Урок русского языка в 7 классе.
Тема урока
«Сочинительные и подчинительные союзы».
Подготовила и провела учитель русского языка и литературы МБОУ «Старобрянская СОШ» Тютрина Татьяна Александровна.
Цель деятельности учителя:
познакомить с типами союзов; формировать умения разграничивать сочинительные и подчинительные союзы, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения; вырабатывать навыки постановки запятой в союзном сложном предложении.
воспитывать любовь и уважение к родному языку.
развивать внимание, орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся.
Предметные умения: знать разряды союзов по значению, разграничивать сочинительные и подчинительные союзы, устанавливать смысловые отношения в предложениях, ставить запятую в сложном союзном предложении, использовать знания о роли союзов в предложении.
Личностные: положительная мотивация и познавательный интерес к изучению русского языка, демонстрировать умения договариваться о совместных действиях, принимать общее решение, оказывать взаимопомощь, выступать перед аудиторией, осуществлять самопроверку и взаимный контроль.
Метапредметные УУД:
Регулятивные: ставят и адекватно формулируют цель деятельности, планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей;
Познавательные: оценивают правильность выполнения действий и вносят свои коррективы, объясняют языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе анализа предложений; осуществляют логические операции;
Коммуникативные: вступает в учебный диалог, соблюдает правила речевого общения, умеют работать в группе, слушают друг друга, высказывают и обосновывают свою точку зрения;
Тип урока: объяснение нового материала. Применяются приёмы технологии обучения в сотрудничестве и технологии исследовательских методов с использованием ЭОР.
Оборудование: доска, презентация, таблицы, раздаточный материал.
Ход урока
Организационный момент. (Приветствие, запись числа в тетрадях)
Актуализация опорных знаний учащихся.
Разминка. Блиц-опрос.
- Части речи в русском языке делятся на самостоятельные и (служебные)
- К служебным частям речи относятся… (предлоги, союзы, частицы)
- Почему их называют служебными?... (не обозначают, не изменяются, не
выполняют синтаксическую роль)
- Какую функцию выполняют предлоги?... (служат для связи слов в словосочетании
и предложении)
- Союз служит.. (для связи однородных членов в предложении, а также простых
предложений в составе сложного)
- Союзы бывают по структуре … (простые и составные)
- Простые состоят …(из одного слова)
- Составные состоят…(из двух и более)
- А в предложении «..И жизнь, и слёзы, и любовь» …(повторяющиеся)
Целеполагание и мотивация.
Занимательная задача.
Наверное, в нашей стране нет ни одного человека, который не смотрел бы знаменитую комедию "Иван Васильевич меняет профессию". И конечно, каждый помнит, как русский царь описывал красоту супруги Шурика старорусскими словами: "боярыня красотою лепа, червлена губами, бровьми союзна". Эти слова ушли в народ и стали крылатыми.
Как перевести это выражение?
Историческую справку излагает ученица Б.Л.
Красотою лепа - значит красивая, червлена губами - губы красные, червленый – красный. Но нас интересует выражение «бровьми союзна". Что оно обозначает?
Сою́з (тесное объединение). Это — старославянское заимствование. В нем хорошо известная нам приставка «со-» означает «вместе», а основа «-юз» близка к нашему «узы», «узел» и значит «связь». а вот «бровьми союзна» - сросшиеся брови (идеал красоты в Древней Руси)
И можно ли это выражение связать с темой «Союз»?- Союз тоже связывает части сложного предложения или слова в словосочетании.
- Как вы думаете, о чём мы будем сегодня вести речь? (О союзах)
Учитель: Мы с вами должны: знать роль союза как части речи, уметь определять роль союза в предложении, научиться определять разряды союзов, устанавливать смысловые отношения между частями предложения.
Записываем число, классная работа, а вот тему пока не пишем. Вы её сформулируете после выполнения теоретико-морфологического практикума.
Теоретико-морфологический практикум
На доске записаны три предложения.
Запишите их (знаки препинания не расставлены);
найдите грамматические основы;
выделите в овал союзы;
посмотрите, что они соединяют;
начертите схемы предложений.
Птица поднялась медленно и улетела. И [Ярко светит солнце], и [тает снег]. [ ], и [ ]
[Небо потемнело], (потому что пошел снег). [ ], (потому что.. ).
Что соединяет союз И в 1-м предложении? (однородные сказуемые)
Что соединяет союз И в 2-м предложении? (части сложного предложения которые равноправны по отношению друг к другу) Как это предложение называется? .. (ССП)
Что соединяет союз ПОТОМУ ЧТО в 3-м предложении? (части сложного предложения, одна из которых зависит от другой) --- СПП.
Назовите тему нашего урока. (Сочинительные и подчинительные союзы)
Сделайте ВЫВОД: по значению союзы бывают Сочинительными (употребляются для связи однородных членов предложения и равноправных частей сложного предложения) и Подчинительными (употребляются в СПП для связи главной и придаточной части)
Исследовательская работа. (по группам)
Перед вами лежат листы бумаги, маркеры. Работая с теоретическим материалом, подготовьте развернутую схему вашего сообщения.
Группы союзов по значению.
1 группа: с. 164, учебник- о сочинительных союзах
2 группа: с. 166, 167, учебник- о подчинительных союзах
Проверка: (отвечает вся группа)
Сверяем с презентацией.
Схемы вывешиваются на доску, а для опорных конспектов учащимся раздаются заранее напечатанные таблицы.
. Сочинительные союзы
Соединительные | Противительные | Разделительные |
и, да (= и), ни…ни, тоже, также, не только…но и, как…так | а, но, да (= но), однако, а то, зато | Или, либо то… то, ли…ли не то… не то то ли… то ли |
Подчинительные союзы
Изъяснительные | что, чтобы, как, ли |
Временные | когда, пока, едва, лишь, в то время как, с тех пор как, как только |
Причинные | поскольку, ибо, потому что, так как, ввиду того что, благодаря тому что |
Целевые | чтобы, для того чтобы |
Условные | если, ежели, коли, раз |
Сравнительные | как, словно, точно, будто, как будто |
Следственные | так что |
Уступительные | хотя, пускай, пусть, несмотря на то что |
Весь класс делает вывод: 1. Сочинительные союзы связывают однородные члены предложения и равноправные части ССП. (пояснять с помощью схем) 2. Подчинительные союзы связывают части СПП, одна из которых подчиняется другой. (схема и пояснить – главное и придаточное)
Примечание. Распечатки таблиц раздать учащимся
Закрепление. Применение знаний и умений.
Диктант (на карточках) с взаимопроверкой
Задание:
Вставить пропущенные буквы. Определить разряд союзов по значению, составить схемы предложений.
На концерте выступали ребята младших и старших классов. (сочинительный соединительный союз «и» связывает однородные определения)
и
Каштанка оглянулась и увидела, что по улице ш...л полк солдат. (И сочинительный соединительный, соединяет однородные сказуемые; ЧТО- подчинительный изъяснительный, соединяет части СПП)
[ ], (что…)
Сначал… пошёл сильный дождь, а потом неожида…о засветило солнце. (сочинительный противительный союз «а» связывает равноправные части ССП) [ ], а [ ]
То птица просв..стит, то ветер л..ствой зашумит. (сочинительный разделительный союз «то…то» связывает равноправные части ССП)
[ то… ], [ то… ]
Когда я выходил на улицу, начинался снегопад. (КОГДА - подчин., времени соединяет части СПП) (Когда…), [ ].
Взаимопроверка. Оценивание.
Рефлексия.
Творческое задание по группам. Составить синквейны по изученной теме.
1 группа – Сочинительные союзы
Союз
Служебный, сочинительный
Соединяет, разделяет, противопоставляет
Связывает слова в словосочетании и предложении
Часть речи.
2 группа - Подчинительные союзы
Союз
Изъяснительный, причинный
Служит, подчиняет, помогает
Зависит одно от другого
Подчинительный союз
Заключительное слово учителя.
- Итак, сегодня на уроке мы познакомились с сочинительными и подчинительными союзами. Надеюсь, что теперь вы будете видеть союзы в тексте, в предложении, различать сочинительные и подчинительные союзы, а также и ССП и СПП. Но самое трудное в изучении союзов ещё впереди.
IX. Оценивание. Д/З – Упр., 305, 309 (с 1- 5 предложение), Выучить таблицы союзов.
X. Самооценка учащихся.
Сегодня я узнал…
Было трудно…
Было интересно…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я приобрел…
Я научился…
У меня получилось…
Я смог…
Меня удивило…
Приложение
Сочинительные союзы
Соединительные | Противительные | Разделительные |
и, да (= и), ни…ни, тоже, также, не только…но и, как…так и | а, но, да (= но), однако, а то, зато | Или, либо то… то, ли…ли не то… не то то ли… то ли |
и / [ ], и [ ] - (ССП)
Подчинительные союзы
Изъяснительные | что, чтобы, как, ли |
Временные | когда, пока, едва, лишь, в то время как, с тех пор как, как только |
Причинные | поскольку, ибо, потому что, так как, ввиду того что, благодаря тому что |
Целевые | чтобы, для того чтобы |
Условные | если, ежели, коли, раз |
Сравнительные | как, словно, точно, будто, как будто |
Следственные | так что |
Уступительные | хотя, пускай, пусть, несмотря на то что |
[ ], (потому что… ) - (СПП)
Сочинительные союзы
Соединительные | Противительные | Разделительные |
и, да (= и), ни…ни, тоже, также, не только…но и, как…так и | а, но, да (= но), однако, а то, зато | Или, либо то… то, ли…ли не то… не то то ли… то ли |
и / [ ], и [ ] - (ССП)
Подчинительные союзы
Изъяснительные | что, чтобы, как, ли |
Временные | когда, пока, едва, лишь, в то время как, с тех пор как, как только |
Причинные | поскольку, ибо, потому что, так как, ввиду того что, благодаря тому что |
Целевые | чтобы, для того чтобы |
Условные | если, ежели, коли, раз |
Сравнительные | как, словно, точно, будто, как будто |
Следственные | так что |
Уступительные | хотя, пускай, пусть, несмотря на то что |
[ ], (потому что… ) - (СПП)
Диктант с взаимопроверкой.
Задание:
Вставить пропущенные буквы. Определить разряд союзов по значению, составить схемы предложений.
1. На концерте выступали ребята мла...ших и старших классов.
2. Каштанка огл…нулась и увидела что по улице ш...л полк солдат.
3. Сначал… пош..л сильный дождь а потом неожида…о засветило солнце.
4. То птица просв..стит то ветер л..ствой зашумит.
5. Когда я выходил на улицу начинался снегопад.
________________________________________________________________________
Диктант с взаимопроверкой.
Задание:
Вставить пропущенные буквы. Определить разряд союзов по значению, составить схемы предложений.
1. На концерте выступали ребята мла...ших и старших классов.
2. Каштанка огл…нулась и увидела что по улице ш...л полк солдат.
3. Сначал… пош..л сильный дождь а потом неожида…о засветило солнце.
4. То птица просв..стит то ветер л..ствой зашумит.
5. Когда я выходил на улицу начинался снегопад.
_______________________________________________________________________
Диктант с взаимопроверкой.
Задание:
Вставить пропущенные буквы. Определить разряд союзов по значению, составить схемы предложений.
1. На концерте выступали ребята мла...ших и старших классов.
2. Каштанка огл…нулась и увидела что по улице ш...л полк солдат.
3. Сначал… пош..л сильный дождь а потом неожида…о засветило солнце.
4. То птица просв..стит то ветер л..ствой зашумит.
5. Когда я выходил на улицу начинался снегопад.
_____________________________________________________________________
Диктант с взаимопроверкой.
Задание:
Вставить пропущенные буквы. Определить разряд союзов по значению, составить схемы предложений.
1. На концерте выступали ребята мла...ших и старших классов.
2. Каштанка огл…нулась и увидела что по улице ш...л полк солдат.
3. Сначал… пош..л сильный дождь а потом неожида…о засветило солнце.
4. То птица просв..стит то ветер л..ствой зашумит.
5. Когда я выходил на улицу начинался снегопад.