СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры и степени

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

          Целью данного урока яляется формирование умения нахождения данных видов придаточных и определять средства их связи с главным предложением; формирования умения различать оттенки значения многозначных придаточных; формирования умения правильно расставлять знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с изучаемыми видами придаточных, составлять их схемы.

Просмотр содержимого документа
«Урок Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры и степени»

Урок №40. Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры и степени. 9класс

Глездунова С.Н., учитель русского

языка и литературы МБОУ «МСШ»

Цели

Обучающие:

  • познакомиться с новыми видами придаточных обстоятельственных – образа действия, меры и степени;

  • формировать умения находить данные виды придаточных, определять средства их связи с главным предложением;

  • формировать умение различать оттенки значения многозначных придаточных;

  • формировать умения правильно расставлять знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с изучаемыми видами придаточных, составлять их схемы.

Коррекционно-развивающие:

  • различать изученные виды придаточных предложений;

  • закреплять умения находить подчинительные союзы и другие придаточные предложения, определять их виды;

  • формировать умение самостоятельной работы;

  • создать условия для развития таких аналитических способностей учащихся, как умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, делать выводы;

Воспитывающие:

  • пробуждать познавательный интерес к изучению русского языка;

  • способствовать развитию умения отстаивать свою точку зрения;

  • воспитывать умение работать самостоятельно.

Тип урока: комбинированный

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Проверка знаний по изученной теме «СПП с придаточными предложениями».

    1. Куда ни обращаю взор, кругом синеет мрачный бор. (прид. места)

    2. Солоха долго думала, куда ей спрятать гостя. (изъяснит.)

    3. В том месте, где зашло солнце, небо еще рдело багряными полосами. (опр.)

    4. Хороша земля, если рук не жалеть.(условия)

    5. Жизнь будет еще удивительней, потому что человеческий гений не знает границ. (причины).

    6. Лишь только мы вступили в этот очаровательный сад, усталость была забыта. (времени)

    7. Мальчик рассеянно повторял слова молитвы, глядя в окно, откуда лилась в комнату прохлада и запах. (места)

    8. Несмотря на то, что у меня не было ни одной свободной минуты, я решил помочь своему другу. ( уступки)



III. Объяснение нового материала. Определение цели урока обучающимися. Мотивация учебной деятельности

Сегодня мы изучим ещё несколько видов СПП и должны будем научиться отличать их от других видов СПП и друг от друга, правильно ставить знаки препинания внутри предложений, а также рассмотрим иные способы выражения того же значения одного из придаточных в тексте.

В стилистическом отношении сложноподчиненные предложения с придаточными меры и степени отличаются большей экспрессивностью, чем предложения с другими видами придаточных. Они широко используются в разговорном, художественном, публицистическом стилях, где очень важна качественная характеристика действия. Сложные предложения с этими придаточными — одно из ярких средств образной конкретизации и эмоциональной оценки явлений действительности.

IV. Используя материал учебника §20, стр. 88, вместе заполним таблицу. (у каждого на парте )

Составление таблицы «Виды придаточных предложений по значению».


Образ действия

Мера и степень

Вопросы

Как? Каким образом?

Как? Насколько? До какой степени? Сколько?

Союзы и союзные слова

как, что, чтобы, словно, как будто, точно, как

что, чтобы, будто, словно, точно, как будто, как, сколько, насколько, поскольку

Указательные слова

так, таким образом (могут быть опущены)

так, такой (в значении настолько), до такой степени, до того, настолько, столько

Место в предложении

Находятся после главного предложения

Находятся после главного предложения

Примеры

[Он мечтал прожить жизнь так], (как его отец). [Я от него ушёл так], (как будто мы расстались навсегда).

[Она знала жизнь до того плохо], (будто ей было совсем немного лет). [Я огорчился настолько], (насколько это только было возможно



Вид

Отвечают 
на вопрос

Союзы

Союзные 
слова

К чему 
присоединяется?

Указательные 
слова

Образа действия

как?

каким образом?

как, будто

как, что

Сказуемое, обстоятельство образа действия…

так, такой, таким образом…

Меры

как?

насколько?

 ...

что, чтобы…

как?

насколько?

...

К главному при помощи союзов …

Местоимения

такой, таков

Степени

до какой степени?

...

как будто, словно...

как?

насколько?

...

К главному …

указательные слова, наречия

настолько…



Примеры

[Он мечтал прожить жизнь так], (как его отец).

[Я от него ушёл так], (как будто мы расстались навсегда).

[Она знала жизнь до того плохо], (будто ей было совсем немного лет).

[Я огорчился настолько], (насколько это только было возможно).

Башня была построена так, что никто не смог бы подкрасться к ней незамеченным (образ действия)

С тех пор она старалась всё делать так [как?], чтобы её хвалили (образ действия) Выполняют задания. [гл. + указ. сл.], (чтобы – союз).

Люди были интересны Самгину настолько [насколько?], насколько он, присматриваясь к ним, видел себя не похожим на них (степень) [кр. прил. + указ. сл.], (насколько – союз. слово).

Общее: придаточные образа действия и степени могут быть однозначными и многозначными; поясняют словосочетания ; одинаковые указательные слова являются членами предложения и не могут быть опущенными.

Отличие: придаточные образа действия и степени отвечают на разные пары вопросов и поясняют словосочетания различного строения.

Общее

Различие

1. Могут быть однозначными и многозначными.

1. Отвечают на разные пары вопросов.

2. Поясняют словосочетания.

2. Поясняют словосочетания различного строения.

3. Одинаковые указательные слова являются обстоятельствами и не могут быть опущены.


[Незнакомец не рассматривал нас так], (как рассматривали мы его).

                      Как? Каким образом?

   [ …глагол + указательное слово], (  союзное слово как…….)  

[Загрузка пошла до того быстро], (что подводы не поспевали подвозить зерно).  

                     Как? В какой степени?

                 

    [ … указательное слово +наречие ], (союз  что………………)  

V. Закрепление  

1.Выполнение упр.141(1-2) на стр. 88.

2. Работа по карточкам. Расставьте пропущенные знаки препинания. Определите придаточные образа действия, степени и сравнительные.

  1. На войне солдаты поступали так,  как велел им долг.

  2. Из груди так сильно била кровь,  что санитарка не успевала менять марлевые салфетки.

  3. Мина взорвалась так неожиданно, что Сашка оказался в неглубокой воронке полной мутной водой.

  4. Засмеялся он, точно сталь зазвенела.

  5. Ветер дул так сильно, что стоять на ногах было невозможно.

  6. Где-то рядом грянуло так, что задрожала вся улица.

  7. Это были люди настолько страшные, что они были закутаны и одеялами и платками.

VI. Рефлексия.

- Все ли вам было понятно сегодня на уроке?

-Какие затруднения вы испытывали?

Какой материал показался вам сложным?

-Что нужно делать, чтобы было легче справляться с заданиями? (повторять теоретический материал учебника, повторять правила, активнее работать на уроке, задавать вопросы и т.д.) - Какие задания были для вас интересными?

VII. Подведение итогов урока.

Наш урок подходит к концу.

- О чём мы сегодня говорили?

Чтобы окончательно убедиться в ваших познаниях, я раздам небольшие задания для каждого. На их выполнение даю вам 5 минут.

Упражнение с самостоятельной проверкой.

• Определите вид придаточного предложения (А — Отвечают на вопрос, выполняют задание придаточное места; Б — придаточное времени; В — придаточное уступительное; Г — придаточное образа действия; Д — придаточное условия; Е — придаточные меры и степени).

1) Хотя было еще рано, но ворота оказались запертыми.

2) Он выехал оттуда, откуда одна за другой съезжали во двор лошади.

3) Раз вы согласились, так уж нельзя вам отказываться.

4) Там, где по-настоящему борются с невеждами, там их нет.

5) Служите мне, как вы ему служили.

6) Мать плачет, что река льется.

7) Раз дал слово, нужно его держать.

8) Интерес к учению есть только там, где есть вдохновение, рождающееся от успеха.

9) Мартышка тут с досады и с печали о камень так хватила их, что только искры засверкали.

10) Когда офицер много лет батареей командует, она стреляет хорошо.

VIII. Домашнее задание:

  1. Выучит правила §20, стр.88, повторить § 14-19, 1группа - упр. 141(3-5предлож.).

  2. Творческое задание для 2группы: из текстов художественной литературы выписать пять СПП с придаточными образа действия, меры и степени.


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!