СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сложноподчиненные предложения с придаточными меры и степени

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сложноподчиненные предложения с придаточными меры и степени»

Дата:

Класс: 9

Предмет: русский язык

Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры и степени.

Цель:познакомить учащихся со сложноподчиненным предложением с придаточным образа действия и степени; повторить теоретические сведения о сложноподчиненном предложении с придаточными определительными, изъяснительными, обстоятельственными.

Оборудование: интерактивный комплект + традиционное обрудование, мультимедийная презентация, индивидуальные карточки для тестирования, лист самооценки.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Подготовка к ОГЭ

Вариант 1.

1. Замените словосочетание «солдатские могилы», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: могилы солдат

2. «друг отца», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: отцов друг

3. Замените словосочетание «надрывно ревела», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: ревела с надрывом

4. Замените словосочетание «дорожный набор», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: набор для дороги

5. Замените словосочетание «медный самовар», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: самовар из меди

6. Замените словосочетание «ветка ели», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: еловая ветка


7Замените словосочетание «дно колодца», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: колодезное дно


8. Замените словосочетание «доказывать с упрямством», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: доказывать упрямо

9. Замените словосочетание «встретить с радостью», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: радостно встретить


III.Объяснение нового материала.

1.Партизаны выполнили задание так, как приказал командир.

2.Немцы двигались так осторожно, что Сашка даже на миг успокоился.

  1. Найдите грамматические основы.

  2. Определите главные и придаточные предложения.

  3. На какие вопросы отвечают придаточные?

  4. Что поясняют придаточные? Какие это придаточные?

  5. При помощи чего прикрепляются придаточное к главному  предложению?  Придаточные образа действия и степени могут прикрепляться при помощи союзов и союзных слов. Если придаточное прикрепляется союзными словами, то оно однозначное.  Если же союзами, то многозначное.

  6. Графически изобразите схемы сложноподчиненных предложений.

                         Как? Каким образом?

[ …глагол + указательное слово], (  союзное слово как…….)                      

                        Как? В какой степени?

[ … указательное слово +наречие ], (союз  что………………)  

Учитель: Во втором предложении в строении словосочетания может быть не только наречие, но и имя прилагательное и имя существительное. Ребята, давайте сделаем вывод. Что общего между придаточными образа действия и степени? (Общее: придаточные образа действия и степени могут быть однозначными и многозначными; поясняют словосочетания; одинаковые указательные слова являются членами предложения и не могут быть опущенными. Отличие: придаточные образа действия и степени отвечают на разные пары вопросов и поясняют словосочетания различного строения).

Заполнение таблицы.

Учитель: А сейчас заполним таблицу. 

Вид

Отвечают на вопрос

Союзы

Союзные слова

К чему присоединяется?

Указательные слова

Образа действия

как?

каким образом?

как, будто

как, что

Сказуемое, обстоятельство образа действия…

так, такой, таким образом…

Меры

как?

насколько?

 ...

что, чтобы…

как?

насколько?

...

К главному при помощи союзов …

местоимения такой, таков …

Степени

до какой степени?

...

как будто, словно...

как?

насколько?

...

К главному …

указательные слова, наречия

настолько…

IV.Закрепление

1.Упр.-156

2. Определите вид придаточного предложения.

1) Хотя было еще рано, но ворота оказались запертыми.

2) Он выехал оттуда, откуда одна за другой съезжали во двор лошади.

3) Раз вы согласились, так уж нельзя вам отказываться.

4) Там, где по-настоящему борются с невеждами, там их нет.

5) Служите мне, как вы ему служили.

6) Мать плачет, что река льется.

7) Раз дал слово, нужно его держать.

8) Интерес к учению есть только там, где есть вдохновение, рождающееся от успеха.

9) Мартышка тут с досады и с печали о камень так хватила их, что только искры засверкали.

10) Когда офицер много лет батареей командует, она стреляет хорошо.

V.Домашнее задание; стр. 97, упр. 157

VI. Итог урока


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!