СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Слово о русском языке. Экология языка. (2 урока)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

2 вводных урока в одной презентации. 

Просмотр содержимого документа
«Слово о русском языке. Экология языка. (2 урока)»

Слово о русском языке

Слово о русском языке

Работа со статьей учебника на стр.6 – 8 Формат работы: комментируемое чтение, т.е после прочтения какой-то части текста(абзаца) формулируем ее главную мысль (микротему).

Работа со статьей учебника на стр.6 – 8

Формат работы: комментируемое чтение, т.е после прочтения какой-то части текста(абзаца) формулируем ее главную мысль (микротему).

1. Русский язык – славянский язык, в осточная группа .

1. Русский язык – славянский язык, в осточная группа .

1*. Русский язык – славянский язык. Сравните!  Рус. – лиса Чеш. – liška Укр. – лисиця Серб. – лисица Польск. – lisa Белорус. – ліса Рус. – заяц Макед. – зајак Польск. – zając Словац. – zajačik Укр. – зайця Хорв. – zec

1*. Русский язык – славянский язык.

Сравните!

  • Рус. – лиса
  • Чеш. – liška
  • Укр. – лисиця
  • Серб. – лисица
  • Польск. – lisa
  • Белорус. – ліса
  • Рус. – заяц
  • Макед. – зајак
  • Польск. – zając
  • Словац. – zajačik
  • Укр. – зайця
  • Хорв. – zec
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 1 На примере 2-х названий домашних животных проследите, в каких славянских языках эти названия похожи (не менее 5-ти языков). Переводчик в помощь!

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 1

  • На примере 2-х названий домашних животных проследите, в каких славянских языках эти названия похожи (не менее 5-ти языков).
  • Переводчик в помощь!
2. Русский язык – государственный язык и язык международного общения На 2018 год. На 2022 год.

2. Русский язык – государственный язык и язык международного общения

На 2018 год.

На 2022 год.

Работа с учебником: Упр.2.

Работа с учебником:

  • Упр.2.
Работа со статьей учебника на стр.10 – 11 Формат работы: комментируемое чтение, т.е после прочтения какой-то части текста(абзаца) формулируем ее главную мысль (микротему).

Работа со статьей учебника на стр.10 – 11

Формат работы: комментируемое чтение, т.е после прочтения какой-то части текста(абзаца) формулируем ее главную мысль (микротему).

3. Основа русского языка – литературный язык Литературный язык - обработанная часть общенародного языка, обладающая письменно закреплёнными нормами ; это язык всех проявлений культуры , выражающихся в словесной форме .

3. Основа русского языка – литературный язык

  • Литературный язык - обработанная часть общенародного языка, обладающая письменно закреплёнными нормами ; это язык всех проявлений культуры , выражающихся в словесной форме .
4. Помимо литературного языка….  Диалекты – разновидность языка, которая употребляется как средство общения между людьми, связанными между собой одной территорией/ Жаргон –групповые речевые особенности, характерные для какой-либо  социальной группы  — возрастной, субкультурной и пр. Профессионализмы – это свойственные многим профессиям слова и выражения, взятые из общего оборота.  Просторечие – слова, выражения, грамматические формы и обороты, употребляемые в целях сниженной, грубоватой характеристики предмета, а также простая непринуждённая речь с этими словами, формами и оборотами. Арго – язык деклассированных* групп общества.

4. Помимо литературного языка….

  • Диалекты – разновидность языка, которая употребляется как средство общения между людьми, связанными между собой одной территорией/
  • Жаргон –групповые речевые особенности, характерные для какой-либо  социальной группы  — возрастной, субкультурной и пр.
  • Профессионализмы – это свойственные многим профессиям слова и выражения, взятые из общего оборота. 
  • Просторечие – слова, выражения, грамматические формы и обороты, употребляемые в целях сниженной, грубоватой характеристики предмета, а также простая непринуждённая речь с этими словами, формами и оборотами.
  • Арго – язык деклассированных* групп общества.
5. Литературный язык нормирован.

5. Литературный язык нормирован.

Подумаем: «В чем отличие от современного русского языка?» Язык восточных славян называют древнерусским . Он был очень звучен и мелодичен. Древнерусский язык существовал примерно до 14 - 15 веков, а потом распался на три отдельных языка: русский, украинский и белорусский . У него были такие интересные особенности и нормы:  В нем велика роль гласных , их было одиннадцать . А сейчас? В древнерусском языке было шесть типов склонений существительных А сейчас? три формы числа - единственное, множественное и двойственное. А сейчас? шесть падежей (именительный, родительный, дательный, винительный, местный и звательный). А сейчас?

Подумаем: «В чем отличие от современного русского языка?»

Язык восточных славян называют древнерусским . Он был очень звучен и мелодичен. Древнерусский язык существовал примерно до 14 - 15 веков, а потом распался на три отдельных языка: русский, украинский и белорусский .

У него были такие интересные особенности и нормы:

  • В нем велика роль гласных , их было одиннадцать . А сейчас?
  • В древнерусском языке было шесть типов склонений существительных А сейчас?
  • три формы числа - единственное, множественное и двойственное. А сейчас?
  • шесть падежей (именительный, родительный, дательный, винительный, местный и звательный). А сейчас?
Работа со статьей учебника на стр.13 Формат работы: комментируемое чтение, т.е после прочтения какой-то части текста(абзаца) формулируем ее главную мысль (микротему).

Работа со статьей учебника на стр.13

Формат работы: комментируемое чтение, т.е после прочтения какой-то части текста(абзаца) формулируем ее главную мысль (микротему).

6. Функциональных стили речи Функциональные стили – исторически сложившаяся система речевых средств , используемых в той или иной сфере человеческого общения ; разновидность литературного языка, выполняющая определенную функцию в общении

6. Функциональных стили речи

  • Функциональные стили – исторически сложившаяся система речевых средств , используемых в той или иной сфере человеческого общения ; разновидность литературного языка, выполняющая определенную функцию в общении
7. Языкознание / лингвистика Лингви́стика  (от лат. lingua — язык), языкозна́ние, языкове́дение — наука, изучающая языки.

7. Языкознание / лингвистика

  • Лингви́стика  (от лат. lingua — язык), языкозна́ние, языкове́дение — наука, изучающая языки.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 2 Упр. 10. Объясните значение данных слов; постарайтесь дать точное лексическое значение (если слово многозначное, то опишите несколько значений). Подберите для каждого синоним из русского литературного языка. Какие из этих слов являются варваризмами* (т.е. заменёнными новыми заимствованными словами уже существующие явления/предметы)?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 2

  • Упр. 10.
  • Объясните значение данных слов; постарайтесь дать точное лексическое значение (если слово многозначное, то опишите несколько значений).
  • Подберите для каждого синоним из русского литературного языка.
  • Какие из этих слов являются варваризмами* (т.е. заменёнными новыми заимствованными словами уже существующие явления/предметы)?
Экология языка

Экология языка

Экология языка (эколингвистика) Родоначальником – американский ингвист  Эйнар Хауген который в 1970  г. в докладе «Экология языка» обозначил это понятие : « Экологию языка можно определить как науку о взаимоотношениях между языком и его окружением , где под окружением языка понимается общество, использующее язык как один из своих кодов. Язык существует только в сознании говорящих на нём и функционирует только при взаимоотношениях с другими говорящими и с их социальным и естественным (природным) окружением. Частично экология языка имеет физиологическую природу (то есть взаимодействие с другими языками в сознании говорящего), частично социальную (то есть взаимодействие с обществом, в котором язык используется как средство коммуникации). Экология языка зависит от людей, которые учат его, используют и передают другим людям ».

Экология языка (эколингвистика)

  • Родоначальником – американский ингвист  Эйнар Хауген который в 1970  г. в докладе «Экология языка» обозначил это понятие :
  • « Экологию языка можно определить как науку о взаимоотношениях между языком и его окружением , где под окружением языка понимается общество, использующее язык как один из своих кодов. Язык существует только в сознании говорящих на нём и функционирует только при взаимоотношениях с другими говорящими и с их социальным и естественным (природным) окружением. Частично экология языка имеет физиологическую природу (то есть взаимодействие с другими языками в сознании говорящего), частично социальную (то есть взаимодействие с обществом, в котором язык используется как средство коммуникации). Экология языка зависит от людей, которые учат его, используют и передают другим людям ».
Активные процессы в языке: Изменение лексического значения слов. ВЫПОЛНИМ УПР.11. Образование новых слов от заимствованных по уже существующим моделям . ВЫПОЛНИМ УПР. 13 (устно) Влияние профессионализмов, жаргонизмов на лексику, морфологию и пр. Влияние устной речи на письменную (формо-/словообразование, синтаксис и пр.) ПРОЧИТАЕМ СТАТЬЮ НА СТР.19-20. ВЫПОЛНИМ УПР.14 (устно) ВЫПОЛНИМ УПР 15. (письменно)

Активные процессы в языке:

  • Изменение лексического значения слов.
  • ВЫПОЛНИМ УПР.11.
  • Образование новых слов от заимствованных по уже существующим моделям .
  • ВЫПОЛНИМ УПР. 13 (устно)
  • Влияние профессионализмов, жаргонизмов на лексику, морфологию и пр.
  • Влияние устной речи на письменную (формо-/словообразование, синтаксис и пр.)
  • ПРОЧИТАЕМ СТАТЬЮ НА СТР.19-20.
  • ВЫПОЛНИМ УПР.14 (устно)
  • ВЫПОЛНИМ УПР 15. (письменно)

Домашнее задание. Упр.16. (письменно)

Домашнее задание.

  • Упр.16. (письменно)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!