СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

: «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: обобщить и расширить знания учащихся о творчестве А.С. Пушкина; выявить, насколько они знакомы со сказкой великого русского поэта; формировать у детей умение выразительно читать отрывки из сказки; участвовать в конкурсах, соревнованиях; воспитывать чувство дружбы, любовь к творчеству А.С. Пушкина.

Просмотр содержимого документа
«: «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».»

Урок литературного чтения в 3 классе


Тема: «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».


Цели: обобщить и расширить знания учащихся о творчестве А.С. Пушкина; выявить, насколько они знакомы со сказкой великого русского поэта; формировать у детей умение выразительно читать отрывки из сказки; участвовать в конкурсах, соревнованиях; воспитывать чувство дружбы, любовь к творчеству А.С. Пушкина.


Задачи урока:


Личностные: способствовать формированию интереса к литературной сказке А.С. Пушкина, готовности преодолевать возникающие затруднения, применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнениями другого человека; развивать умение выражать свои мысли; закреплять навыки работы в группах.


Регулятивные: обеспечить формирование ставить цель и планировать свою деятельность; анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека.


Познавательные: развивать навык осмысленного чтения; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор, заполнять лист самооценки.


Коммуникативные: помочь осознать практическую, социальную, личностную значимость учебного материала, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, проявлять терпение и доброжелательность в споре, доверие к собеседнику деятельности; обеспечить развитие монологической и диалогической речи.


Оборудование: портреты А.С. Пушкина, родителей поэта, няни Арины Родионовны, столик с подсвечником, чернильница, перо и бумага, аудиоматериал, иллюстрации к сказке, видеофильм «Сказка о царе Салтане», отрывки из музыкального произведения Римского-Корсакова «Три чуда», карточки для индивидуальной работы, тест, учебник по литературному чтению.



Ход урока


  1. Организационный момент.


-Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. У нас присутствуют гости. Давайте их поприветствуем. (Дети поворачиваются к гостям и кивают головой).

Проверьте, готовы ли вы к уроку. Мы начинаем наш урок.


Звучит музыка «Вальс» Штрауса, учитель зажигает свечи.


Учитель: Благословен тот день и час,

Когда с теплом родного крова

Впервые к каждому из нас

Приходит пушкинское слово.


  1. Мотивация к учебной деятельности.


- Ребята, мы с вами прочитали сказку Пушкина «Сказка о царе Салтане». Говорили о событиях, героях, их поступках.


  1. Сообщение темы и цели урока.


Сегодняшний урок мы посвящаем одной из пяти сказок, пяти великих поэм, самой светлой, волшебно-счастливой сказке, которую можно назвать «симфонией русской души». Эта сказка появилась в далёком 1831 году. Мы будем говорить о чудесах, которые встретятся в сказке, будем учиться анализировать их и выразительно читать. А в конце урока вы оцените самостоятельно свои знания.

Учитель показывает портреты на доске.

- Назовите автора этой сказки. (Александр Сергеевич Пушкин)


- Когда и где родился А.С. Пушкин? (А.С. Пушкин родился 6 июня в 1799 году, в Москве, в дворянской семье.)


- Что вы знаете об отце поэта? (Отец – Сергей Львович, хорошо знал французскую литературу, собрал большую библиотеку и сам немного писал.)

- Ребята, как звали мать А.С. Пушкина? (Мать - Надежда Осиповна, была внучкой «Арапа Петра Великого» Абрама Ганнибала. В семье Пушкиных было трое детей. Старшая – Ольга, средний – Александр и младший – Лёвушка, любимец семьи.)


- Кто привил любовь к русскому языку и литературе? (Привил любовь к русскому языку и литературе бабушка Мария Алексеевна Ганнибал и няня Арина Родионовна. Няня знала очень много сказок, стихов, пословиц. Маленький Саша с детства очень любил слушать её.)


- Как назывался лицей, в котором учился А.С. Пушкин с 12 лет? (Царскосельский лицей возле Петербурга.)


  1. Проверка домашнего задания.


- Ребята, какое домашнее задание было задано на сегодняшний урок? (Дочитать «Сказку о царе Салтане» до конца.)

Опрос учащихся.


- Назовите главных героев этой сказки. (Царь Салтан, царица, Князь Гвидон, Царевна-Лебедь, ткачиха, повариха, сватья баба Бабариха.)

- Дети, а сейчас мы с вами посмотрим отрывок из сказки.


Просмотр отрывка из мульфильма (Три девицы под окном… до момента: В сени вышел царь-отец. Все пустились во дворец.)


- Как вы думаете, можно определить по этому сюжету, кто из них положительный, а кто отрицательный герои сказки? (Положительный – царь Салтан, третья сестрица; отрицательные – обе сестрицы.)


- О чём мечтала каждая из них? (Первая сестрица – приготовить пир, вторая – соткать полотно на весь мир, третья – родить богатыря.)


- Сбылась ли их мечта? (Да, у всех.)

- Стали ли они счастливыми? (Нет.)


- Кому завидовали две сестрицы? (Завидовали третьей сестрице.)


- Что хотели сделать со своей сестрой? (Хотели отомстить и погубить её.)


- Чего они добились? (Царицу с сыном тайком посадили в бочку и кинули в море.)


- За какие черты характера автор их наказал в сказке? (Наказал за зависть, обидчивость, злопамятность, мстительность.)


- Чему учит сказка? (Не надо совершать злые поступки, не надо завидовать. Учит справедливости, добру, правде, терпению, мужеству.)


5. Дыхательно-артикуляционная гимнастика.


Учитель: Прежде, чем начать работу над сказкой, немного отдохнём. Выполним дыхательно-артикуляционную гимнастику.


  1. Дыхательное упражнение «Волшебный клубочек». (Наматывание на клубок – вдох –на 4 счёта, ждём – задержка- на 2 счёта, разматывание – выдох –на 4 счёта.)


  1. Артикуляционное упражнение.


Летела муха около уха: ж-ж-ж

Летела оса около носа: с-с-с

Летел комар и звенел: з-з-з

Сел на лоб, а мы его хлоп! И поймали! (кулачок к уху приставили)

Пусть летит! з-з-з


6. Организация познавательной деятельности. Работа над сказкой.



Игра «Собери название сказки».

- Ребята, а сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Собери полное название сказки».

(Отдельно на столе лежат слова на карточках с полным названием сказки «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Дети по одному «цепочкой» выходят к доске, выбирают нужное слово и вешают на доску.

Полное название сказки учитель показывает на компьютере и сравнивает с доской.


- Молодцы, ребята, вы очень хорошо и быстро справились с заданием.


■ Работа в группах. Учитель раздаёт задания.

- Дети, следующее задание вы выполните по группам.


Первая команда выполняет задание «Эпитеты». Вам нужно вставить пропавшие слова в строки отрывка из сказки.


« Мать и сын теперь на воле;

Видят холм в ……. поле;

Море …………. Кругом,

Дуб ………… над холмом.

Сын подумал: …………….. ужин

Был бы нам однако нужен.

Ломит он у дуба сук

И в ………….. сгибает лук…»


Вторая команда выполняет задание «Узнай героя» по действиям.

- Ребята, у вас записаны в задании действия предметов. Вам необходимо угадать по словам героя или героиню сказки.


1. Разбежались, признались, повинились, разрыдались. (Ткачиха, повариха, сватья баба Бабариха.)

2. Уменьшился, превратился, полетел, зажужжал, догнал, опустился, забился. ( Князь Гвидон.)

3. Поёт, грызёт, вынимает, опускает. ( Белочка.)


Третья команда выполняет задание «Продолжи пословицу». Объясните, как вы понимаете эти пословицы.


  1. Сказка – ложь, да в ней намёк, ……..(добрым молодцам урок.)

Сказка – это то, чего не было, но она всё равно говорит нам о чём-то важном и поучает нас.

  1. Ни в сказке сказать, ……… (ни пером описать.)

Это значит прекрасный, сказочный, чудесный, волшебный.

  1. Кашу кушай, а сказку слушай: умом-разумом смекай да ……. (на ус мотай.)

Сказка говорит о чём-то важном и учит нас жизни.


С каждой команды 1 ученик читает задание, объясняет.


Музыкальный конкурс.

Учитель вывешивает на доску 3 иллюстрации. ( Царевна-Лебедь, белочка, 33 богатыря)

- Ребята, вы прослушаете фрагмент из музыкального произведения знаменитого русского композитора Римского-Корсакова «Три чуда». А вы постарайтесь определить какая иллюстрация относится к данному фрагменту музыки и почему.


  1. Белочка. ( Музыка задорная, весёлая, рус. нар. песня «Во саду ли, в огороде, девица гуляла…»)

  2. Тридцать три богатыря. ( Музыка громкая, торжественная, звучат трубы как будто зовут богатырей на войну.)

  3. Царевна-Лебедь. ( Музыка спокойная, плавная, нежная.)


Физкультминутка.

-А теперь немного отдохнём. (Звучит музыка на морскую тематику.)


Волны плещут в океане. ( Дети изображают волны.)

Что там чудится в тумане? (Дети вытягивают руки вперёд.)

Это мачты кораблей. ( Дети вытягивают руки вверх.)

Пусть плывут сюда скорей! ( Дети приветственно машут руками.)

Мы по берегу гуляем, мореходов поджидаем. (Ходьба на месте.)

Ищем ракушки в песке. ( Наклоны.)

И сжимаем в кулаке. (Дети сжимают кулачки.)

Чтоб побольше их собрать, надо чаще приседать. ( Приседания.)

Сядем дружно на песок. Снова начался урок. ( Дети садятся за парты.)


Работа с учебником. Выразительное чтение отрывков из сказки.


Учитель вешает иллюстрацию на доску.

- Ребята, найдите в тексте отрывок из сказки, который подходит к этой иллюстрации. ( 3 иллюстрации к сказке.)

Дети выразительно читают отрывки из сказки.


Скрайбинг. ( На партах лежит текст, заготовки из цветной бумаги.)

- Ребята, мы сейчас выполним ручной аппликационный скрайбинг, с которым вы уже знакомы. Это ручная презентация. У вас всё лежит на партах. Возьмите текст, прочитайте внимательно и выполните презентацию.


Дети выполняют ручную презентацию.


7. Рефлексия. Итог урока.


-А сейчас мы подведём итоги нашего урока, выполнив тест. У вас на партах лежит тест. Варианты ответов выделены разными цветами. Я читаю вопрос, вы выбираете правильный ответ и поднимаете рыбку такого цвета, которому соответствует правильный ответ.

Учитель читает вопрос, дети отмечают в своих тестах правильный ответ, затем они подымают цветную рыбку.

- Ребята, посмотрите, какая сейчас к нам приплывёт рыбка. Она приплывёт с правильным ответом.

- Молодцы! Вы все справились с заданиями. А сейчас вы самостоятельно заполните лист самооценки.

Учитель собирает листы самооценки.

- Ребята, я ваши листы самооценки просмотрю немного позже, как вы оценили свои знания.


- Ребята, скажите, кто ответил положительно на 6 вопрос листка самооценки? (Дети поднимают руки.) Я не сомневалась. Мне очень приятно, что эти 5 уроков мы провели с пушкинскими героями, которые принесли и мне и вам радость. На память об этом и об этом уроке хочу вручить вам диплом юного пушкиноведа. Хочу наградить вас маленькой скульптурой одного из героев известной сказки Пушкина.


Учитель раздаёт дипломы, сюрпризы.


8. Домашнее задание.


- Ребята, домашним заданием вам будет выучить понравившийся отрывок из сказки.


- Дети, давайте попрощаемся с нашими гостями! (Дети кивают головой.)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!