СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Слово и его лексическое значение

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Слово и его лексическое значение»

     Цель урока: организация деятельности учащихся по усвоению понятия «лексическое значение слова», по закреплению умения работать со словарной статьёй, по совершенствованию навыков грамотного письма.

     Задачи:

 - (направленные на достижение личностных результатов обучения)

 воспитание интереса к предмету, чуткого отношения к родному языку, коммуникативных качеств личности;

 (направленные на достижение метапредметных результатов обучения)

развитие речи, мышления, воображения, умения рассуждать, делать выводы, активизация познавательной деятельности;

 (направленные на достижение предметных результатов обучения)

закрепление умения понимать роль слова в формировании и выражении мыслей и чувств, выяснение способов определения лексического значения слова, закрепление навыка работы со словарём.

     Тип урока: урок изучения нового материала.

Просмотр содержимого документа
«Слово и его лексическое значение»



Конспект урока

русского языка в 6 классе

по теме

«Слово и его лексическое значение»




























Конспект урока русского языка в 6 классе.


Тема урока: «Слово и его лексическое значение»

Цель урока: организация деятельности учащихся по усвоению понятия «лексическое значение слова», по закреплению умения работать со словарной статьёй, по совершенствованию навыков грамотного письма.

Задачи:

- (направленные на достижение личностных результатов обучения)

воспитание интереса к предмету, чуткого отношения к родному языку, коммуникативных качеств личности;

(направленные на достижение метапредметных результатов обучения)

развитие речи, мышления, воображения, умения рассуждать, делать выводы, активизация познавательной деятельности;

(направленные на достижение предметных результатов обучения)

закрепление умения понимать роль слова в формировании и выражении мыслей и чувств, выяснение способов определения лексического значения слова, закрепление навыка работы со словарём.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Место в учебном плане: первый урок раздела «Лексика. Культура речи».

Формы работы: фронтальная работа, самостоятельная работа.

Оборудование: мультимедийная установка, компьютер, слайд-презентация урока.

Ресурсы: учебник «Русский язык 6 класс», авторы Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова, 2012 год, издательство «Просвещение».

Технологии: здоровьесберегающие, личностно-ориетированное обучение, системно-деятельный подход.

Список ЭОР: http://eor. edu. ru



















Ход урока

  1. Организационный момент. Сообщение темы урока.

Слово учителя:

- Много слов на земле…

Есть дневные слова –

В них весеннего неба сквозит синева.

Есть ночные слова, о которых мы днём

Вспоминаем с улыбкой и со стыдом.

Есть слова – словно раны,

Слова – словно суд,

С ними в бою не сдаются

И в плен не берут.

Словом можно убить,

Словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести!

- Ребята, как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?

(Слайд №1)

- Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова А.С. Пушкина:

«Изучайте значение слов – и вы избавите свет от половины его заблуждений».

- Как вы понимаете это выражение?

- Ребята, мы должны сегодня закрепить умение понимать роль слова в формировании и выражении мыслей и чувств; выяснить способы определения лексического значения слова; закрепить навыки работы со словарём; продолжить воспитывать чуткое отношение к родному языку.

- Как вы думаете, чему мы должны сегодня научиться?

II. Переход к новой теме.

Слово учителя:

- Сколько же слов в русском языке? Можно сказать, что их столько, сколько звёзд на небе? Нет. Звёзд, видимых на небе, только около 3-х тысяч, слов же гораздо больше. В современном русском языке их более 200-х тысяч, плюс иностранные слова, плюс термины, ещё устаревшие слова, имена. Сосчитать же все слова общенародного современного языка никто не может – ни учёные, ни самый мощный компьютер. Потому-то языковеды и пришли к выводу, что язык в количественном отношении не исчислим.

III. Изложение нового материала.

Слово учителя:

- Все слова языка образуют его словарный состав или лексику, то, что обозначает слово есть его лексическое значение.

Откройте учебники на стр.51, прочитайте правило.

(Слайд №2)

- Приведите примеры омонимов, синонимов, антонимов.

IV. Тренировочные упражнения:

- Подобрать синонимы к прилагательным:


Красивый пейзаж –

Весёлое настроение –

Интересная игра –

Смелый человек –

Верный друг –

Верный ответ –

(ученик у доски)

- Лексическое значение слова необходимо знать, чтобы правильно писать. Иногда выбор гласной в корне слова зависит от его значения.

Откройте упр.92.

(Самостоятельная работа)

(Проверка)

Физкультминутка.

Работа со словарём.

Слово учителя:

- Что нужно делать, чтобы достичь уровня высокообразованного человека? Расширять свой словарный запас. Это очень важно для каждого человека, пополнять, обогащать свой словарный запас, уметь открыть для себя слово.

В современном мире красивая и насыщенная речь говорит о культуре и хорошем образовании. Богатый словарный запас свидетельствует об уровне интеллектуального развития человека. Общество воспринимает человека с правильной речью как умную и творческую личность. Человек с богатым словарным запасом быстрее получает работу, успешнее продвигается по служебной лестнице. К нему чаще и внимательнее прислушиваются.

Где мы можем узнать значение слов?

- Послушайте сообщение о человеке, который составил толковый словарь, о В.И. Дале.

(Слайд №3)

- Найдите в словаре значение слов «лауреат», «бумажник»

(Слайд №4)

- В упр.94 найдите многозначное слово.

- Мы сегодня вспомнили, что некоторые слова кроме прямого значения имеют переносное значение, выполните упр.97. (Самостоятельная работа)

(Проверка)

V. Рефлексия.

- Любовь к родному языку тесно связана с умением вслушиваться, вдумываться в слово. Это умение надо развивать в себе, чтобы научиться хорошо говорить и писать.

Ребята, сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями?

Вы получили удовольствие от работы?

Домашнее задание.

(Слайд №5)

Спасибо за работу. Урок окончен.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!