Урок №13. | Сочинительные союзы: соединительные, противительные, разделительные. Смысловые отношения между частями ССП. |
Цели: | углубить знания о сложносочинённом предложении, средствах связи в нём; познакомить со смысловыми отношениями между простыми предложениями в составе сложносочинённого; совершенствовать языковые и пунктуационные умения и навыки; развивать навыки разговорной речи, логического мышления, умений анализировать, рассуждать. способствовать воспитанию личности, способной на самостоятельную деятельность. |
Ожидаемые результаты: | учащиеся знают сочинительные союзы, умеют определять тип смысловых отношений между частями ССП, могут объяснить тип смысловых отношений между частями ССП в зависимости от средства связи |
Оборудование: | РМ, презентация, листы А-4, фломастеры, оценочный лист |
Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный этап | Приветствие учащихся. Создание коллаборативной среды. Инструктаж по созданию коллаборативной среды | Приветствуют учителя. Обмениваются улыбками, создавая благоприятный настрой на работу. |
Определение темы урок | Работа с предложениями Ружье выстрелило, и он испугался. Ружье выстрелило, а он испугался. - Определите грамматические основы предложений? Каковы типы предложений по структуре? Одинаковый ли смысл заложен в них? - Определите проблему, исходя из данных примеров, и сформулируйте тему урока. | Отвечают на первый вопрос. Записывают предложения, выделяют основы, определяют тип предложений, делают вывод о сходстве лексического материала предложений и различии значений. Определяют тему урока |
Целеполагание | Предлагаю определить цели урока, в случае затруднений использую шаблон с глаголами Блума | Определяют цели урока, пользуясь при необходимости речевым шаблоном с глаголами Блума |
Операционный | «Говорящий постер» Инструктаж по составлению постера по средствам связи и смысловым отношениям между частями ССП (записать только основное, увидеть взаимосвязь). Напоминаю правила работы в группе (расположены на слайде) Наблюдение, консультирование Сложносочинённое предложение Группы сложносочинённых предложений | Наиболее употребительные сочинительные союзы | Что обозначают | 1. С соединительными союзами | и; да (=и); тоже; также; ни…, ни…; не только, но и…; не столько…, сколько… | Явления, происходящие одновременно или последовательно | 2. С разделительными союзами | то…, то…; не то…, не то…; или; либо | Явления, которые чередуются или одно исключает другое | 3. С противительными союзами | а; но; да (=но); однако; же; зато | Одно явление противопоставляется другому | 1) Костёр горел ярко, и безликие тени дрожали вокруг него, изумлённо наблюдая весёлую игру огня (М. Горький). 2) То ли заря легла на ели, то ли взлетели снегири (Л. Озеров). 3) Ещё земли печален вид, а воздух уж весною дышит (Ф. Тютчев). | Распределяют роли в группе. Изучают материал учебника с. 41-42 + дополнительный материал. Составляют постер в любой форме, могут брать за основу схему в дополнительном материале «Карусель»: проходят по часовой стрелке по группам, готовят на стикерах вопрос группе Группы представляют постеры, следующая группа задает вопрос. |
| «Ошибочное суждение» Инструктаж по выполнению задания Консультирование (разбор ошибочно выполненных заданий; для менее успешных – повторное объяснение темы) Значение последовательности выражается в ССП с соединительными союзами. Отношение сопоставления в ССП выражаются разделительными союзами. Отношения чередования в ССП выражаются противительными союзами Союз не только – но и – соединительный. Выделяется три группы ССП по типу союза в них. Причинно-следственные отношения выражают ССП с разделительными союзами. Отношения взаимоисключения выражают ССП с противительными союзами. Временные и сопоставительные отношения выражают ССП с соединительными союзами. Ключ: +,-,-,+,+,-,-,- | Работают с заданием «Ошибочное суждение» по теории, проверяют себя по ключу на слайде, заносят результат в оценочный лист. Показывают результат при помощи карточек «Светофор» (5 – зеленый, 4 – желтый, 3, 2 – красный) Дифференциация по выполнению дальнейшего задания |
| Закрепление (дифференцированное задание) Инструктаж по выполнению задания: получившие пятерки за ошибочное суждение работают самостоятельно, затем проверяют друг друга в парах, определяют спорные моменты; остальные – комментированное закрепление у доски № 65 (определить тип отношений между частями) Задание карточки: То светило солнце, то шел дождь (чередование) После вечернего чая их повели переодеваться, и мальчики преобразились (причинно-следственные отношения) Родные уехали, а воспитанники остались (противопоставление) Сучок хрустнул, и ветка обломилась (последовательность) Лишь изредка олень пугливый через пустыню пробежит, либо коней табун игривый молчанье дома возмутит (взаимоисключение) № 65 (1-5 предложения). сопоставление временные отношения одновременность чередование противопоставление | Выполняют задания в зависимости от уровня понимания темы: 1 группа (5) работают самостоятельно, затем проверяют друг друга в парах, определяют спорные моменты; остальные – комментированное закрепление у доски №65 (1-5 предложения). Высказывают согласие или несогласие – «Светофор» |
| «Лови ошибку» Инструктаж по выполнению задания Задание карточки: Местами на бескрайнем болоте зеленели небольшие кустики, да белели уродливые стволы карельских берёз (одновременность) Я проснулся, да лень одолела (одновременность) Паду ли я, стрелой пронзённый, иль мимо пролетит она (чередование) Он должен уехать, или я погибла (взаимоисключение) Работа у него спорилась, и он пошел дальше всех (причинно-следственные отношения) | Работают с карточками «Лови ошибку»: выписывают только предложение, в котором неверно определен тип, доказывают. Совместное обсуждение у доски. «Светофор» |
Подведение итогов урока | Рефлексия. На уроке я работал активно/ пассивно, потому что…. Своей работой на уроке я доволен/ недоволен, потому что… Урок показался мне длинным/ коротким, потому что…. Мое настроение улучшилось/ не улучшилось, потому что… - Лидеры, кого бы вы поставили на пьедестал в своей группе по степени его вклада в общее дело: определите первое, второе и третье место. Отметьте это в оценочных листах плюсами | Индивидуально рефлексируют свою деятельность на уроке и эмоциональное состояние. Лидеры групп оценивают работу каждого, отмечают это в оценочных листах |
Домашнее задание. | §10, стр. 41-42; упражнение №110, 112* | |