Конспект открытого урока математики в 6 классе по теме "Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел" учитель математики: Скрипочка О.А.
Цели урока:
образовательные: закрепление умений и навыков сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел, умений переносить свои знания в новую нестандартную ситуацию, овладение математической терминологией;
развивающие: развитие творческой, речевой, мыслительной активности, используя различные формы работы;
воспитательные: воспитание внимательности, активности и настойчивости в достижении цели, привитие навыков самостоятельной работы.
Тип урока: урок повторения и обобщения.
Форма проведения урока: урок решения познавательных задач.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, сигнальные карточки для учащихся, маршрутные листы, оценочные листы, «Карта успеха», раздаточный материал для выполнения самостоятельной работы, раздаточный материал для выполнения домашнего задания, кластер в виде олимпийских колец.
1. Самоопределение к деятельности.
Организационный момент.
Слайд 1.
-Здравствуйте, ребята! Давайте поприветствуем наших гостей. Подарите им ваши солнечные улыбки, улыбнитесь друг другу и начнем наш урок.
-Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие,
Захотели к нам прийти!
Слайд 2.
-Откройте тетради. Запишите число, классная работа и тему урока.
2. Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности.
Слайд 3.
-Какую цель вы определите для себя на данном уроке?
-Сегодня на уроке мы будем повторять и совершенствовать навыки сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел.
Слайд 4.
-В течение урока вы должны заполнить «Карту успеха». Отвечая на анкету, вы должны будете поставить знак «+» в нужные ячейки.
-У вас на столах оценочные листы. Давайте их подпишем. Вы заполняете их в течении всего урока и в результате ставите себе оценку за урок. Приложение 1.
-Вернёмся к теме нашего урока. С какими числами будем сегодня работать? (С положительными и отрицательными) (На доске прикрепляются магнитами два кольца со словами положительные и отрицательные).
-Сегодня у нас необычный урок. Посвятим мы его большому событию 2014 года.
Слайд 5.
Устная работа. -Перед вами на экране ряд чисел. (Клик 1)
-Ответим на вопросы:
Назовите в этом ряду чисел положительные числа, отрицательные, натуральные, целые числа.
Назовите числа, противоположные данным.
Какое число в ряду наибольшее? (5)
Какое число имеет наибольший модуль? (-7,5)
Какое число является наименьшим в ряду? (-7,5)
Какое число имеет наименьший модуль? (-0,2)
Как сравнить два отрицательных числа?
Как сравнить числа с разными знаками?
-Какое действие с положительными и отрицательными числами мы сейчас повторили? (Сравнение)
-Добавляем к нашему кластеру еще одно слово «Сравнение».
Приложение 2
-На ваших маршрутных листах записаны эти числа. (Клик 2). Расположите их в порядке возрастания. Каждому числу соответствует буква. Здесь зашифрована вспомогательная тема нашего необычного урока.
(Заслушать зашифрованное слово). (Клик 3)
Слайд 6.
-Посвятим мы наш урок Олимпиаде в Сочи 2014 года.
3. Актуализация опорных знаний.
Слайд 7.
-С 6 по 23 февраля 2014 года в городе Сочи проходили ХХII Зимние Олимпийские игры.
Слайд 8.
-Скажите, с чего начинаются Олимпийские игры?
а) С дискотеки;
б) С большого праздника;
с) С зажигания Олимпийского Огня.
-Чтобы зажечь наш огонь, нам нужно написать теоретический диктант.
4. Обобщение и систематизация знаний.
Слайд 9.
- Я буду читать утверждения, а вы, если согласны ставите знак «+», если утверждение неверно - знак «-». Возьмите маршрутный лист. Ответ записывайте в строчку.
а) Теоретический диктант. (Два ученика работают с обратных сторон доски)
-Модуль - это расстояние от начала отсчёта до данной точки.
-Целые числа –это числа натуральные и им противоположные.
-Числа, отличающиеся друг от друга только знаком, называются противоположными.
-Чтобы сложить два отрицательных числа, нужно сложить их модули.
-Отрицательные числа являются натуральными.
-Отрицательное число меньше положительного.
-Сумма двух противоположных чисел равна нулю.
-Из двух чисел на координатной прямой больше то число, которое расположено правее.
-Ноль – число положительное.
Слайд 10.
Правильный ответ: + - + - - + + + -
(Проверить работу учащихся у доски)
-Оцените свою работу. Занесите результат в оценочный лист.
б) Решение примеров «цепочки» (работа в группах - по рядам)
Слайд 11.
-Настоящие спортсмены перед состязаниями делают разминку. Я предлагаю вам размяться в командном соревновании под названием «Слалом» - это скоростной спуск с горы с препятствиями. Вы решаете примеры в парах (каждая пара по два примера), передавая задания по «цепочке» следующей парте на вашем ряду. Будьте внимательны! От каждого из вас зависит результат команды! Приготовились, начали.
-Внимание! На экране результаты соревнования. (Клик 1).
Слайд 12.
-Оцените свою работу на этом этапе в оценочном листе. Ребята из команды - «победителя» добавляют себе по одному баллу. (Заполняют оценочные листы)
Слайд 13.
-Каждому результату соответствует некий персонаж!
-Появляются Мишка, Леопард и Зайка! Да, это талисманы Олимпийских игр в Сочи 2014 года.
Вывод: Как сложить два отрицательных числа? Как сложить числа с разными знаками? Как из одного числа вычесть другое? Какие действия вы выполняли сейчас с числами? (Сложение и вычитание). (Добавляем к кластеру еще два кольца со словами «сложение» и «вычитание»)
-Что вам напоминает наш кластер? (Олимпийские кольца)
Слайд 14.
-Олимпийские кольца – это единство пяти континентов, участвующих в соревнованиях. Европа-синий цвет, Африка - черный, Америка - красный, Азия - желтый, Австралия - зеленый. Эмблема Игр символизирует уникальность Сочи, где заснеженные вершины гор отражаются в водах Чёрного моря.
-Ребята! Талисманы Олимпийских Игр подготовили для вас состязания.
в) Определение длины отрезка на координатной прямой по соответствующим координатам его концов.
Слайд 15.
-Белый Мишка, внучок олимпийского Мишки Летних Олимпийских игр в Москве 1980 года, просит, чтобы каждая из команд определила длину своей дистанции, по известным координатам двух концов (правого и левого). (Работают в группах – по рядам)
Слайд 16.
-Проверяем. (Способы проверки на выбор: взаимопроверка либо самопроверка).
Вывод: Как определить длину отрезка?
Слайд 17.
г) Физкультминутка (под музыку)
(Клик 1) -Ребята, давайте вместе сделаем олимпийскую зарядку!
(Клик 2) -Встаньте. Разомните руки, ноги. Улыбнитесь. Мысленно передайте своему соседу положительные эмоции.
(Клик 3) -А теперь перейдём к гимнастике для глаз!
Слайд 18-22.
д) Решение уравнений
Слайд 23.
-Поприветствуем Леопарда. У него свои задания. Справившись с ними, вспомним медальный зачет сборной России на этой Олимпиаде.
-Нам нужно показать свои олимпийские умения решать уравнения.
(Клик 1)
-Найдите задание 4 в маршрутном листе. Затем решите дополнительное уравнение.
(Клик 2)
Проверка. – Оцените свою работу в оценочном листе.
-Полученные числа соответствуют количеству медалей.
Слайд 24.
-Наша страна впервые в истории советского и российского спорта заняла первую строку в медальном зачете. Мы горды этим!!!
5. Применение знаний и умений в новой ситуации.
Самостоятельная работа в 4-х вариантах. Приложение 3
Слайд 25.
-Встречаем Зайку. Он подготовил самостоятельную работу, связанную с видами спортивных соревнований, представленных на этой олимпиаде.
-А кто знает, сколько видов было? (15) Некоторые из них мы вспомним и вспомним наших медалистов. Работа дана в таблице. Каждому заданию предложено 5 вариантов ответов. Обведите кружком правильный ответ. Каждому ответу соответствует слог. Результат работы - это составленное из слогов слово. Подпишите лист с самостоятельной работой. (Клик) (Звучит музыка)
6. Контроль и самопроверка.
1 вариант: Cлово –… (Скелетон)
-Проверим: Слайд 26.
-Скелетон— зимний олимпийский вид спорта, представляющий собой спуск по ледяному жёлобу на санях, победитель которого определяется по сумме двух заездов. Сборная России по скелетону выиграла общекомандный зачёт на Олимпийских играх в Сочи, завоевав в двух видах две медали — золото и бронзу. (Клик). (Звучит музыка). Узнаёте Олимпийского чемпиона? Это Александр Третьяков.
2 вариант: Cлово –… (Шорт-трек)
Слайд 27.
-Шорт-трек—вид скоростного бега на коньках, заключающийся в максимально быстром преодолении соревновательной дистанции внутри хоккейной площадки (окружность катка — 111,12 м). Зародился шорт-трек в Канаде в начале 20 века. (Клик). Первую олимпийская медаль России в шорт-треке завоевал … (пауза) Виктор Ан.
3 вариант: Cлово –… (Фигурное катание)
Слайд 28.
-Фигурное катание – 5 медалей в общем зачете у нашей Сборной. (Клик). Первая в истории советского и российского спорта фигуристка, получившая золото в одиночном катании, … (пауза) Аделина Сотникова.
4 вариант: Cлово –… (Бобслей)
Слайд 29.
-Бобслей – скоростной спуск на кузовных управляемых санях по желобу с искусственным льдом. (Клик). Экипаж Зубкова выиграл олимпиаду и завоевал 13 золотую медаль в общем зачете нашей команды!
-Оцените свою работу на этом этапе урока. (Заполнение оценочных листов)
7. Фронтальная работа.
-А теперь побываем на Олимпийских объектах в Сочи.
Слайд 30.
-Первый объект, в котором мы оказались – Ледовый дворец «Большой». А чтобы узнать, какой объект будет следующим, вы должны правильно решить пример. Ответ на него – это первое слагаемое в следующем примере.
8. Домашнее задание. Приложение 4.
Слайд 31.
-Обратите внимание на раздаточный материал для выполнения домашнего задания, который я приготовила для вас.
На оценку «3» - нужно выполнить задания а) и б);
На «4» - нужно выполнить задания а), б) и в);
На «5» - нужно справиться с заданиями а), б), в) и г), выполнив которые у вас получится число. Оно и будет являться ответом на вопрос: «Кто предложил возродить Олимпийские игры?»
9. Итог урока.
-Молодцы ребята! Вот и наша олимпиада подошла к концу! Подведём итоги.
Слайд 32.
Что вы узнали сегодня на уроке?
В чём были трудности?
Всё ли мы теперь знаем про отрицательные числа?
Что бы вы ещё хотели узнать про них?
Слайд 33.
-Оцените свою работу на уроке. (Учащиеся подсчитывают количество набранных баллов за урок)
-Выньте из конверта ту оценку, которую вы заработали и покажите мне.
-Оценку «5» за урок получили, набрав 18-20 баллов (ребята достают из конверта и поднимают сигнальную карточку с цифрой 5, учитель подсчитывает), - ____ человек;
-Оценку «4» за урок получили, набрав 15-17 баллов, - ____ человек;
-Оценку «3» за урок получили, набрав 9-14 баллов, - ____ человек.
-Заполните «Карту успеха».
Слайд 34.
Рефлексия.
-Составим медальный зачёт нашего урока. Выньте из конверта медаль, которую вы заслужили на этом уроке. Оставьте её себе на память о нашем уроке.
-Внимание на экран! Прощание с Олимпиадой в Сочи 2014 года!
Слайд 35. (просмотр видеоматериала) - 2,5 минуты
Слайд 36.
-Вот и подошёл к концу наш урок. Надеюсь, что вы уйдёте отсюда с хорошим настроением.
Слайд 37.
-Спасибо за урок! До новых встреч!
Сказка. (при наличии лишнего времени)
-Ребята, хотите послушать интересную сказку?
Слайд 38.
- «В некотором государстве, на берегу нулевой реки жили числа-близнецы. Их домики стояли на одинаковом расстоянии от реки. Только одни из них поселились на правом берегу, а другие – на левом. Жили дружно и счастливо. Но случилась беда, стали пропадать пары чисел, отличающихся друг от друга знаками. Сыщики выяснили, что они исчезают в нулевой реке. Тогда правитель координатного государства издал указ, запрещающий таким числам одновременно подходить к нулевой реке».
Задание: - Подумайте, как назывались эти числа?
- Почему терялись пары в нулевой реке?
Слайд 39.
Кроссворд. (при наличии лишнего времени)
-Сейчас мы с вами разгадаем математический кроссворд.
1 вопрос. Натуральное число, которое делится без остатка на данное число. (кратное)
2 вопрос. Натуральное число, на которое делится данное число без остатка. (делитель)
3 вопрос. Как называется число, которое имеет только два делителя 1 и само число? (простое)
4 вопрос. Как называется деление числителя и знаменателя дроби на их общий делитель, отличный от 1. (сокращение)
5 вопрос. Частное двух чисел. (отношение)
6 вопрос. Равенство двух отношений. (пропорция)
7 вопрос. Отношение длины отрезка на карте к длине отрезка на местности. (масштаб)
8 вопрос. Числа, которые состоят из натуральных, им противоположных и нуля. (целые)
9 вопрос. Математический знак, указывающий на числа, противоположные натуральным. (минус)
10 вопрос. Число, показывающее положение точки на прямой. (координата)
11 вопрос. Расстояние от начала отсчёта до точки в единичных отрезках. (модуль)
12 вопрос. Математическое действие. (сложение)
.