СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Слово и его лексическое значение"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока "Слово и его лексическое значение"

Просмотр содержимого документа
«"Слово и его лексическое значение"»

Тема урока: Слово и его лексическое значение

Цель урока: подчеркнуть для учащихся функцию слова в языке; обновлять и расширять понятия словарного состава, лексического значения слова, деления слов на лексические группы; стимулировать потребность грамотного использования толковых словарей для развития культуры собственной речи.

Оборудование: выставка словарей (толковые, фразеологические, этимологические, словари синонимов, антонимов, омонимов); схема для этапа актуализации опорных знаний (на доске).

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

  2. Опрос по домашнему заданию

  3. Актуализация опорных знаний

  1. Выполнение задания

Соедините линиями понятия.

Части слова Фонетика

Значение слова, его толкование, словарный запас языка Морфемика

Звуки речи Синтаксис

Строение словосочетания и предложения Лексикология

  1. «Это интересно»

  • Объясните значение приведённых слов: арлекин, бык. (Арлекин – традиционный персонаж итальянской «комедии масок», слуга-хитрец, шут в разноцветной одежде из лоскутков; бык – крупное жвачное парнокопытное животное).

  • Послушайте вариант толкования слов писателем Ю.И. Ковалем из повести «Пять похищенных монахов». Который содержался под заголовком «Краткое объяснение некоторых слов».



Арлекин – гончая собака с разноцветными глазами и пятнистая, как шахматная доска.

Бык – любимое домашнее животное дяди Сювы.



  • Почему толкования не совпали?

  • Какое толкование слов даётся в толковых словарях? (Общепринятое. Не частное)

  1. Работа с материалом учебника

  • Прочитайте в учебнике эпиграф к разделу «Лексика. Культура речи» (стр. 51).

  • Как вы понимаете это высказывание?

  • Почему так важно знать точное лексическое значение слов?

  1. Постановка целей и задач урока

  2. Работа над темой урока

  1. Работа с материалом учебника (стр.51)

  2. Игра – словарный диктант «Кто быстрее сообразит?»

Методический комментарий. К доске идет от ряда тот, кто вспомнил слово (словосочетание), которым можно продолжить фразу, записывает его на доске, учащиеся работают в тетради. Побеждает ряд, который даст больше правильных ответов.

  • Все слова языка образуют его словарный состав, или … (лексику).

  • Раздел науки о языке, изучающий словарный запас языка - … (лексикология).

  • То, что обозначает слово – это его … (лексическое значение).

  • Слова, имеющие одно лексическое значение, называются … (однозначными).

  • Слова, имеющие много лексических значений, называются … (многозначными).

  • Слова, кроме прямого значения, могут иметь … (переносное).

  • Слова одной и той же части речи, противоположные по значению, называются … (антонимами).

  • Слова одной и той же части речи, одинаковые по написанию, но разные по значению, называются … (омонимами).

  • Слова одной и той же части речи, похожие по значению, но разные по написанию, называются … (синонимами).

  1. Выполнение упражнения № 92

(Акцентировать внимание учащихся на правильности написания слов в зависимости от лексического значения.)

С 2-3 парами словосочетаний составьте предложения.

  1. Выставка словарей

Учитель. Обратите внимание на разнообразие словарей, которые помогают нам найти точное слово, выражение, украсить свой язык. Каждый словарь существует для определенных целей: открыв один, мы сможем узнать лексическое значение нужных слов, выражений, открыв другой – историю слова…

Казалось бы, такое простое слово, как слово имеет много значений. Давайте узнаем, каковы его лексические значения в различных словарях (Учащиеся помогают найти по словарям, розданным учителем.)

Слово – 1. Единица речи, служащая для выражения отдельного понятия. 2. Самая речь, способность говорить (дар слова). 3. Устное публичное выступление (слово докладчика).4. Речь на какую-нибудь тему, повествование, рассказ («Слово о полку Игореве»). 5. Право, позволяющее говорить публично ( дать кому-либо слово). 6. Мнение, вывод (сказать свое веское слово, по последнему слову науки). 7. То же, что обещание (дать слово).

(С.Т. Ожегов)

Слово – 1 Исключительная способность человека выражать гласно мысли и чувства свои; дар говорить; словесная речь (Человеку слово дано, скоту немота). 2. Сочетание звуков, составляющих одно целое. 3. Разговор, беседа, речь, проповедь. Сказание. 4. Слово Божье. 5. Истина, мудрость, сила (В начале было Слово). 6. Обет, обещание. 7. Заговор, чара, заклинание (Он такое слово (словцо) знает). 8. Название буквы (в церковно-славянской азбуке).

(В.И. Даль)

Слово – речь, обещание.

(З.Е. Александрова)

(Наиболее интересные моменты, с точки зрения учителя, учащиеся фиксируют в тетрадях.)

  1. Выполните упражнение № 93, 94, 97, 100 (на выбор учителя)



  1. Рефлексия

  • С каким разделом науки о русском языке вы сегодня познакомились?



  1. Домашнее задание

Выполнить упражнение № 96 или 101.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!