СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Словарный урок " В поисках ответа. Биография слова"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное мероприятие разработано для обучающихся 6-8 кл. Оно позволит обучающимся развить умение пользоваться словарями, быстро и точно ориентироваться в справочной литературе.

Просмотр содержимого документа
«Словарный урок " В поисках ответа. Биография слова"»

Всероссийский конкурс «Словарный урок»

Внеурочное занятие

«В поисках ответа. Биография слова»

__________________________________________________________________





Скребнева Наталья Викторовна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Алексеевская основная общеобразовательная школа,

учитель русского языка и литературы

ноябрь, 2021 год с.Алексеевка







Пояснительная записка:

Тема урока: В поисках ответа. Биография слова.

Актуальность темы: в настоящее время заметно усиливается информатизация социального пространства, появляются новые источники получения информации, которая не всегда бывает достоверной и полной, а зачастую – несет вред здоровью обучающихся и негативно влияет на их мировоззрение. Поэтому считаю необходимым снова и снова обращаться к самому ценному источнику знаний- книге. В более узком смысле- к словарям. Поскольку в них можно найти достоверную и полную информацию о слове.

С целью формирования нравственной личности, воспитания патриотизма, для работы со словарями разных видов, собирании информации по определенному слову, мною взято слово «Отечество».

Я надеюсь, что данная работа позволит получить расширенную информацию об этой единице языка, позволит детям и в дальнейшем пользоваться словарями, научит быстро ориентироваться в них, развивать речь, строить связное высказывание.

Внеурочное мероприятие разработано для обучающихся 6-8 классов (12-14 лет). Его можно провести как одно из составляющих Недели русского языка в форме круглого стола или при праздновании Дня русского языка. Либо при смене формата и соответствующем включении дополнительного материала как урок, входящий в плановый курс русского языка, например, в 6 классе.

Цели и задачи мероприятия: создать условия для обобщения и систематизации знаний по лексике, способствовать развитию навыков работы со словарями разных видов, быстрому поиску информации, содействовать воспитанию уважительного отношения к родному языку.

Планируемые результаты:

Предметные: понимают определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей, владеют видами речевой деятельности, владеют приемами работы с книгой, со словарем, свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают в практике речевого общения основные нормы современного русского языка, стилистически корректно используют лексику, участвуют в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета.

Метапредметные:

Познавательные- владеют всеми видами речевой деятельности ( понимают информацию устного сообщения, владеют приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умением вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор, извлекают информацию из различных источников, проявляют способность к преобразованию);применяют приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявляют умение в использовании родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам;

Регулятивные- принимают и сохраняют цели деятельности, определяют последовательность действий, оценивают результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме;

Коммуникативные-владеют взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждении, проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли.

Личностные: осознают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения образования, осознают эстетическую ценность русского языка, проявляют уважительное отношение к родному языку, гордость за него, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.

Данное мероприятие проводится в форме круглого стола (возможно групповое взаимодействие)

Ход мероприятия

Учитель:

-Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами снова поговорим о пользе книг, но это будет не просто разговор, это будет в большей степени исследование. А значит нужно приложить максимум усилий для достижения цели.

Нам для начала нужно разгадать ключевое слово нашего занятия. Я задаю вопрос, вы внимательно слушаете, записываете на своих рабочих листах отгаданную букву. В результате называете получившееся слово. Оно и будет ключевым.

- Первая буква в слове «страница». (с)

-Первая буква имени талантливого мастера у Лескова. (Левша-л)

-Третья буква в слове «урок». (о)

-Четвертая буква в кличке собаки в сказке- были М.М.Пришвина. (Травка-в)

- Последняя буква в названии раздела науки о языке, изучающего его словарный состав. (лексика-а)

- Способность говорить (1-ая буква)-(речь-р)

- Буква, не обозначающая звук. (ь)

-Сложите все буквы по порядку. У вас получится ключевое слово нашего сегодняшнего занятия.

- Правильно: «словарь»!

(Слайд1.)

- Теперь обратимся к выставке книг. Что вы можете сказать о ней? Какая литература на ней представлена?

- Для чего нужны словари? Часто ли вы обращаетесь к ним?

-Умеете ли вы с ними работать?

- Сегодня вы должны показать свое умение по использованию этой литературы.

Слайд №2-4(Предлагаю конкретным учащимся вслух прочитать строчки на слайде)

В несметном нашем богатстве
Слова драгоценные есть:
Отечество,
Верность,
Братство.
А есть ещё:
Совесть,
Честь...

«И дым Отечества нам сладок и приятен.»


В дни удачи и в трудные годы
Мысль одна согревает меня -
Что мы все из Отечества родом,
По Отечеству, значит, родня.

Пусть пускает кораблики мальчик,
Он поймет, когда будет большой -
У него есть Отечество, значит,
Он на этой земле не чужой.

Отечество, солдат и жизнь!
Так тесно связаны три слова.
Ты вечно береги ту нить,
Чтобы война не наступила снова!

Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

-Что вы заметили при чтении, слушании?

-Какое слово часто повторялось?

-Именно слово «отечество» и будет сегодня объектом изучения

- Тема занятия: В поисках ответа. Биография слова.

- Думаю, не стоит пояснять, что такое биография. Вы сами можете ответить. (Ответы ребят)

-Давайте разделимся на группы, чтобы продолжить работу.

(Слайд 5.)

- Существует очень много видов словарей, с некоторыми из них вы уже имели возможность поработать и на уроках, и на внеурочных занятиях.

-Вот с какими словарями нам предстоит работать сегодня:

  1. Толковый словарь

  2. Орфографический

  3. Этимологический

  4. Синонимов

  5. Антонимов

  6. Морфемный, словообразовательный

  7. Энциклопедический

  8. Словарь крылатых слов и выражений (Фразеологический словарь)



(Делим детей на 4 группы. Каждая группа работает с двумя словарями)

Учитель: Прежде, чем вы начнете работать, давайте выясним, что общего во всех словарях, что позволяет нам быстро находить нужную информацию?

(Ответ: Все слова расположены в словарях по алфавиту)

Самостоятельная работа.

1.Толковый словарь Ожегова

ОТЕЧЕСТВО, а, ср. (высок.). Страна, где человек родился и к гражданам которой он принадлежит. Любовь к отечеству. Защита своего отечества.

Слово Отечество приводится в толковых словарях с пометой высок., то есть оно придает речи торжественность, эмоциональность, поэтому используется зачастую в текстах высокого стиля

2. Орфографический словарь. 2012

ОТЕЧЕСТВО

от`ечество, -а и (высок.) от`ечество, -а

3. Морфемно-орфографический словарь Тихонова

Отечество Оте́ч/еств/о. Морфемно-орфографический словарь Тихонова

4. Этимологический словарь Крылова

отечество Образовано в древнерусском языке от отьць – "отец" по методу кальки с греческого patria.
5. Словарь антонимов русского языка

РОДИНА — ЧУЖБИНА

Словом, то, что на родине не было внушено ему при воспитании, мало-помалу вкралось в его душу на чужбине. В. Сологуб. Тарантас.

Что может быть грустней, когда твой друг уезжает на родину, а ты остаешься на чужбине. Билль-Белоцерковский.
6 Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений

отечество см. родина \

7. Словообразовательный

Словообразование: производное, так как образовано 1 (одним) способом, способы словообразования: суффиксальный.

Характеристики основы слова: непрерывная, простая (1 корень), производная, членимая (есть словообразовательные аффиксы).

Суффикс- еств, словообразовательный, суффикс имени существительного, образует однокоренные слова, обозначающие предмет или лицо

8. Энциклопедический словарь

ОТЕ́ЧЕСТВО -а; ср. Высок. [с прописной буквы]. Страна, где родился человек и гражданином которой является; родина. Любить своё Отечество. Служить Отечеству. Защита родного Отечества

9.Фразеологический словарь Михельсона, словарь крылатых слов и выражений.

Лучшее средство полюбить снова родину, это — разлучиться с нею на время. Н.С. Лесков. (Писемскому 15-го сент. 1872 г.)
(Группа сообщила, что фразеологизмов с данным словом нет, но воспользовались синонимом и представили не фразеологизмы, а крылатые слова и выражения со словом «родина»)

-Проверка выполненной работы.

(От каждой группы отвечает выбранный представитель)

- А теперь вы должны на основе услышанного подготовить биографию слова, т.е. написать небольшое эссэ про слово «Отечество».

(Коллективно выполняется работа, по окончании которой один из группы зачитывает эссе)

Оценка выполненных работ. Обсуждение и выбор лучшего.

(Примерный вариант:

Слово Отечество происходит от слова отец, то есть Отечество – это страна отцов.

Родственными словами являются отчество, отечественный. Корень слова Отечество – отеч, -еств- словообразовательный суффикс, о - окончание слова.

Значение слова В древнерусском языке до XVII в. слово «отечество» означало не только «страна отцов», но и «род», «избранная страна».

Отечество, отчизна – родная страна. Для человека это страна отцов (предков), к которой он испытывает особое чувство-патриотизм. Понятие Отечество - одна из важнейших национальных ценностей, которую должен чтить каждый из нас.

Слово Отечество приводится в толковых словарях с пометой высок., то есть оно придает речи торжественность, эмоциональность, поэтому используется зачастую в текстах высокого стиля.

Отечество – отчизна, родина (синонимы) Отечество –чужбина (антонимы) Есть много пословиц и крылатых выражений со словами «отечество», «родина»:

И дым Отечества нам сладок и приятен (А.С.Грибоедов)

За Отечество голову положим.

Кто с пользой для Отечества трудится, тот с ним легко не разлучится.

За наше Отечество всё человечество.

Грудь солдата – защита Отечества.

Дым Отечества светлее чужого огня.

За Отечество жизнь отдают.

Любить Отечество своё- святой долг! Всегда бороться за него, бороться смело! Всё, что отцы нам завещали, мы должны уважать, хранить, ценить! Быть патриотом, гражданином быть!



Рефлексия:

-Для чего нужны словари?

-Что нового узнали?

- Пригодится ли умение работать со словарями в дальнейшей жизни?

Заключение:

Данное занятие проходит с интересом, ребят увлекает работа в группе, они с интересом относятся к мнению товарищей, стремятся к быстрому поиску информации. Можно с уверенностью сказать, что при необходимости в дальнейшем они без труда найдут нужную им информацию в любом словаре, в зависимости от полученного задания.



Список источников

1. «Толковый словарь русского языка в 4-х томах». Академия наук СССР. Институт русского языка. Москва «Русский язык» 1986г.

2. «Школьный словарь ударений» О.Е.Гайбарян. Ростов-на-Дону «Феникс» 2010г.

3. «Школьный словообразовательный словарь» Составитель: В.И.Круковер

Ростов-на-Дону «Феникс» 2010г.

4.«Орфографический словарь» Д.Н.Ушаков, С.Е.Крючков

Издательство Москва «Просвещение»,1978

5. «Краткий словарь по эстетике» М.Ф.Овсянникова, Москва «Просвещение».1983г.

6. «Краткий политический словарь» Москва «Издательство политической литературы»,1980г.

7. «Школьный словарь антонимов» М.Р. Львов «Просвещение» 1987г.

8. «Школьный словарь иностранных слов» В.В. Одинцов, Е.И Голованова и др.

Москва «Просвещение».1983г.

https://gufo.me/dict/mikhelson

https://gufo.me/dict/bes




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!