Просмотр содержимого документа
«Смысловые отношения в сложносочинённом предложении»
СЛОЖНОСОЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. СМЫСЛОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЁННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ
ПРОЧИТАЙТЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНО:
Однозвучно гремит колокольчик,
И дорога пылится слегка,
И уныло по ровному полю
Разливается песнь ямщика.
— Как вы думаете, одну общую или несколько разных картин передал поэт в одном предложении?
— Какие языковые средства помогают читателю воспринимать целостно поэтическую картину?
— Определите, каким по строению является это предложение. Сколько в нём простых предложений?
СОЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ
СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ
ПРОТИВИТЕЛЬНЫЕ
и, да (=и),
РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ
ни... ни,
Одновременность, последовательность событий
а, но, да (=но),
то... то,
Противопоставление, сопоставление
зато, однако,
тоже,
не только... но и
или (иль),
также
Чередование, взаимоисключение
либо... либо,
не то... не то,
то ли... то ли
Вставьте нужные по смыслу союзы, определите смысловые отношения между простыми предложениями, входящими в состав сложного.
1) Большими лохматыми хлопьями снег падает на землю, ... в наступающих утренних сумерках земля начинает белеть.
2) Мелькнёт в бурьяне белый камень, … пробежит по дороге суслик.
3) В этих краях ... морозов не было в январе, ... метели не бушевали.
4) Дни стоят тихие, ясные, … ночи прохладные и росистые.
5) Бричка бежит, … мальчик видит всё одно и то же.
Составьте сложносочинённые предложения, используя данные слова и словосочетания в качестве подлежащего (или его группы) для выражения:
а) одновременности событий ( вспышки молнии — гул отдалённого грома; сильный мороз — реки и озера ) ;
б) последовательности явлений ( окончание занятий — возвращение домой, выходной день — поездка в город ).
в) противопоставление событий ( тёплый день – тёмная туча, сильный мороз – весёлое настроение)