СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

9 класс Урок №13. Сочинительные союзы: соединительные, противительные, разделительные. Смысловые отношения между частями ССП.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные задачи урока: 

  1. углубить знания о сложносочинённом предложении, средствах связи в нём; познакомить со смысловыми отношениями между простыми предложениями в составе сложносочинённого;

  2. совершенствовать языковые и пунктуационные умения и навыки; развивать навыки разговорной  речи, логического мышления, умений анализировать, рассуждать.

  3. способствовать воспитанию личности, способной на самостоятельную деятельность.

Просмотр содержимого документа
«9 класс Урок №13»

9 класс

Урок №13.

Сочинительные союзы: соединительные, противительные, разделительные. Смысловые отношения между частями ССП.

Цели:


  1. углубить знания о сложносочинённом предложении, средствах связи в нём; познакомить со смысловыми отношениями между простыми предложениями в составе сложносочинённого;

  2. совершенствовать языковые и пунктуационные умения и навыки; развивать навыки разговорной речи, логического мышления, умений анализировать, рассуждать.

  3. способствовать воспитанию личности, способной на самостоятельную деятельность.

Ожидаемые результаты:

учащиеся знают сочинительные союзы, умеют определять тип смысловых отношений между частями ССП, могут объяснить тип смысловых отношений между частями ССП в зависимости от средства связи

Оборудование:

РМ, презентация, листы А-4, фломастеры, оценочный лист

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный этап

Приветствие учащихся. Создание коллаборативной среды.

Инструктаж по созданию коллаборативной среды

Приветствуют учителя. Обмениваются улыбками, создавая благоприятный настрой на работу.

  1. Определение темы урок

Работа с предложениями

Ружье выстрелило, и он испугался.

Ружье выстрелило, а он испугался.

- Определите грамматические основы предложений? Каковы типы предложений по структуре? Одинаковый ли смысл заложен в них?

- Определите проблему, исходя из данных примеров, и сформулируйте тему урока.

Отвечают на первый вопрос.

Записывают предложения, выделяют основы, определяют тип предложений, делают вывод о сходстве лексического материала предложений и различии значений.

Определяют тему урока

  1. Целеполагание

Предлагаю определить цели урока, в случае затруднений использую шаблон с глаголами Блума

Определяют цели урока, пользуясь при необходимости речевым шаблоном с глаголами Блума

  1. Операционный


«Говорящий постер»

Инструктаж по составлению постера по средствам связи и смысловым отношениям между частями ССП (записать только основное, увидеть взаимосвязь). Напоминаю правила работы в группе (расположены на слайде)

Наблюдение, консультирование

Сложносочинённое предложение

Группы сложносочинённых предложений

Наиболее употребительные сочинительные союзы

Что обозначают

1. С соединительными союзами

и; да (=и); тоже; также; ни…, ни…; не только, но и…; не столько…, сколько…

Явления, происходящие одновременно или последовательно

2. С разделительными союзами

то…, то…; не то…, не то…; или; либо

Явления, которые чередуются или одно исключает другое

3. С противительными союзами

а; но; да (=но); однако; же; зато

Одно явление противопоставляется другому

1) Костёр горел ярко, и безликие тени дрожали вокруг него, изумлённо наблюдая весёлую игру огня (М. Горький).

2) То ли заря легла на ели, то ли взлетели снегири (Л. Озеров).

3) Ещё земли печален вид, а воздух уж весною дышит (Ф. Тютчев).


Распределяют роли в группе. Изучают материал учебника с. 41-42 + дополнительный материал. Составляют постер в любой форме, могут брать за основу схему в дополнительном материале

«Карусель»: проходят по часовой стрелке по группам, готовят на стикерах вопрос группе

Группы представляют постеры, следующая группа задает вопрос.



«Ошибочное суждение»

Инструктаж по выполнению задания

Консультирование (разбор ошибочно выполненных заданий; для менее успешных – повторное объяснение темы)

  1. Значение последовательности выражается в ССП с соединительными союзами.

  2. Отношение сопоставления в ССП выражаются разделительными союзами.

  3. Отношения чередования в ССП выражаются противительными союзами

  4. Союз не только – но и – соединительный.

  5. Выделяется три группы ССП по типу союза в них.

  6. Причинно-следственные отношения выражают ССП с разделительными союзами.

  7. Отношения взаимоисключения выражают ССП с противительными союзами.

  8. Временные и сопоставительные отношения выражают ССП с соединительными союзами.

Ключ: +,-,-,+,+,-,-,-


Работают с заданием «Ошибочное суждение» по теории, проверяют себя по ключу на слайде, заносят результат в оценочный лист.

Показывают результат при помощи карточек «Светофор» (5 – зеленый, 4 – желтый, 3, 2 – красный)

Дифференциация по выполнению дальнейшего задания


Закрепление (дифференцированное задание)

Инструктаж по выполнению задания: получившие пятерки за ошибочное суждение работают самостоятельно, затем проверяют друг друга в парах, определяют спорные моменты; остальные – комментированное закрепление у доски № 65 (определить тип отношений между частями)

Задание карточки:

То светило солнце, то шел дождь (чередование)

После вечернего чая их повели переодеваться, и мальчики преобразились (причинно-следственные отношения)

Родные уехали, а воспитанники остались (противопоставление)

Сучок хрустнул, и ветка обломилась (последовательность)

Лишь изредка олень пугливый через пустыню пробежит, либо коней табун игривый молчанье дома возмутит (взаимоисключение)

65 (1-5 предложения).

  1. сопоставление

  2. временные отношения

  3. одновременность

  4. чередование

  5. противопоставление

Выполняют задания в зависимости от уровня понимания темы: 1 группа (5) работают самостоятельно, затем проверяют друг друга в парах, определяют спорные моменты; остальные – комментированное закрепление у доски №65 (1-5 предложения). Высказывают согласие или несогласие – «Светофор»




«Лови ошибку»

Инструктаж по выполнению задания

Задание карточки:

Местами на бескрайнем болоте зеленели небольшие кустики, да белели уродливые стволы карельских берёз (одновременность)

Я проснулся, да лень одолела (одновременность)

Паду ли я, стрелой пронзённый, иль мимо пролетит она (чередование)

Он должен уехать, или я погибла (взаимоисключение)

Работа у него спорилась, и он пошел дальше всех (причинно-следственные отношения)

Работают с карточками «Лови ошибку»: выписывают только предложение, в котором неверно определен тип, доказывают. Совместное обсуждение у доски. «Светофор»

  1. Подведение итогов урока

Рефлексия.

  1. На уроке я работал активно/ пассивно, потому что….

  2. Своей работой на уроке я доволен/ недоволен, потому что…

  3. Урок показался мне длинным/ коротким, потому что….

  4. Мое настроение улучшилось/ не улучшилось, потому что…

- Лидеры, кого бы вы поставили на пьедестал в своей группе по степени его вклада в общее дело: определите первое, второе и третье место. Отметьте это в оценочных листах плюсами


Индивидуально рефлексируют свою деятельность на уроке и эмоциональное состояние.


Лидеры групп оценивают работу каждого, отмечают это в оценочных листах

Домашнее задание.

§10, стр. 41-42; упражнение №110, 112*




Просмотр содержимого документа
«РМ - Понятие о ССП»

Понятие о ССП. Средства связи в ССП.

Сложное предложение, части которого соединены сочинительными союзами, называется сложносочинённым.

Сочинительные союзы показывают равноправие частей сложного предложения, хотя оно и относительно.

Простые предложения, входящие в состав сложносочинённых, могут быть однотипными (двусоставные, односоставные) или разного типа (одна часть — двусоставное, другая — односоставное предложение):

  • Я передал ему ваше предложение, и он исполнил его с большим удовольствием (А. Чехов).

  • В трюме было темно, и от борта к борту перекатывалась вода (К. Паустовский).

Части сложносочинённого предложения могут иметь общие члены, которые их объединяют в единое целое:

  • В сенях пахло свежими яблоками и висели волчьи и лисьи шкуры (Л. Толстой).

В таком случае запятая перед И не ставится.

Схема сложносочинённого предложения выглядит так: [ ], и [ ]. [ ], а [ ].

Одинаковые квадратные скобки свидетельствуют о равноправии предложений. Союз не входит ни в одно предложение, поэтому расположен на схеме между скобками.

Группы сложносочинённых предложений

Наиболее употребительные сочинительные союзы

Что обозначают

Примеры

С соединительными союзами

и; да (=и); тоже; также; ни…, ни…; не только, но и…; не столько…, сколько…

Явления, происходящие одновременно или последовательно

Костёр горел ярко, и безликие тени дрожали вокруг него, изумлённо наблюдая весёлую игру огня (М. Горький).

С разделительными союзами

то…, то…; не то…, не то…; или; либо

Явления, которые чередуются или одно исключает другое

То ли заря легла на ели, то ли взлетели снегири (Л. Озеров).

С противительными союзами

а; но; да (=но); однако; же; зато

Одно явление противопоставляется другому

Ещё земли печален вид, а воздух уж весною дышит (Ф. Тютчев).



Понятие о ССП. Средства связи в ССП.

Сложное предложение, части которого соединены сочинительными союзами, называется сложносочинённым.

Сочинительные союзы показывают равноправие частей сложного предложения, хотя оно и относительно.

Простые предложения, входящие в состав сложносочинённых, могут быть однотипными (двусоставные, односоставные) или разного типа (одна часть — двусоставное, другая — односоставное предложение):

  • Я передал ему ваше предложение, и он исполнил его с большим удовольствием (А. Чехов).

  • В трюме было темно, и от борта к борту перекатывалась вода (К. Паустовский).

Части сложносочинённого предложения могут иметь общие члены, которые их объединяют в единое целое:

  • В сенях пахло свежими яблоками и висели волчьи и лисьи шкуры (Л. Толстой).

В таком случае запятая перед И не ставится.

Схема сложносочинённого предложения выглядит так: [ ], и [ ]. [ ], а [ ].

Одинаковые квадратные скобки свидетельствуют о равноправии предложений. Союз не входит ни в одно предложение, поэтому расположен на схеме между скобками.

Группы сложносочинённых предложений

Наиболее употребительные сочинительные союзы

Что обозначают

Примеры

С соединительными союзами

и; да (=и); тоже; также; ни…, ни…; не только, но и…; не столько…, сколько…

Явления, происходящие одновременно или последовательно

Костёр горел ярко, и безликие тени дрожали вокруг него, изумлённо наблюдая весёлую игру огня (М. Горький).

С разделительными союзами

то…, то…; не то…, не то…; или; либо

Явления, которые чередуются или одно исключает другое

То ли заря легла на ели, то ли взлетели снегири (Л. Озеров).

С противительными союзами

а; но; да (=но); однако; же; зато

Одно явление противопоставляется другому

Ещё земли печален вид, а воздух уж весною дышит (Ф. Тютчев).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!