на улицу начинался снегопад.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!