СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Сложносочиненное предложение"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Что такое сложносочиненное предложение ,основные группы , какие союзы бывают.

Просмотр содержимого документа
«"Сложносочиненное предложение"»

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Зерноградский педагогический колледж»  (ГБПОУ РО «ЗернПК»)   Тема: Сложносочиненное предложение Подготовила: студентка 1 «Г» группы. Пестова Ирина. Специальности: Преподавание в начальных классах. 44.02.02 Проверила :Ярина Оксана Владимировна. 2019г

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Зерноградский педагогический колледж» (ГБПОУ РО «ЗернПК»)

Тема: Сложносочиненное предложение

Подготовила: студентка 1 «Г» группы. Пестова Ирина. Специальности: Преподавание в начальных классах. 44.02.02

Проверила :Ярина Оксана Владимировна.

2019г

Сложносочиненное предложение Сложносочинённое  предложение (ССП) — сложное предложение с сочинительной связью между его частями. Составные части сложносочинённого предложения грамматически не зависят друг от друга, то есть они равноправны. Пример: Сестра пришла домой, и собака выбежала ей навстречу. [ - = ], и [ - = ].

Сложносочиненное предложение

Сложносочинённое  предложение (ССП) — сложное предложение с сочинительной связью между его частями. Составные части сложносочинённого предложения грамматически не зависят друг от друга, то есть они равноправны.

Пример: Сестра пришла домой, и собака выбежала ей навстречу. [ - = ], и [ - = ].

Основные группы Основные группы сложносочинённых предложений по значению и союзам. С соединительными союзами с С разделительными союзами С противительными союзами

Основные группы

Основные группы сложносочинённых

предложений по значению и союзам.

С соединительными союзами

с С разделительными союзами

С противительными союзами

Соединительные союзы Соединительные (перечисляются явления, которые происходят одновременно, или явления, которые следуют одно за другим). И, да (=и), ни-ни, тоже, также Пример: Гроза прошла, и ветка белых роз в окно мне дышит ароматом.

Соединительные союзы

Соединительные (перечисляются явления,

которые происходят одновременно, или

явления, которые следуют одно за другим).

  • И, да (=и), ни-ни,
  • тоже, также

Пример: Гроза прошла, и ветка белых роз в окно мне дышит ароматом.

Разделительные союзы Разделительные союзы (указывается на чередование явлений, на возможность одного явления из двух или нескольких). Или (иль), либо, то-то, не то - не то, то ли – то ли. Пример: Не то дождь прошёл, не то воробьи пробежали по крыше веранды.

Разделительные союзы

Разделительные союзы (указывается на

чередование явлений, на возможность одного

явления из двух или нескольких).

Или (иль), либо, то-то, не то - не то, то

ли – то ли.

Пример: Не то дождь прошёл, не то воробьи пробежали по крыше веранды.

Противительные союзы Противительные союзы (одно явление противопоставляется другому). А, но, да(=но), однако, зато, же. Пример: Был уже весенний месяц март, однако по ночам деревья трещали от холода, как в декабре.

Противительные союзы

Противительные союзы (одно

явление противопоставляется

другому).

  • А, но, да(=но),
  • однако, зато, же.

Пример: Был уже весенний месяц март, однако по ночам деревья трещали от холода, как в декабре.

Знаки препинания   Части сложносочиненного предложения разделяются запятыми , если между ними устанавливаются отношения соединительные (союзы  и, да, ни... ни ), противительные (союзы  а, но, да, однако, же, зато, а то ), разделительные (союзы  или, либо, ли... или, ли... ли, то... то, не то... не то ), присоединительные (союзы  да и, и притом, также, тоже ) и пояснительные (союзы  а именно, то есть ). Пример :Слышался ли в открытые окна трезвон городских и монастырских колоколов, кричал ли на дворе павлин, или кашлял кто-нибудь в передней

Знаки препинания

Части сложносочиненного предложения разделяются запятыми , если между ними устанавливаются отношения соединительные (союзы  и, да, ни... ни ), противительные (союзы  а, но, да, однако, же, зато, а то ), разделительные (союзы  или, либо, ли... или, ли... ли, то... то, не то... не то ), присоединительные (союзы  да и, и притом, также, тоже ) и пояснительные (союзы  а именно, то есть ).

Пример :Слышался ли в открытые окна трезвон городских и монастырских колоколов, кричал ли на дворе павлин, или кашлял кто-нибудь в передней

Знаки препинания В сложносочиненном предложении запятая не ставится в следующих случаях: 1) если части сложносочиненного предложения имеют общий второстепенный член или общую придаточную часть. Пример:   Сквозь дождь лучилось солнце и раскидывалась радуга от края до края  2)Если есть общее придаточное предложение Пример :(Едва рассвело), нас разбудили и мы отправились в путь. 3) если части сложносочиненного предложения представляют собой побудительные, вопросительные или восклицательные предложения Пример:  Где будет собрание и кто его председатель? – общая вопросительная интонация

Знаки препинания

В сложносочиненном предложении запятая не ставится в следующих случаях:

1) если части сложносочиненного предложения имеют общий второстепенный член или общую придаточную часть.

Пример:   Сквозь дождь лучилось солнце и раскидывалась радуга от края до края 

2)Если есть общее придаточное предложение

Пример :(Едва рассвело), нас разбудили и мы

отправились в путь.

3) если части сложносочиненного предложения представляют собой побудительные, вопросительные или восклицательные предложения Пример:  Где будет собрание и кто его председатель? – общая вопросительная интонация

Практическая работа Найдите среди предложений сложносочинённые (знаки препинания не расставлены). Ответ дайте в виде цифрового ряда. 1.Он поглядел на неё и злоба выразившаяся на её лице испугала и удивила его. (Л. Толстой) 2. На всём пути от Алдана и до Лены встретилось не более десятка одиноких дорожных домиков да небольшой посёлок в верховьях Амги. (А. Шахов) 3. Лошадь почувствовав облегчение пойдёт быстрее и вам придётся не только идти но местами трусить…(В. Солоухин) 4. Было необыкновенно до жути тихо и лишь лягушки надрывались в плавнях на той стороне да изредка в небе гудели самолёты наши шли на Берлин. (Б. Полевой) 5. Но кофий стыл нетронутым в чашках и не тронуты были наполненные ликером узкие рюмки. (Ю. Гаецкий) Стараясь делать как можно меньше быстрых движений и прислушиваясь к пролетавшим всё чаще и чаще мимо пчёлам он дошёл по тропинке до избы.

Практическая работа

  • Найдите среди предложений сложносочинённые (знаки препинания

не расставлены). Ответ дайте в виде цифрового ряда.

1.Он поглядел на неё и злоба выразившаяся на её лице испугала и удивила

его. (Л. Толстой)

2. На всём пути от Алдана и до Лены встретилось не более десятка одиноких

дорожных домиков да небольшой посёлок в верховьях Амги. (А. Шахов)

3. Лошадь почувствовав облегчение пойдёт быстрее и вам придётся не только

идти но местами трусить…(В. Солоухин)

4. Было необыкновенно до жути тихо и лишь лягушки надрывались в плавнях на

той стороне да изредка в небе гудели самолёты наши шли на Берлин.

(Б. Полевой)

5. Но кофий стыл нетронутым в чашках и не тронуты были наполненные

ликером узкие рюмки. (Ю. Гаецкий)

Стараясь делать как можно меньше быстрых движений и прислушиваясь к

пролетавшим всё чаще и чаще мимо пчёлам он дошёл по тропинке до избы.

Практическая работа 7. Тотчас за окном вскрикнул петух рывшийся в грядке с огурцами и не оглядываясь помчался на сухих жилистых ногах прочь в глубину двора. (К. Паустовский). 8. Жизнь каждого принадлежит Отечеству м не удальство а только истинная храбрость приносит пользу. (П. Нахимов) 9. Газеты принесли вечером и только на другой день смогли их прочитать. 10. Иногда наоборот в поле поднималась метель и позёмка гнала снег по дороге. (Н. Петухов) Являются сложносочинёнными предложения :_____________________

Практическая работа

7. Тотчас за окном вскрикнул петух рывшийся в грядке с огурцами и не

оглядываясь помчался на сухих жилистых ногах прочь в глубину двора.

(К. Паустовский).

8. Жизнь каждого принадлежит Отечеству м не удальство а только истинная

храбрость приносит пользу. (П. Нахимов)

9. Газеты принесли вечером и только на другой день смогли их прочитать.

10. Иногда наоборот в поле поднималась метель и позёмка гнала снег по дороге.

(Н. Петухов)

Являются сложносочинёнными предложения :_____________________


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!