СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сложное предложение. Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Употребление сложносочиненных предложений в речи.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сложное предложение. Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Употребление сложносочиненных предложений в речи.

Просмотр содержимого документа
«Сложное предложение. Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Употребление сложносочиненных предложений в речи.»

План практического занятия



1. Название дисциплины Русский язык и культура речи



2. Тема. Сложное предложение. Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Употребление сложносочиненных предложений в речи.



3. Цель занятия: обобщить и систематизировать знания студентов о сложном предложении; совершенствовать умение студентов различать виды сложных предложений, правильно расставлять пунктуационные знаки в ССП, составлять схемы сложносочиненных предложений; расширять и углублять предметную компетенцию студентов; воспитывать потребность в практическом использовании языка в различных сферах деятельности.



4. Тип: обобщение и систематизация знаний




5. Методы: слово преподавателя, работа с книгой, упражнения, самостоятельная работа, работа в парах, работа в группах, тестирование.



6. Материально – техническое обеспечение и дидактические средства, ТСН

раздаточный материал (тесты, упражнения), учебник, презентация, компьютер.



7. Литература

1 Ващенко Е.Д. Русский язык и культура речи: учеб.пособие/ Е.Д. Ващенко.- Ростов н/Д: Феникс, 2015.- 349с.

2 Введенская Л. А., Черкасова М. Н. Русский язык и культура.-: учебное пособие_ Л.А. Введенская, М.Н. Черкасова. – Изд. 15-е, стер.. – Ростов н/Д: «Феникс», 2014. Гриф Минобр.

3 Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл. общеобразов. учрежд. – М., 2014.

4 Заярная И.Ю. Репетитор по русскому языку: учебное пособие/ И.Ю.Заярная.- Ростов н /Д: Феникс, 2014.- 479с.

5 Максимов Л.Ю., Чешко Л.А. Русский язык: Учебн.пособие для 9-11 кл..- 2-е изд, испр.-М.:Просвещение, 1986.-320с.


Ход урока


  1. Организационный момент. Сообщение темы, цели.


  1. Актуализация знаний.

1. Что такое сложное предложение?

2. Какие виды сложных предложений вы знаете?

3. Какие предложения называются сложносочиненными?

4. Назовите виды сочинительных союзов.

В союзных сложносочиненных предложениях употребляются следующие сочинительные союзы:

1) соединительные: и, да (в значении «и»), ни ни, также, тоже;

2) противительные: а, но, да (в значении «но»), однако («но»);

3) разделительные: то то, или (иль), либо, не то не то.


Сочинительные союзы

Примеры

соединительные:

и

да («и»)

ни-ни

также, тоже


Чуть дрогнула струна, и песня стелется на поле. (Сурк.)

Поле с рожью горит огнем, да речка блестит и сверкает на солнце. (Гонч.)

Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет. (Кр.)

Секунду он молчал, мать смотрела на него тоже молча. (М. Г.)

противительные:

а

но

да («но»)

однако («но»)

зато


Не успело просветлеть небо, а уж голова колонны •далеко вытянулась, поползла по шоссе. (Сераф.)

Многое еще хотелось сделать строителям в этот день, но день был по-зимнему короток. (Аж.)

В сумке был хлеб и сухари, да птицы или зверь уже расправились с этой едой. (Пол.)

Был уже весенний месяц март, однако по ночам деревья трещали от холода, как в декабре. (Ч.)

Не удалась охота, зато были исхожены и изучены новые места.

разделительные:

то — то

или (иль), либо

не то — не то


То длинный сук ее за шею зацепит вдруг, то из ушей златые серьги вырвет силой, то в хрупком снеге с ножки милой увязнет мокрый башмачок, то выронит она платок. (П.)

Паду ли я стрелой пронзенный, иль мимо про­летит она. (П.)

Не то дым шел от костра, не то туман под­нимался над болотом.

5. Какие пунктуационные знаки ставятся в сложносочиненном предложении?


Правила.

1. Запятая ставится между частями сложного предложения, связанными союзами сочинительными (и, да в значении «но», однако, же, зато, а то, а не то), разделительными (или, либо, то ... то, не то... не то), присоединительными (да, да и, причем, притом), пояснительными (то есть, а именно).

2. Если части сложносочиненного предложения значительно распространены или имеют внутри себя запятые, то между ними ставится точка с запятой (перед союзами и, да в значении «и» лишь в том случае, когда они соединяют два предложения, которые без них были бы разделены точкой), например: Шесть лет комиссия возилась около здания; но климат что ли мешал, или материал уже был такой, только никак не шло казенное здание выше фунда­мента(Г.); Он держал ее за талию, говорил так ласково, скромно, так был счастлив, расхаживая по этой своей квартире; а она видела во всем одну только пошлость, глупую, наивную, невыносимую пош­лость (Ч.); На другой день к завтраку подавали очень вкусные пи­рожки, раков и бараньи котлеты; и пока ели, приходил наверх повар Никанор справиться, что гости желают к обеду (Ч.).

3. Если во второй части сложносочиненного предложения содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление по отношению к первой части, то между ними вместо запятой ставится тире, например: Я спешу туда ж — а там уже весь город (П.).



Правила.

1. Запятая перед союзами и, да (в значении «и»), или, либо в сложносочиненном предложении не ставится:

а) если части сложносочиненного предложения имеют общий второстепенный член, например: В такую бурю волк не рыщет и медведь не вылезает из берлоги;

б) если части сложносочиненного предложения имеют общее придаточное предложение, например: Когда началась гроза, игра прекратилась и дети бросились бежать домой;

в) между двумя назывными предложениями, например: Прогулка в лесу и катанье на лодках;

г) между двумя вопросительными или восклицательными предложениями, например: Который теперь час и сколько времени осталось до отхода поезда?

  1. Запятая не ставится также между двумя безличными предложениями, имеющими синонимичные слова в составе сказуемых, например: Нужно переписать работу и надо объяснить допущенные в ней ошибки.

  2. Запятая ставится между частями сложносочиненного предложения, имеющими общий второстепенный член или общее придаточное предложение, если эти части соединены повторяющимся союзом, например: По улицам двигались тяжелые грузовики, и мчались легковые машины, и торопливо шли пешеходы.



Проблемное задание

Подумайте и объясните пунктуацию в данных предложениях.


А) Солнце стояло в зените и жаркими лучами невыносимо жгло мне тело.

Б) Солнце стояло в зените, и жаркие лучи невыносимо жгли мне тело.


Необходимо отличать предложения с однородными членами с союзом И от сложносочиненных предложений, в которых простые предложения соединены союзом И.

Для этого прибегайте к синтаксическому разбору по членам предложения.

А) Солнце стояло в зените и жаркими лучами невыносимо жгло мне тело.

Это предложение простое с однородными членами, при одном подлежащем солнце имеются два сказуемых стояло и жгло; перед союзом и запятая не ставится (союз соединяет два однородных члена предложения).

Б) Солнце стояло в зените, и жаркие лучи невыносимо жгли мне тело.

Это сложносочиненное предложение, состоящее из двух равнозначных простых предложений, соединенных союзом и: солнце стояло в зените; жаркие лучи невыносимо жгли мне тело. Перед союзом и запятая ставится, так как он соединяет два равнозначных предложения в одно сложносочиненное.


  1. Обобщение и систематизация знаний.


Работа в парах


Упражнение 1.

Придумайте два сложносочиненных предложения с общим второстепенным членом (при наличии данного общего второстепенного члена и двух подлежащих).

  1. На стадионе … (музыка, знамена).

  2. На Красной площади … (кремлевские куранты, рубиновые звезды).

  3. Ранним солнечным летним утром … (капли росы, веселое пение птиц).


Индивидуальное творческое задание


Упражнение 2.

Продолжите каждое из начатых предложений так, чтобы первое было простым предложением с однородными членами, а второе – сложносочиненным с сочинительным союзом.

Образец: Взлетел искусственный спутник Земли …

Взлетел искусственный спутник Земли и стал совершать свои оборы вокруг нашей планеты.

Взлетел искусственный спутник Земли, и ученые всех стран принимали его сигналы.

  1. Студенты вошли в аудиторию …

  2. Профессор поднялся на кафедру …

  3. Поезд подошел к станции …

  4. Горняки спустились в шахту …


Индивидуальное задание


Упражнение 3.

Перепишите, расставляя недостающие знаки препинания. Объясните их расстановку.

1. В это время подъехала к крыльцу карета и бричка и из кареты вышел князь Андрей, высадил свою маленькую жену и пропустил её вперед (Л. Т.). 2. В нашей стране растут новые города и строятся новые посёлки. 3. Вот железную дорогу построили и стало удобно. 4. Туча пролилась, ушла и солнце снова засияло над нашим маленьким садом. 5. Первая распустилась берёза и она первая пожелтела. 6. Ярко светила луна и было тихо. 7. Лес пел свою мрачную песню, гром гремел и лил дождь. 8. В это время сверкнула молния и послышался сильный удар грома. 9. Когда началась гроза игра прекратилась и дети бросились бежать домой. 10. Мгновение и все опять тонуло во мраке (Кор.). 11: Тут раздался легкий свист и Дубровский умолк (П.).


Работа в группах


Упражнение 4.

Перепишите, ставя, где нужно, знаки препинания.

1. Это кто такие и что им надобно? (П.). 2. Хриплый стон и скрежет ярый! (П.). 3. Глаза у всех устремились и носы вытянулись по направлению к письму (Гонч.). 4. Крылья у гуся были растопырены и клюв раскрыт (Ч.). 5. У Гаврилы смешно надулись щеки оттопырились губы и суженные глаза как-то чересчур часто и смешно помаргивали (М. Г.). 6. От долгого сиденья у него затекли ноги и заболела спина (Купр.). 7. В лесу еще снег лежит нетронутый и деревья стоят в снежном плену (Пришв.). 8. Подпустить врага и дать огонь по команде! (Фурм.). 9. Один прыжок и лев уже на спине буйвола (Купр.). 10. Еще напор и враг бежит (П.).


Индивидуальная работа


5. Типовые задания ЕГЭ (выполняется на листках)

Тестовые задания

1. Определите, какое из данных предложений является слож­носочиненным. Напишите его номер.

1) Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит.

  1. Я ждал созревания великолепной нашей северной, ни на что не похожей ягоды терновника.

  2. Он рощи полюбил густые, уединенье, тишину, и ночь, и звезды, и луну.

  3. Приветствую тебя, пустынный уголок, приют спокой­ствия, трудов и вдохновенья...

2. Определите, какое из данных предложений является слож­носочиненным. Напишите его номер.

  1. Океан как будто лелеет эти островки: то играет с берега­ми, то ревет, то сердится, то ласково обнимает любимцев со всех сторон.

  2. Исследования доказали наличие жизни не только на суше, но и в воде.

  3. В начале апреля уже шумели скворцы и летали в саду желтые бабочки.

  4. Ель хороша только при сильном солнечном свете: тогда ее обычная чернота просвечивается самой густой, самой сильной зеленью.

3. Определите, какое из данных предложений является сложносочиненным. Напишите его номер.

  1. Увидев меня, некоторые из туземцев приняли очень воинственную позу, видно, мне еще не доверяли.

  2. Звенит волна хрустальная, сверкает, словно молния, моя сторонка дальняя вся звоном переполнена.

  3. Сзади, с боков, спереди — отовсюду раздавались удары топоров и пронзительные голоса пил.

  4. Сергей расстелил на ней свой коврик, а дедушка, установив шарманку на палке, уже приготовился вертеть ручку, но вдруг неожиданное и странное зрелище привлекло их внимание.


Ключ:

  1. 1

  2. 3

  3. 4


6. Упражнение 6.

Составьте схемы данных сложносочиненных предложений и сделайте синтаксический разбор предложений.

Образец: Солнце уже закатывалось (1), а луна еще не взошла (2), и сумерки не наступили (3).

Схема

[1], а [2], и [3].

1) Разбили мы цепи неволи былой, и солнце горит над землей.

2) Река давно уже замерзла, а снег все падал и падал, и люди замучились без дороги.


Синтаксический разбор сложносочиненного предложения

  1. Подчеркнуть грамматические основы, выделить части предложения, определить их границы.

  2. Определить средства синтаксической связи: выделить союз, определить его разновидность.

  3. Объяснить расстановку знаков препинания.

  4. Составить схему.

Образец разбора;

Дни осени бранят обыкновенно, но мне она мила, читатель дорогой.

Данное предложение является сложным, так как имеет две грамматические основы: бранят и она мила.

Предложение сложносочиненное: части противопоставляются по значению и соединяются сочинительным противительным союзом но.

На границе между частями ставится запятая, вторая часть предложения осложнена обращением.

[1], но [2].


IV. Закрепление материала.


Самостоятельная работа.

Вариант 1

Упражнение.

Перепишите, расставляя недостающие знаки препинания. Объясните их расстановку.

1. Где серебристой змейкой пригрелась река, долетали до нас голоса и слышался радостный ребячий крик. 2. На болоте квакают лягушки и шелестит тростник, потревоженный ветром. 3. Сверкнула молния и вслед за этим послышался сильный удар грома. 4. Где недавно ещё сияло мирное солнце, блистали синие молнии и беспрестанно рокотал гром. 5. Был уже март однако по ночам деревья трещали, как в декабре. 6. Пока мы укладывали вещи, заря угасла и всё вокруг приняло одну общую однотонную окраску. 7. Метель становилась сильнее и сильнее и снег шёл сухой и мелкий. 8. Реки давно уже замёрзли а снега всё не было и лыжники тренировались на роликовых лыжах. 9. С востока надвигались грозовые тучи и нам посоветовали скорее добираться до лагеря.


Вариант 2

Упражнение.

Перепишите, расставляя знаки препинания.

1. Великий человек лишь громок на делах и думает свою он крепко думу без шуму (Кр.). 2. И сердце бьётся в упоенье и для него воскресли вновь и божество и вдохновенье и жизнь и слёзы и любовь (П.). 3. Грушницкий ударил по столу кулаком и стал ходить взад и вперёд по комнате (Л.). 4. Хутор стоял на припёке и нигде кругом не видно было ни воды ни деревьев. 5. Когда представление окончилось, занавес опустился и зрители стали покидать зал. 6. Я просыпался часа за два до зари и любил встречать рассвет на реке. 7.Когда усталый путник подходил к дому звёзды уже начали бледнеть и небо на востоке забелело. 8. Сильно примораживало и люди ёжились от холода. 9. В лесу ещё снег лежит нетронутый и деревья стоят в снежном плену.


V. Итог урока.

1. Вопросы для повторения:

- Какие предложения называются сложными?

- Какие предложения называются сложносочиненными?

- Какие сочинительные союзы Вы знаете?

- Какие и когда ставятся знаки препинания в сложносочиненных предложениях с союзами?

- Когда не ставится запятая в сложносочиненном предложении с союзом и?


2. Выставление оценок и их комментирование.


VI. Творческое домашнее задание.

Написать сочинение-рассуждение, используя сложносочиненные предложения.

Тема. «Моя будущая профессия».


VII. Рефлексия урока.

Студенты осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.


  • Сегодня я узнал…

  • Было трудно…

  • Было интересно…

  • Я выполнял задания…

  • Я понял, что…

  • Теперь я могу…

  • Я почувствовал, что…

  • Я приобрел…

  • Я научился…

  • У меня получилось…

  • Я смог…

  • Я попробую…

  • Меня удивило…

  • Урок дал мне для жизни…

  • Мне захотелось…




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!