СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Сложение чисел с разными знаками"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок по теме "Сложение чисел с разными знаками"

Просмотр содержимого документа
«Сложение чисел с разными знаками»

Технологическая карта урока

Ф.И.О. учителя: Буренкова Галина Николаевна


Предмет

математика

Класс

6

Тип урока


Открытие нового знания.

Технология построения урока

Системно-деятельностный подход

Тема

Сложение чисел с разными знаками

Цель

Создать условия для открытия правила сложения чисел с разными знаками

Основные термины, понятия

Модуль, координатная прямая, сумма, разность, противоположные числа



Планируемый результат

Предметные умения


Уметь складывать числа с разными знаками















Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности; ответственность за общее дело


Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель урока; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действий; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение


Познавательные УУД: уметь отличать новое от уже известного; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание; самостоятельно создавать алгоритм деятельности; извлекать из математических текстов необходимую информацию; использовать знаково-символические средства; строить логическую цепочку рассуждений


Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и следовать им; уметь выражать свои мысли четко, полно и точно






Организация пространства

Формы работы

Ресурсы


Фронтальная (ф), работа в парах(п), индивидуальная(и).







Книгопечатная продукция

Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд, «Математика 6»

Технические средства обучения: презентационный комплекс








Дидактические задачи этапов урока


Этапы урока

Дидактические задачи

Организационный

(этап мотивации)

Создать условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность

Актуализация опорных знаний и умений

Создать условия для осознания потребности к построению пробного учебного действия

Постановка учебной проблемы

Создать условия для создания учебной проблемы

Формулирование проблемы, планирование деятельности

Создать условия для планирования деятельности

Открытие нового знания

Создать условия для открытия правила сложения чисел с разными знаками

Первичная проверка понимания

Совершить пробное учебное действие, решить несколько примеров (работа в парах)

Применение новых знаний

Приобрести и отработать на примерах навык сложения чисел с разными знаками

Рефлексия учебной деятельности

Инициировать предметную рефлексию



Технология изучения





Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся



Организационный


Л: умение выделять нравственный аспект поведения

Р: способность к рефлексии собственной деятельности и деятельности товарищей.

К: осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания.


Учитель приветствует учащихся, настраивает их на работу.

А для чего мы изучаем такую трудную науку , как математика? Не для школы, а для жизни!

Экология - наука, которая тесно связана с другими науками, в частности с математикой. При изучении экологии возникает много вопросов, ответы на которые можно получить при помощи математики. Математика позволяет проводить точные измерения, делать расчеты и подтверждать наблюдения. Хочу сказать, что не надо быть великим математиком, чтобы беречь природу и очистить нашу зеленую планету от загрязней.














Ученики отвечают на вопрос









Актуализация опорных знаний и умений


Л: развитие мотивов учебной деятельности.

Р: целеполагание.

К: слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания.

П: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Выделять существенную информацию, выдвигать гипотезы и осуществлять актуализацию личного жизненного опыта

  • Разбейте числа, которые вы видите на слайде на группы.(Слайд2)

  • А что вы уже умеете делать с положительными и отрицательными числами. (слайд 3)

  • Даны числа: -15; -2; -17; -9

8; -16; -26; 28

3,2; -1,9; -3,9; 0

а) назовите модуль каждого числа;

б) назовите в каждой строчке число, модуль которого больше;

в) назовите в каждой строчке знак числа, модуль которого больше.

  • Вычислить, подтверждая действие правилом (Слайд 4)

-15+ (-23) -41+(-32) -2,6+(-8,7)


0+(-12,3)



-6 + 8 ; 10 +(- 14); -8 +11 ; -456+ 287





.





Выполняют задание, объясняют, чем отличается одна группа от другой.




Отвечают на вопрос. Объясняют.









Складывают отрицательные числа





Складывают с помощью координатной прямой






Формулирование проблемы, планирование деятельности

Л: принятие социальной роли обучающегося, смыслообразование.

Р:составление плана и последовательности действий, прогнозирование результата и уровня усвоения материала.

К: умение слушать собеседника, дополнять и уточнять высказанные мнения.

П: умение осознанно строить речевое высказывание.


Удобно складывать числа -456 и 287 по координатной прямой?

Как же нам быть в подобных случаях?

Попробуйте сформулировать тему нашего урока? Правильно.(слайд 5)


Откройте тетради и запишите тему урока «Сложение чисел с разными знаками»

Чем мы будем заниматься на уроке? Значит, какую цель вы определите для себя на данном уроке?

Если вы четко понимаете, чем вы должны будете заниматься на уроке, поставьте в лист самооценки 2 балла, если вы в чем - то сомневаетесь, поставьте 1 балл, если не поняли цели и задач урока – 0. Оцените одноклассника, записанного в вашем листе, если он принимал участие в определении темы, или цели и задач урока-1 балл, если нет -0 баллов

Сделают вывод, что с помощью координатной прямой не все числа удобно складывать

Найти правило, которое нам поможет

Формулируют тему.

Познакомимся с правилом сложения чисел с разными знаками, научимся складывать числа с разными знаками.


.

Записывают тему урока.

Оценивают себя и одного одноклассника



.


Открытие нового знания

Л: независимость и критичность мышления; развитие навыков сотрудничества.

Р: Контроль правильности ответов информации по учебнику, выработка собственного отношения к изученному материалу обучающихся. Коррекция.

П:Поиск и выделение необходимой информации.

К:Слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания. Смысловое чтение


Молодцы. Сейчас вы будете исследователями и самостоятельно сделаете открытие, выведя правило сложения чисел с разными знаками.

Выполните лабораторно - практическую работу в парах, сделайте вывод, ответив на поставленные вопросы, попробуйте сформулировать правило сложения чисел с разными знаками.

Проверьте себя по учебнику на стр.180. (обрати внимание на рекомендацию авторов учебника, записанную после правила сложения чисел с разными знаками).

Поработайте в четверках, проговорите правило друг другу, предложите свои примеры другой паре, проверьте правильность решения. Поставьте баллы в лист самооценки.








Выполняют лабораторно – практическую работу в парах, делают выводы.

Работают в четверках, сравнивают формулировки, решают примеры товарищей, оценивают.


Первичная проверка понимания

Л:смыслообразование.

Р: тренировать способность к рефлексии собственной деятельности и деятельности своих товарищей.

К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.

П: способность к использованию выведенного алгоритма;

Давайте вернемся к примеру -456+ 287

Ребята, один учащийся решал примеры и попросил меня проверить, все ли верно он сделал? Вы поможете мне это сделать? Поработайте в четверках по два примера для каждой группы. Выберите, кто будет выступать от группы.

(Слайд 6)

-12+5=7 34+(-49)=-15 -11+18=7 47+(-35)=8 -53+19=-35 -41+32=-9

Не забывайте про самооценку.


проговаривают правило, решают пример.

ищут ошибки в примерах, объясняют их, выдвигают выступающего от группы, которые выступает у доски.

Выставляют баллы.

Применение новых знаний

Л:смыслообразование.

Р: тренировать способность к рефлексии собственной деятельности и деятельности своих товарищей.

К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.

П: способность к использованию выведенного алгоритма;

Работа по учебнику: выполнить № 1066 у доски и в тетрадях.


Обучающая самостоятельная работа. с последующей самопроверкой (индивидуальная работа) (слайд ы 8,9.10)

1. Определите знак суммы:

а) (-12) + (-7); в) (+15) + (-8); д) (-24) + (+19); ж) (+3,7) + (-8,4);

б)(-8) + (+3); г) (-6)+ (-11); е) (+53) + (-35); з) (-245) + (+300).

Ответы: а) –; б) –; в) +; г) –; д) –; е) +; ж) –; з) +.

2. Выполните действия: Ответы:

а)-19 + 40 1)59; 2)-59; 3)-21; 4)21.

б)-3,4 + 5,7 1)2,3; 2)-2,3; 3)9,1; 4)-9,1.

в) -5,6 + (-3,5 + 5,6). 1)3,5; 2)2,5; 3)-3,5; 4)-2,5.

3.Найдите сумму всех целых чисел,

расположенных между числами -5,6 и 3,5.

1)3; 2)-11; 3)-9; 4)-15.


Учащиеся по порядку выходят к доске, решают примеры, проговаривая правило.

Выполняют самостоятельную работу, оценивают себя, сравнивая с решением на слайде, проводят самооценку.




«Творческое применение знаний» (слайд 11)

Найдите наиболее удобный способ решения.

- 4,8 +3,4 +2,6 -7 ⅔ - 3,4 + 4,8 + 2⅔ - 1⅖



Работа в парах

Рефлексия учебной деятельности

Предметные: фиксирование нового содержания

Метапредметные (УУД):

познавательные:

регулятивные: уметь оценивать правильность выполнения действий

коммуникативные: воспринимать текст с учетом поставленной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения

личностные: понимать причины успеха/ не успеха в учебной деятельности



В течении всего урока вы заполняли лист самооценки, посчитайте количество баллов и выставьте себе оценку за урок и оцените пожалуйста своего одноклассника словесно. Послушаем вашу оценку товарища, а остальные сравнивают свою оценку с оценкой одноклассника. Постарайтесь объяснить свое оценивание.

Какую цель мы поставили в начале урока? Достигли ли вы цели?

Ребята, если вы хорошо усвоили тему урока, достигли цели урока, поднимите зеленую сигнальную карту, Если остались непонятными какие-то моменты -желтую сигнальную карту, вообще не усвоили тему, красную сигнальную карту.



Вы можете записать домашнее задание на выбор не менее двух номеров:

П.33 выучить правило.

№1081(а-е), 1083(а,б), задача 1085 и по желанию найти в интернете когда и кем были придуманы отрицательные числа.

Оцените выбор домашней работы: 4 балла –выбрали все; 3 балла- выбрали 3 задания из 4, 2 балла – выбрали 2 номера.



Самооценка. Выступают с оценкой одноклассника.

Показывают с помощью сигнальных карт степень усвоения материала.















Выбирают и записывают домашнюю работу.

Оценивают свой выбор домашней раб







Лабораторно-практическая работа в парах



Тема: «Сложение чисел с разными знаками»



Задача: Вывести правило сложения чисел с разными знаками.



Ход работы: начертите координатную прямую.

С помощью координатной прямой выполните сложение чисел: Заполните таблицу:

Пример

Сравнить

Знак суммы

Ответ

-5 + 3=

|-5| |3|



7 + ( -3 )=

|7| |-3|



-4 + 6 =

|-4| |6|



-9 +10=

|-9| |10|



-8 + 3=

|-8| |3|





Обратите внимание на знак ответов. Сделайте вывод: при сложении чисел с разными знаками какой знак может получиться?



________________________________________________________________________________________________________________

С каким из знаков слагаемых совпадает знак ответа?______________________________________________________________________

Что можно сказать о модуле этого слагаемого по сравнению с модулем другого слагаемого? Сделайте вывод: при сложении чисел с разными знаками , получается знак числа модуль которого_________________________________

Обратите внимание на модуль ответа. Как он связан с модулями слагаемых?

Сделайте вывод: при сложении чисел с разными знаками модуль ответа равен __________________________________________________.

Основываясь на полученных выводах ,не используя координатную прямую, сложите числа:

36 +(-33)=

-92 + 12=

15 + (-18)=

-44 +56=

Попробуйте сформулировать правило сложения чисел с разными знаками: Чтобы сложить два числа с разными знаками надо:

1) из ________ модуля слагаемых ________ ________ ;

2) поставить перед полученным числом ________ того слагаемого, ________ которого ________ .

Проверьте себя по учебнику на стр.180. (обрати внимание на рекомендацию авторов учебника , записанную после правила сложения чисел с разными знаками).







Приложение 1 Лист самооценки.



№ п/п

Деятельность учащегося

Критерии самооценки

Самооценка

Критерии оценки одноклассника

Оценка одноклассника (Ф. И.)

1

Формулировка темы урока, цели и задач урока

Ясам смог определить тему, цель и задачиурока-2 балла.

Я смог определить только тему урока 1 балл.

Я не смог определить тему, цель и задачи урока - 0 баллов.


Принимал участие в определении темы урока, цели урока, или задач урока - 1 балл.

Не принимал участие в определении темы урока, цели урока, или задач урока 0 баллов.



2

Что я буду делать для достижения цели.

Я сам определил, как достичь цели урока 1балл.

Я не смог определить, как достичь цели урока – 0 баллов.


Принимал участие в планировании действий для достижения цели урока - 1 балл.

Не принимал участие в планировании действий для достижения цели урока 0 баллов.



3

Выполнение лабораторно - практической работы в паре.

Участвовал в работе группы – 1 балл.

Не участвовал в работе группы – 0 балл.



Участвовал в работе группы – 1 балл.

Не участвовал в работе группы – 0 балл.



4


Работа в группе по закреплению правила .

роверка правильности решения примеров

Участвовал в работе группы – 1 балл.

Не участвовал в работе группы – 0 балл.



Участвовал в работе группы – 1 балл.

Не участвовал в работе группы – 0 балл.



5

Выполнение № 1066

Сделал все примеры сам 2 балла.

Сделал больше половины сам – 1 балл

Сделал меньше половины сам- 0 баллов.


Справился у доски с заданием 1 балл.

Не справился у доски с заданием 0 баллов.


6

Выполнение самостоятельной работы

За каждый правильно решенный пример -1 балл


Не оценивается


7

Выполнение творческого задания (работа в группе)

Нашел удобный способ решения 1 балл.

Не нашел удобного способа решения 0 баллов.



Нашел удобный способ решения 1 балл.

Не нашел удобного способа решения 0 баллов.



8

Выбор домашнего задания

4 балла –выбрали все задания; 3 балла- выбрали 3 задания из 4, 2 балла – выбрали только 2 номера.



Не оценивается




Поставьте себе оценку:

если вы набрали 9-11 баллов - «5»



6 – 8 баллов – «4»

3 – 5 баллов – «»





























Просмотр содержимого презентации
«Сложение чисел с разными знаками»

Выполнила: Буренкова Г.Н.учитель математики МБОУ СОШ №2 г.Нижний Ломов 2020г

Выполнила: Буренкова Г.Н.учитель математики МБОУ СОШ №2 г.Нижний Ломов

2020г

-15; -2; -17; -9;-16; -26; 28;8;  3,2; -1,9; -3,9; 0

-15; -2; -17; -9;-16; -26; 28;8;

3,2; -1,9; -3,9; 0

I группа  -15; -2; -17; -9;-16; -26; ; -1,9; -3,9  I I группа  28;8; 3,2 I II группа 0

I группа -15; -2; -17; -9;-16; -26; ; -1,9; -3,9

I I группа 28;8; 3,2

I II группа 0

«Сложение чисел с разными знаками»
  • «Сложение чисел с разными знаками»
-12+5= 34+(-49)= -11+18= 47+(-35)= -53+19=  -41+32=

-12+5= 34+(-49)= -11+18= 47+(-35)= -53+19=

-41+32=

а) (-12) + (-7); в) (+15) + (-8); д) (-24) + (+19);ж) (+3,7) + (-8,4);  б)(-8) + (+3); г) (-6)+ (-11); е) (+53) + (-35);  з) (-245) + (+300) Ответы: а) –; б) –; в) +; г) –; д) – е) +; ж) –; з) +.

а) (-12) + (-7); в) (+15) + (-8);

д) (-24) + (+19);ж) (+3,7) + (-8,4); б)(-8) + (+3); г) (-6)+ (-11);

е) (+53) + (-35); з) (-245) + (+300)

Ответы: а) –; б) –; в) +; г) –; д) – е) +; ж) –;

з) +.

а)-19 + 40 1)59; 2)-59; 3)-21; 4)21.  б)-3,4 + 5,7 1)2,3; 2)-2,3; 3)9,1; 4)-9,1.  в) -5,6 + (-3,5 + 5,6).  1)3,5; 2)2,5; 3)-3,5; 4)-2,5.
  • а)-19 + 40 1)59; 2)-59; 3)-21; 4)21.
  • б)-3,4 + 5,7 1)2,3; 2)-2,3; 3)9,1; 4)-9,1.
  • в) -5,6 + (-3,5 + 5,6). 1)3,5; 2)2,5; 3)-3,5; 4)-2,5.
Найдите сумму всех целых чисел, расположенных между числами -5,6 и 3,5. 1)3; 2)-11; 3)-9; 4)-15.
  • Найдите сумму всех целых чисел,
  • расположенных между числами -5,6 и 3,5.
  • 1)3; 2)-11; 3)-9; 4)-15.
Найдите наиболее удобный способ решения. - 4,8 +3,4 +2,6 -7 ⅔ - 3,4 + 4,8 + 2⅔ - 1⅖
  • Найдите наиболее удобный способ решения.
  • - 4,8 +3,4 +2,6 -7 ⅔ - 3,4 + 4,8 + 2⅔ - 1⅖


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!