Урок русского языка в 5 классе
Слово и его лексическое значение.
Предмет: русский язык (УМК Ладыженской Т. А.).
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цели урока:
1.Личностные (Л):
- осознание эстетической ценности русского языка;
- взаимодействие учащихся в парной работе: развитие уважения друг к другу;
- создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.
2. Метапредметные:
А) коммуникативные (К): устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать, совершенствование всех видов речевой деятельности: говорение (умение высказываться и обосновывать свою точку зрения, формулирование вопросов, обучение друг друга), слушание (себя, учителя и друг друга), чтение (учебного текста, выразительное чтение), письмо (количество записанных слов на уроке ≈ 70-80), совершенствование коммуникативно-речевых умений (создание собственных примеров);
Б) регулятивные (Р): включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества, высказывание предположений на основе наблюдений, формулирование темы урока, поиск путей достижения целей урока, умение соотносить цели и результаты своей деятельности, определять степень успешности работы;
В) познавательные (П): выделять главное, свертывать информацию до ключевых понятий, искать пути решения проблем, отбирать слова по самостоятельно выбранным основаниям.
3. Предметные: познакомить учащихся с понятием лексика и лексическое значение слова, развивать умение работать с толковым словарём, выработать умение находить в толковом словаре лексическое значение слов, умение употреблять в речи слова в соответствии с жизненной ситуацией, расширять словарный запас детей, развивать умения применять правило постановки тире между подлежащим и сказуемым.
Оборудование урока:мультимедийная презентация, оформленная доска (число, классная работа), учебник «Русский язык. 5 класс» под редакцией Т. А. Ладыженской, карточки для проведения рефлексии в конце урока, толковые словари (С. И. Ожегова, В. И. Даля, словарь учебника).
Методы урока: фронтальная беседа, поисковое чтение, самостоятельная работа по учебнику, беседа по осмыслению прочитанного (услышанного), работа в парах, рефлексия.
Ход урока:
1.Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)
Приветствие. Проверка готовности ребят к уроку. Оформление рабочей тетради.
Наш урок я хотела бы начать с небольшого стихотворения, автором которого является Ирина Петровна Токмакова. Ваша задача, ребята: внимательно его послушать и определить, о чем в нем идет речь:
Ложка – это ложка,
Ложкой суп едят.
Кошка – это кошка,
У кошки семь котят.
Тряпка – это тряпка,
Тряпкой вытру стол.
Шапка – это шапка,
Оделся и пошел.
А я придумал слово.
Смешное слово – плим.
Я повторяю снова -
Плим, плим, плим.
Вот прыгает и скачет
Плим, плим, плим.
И ничего не значит
Плим, плим, плим.
-Скажите, какую задачу вы выполняли, слушая это стихотворение?
-О чем это стихотворение?
-Удалось ли герою стихотворения «придумать» новое слово? Можно ли назвать «плим» - словом? Почему?
(Нет, потому что оно «ничего не значит», не имеет смысла, не имеет лексического значения.)
-Как вы думаете, почему я прочитала вам это стихотворение в самом начале урока?
-Это стихотворение должно помочь нам определить тему нашего сегодняшнего урока.
-Как вы думаете, какова тема нашего урока?
Итак, тема нашего урока: слово и его лексическое значение.
2.Актуализация знаний
- Ребята, разве мы с вами до этого не обращались к словам? Не изучали их?
- Давайте вспомним, какие разделы науки о языке мы изучали? (Фонетика, синтаксис.)
- Какую единицу языка (или единицы) рассматривает каждый из этих разделов?
(Фонетика – звуки речи; синтаксис – словосочетание, предложение)
- Итак, звук изучает фонетика, предложение – синтаксис. А какой раздел изучает слово? Давайте в этом разбираться.
Единица языка
|
Раздел науки о языке
|
звук
|
фонетика
|
СЛОВО
|
?
|
предложение
|
синтаксис
|
- Как взаимосвязаны между собой звуки и слова?
(Слова состоят из звуков)
- Как взаимосвязаны между собой слова и предложения?
(Слова связываются друг с другом, подчиняются друг другу, образуя предложения)
- Зачем теперь нам необходимо обращаться к слову?
(Теперь нам необходимо понять, что слова обозначают, каково их лексическое значение)
3.Формирование новых знаний
- Посмотрите на тему урока: какое слово может вызвать у нас вопрос?
(Лексическое)
3.1. Фронтальная беседа
-Какая это часть речи? (Прилагательное)
-От какого слова образовано? (Лексика)
3.2.Словарно-орфографическая работа с терминами
Запишем это слово в тетради, поставим ударение.
Лексика
- А что такое лексика?
(Словарный состав (запас) языка)
3.3. Поиск нужной информации в учебнике (поисковое чтение).
Давайте проверим наши предположения. Найдите тему сегодняшнего урока в своих учебниках. Кто первый найдёт, назовите страницу для остальных.
(Пока остальные ребята открывают учебник на нужной странице, учитель обращается к ученику, первому нашедшему тему в учебнике: «Как тебе удалось так быстро отыскать нужные страницы?)
- Назовите, обращаясь к материалу параграфа, ключевые слова.
- А как вы поняли, что именно эти слова будут ключевыми?
(Лексика, лексикология, ЛЗ, речь, язык, человек)
- Найдите в учебнике определение лексики.
- Посмотрите, из какого языка пришло?
- Подберем однокоренные слова и их тоже запишем.
- Обратимся к словосочетанию «лексическое значение». Что будем под ним понимать?
(греч.) lexikos
«относящийся к слову»
Лексический, лексикология, лексикон.
То, что слово «значит», обозначает.
- Зачем нам знать лексическое значение слов?
(Знать ЛЗ слова – значит знать слово, а слова обозначают понятия. Чем больше слов мы знаем, тем шире и точнее наше представление о мире, в котором мы живём. Точнее употреблять слова, не путать их.)
-Какой раздел русского языка будет изучать слово и его лексическое значение?
(Лексикология)
4. Изучение нового материала.
4.1.Метод – самостоятельная работа по учебнику (индивидуальная деятельность).
Обратимся к теоретическим сведениям на стр. 150-151 («Каждое слово что-то обозначает…»). Самостоятельно вдумчиво прочитайте теоретические сведения, постарайтесь их понять. Сформулируйте вопросы, на которые есть ответы в этом тексте. Вопросы запишите в тетрадях. Время выполнения этой работы -5 минут!
Предполагаемые вопросы к тексу параграфа:
-Что такое ЛЗ?
-Какое ЛЗ имеет слово ельник?
-Где разъясняются ЛЗ слов?
-О чём можно узнать из словарной статьи?
-Как располагаются слова в толковых словарях?...
Вопросы могут быть и другими.
4.2. Беседа по осмыслению прочитанного
(рефлексия осуществлённой деятельности)
-На пальчиках покажите, сколько вопросов записали?
-Кому было легко?
-Кому было сложно? В чем состояла сложность?
-Кто вообще не записал?
4.3 Работа в парах (обучение в сотрудничестве)
Теперь вы зададите свои вопросы друг другу, при ответе же старайтесь не заглядывать в учебник. И в это же время отмечайте для себя, насколько грамотно были составлены вопросы вашего соседа? Сначала первый вариант задаёт свои вопросы, второй отвечает; потом вы меняетесь ролями.
Как вы считаете, сколько времени вам понадобится на эту работу?
4.4 Рефлексия парной работы
-Поднимите руки те, кто уложился во времени (все вопросы заданы, получены ответы на все вопросы).
-Поднимите руки те, кому понравились вопросы соседа?
-Кому вопросы показались сложными?
-Кому при ответе вновь пришлось заглянуть в учебник?
Ребята, скажите, такой способ (изучающее чтение с последующим составлением вопросов к теории), который мы сейчас использовали при изучении этого текста, полезен? Если да, то почему?
Пригодится ли вам этот способ? Только ли на уроках русского языка?
А сейчас я предлагаю обратиться к упражнению под №336.
Скажите, какое ваше самое первое действие при выполнении упражнения?
5. Закрепление изученного
Пожалуйста, четко, выразительно прочитаем задание (вслух). Пытаемся его осмыслить и понять, что от нас требуется.
5.1. Работа с высказываниями М. Горького
- Кто готов ответить, что необходимо сделать? (А мы внимательно слушаем, и если ученик назовет не все, то добавляем, не повторяя его (её) слов)
-Какое первое задание упражнения?
Читаем! Сначала самостоятельно (про себя) и готовимся к выразительному чтению.
- Кто готов выразительно прочитать. А мы с вами подумаем, почему именно этот текст поместили в данный параграф?
- Как вы думаете, перед нами один текст?
В упражнении три высказывания о языке. Чем они все объединены?
- Какова главная мысль, объединяющая эти высказывания?
Обратите внимание, что перед нами не просто высказывания, а высказывания-советы. А кто дает эти советы?
- Знаете ли вы, кто это?
(Максим Горький – один из выдающихся русских писателей.)
-Как нужно, по мнению Максима Горького, совершенствоваться во владении языком?
- Какие глаголы употребляет М. Горький?
Давайте более пристально посмотрим на эти предложения. Ведь Горький не просто советует, он говорит нам о путях совершенствования, т.е. как достичь этого совершенства.
Пожалуйста,
1 ряд, поработайте с первым предложением и попробуйте определить этот путь,
2 ряд – со вторым,
3 ряд – с третьим предложением.
Ответили мы на второй вопрос упражнения: «Каковы советы по обогащению речи дает М. Горький?»
1 – читать классиков, мастеров слова;
2 – искать простые формы для запоминания, но в то же время яркие;
3 – подбирать для объяснений простые, доступные слова, учиться грамотно их употреблять.
- Все остальные задания по этому упражнению вы, ребята, выполните дома. Записываем в ДНЕВНИКИ домашнее задание: параграф 64, упражнение336(еще раз повторим, что нужно сделать дома по этому упражнению).
5.2.Закрепление изученного, самостоятельная работа
Давайте себя подготовим к домашнему заданию. А для этого выполним совет - будем совершенствоваться!
- Скажите, какое следующее задание было в упражнении?
(Привести толкование слова лексикон.)
- К какому источнику мы обращаемся, когда нам нужно дать толкование слова?
(Толковый словарь.)
- Какие толковые словари вам известны?
(Словарь С. И. Ожегова, В.И. Даля.)
- Небольшой толковый словарик есть и в вашем учебнике, давайте к нему обратимся.
Чтобы привести толкование слова и правильно его оформить, нам необходимо потренироваться.
-Найдите, пожалуйста, на стр. 176 слово брошюра. Каково его лексическое значение?
(Небольшая книжка.)
Давайте вспомним, как это можно оформить в виде предложения.
Запишем: брошюра – небольшая книжка.
Проверьте, совпадает ли ваша запись с моей.
-А почему мы должны поставить знак тире?
Теперь, ребята, вы поработаете самостоятельно.
Задание: найдите в толковом словаре 2 слова, которые вас заинтересуют, которые окажутся для вас полезными в дальнейшем.
Выпишите эти слова в тетрадь вместе с их лексическим значением, оформляя их в соответствии со схемой.
Выполняем. (Проверка – 2-3 ученика)
Надеюсь, что выбранные вами слова действительно окажутся для вас в дальнейшем полезными.
6. Задание на дом.
7. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
- Скажите, ребята, все ли поставленные перед нами задачи на сегодняшнем уроке были решены?
- Ответили ли мы на вопрос, для чего нам необходимо изучать слово и понимать его лексическое значение?
Оценивание работы детей.
Обратите внимание на листочки, которые лежат у вас на краю стола. Вы видите на них несколько незаконченных предложений. Таким образом я вам предлагаю оценить свою работу на уроке, свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность. Выберите три любых вопроса, которые покажутся вам наиболее интересными, и ответьте на них письменно:
1.На уроке мне было____________, так как _____________.
2.Своей работой на уроке я ____________, потому что _____________.
3.Урок для меня показался____.
4.Материал урока мне был__________.
5.Домашнее задание мне кажется_______.
6. ЧЕМ обогатил меня сегодняшний урок?
|
тяжело / легко / интересно/ не интересно
доволен / не доволен
коротким / длинным
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересно / не интересно
|
Оценивание учеников (3-5 чел.) учителем, выставление отметок в журнал.
Просмотр содержимого документа
«Слово и его лексическое значение»
Урок русского языка в 5 классе
Слово и его лексическое значение.
Предмет: русский язык (УМК Ладыженской Т. А.).
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цели урока:
1.Личностные (Л):
- осознание эстетической ценности русского языка;
- взаимодействие учащихся в парной работе: развитие уважения друг к другу;
- создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.
2. Метапредметные:
А) коммуникативные (К): устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать, совершенствование всех видов речевой деятельности: говорение (умение высказываться и обосновывать свою точку зрения, формулирование вопросов, обучение друг друга), слушание (себя, учителя и друг друга), чтение (учебного текста, выразительное чтение), письмо (количество записанных слов на уроке ≈ 70-80), совершенствование коммуникативно-речевых умений (создание собственных примеров);
Б) регулятивные (Р): включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества, высказывание предположений на основе наблюдений, формулирование темы урока, поиск путей достижения целей урока, умение соотносить цели и результаты своей деятельности, определять степень успешности работы;
В) познавательные (П): выделять главное, свертывать информацию до ключевых понятий, искать пути решения проблем, отбирать слова по самостоятельно выбранным основаниям.
3. Предметные: познакомить учащихся с понятием лексика и лексическое значение слова, развивать умение работать с толковым словарём, выработать умение находить в толковом словаре лексическое значение слов, умение употреблять в речи слова в соответствии с жизненной ситуацией, расширять словарный запас детей, развивать умения применять правило постановки тире между подлежащим и сказуемым.
Оборудование урока:мультимедийная презентация, оформленная доска (число, классная работа), учебник «Русский язык. 5 класс» под редакцией Т. А. Ладыженской, карточки для проведения рефлексии в конце урока, толковые словари (С. И. Ожегова, В. И. Даля, словарь учебника).
Методы урока: фронтальная беседа, поисковое чтение, самостоятельная работа по учебнику, беседа по осмыслению прочитанного (услышанного), работа в парах, рефлексия.
Ход урока:
1.Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)
Приветствие. Проверка готовности ребят к уроку. Оформление рабочей тетради.
Наш урок я хотела бы начать с небольшого стихотворения, автором которого является Ирина Петровна Токмакова. Ваша задача, ребята: внимательно его послушать и определить, о чем в нем идет речь:
Ложка – это ложка,
Ложкой суп едят.
Кошка – это кошка,
У кошки семь котят.
Тряпка – это тряпка,
Тряпкой вытру стол.
Шапка – это шапка,
Оделся и пошел.
А я придумал слово.
Смешное слово – плим.
Я повторяю снова -
Плим, плим, плим.
Вот прыгает и скачет
Плим, плим, плим.
И ничего не значит
Плим, плим, плим.
-Скажите, какую задачу вы выполняли, слушая это стихотворение?
-О чем это стихотворение?
-Удалось ли герою стихотворения «придумать» новое слово? Можно ли назвать «плим» - словом? Почему?
(Нет, потому что оно «ничего не значит», не имеет смысла, не имеет лексического значения.)
-Как вы думаете, почему я прочитала вам это стихотворение в самом начале урока?
-Это стихотворение должно помочь нам определить тему нашего сегодняшнего урока.
-Как вы думаете, какова тема нашего урока?
Итак, тема нашего урока: слово и его лексическое значение.
2.Актуализация знаний
- Ребята, разве мы с вами до этого не обращались к словам? Не изучали их?
- Давайте вспомним, какие разделы науки о языке мы изучали? (Фонетика, синтаксис.)
- Какую единицу языка (или единицы) рассматривает каждый из этих разделов?
(Фонетика – звуки речи; синтаксис – словосочетание, предложение)
- Итак, звук изучает фонетика, предложение – синтаксис. А какой раздел изучает слово? Давайте в этом разбираться.
Единица языка | Раздел науки о языке |
звук | фонетика |
СЛОВО | ? |
предложение | синтаксис |
- Как взаимосвязаны между собой звуки и слова?
(Слова состоят из звуков)
- Как взаимосвязаны между собой слова и предложения?
(Слова связываются друг с другом, подчиняются друг другу, образуя предложения)
- Зачем теперь нам необходимо обращаться к слову?
(Теперь нам необходимо понять, что слова обозначают, каково их лексическое значение)
3.Формирование новых знаний
- Посмотрите на тему урока: какое слово может вызвать у нас вопрос?
(Лексическое)
3.1. Фронтальная беседа
-Какая это часть речи? (Прилагательное)
-От какого слова образовано? (Лексика)
3.2.Словарно-орфографическая работа с терминами
Запишем это слово в тетради, поставим ударение.
Лексика
- А что такое лексика?
(Словарный состав (запас) языка)
3.3. Поиск нужной информации в учебнике (поисковое чтение).
Давайте проверим наши предположения. Найдите тему сегодняшнего урока в своих учебниках. Кто первый найдёт, назовите страницу для остальных.
(Пока остальные ребята открывают учебник на нужной странице, учитель обращается к ученику, первому нашедшему тему в учебнике: «Как тебе удалось так быстро отыскать нужные страницы?)
- Назовите, обращаясь к материалу параграфа, ключевые слова.
- А как вы поняли, что именно эти слова будут ключевыми?
(Лексика, лексикология, ЛЗ, речь, язык, человек)
- Найдите в учебнике определение лексики.
- Посмотрите, из какого языка пришло?
- Подберем однокоренные слова и их тоже запишем.
- Обратимся к словосочетанию «лексическое значение». Что будем под ним понимать?
(греч.) lexikos
«относящийся к слову»
Лексический, лексикология, лексикон.
То, что слово «значит», обозначает.
- Зачем нам знать лексическое значение слов?
(Знать ЛЗ слова – значит знать слово, а слова обозначают понятия. Чем больше слов мы знаем, тем шире и точнее наше представление о мире, в котором мы живём. Точнее употреблять слова, не путать их.)
-Какой раздел русского языка будет изучать слово и его лексическое значение?
(Лексикология)
4. Изучение нового материала.
4.1.Метод – самостоятельная работа по учебнику (индивидуальная деятельность).
Обратимся к теоретическим сведениям на стр. 150-151 («Каждое слово что-то обозначает…»). Самостоятельно вдумчиво прочитайте теоретические сведения, постарайтесь их понять. Сформулируйте вопросы, на которые есть ответы в этом тексте. Вопросы запишите в тетрадях. Время выполнения этой работы -5 минут!
Предполагаемые вопросы к тексу параграфа:
-Что такое ЛЗ?
-Какое ЛЗ имеет слово ельник?
-Где разъясняются ЛЗ слов?
-О чём можно узнать из словарной статьи?
-Как располагаются слова в толковых словарях?...
Вопросы могут быть и другими.
4.2. Беседа по осмыслению прочитанного
(рефлексия осуществлённой деятельности)
-На пальчиках покажите, сколько вопросов записали?
-Кому было легко?
-Кому было сложно? В чем состояла сложность?
-Кто вообще не записал?
4.3 Работа в парах (обучение в сотрудничестве)
Теперь вы зададите свои вопросы друг другу, при ответе же старайтесь не заглядывать в учебник. И в это же время отмечайте для себя, насколько грамотно были составлены вопросы вашего соседа? Сначала первый вариант задаёт свои вопросы, второй отвечает; потом вы меняетесь ролями.
Как вы считаете, сколько времени вам понадобится на эту работу?
4.4 Рефлексия парной работы
-Поднимите руки те, кто уложился во времени (все вопросы заданы, получены ответы на все вопросы).
-Поднимите руки те, кому понравились вопросы соседа?
-Кому вопросы показались сложными?
-Кому при ответе вновь пришлось заглянуть в учебник?
Ребята, скажите, такой способ (изучающее чтение с последующим составлением вопросов к теории), который мы сейчас использовали при изучении этого текста, полезен? Если да, то почему?
Пригодится ли вам этот способ? Только ли на уроках русского языка?
А сейчас я предлагаю обратиться к упражнению под №336.
Скажите, какое ваше самое первое действие при выполнении упражнения?
5. Закрепление изученного
Пожалуйста, четко, выразительно прочитаем задание (вслух). Пытаемся его осмыслить и понять, что от нас требуется.
5.1. Работа с высказываниями М. Горького
- Кто готов ответить, что необходимо сделать? (А мы внимательно слушаем, и если ученик назовет не все, то добавляем, не повторяя его (её) слов)
-Какое первое задание упражнения?
Читаем! Сначала самостоятельно (про себя) и готовимся к выразительному чтению.
- Кто готов выразительно прочитать. А мы с вами подумаем, почему именно этот текст поместили в данный параграф?
- Как вы думаете, перед нами один текст?
В упражнении три высказывания о языке. Чем они все объединены?
- Какова главная мысль, объединяющая эти высказывания?
Обратите внимание, что перед нами не просто высказывания, а высказывания-советы. А кто дает эти советы?
- Знаете ли вы, кто это?
(Максим Горький – один из выдающихся русских писателей.)
-Как нужно, по мнению Максима Горького, совершенствоваться во владении языком?
- Какие глаголы употребляет М. Горький?
Давайте более пристально посмотрим на эти предложения. Ведь Горький не просто советует, он говорит нам о путях совершенствования, т.е. как достичь этого совершенства.
Пожалуйста,
1 ряд, поработайте с первым предложением и попробуйте определить этот путь,
2 ряд – со вторым,
3 ряд – с третьим предложением.
Ответили мы на второй вопрос упражнения: «Каковы советы по обогащению речи дает М. Горький?»
1 – читать классиков, мастеров слова;
2 – искать простые формы для запоминания, но в то же время яркие;
3 – подбирать для объяснений простые, доступные слова, учиться грамотно их употреблять.
- Все остальные задания по этому упражнению вы, ребята, выполните дома. Записываем в ДНЕВНИКИ домашнее задание: параграф 64, упражнение336(еще раз повторим, что нужно сделать дома по этому упражнению).
5.2.Закрепление изученного, самостоятельная работа
Давайте себя подготовим к домашнему заданию. А для этого выполним совет - будем совершенствоваться!
- Скажите, какое следующее задание было в упражнении?
(Привести толкование слова лексикон.)
- К какому источнику мы обращаемся, когда нам нужно дать толкование слова?
(Толковый словарь.)
- Какие толковые словари вам известны?
(Словарь С. И. Ожегова, В.И. Даля.)
- Небольшой толковый словарик есть и в вашем учебнике, давайте к нему обратимся.
Чтобы привести толкование слова и правильно его оформить, нам необходимо потренироваться.
-Найдите, пожалуйста, на стр. 176 слово брошюра. Каково его лексическое значение?
(Небольшая книжка.)
Давайте вспомним, как это можно оформить в виде предложения.
Запишем: брошюра – небольшая книжка.
Проверьте, совпадает ли ваша запись с моей.
-А почему мы должны поставить знак тире?
Теперь, ребята, вы поработаете самостоятельно.
Задание: найдите в толковом словаре 2 слова, которые вас заинтересуют, которые окажутся для вас полезными в дальнейшем.
Выпишите эти слова в тетрадь вместе с их лексическим значением, оформляя их в соответствии со схемой.
Выполняем. (Проверка – 2-3 ученика)
Надеюсь, что выбранные вами слова действительно окажутся для вас в дальнейшем полезными.
6. Задание на дом.
7. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
- Скажите, ребята, все ли поставленные перед нами задачи на сегодняшнем уроке были решены?
- Ответили ли мы на вопрос, для чего нам необходимо изучать слово и понимать его лексическое значение?
Оценивание работы детей.
Обратите внимание на листочки, которые лежат у вас на краю стола. Вы видите на них несколько незаконченных предложений. Таким образом я вам предлагаю оценить свою работу на уроке, свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность. Выберите три любых вопроса, которые покажутся вам наиболее интересными, и ответьте на них письменно:
1.На уроке мне было____________, так как _____________. 2.Своей работой на уроке я ____________, потому что _____________. 3.Урок для меня показался____. 4.Материал урока мне был__________.
5.Домашнее задание мне кажется_______. 6. ЧЕМ обогатил меня сегодняшний урок? | тяжело / легко / интересно/ не интересно
доволен / не доволен
коротким / длинным
понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен
легким / трудным интересно / не интересно |
Оценивание учеников (3-5 чел.) учителем, выставление отметок в журнал.