СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

И.Токмакова «Живи, ёлочка!»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литературное чтение

Дата «___»_______ ____ г                                                                                                            Класс 3- «Б»

 (3 четверть)

Урок 67

 

 Тема: И.Токмакова «Живи, ёлочка!»

Цель:

Создать условия для первоначального ознакомления с творчеством И.Токмаковой

Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Зима» средствами художественной литературы, и применить эти знания в творческой ситуации.

Задачи:

1. Образовательные:

- познакомить с биографией и творчеством писателя

- формировать умение работать с художественными особенностями текста;

- создать условия для развития навыка правильного вдумчивого чтения;

- осуществлять взаимосвязь предметов: окружающего мира, литературного чтения и др.                                                                                                                            

2. Развивающие:

- способствовать развитию речи и обогащению словарного запаса обучающихся;

- развивать творческие и интеллектуальные способности детей, их фантазию и любознательность;

- помочь в становлении самосознания, самооценки и самоконтроля.

3. Воспитательные:

-воспитывать вкус и чувства у детей, интерес к художественному слову;

- создать условия для воспитания культуры общения, доброжелательности, заботливого отношения к другим людям;

- учить работать в группе;

- воспитывать любовь к природе и бережного отношения к ней.

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Деление класса на группы.

2. Вступительная беседа.

- Приходилось ли вам ребята удивляться  чему – то обычному, видеть в этом что – то чудесное, поразительное? А ведь это можно назвать чудом, а чудес на свете очень много. Нужно только суметь увидеть их, не пропустить мимо себя.

II. Актуализация знаний, постановка цели.

1. Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

 

И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Все его одело.

 

Темный лес что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно

Божьи дни коротки,

Солнце светит мало,

Вот пришли морозцы –

И зима настала.

Труженик – крестьянин

Вытащил санишки,

Снеговые горы

Строят ребятишки…

- Кто написал это стихотворение? (И.З.Суриков) О чем оно? Как догадались?

- Посмотрите на картинку. Докажите, что на ней изображена зима.

- Сегодня мы с вами вспомним все, что знаем о зиме, но прежде напомните мне, с чем связано смена времён года.

(Это связано с вращением Земли вокруг Солнца.)

2. Работа в группах.

- Обсудите в группах и назовите приметы наступления зимы.

- Проверьте себя по таблице.

Приметы зимы

Солнце ниже, чем осенью, дни короче, рано темнеет.

Деревья стоят голые, без листьев.

Стоят морозы, выпадает снег.

Водоёмы покрываются льдом.

Почва замерзает и покрывается снегом.

У некоторых животных мех становится гуще.

- Назовите главный признак наступления зимы. (Похолодание) В чем это проявляется?

Именно эти признаки влияют на изменения в неживой и живой природе.

С приходом зимы мы встречаем зимних гостей: холодных, морозных, снежных.

Входит Зима.

- Здравствуй, гостья – Зима! Зимушка – зима!

- Почему все дети ее любят?

Зима:  – Да и я вас очень люблю хоть порой и носики щиплю. Приготовила я вам испытания. Готовы ли вы к ним?  Давайте сейчас и проверим.

1. Приглашаю вас в зимний лес. Там вы встретите лесных жителей. Им нужна ваша помощь.

На этих снежинках ваше первое испытание.

Вставь пропущенные слова в рассказ:

Пришла зима. Спрятались под снег травы, замерзли деревья. Но жизнь в лесу продолжается. Видны на снегу заячьи следы. Зимой заяц часто обгрызает … . Он разгребает снег передними лапами в поисках … . Пробегает по лесу, принюхивается лисица. Она старается учуять под снегом … . Пискнет под снегом норушка – лисица тут как тут. Рывок передними лапами - и охотница уже держит в зубах добычу. А вот и кабаны. Раскопали снег, разрыли землю – ищут … . Медведь зимой спит в … . За лето и осень он накопил много … . Зима ему не страшна. На дереве непрерывно стучит клювом … . Внизу разбросаны растрепанные еловые шишки. Это дятел достал из них

Взаимопроверка работ.

2. А теперь готовьтесь  ко второму испытанию.

Как по небу с севера

Плыла лебедь серая,

Плыла лебедь сытая,

Вниз кидала, сыпала,

На поля – озёрушки

Белый пух да пёрышки.

- Что это за лебедь серая? (Снеговая туча)

- А почему лебедь сытая? (Много снега)

- Что она сыпала на поля – озёрушки? (Снег, снежинки)

3. – Какой вы представляете снежинку?

– Расскажите о ней. Это будет третье испытание

(Дети составляют текст-описание на рабочих листах и зачитывают его.)

Зима: - Вы отлично прошли все испытания! Молодцы! До скорых встреч!

III. Объявление темы урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением «Живи, ёлочка!». Написала его замечательный поэт

IV. Биографическая справка.

                                                      Детский поэт, прозаик и переводчик детских стиховИрина Петровна Токмакова родилась в Москве 3 марта 1929 года в семье инженера-электротехника и детского врача, заведующей «Дома подкидышей». Стихи Ирина писала с детства, но считала, что писательских способностей у нее нет. Школу окончила с золотой медалью, поступила на филологический факультет МГУ. В 1953 году после окончания учебы, поступила в аспирантуру по общему и сравнительному языкознанию, работала переводчиком. Вышла замуж, родила сына. Однажды в Россию приехал шведский энергетик Боргквист, который, познакомившись с Ириной, прислал ей в подарок книжку детских песенок на шведском языке. Ирина перевела эти стихи для своего сына. Но муж, художник-иллюстратор Лев Токмаков, отнес переводы в издательство, и вскоре они вышли в виде книги. Вскоре вышла книга собственных стихов Ирины Токмаковой для детей, созданная совместно с мужем, – «Деревья». Она сразу стала классикой детской поэзии. Затем появилась проза: «Аля, Кляксич и буква «А»», «Может, нуль не виноват?», «Счастливо, Ивушкин», «Сосны шумят», «И настанет веселое утро» и многие другие повести и сказки. Ирина Токмакова также переводит со многих европейских языков, таджикского, узбекского, хинди. Ирина Токмакова - лауреат Государственной премии России, лауреат Российской литературной премии имени Александра Грина (2002).

 

V. Работа над новым материалом.

1. – Самостоятельно прочитайте стихотворение про себя и ответьте на вопросы

- Какое настроение вызывает стихотворение?

-  Какой приём использует Бальмонт, создавая образ героини?

(Олицетворение - изображение неживых предметов в виде живых существ.)

-  Как автор относится к ёлочке? Докажите, используя слова из стихотворения.

2. Словарная работа с объяснением значения слов:

лазурная             взметается          лелеющем           кристальная 

VI. Физкультминутка.

Игра «Волшебные ворота»

2 ученика держатся за руки, образуя ворота. Через эти ворота может пройти только тот, кто назовёт слово или словосочетание, относящееся к теме «Зима»

VII. Продолжение работы над новым материалом.

1. Выразительное чтение. (Учащиеся в группах определяют вид чтения: соло, дуэтом, трио и т.д.)

 Одна из групп выполняет работу экспертов, используя схему анализа.

Схема анализа чтения.

1.     Читал (а) с чувством?

2.     Соблюдал (а) нужную интонацию?

3.     Правильно ли выдерживал (а) паузы?

4.     Правильно ли ставил (а) логические ударения?

5.     Не было ли при чтении ошибок в словах?

2. – Вы обратили внимание, что восклицательное предложение начинает и заканчивает стихотворение? Автор повторяет одно и то же предложение, создавая своеобразный замкнутый круг. Этот приём называется рондо и навевает мысль о музыке. Какая музыка подошла бы к этому стихотворению: танец, вальс, марш, песня?

– Прочитайте под вальс П. И. Чайковского из альбома «Времена года»  

3. – А теперь прочитайте под музыку, сопровождая движениями. Помогут вам в этом глаголы из 2-5 четверостиший. Найдите их и подчеркните карандашиком.

4. – Сейчас я попрошу вас всех стать членами экспертной группы и оценить моё чтение.

 (Чтение учителем и анализирование учащимися).

VIII. Выполнение творческих заданий группами

«Это произведение напомнило мне такой случай из моей жизни...»

«Если бы я был (а) иллюстратором, то нарисовал (а) бы...»

«Наиболее радостным мне показался эпизод о...»

«Произведение (эпизод) вызвали у меня следующие чувства…»

«Я почувствовал(а)...»

«Я увидел(а)...»  

«Я ощутил(а)...»

«Я улыбнулся(ась)...»

« Я вспомнил(а)...»

« Я подумал(а)...»

« Я представил(а)...»

«Я бы продолжил (а) написанное так...»

IX. Итог урока.

Подводя итог урока мне, хочется процитировать высказывание К.Бальмонта:

«Истинно то, что сказалось сейчас. Что было перед этим, уже не существует. Будущего, быть может, не будет вовсе. Подлинно лишь одно настоящее, только этот миг, только мое сейчас ...»

И действительно, что такое стихи, как не запечатленные мгновения?

– Продолжите предложения: 

Я доволен своей работой, потому что…

Я допустил ошибку…

Мне следует поработать над…

X.  Домашнее задание.

– Дома выполнить одно из творческих заданий по выбору.

1. Сыграть мини-спектакль.

2. Спеть.

3. Написать мини-сочинение.

4. Придумать загадку

Послушаем стихотворение И. Токмаковой «Живи, елочка!»

Мне елку купили!

Мне елку купили!

В лесу на опушке ее не рубили.

А сделали елку на добром заводе

Хорошие дяди, веселые тети.

Скорей приходите,

Скорей поглядите

На елку из тонких, серебряных нитей:

Вся в хвое мохнатой, блестящей и пышной.

Задень – и она зазвенит еле слышно.

А елка лесная осталась живая,

Стоит на опушке, макушкой кивая.

Кому?

Никому!

Просто – ветру, метели,

Такой же красивой не спиленной ели!

-Чего не хватает нашей елочке? (игрушек)

 

 

Просмотр содержимого документа
«И.Токмакова «Живи, ёлочка!»»

Литературное чтение

Дата «___»_______ ____ г Класс 3- «Б»

(3 четверть)

Урок 67


Тема: И.Токмакова «Живи, ёлочка!»

Цель:

Создать условия для первоначального ознакомления с творчеством И.Токмаковой

Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Зима» средствами художественной литературы, и применить эти знания в творческой ситуации.

Задачи:

1. Образовательные:

- познакомить с биографией и творчеством писателя

- формировать умение работать с художественными особенностями текста;

- создать условия для развития навыка правильного вдумчивого чтения;

- осуществлять взаимосвязь предметов: окружающего мира, литературного чтения и др.                                                                                                                            

2. Развивающие:

- способствовать развитию речи и обогащению словарного запаса обучающихся;

- развивать творческие и интеллектуальные способности детей, их фантазию и любознательность;

- помочь в становлении самосознания, самооценки и самоконтроля.

3. Воспитательные:

-воспитывать вкус и чувства у детей, интерес к художественному слову;

- создать условия для воспитания культуры общения, доброжелательности, заботливого отношения к другим людям;

- учить работать в группе;

- воспитывать любовь к природе и бережного отношения к ней.

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Деление класса на группы.

2. Вступительная беседа.

- Приходилось ли вам ребята удивляться  чему – то обычному, видеть в этом что – то чудесное, поразительное? А ведь это можно назвать чудом, а чудес на свете очень много. Нужно только суметь увидеть их, не пропустить мимо себя.

II. Актуализация знаний, постановка цели.

1. Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

 

И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Все его одело.

 

Темный лес что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно

Божьи дни коротки,

Солнце светит мало,

Вот пришли морозцы –

И зима настала.

Труженик – крестьянин

Вытащил санишки,

Снеговые горы

Строят ребятишки…

- Кто написал это стихотворение? (И.З.Суриков) О чем оно? Как догадались?

- Посмотрите на картинку. Докажите, что на ней изображена зима.

- Сегодня мы с вами вспомним все, что знаем о зиме, но прежде напомните мне, с чем связано смена времён года.

(Это связано с вращением Земли вокруг Солнца.)

2. Работа в группах.

- Обсудите в группах и назовите приметы наступления зимы.

- Проверьте себя по таблице.

Приметы зимы

Солнце ниже, чем осенью, дни короче, рано темнеет.

Деревья стоят голые, без листьев.

Стоят морозы, выпадает снег.

Водоёмы покрываются льдом.

Почва замерзает и покрывается снегом.

У некоторых животных мех становится гуще.

- Назовите главный признак наступления зимы. (Похолодание) В чем это проявляется?

Именно эти признаки влияют на изменения в неживой и живой природе.

С приходом зимы мы встречаем зимних гостей: холодных, морозных, снежных.

Входит Зима.

- Здравствуй, гостья – Зима! Зимушка – зима!

- Почему все дети ее любят?

Зима: – Да и я вас очень люблю хоть порой и носики щиплю. Приготовила я вам испытания. Готовы ли вы к ним?  Давайте сейчас и проверим.

1. Приглашаю вас в зимний лес. Там вы встретите лесных жителей. Им нужна ваша помощь.

На этих снежинках ваше первое испытание.

Вставь пропущенные слова в рассказ:

Пришла зима. Спрятались под снег травы, замерзли деревья. Но жизнь в лесу продолжается. Видны на снегу заячьи следы. Зимой заяц часто обгрызает … . Он разгребает снег передними лапами в поисках … . Пробегает по лесу, принюхивается лисица. Она старается учуять под снегом … . Пискнет под снегом норушка – лисица тут как тут. Рывок передними лапами - и охотница уже держит в зубах добычу. А вот и кабаны. Раскопали снег, разрыли землю – ищут … . Медведь зимой спит в … . За лето и осень он накопил много … . Зима ему не страшна. На дереве непрерывно стучит клювом … . Внизу разбросаны растрепанные еловые шишки. Это дятел достал из них

Взаимопроверка работ.

2. А теперь готовьтесь  ко второму испытанию.

Как по небу с севера

Плыла лебедь серая,

Плыла лебедь сытая,

Вниз кидала, сыпала,

На поля – озёрушки

Белый пух да пёрышки.

- Что это за лебедь серая? (Снеговая туча)

- А почему лебедь сытая? (Много снега)

- Что она сыпала на поля – озёрушки? (Снег, снежинки)

3. – Какой вы представляете снежинку?

– Расскажите о ней. Это будет третье испытание

(Дети составляют текст-описание на рабочих листах и зачитывают его.)

Зима: - Вы отлично прошли все испытания! Молодцы! До скорых встреч!

III. Объявление темы урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением «Живи, ёлочка!». Написала его замечательный поэт

IV. Биографическая справка.

Детский поэт, прозаик и переводчик детских стиховИрина Петровна Токмакова родилась в Москве 3 марта 1929 года в семье инженера-электротехника и детского врача, заведующей «Дома подкидышей».
Стихи Ирина писала с детства, но считала, что писательских способностей у нее нет. Школу окончила с золотой медалью, поступила на филологический факультет МГУ. В 1953 году после окончания учебы, поступила в аспирантуру по общему и сравнительному языкознанию, работала переводчиком. Вышла замуж, родила сына.
Однажды в Россию приехал шведский энергетик Боргквист, который, познакомившись с Ириной, прислал ей в подарок книжку детских песенок на шведском языке. Ирина перевела эти стихи для своего сына. Но муж, художник-иллюстратор Лев Токмаков, отнес переводы в издательство, и вскоре они вышли в виде книги.
Вскоре вышла книга собственных стихов Ирины Токмаковой для детей, созданная совместно с мужем, – «Деревья». Она сразу стала классикой детской поэзии. Затем появилась проза: «Аля, Кляксич и буква «А»», «Может, нуль не виноват?», «Счастливо, Ивушкин», «Сосны шумят», «И настанет веселое утро» и многие другие повести и сказки. Ирина Токмакова также переводит со многих европейских языков, таджикского, узбекского, хинди.
Ирина Токмакова - лауреат Государственной премии России, лауреат Российской литературной премии имени Александра Грина (2002).


V. Работа над новым материалом.

1. – Самостоятельно прочитайте стихотворение про себя и ответьте на вопросы

- Какое настроение вызывает стихотворение?

-  Какой приём использует Бальмонт, создавая образ героини?

(Олицетворение - изображение неживых предметов в виде живых существ.)

-  Как автор относится к ёлочке? Докажите, используя слова из стихотворения.

2. Словарная работа с объяснением значения слов:

лазурная             взметается          лелеющем           кристальная 

VI. Физкультминутка.

Игра «Волшебные ворота»

2 ученика держатся за руки, образуя ворота. Через эти ворота может пройти только тот, кто назовёт слово или словосочетание, относящееся к теме «Зима»

VII. Продолжение работы над новым материалом.

1. Выразительное чтение. (Учащиеся в группах определяют вид чтения: соло, дуэтом, трио и т.д.)

 Одна из групп выполняет работу экспертов, используя схему анализа.

Схема анализа чтения.

1.     Читал (а) с чувством?

2.     Соблюдал (а) нужную интонацию?

3.     Правильно ли выдерживал (а) паузы?

4.     Правильно ли ставил (а) логические ударения?

5.     Не было ли при чтении ошибок в словах?

2. – Вы обратили внимание, что восклицательное предложение начинает и заканчивает стихотворение? Автор повторяет одно и то же предложение, создавая своеобразный замкнутый круг. Этот приём называется рондо и навевает мысль о музыке. Какая музыка подошла бы к этому стихотворению: танец, вальс, марш, песня?

– Прочитайте под вальс П. И. Чайковского из альбома «Времена года»  

3. – А теперь прочитайте под музыку, сопровождая движениями. Помогут вам в этом глаголы из 2-5 четверостиший. Найдите их и подчеркните карандашиком.

4. – Сейчас я попрошу вас всех стать членами экспертной группы и оценить моё чтение.

 (Чтение учителем и анализирование учащимися).

VIII. Выполнение творческих заданий группами

«Это произведение напомнило мне такой случай из моей жизни...»

«Если бы я был (а) иллюстратором, то нарисовал (а) бы...»

«Наиболее радостным мне показался эпизод о...»

«Произведение (эпизод) вызвали у меня следующие чувства…»

«Я почувствовал(а)...»

«Я увидел(а)...»  

«Я ощутил(а)...»

«Я улыбнулся(ась)...»

« Я вспомнил(а)...»

« Я подумал(а)...»

« Я представил(а)...»

«Я бы продолжил (а) написанное так...»

IX. Итог урока.

Подводя итог урока мне, хочется процитировать высказывание К.Бальмонта:

«Истинно то, что сказалось сейчас. Что было перед этим, уже не существует. Будущего, быть может, не будет вовсе. Подлинно лишь одно настоящее, только этот миг, только мое сейчас ...»

И действительно, что такое стихи, как не запечатленные мгновения?

– Продолжите предложения: 

Я доволен своей работой, потому что…

Я допустил ошибку…

Мне следует поработать над…

X.  Домашнее задание.

– Дома выполнить одно из творческих заданий по выбору.

1. Сыграть мини-спектакль.

2. Спеть.

3. Написать мини-сочинение.

4. Придумать загадку

Послушаем стихотворение И. Токмаковой «Живи, елочка!»

Мне елку купили!

Мне елку купили!

В лесу на опушке ее не рубили.

А сделали елку на добром заводе

Хорошие дяди, веселые тети.

Скорей приходите,

Скорей поглядите

На елку из тонких, серебряных нитей:

Вся в хвое мохнатой, блестящей и пышной.

Задень – и она зазвенит еле слышно.

А елка лесная осталась живая,

Стоит на опушке, макушкой кивая.

Кому?

Никому!

Просто – ветру, метели,

Такой же красивой не спиленной ели!

-Чего не хватает нашей елочке? (игрушек)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!