СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 5 классе на тему: «А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы в 5 классе на тему: «А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне  Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

            Пушкин Александр Сергеевич (1799-1837 гг.). Великий русский поэт, прозаик, драматург, публицист, критик. Все сказки А. С. Пушкина написаны в одном месте, правда, в разное время. В селе Болдина Нижегородской губернии в 1830 году написаны «Сказка о медведихе» и «Сказка о попе и его работнике Балде». Там же в 1833 году созданы «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке», возник замысел «Сказки о золотом петушке». Эти периоды называются первой и второй Болдинской осенью.

            Каждый наш урок является своеобразной подготовкой к итоговой государственной аттестации, которая вам предстоит в 9 классе. Сегодня мы рассмотрим   «Сказку о царе Салтане». Это урок самостоятельного чтения (заключительный урок по творчеству А.С. Пушкина). С текстом вы познакомились дома, а в  классе  мы с вами продолжим работу над элементами композиции и попробуем найти необычное в уже хорошо знакомой вам сказке. Читать вы умеете, но вот понять, что хотел сказать автор, мы можем не всегда. Вот этому мы и будем сегодня учиться.

            В конце урока вы напишите итоговый  тест. Чтобы эта работа прошла успешно, нужно будет  не только внимательно следить за процессом урока, но и  вспомнить,  о чем мы говорили на предыдущих занятиях. 

Просмотр содержимого документа
«тест к уроку»

Фамилия:


Итоговый тест по творчеству А.С. Пушкина


А1-А4 обведите кружком один правильный ответ


А1 Какая из приведенных сказок написана Пушкиным?

а) «Огниво»;

б) «Сказка о рыбаке и рыбке»;

в) «Марья-краса – долгая коса»;

г) «Золушка».

А2 Продолжите строчку из сказки Пушкина

Ветер весело шумит,

Судно весело бежит…

а) По равнинам окияна

Едет флот царя Салтана.

б) Остров на море лежит,

Град на острове стоит…

в) Мимо острова Буяна,

К царству славного Салтана…

г) Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

А3 В каком обличье напал чародей на царевну Лебедя:

а) коршун;

б) орел;

в) сокол;

г) беркут.

А4 Из какой сказки Пушкина эти строки

Ветер, ветер! Ты могуч

Ты гоняешь стаи туч…

а) «Сказка о рыбаке и рыбке»;

б) «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»;

в) «Сказка о царе Салтане»;

г) «Сказка о попе и работнике его Балде».


В1 –В2 записать ответ одним слово в строке


В1 В какой форме писал Пушкин свои сказки


В2 Как называется элемент сюжета, отражающий высшую степень напряжения в развитии действия









Домашнее задание


С Выберете одно из предложенных заданий и напишите мини-сочинение. Объем работы должен быть не менее 50 слов ( 6-7 предложений)


С1 В чем отличие Князя Гвидона от царя Салтана? Обоснуйте свое мнение, опираясь на изученный материал.

С2 Какую сказку А. С. Пушкина вы бы посоветовали прочитать своим друзьям? Обоснуйте свое мнение, опираясь на изученный материал.




Просмотр содержимого документа
«урок»

Тема: «А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Давайте назовем сказки, которые написал А.С. Пушкин.

( «Сказки о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», « Сказка о

золотом петушке», «Сказка о попе и работнике его Балде»)


2. Может кто-то вспомнит строчки из этих произведений, а мы попробуем угадать сказку.

( Ученики читают разные отрывки, другие учащиеся пытаются угадать сказку)


III. Объяснение нового материала.


1. Сообщение темы и цели урока. (Записывают в тетрадь число и тему).

Каждый наш урок является своеобразной подготовкой к итоговой государственной аттестации, которая вам предстоит в 9 классе. Сегодня мы рассмотрим «Сказку о царе Салтане». Это урок самостоятельного чтения. С текстом вы познакомились дома, а в классе мы с вами продолжим работу над элементами композиции и попробуем найти необычное в уже хорошо знакомой вам сказке. Читать вы умеете, но вот понять, что хотел сказать автор, мы можем не всегда. Вот этому мы и будем сегодня учиться.

Так как это заключительный урок по творчеству А.С. Пушкин, то в конце вы напишите итоговый тест. Чтобы эта работа прошла успешно, нужно будет не только внимательно следить за процессом урока, но и вспомнить, о чем мы говорили на предыдущих занятиях.


2. Давайте посмотрим еще раз на название сказки.

а) Что необычного вы заметили в названии?

( Герои не просто называются, но и дается их характеристика, фиксируется отношение к ним автора. Гвидон – славный могучий богатырь, Царевна Лебедь - прекрасная)

б) Обратите внимание на имена героев. Какие они – сказочные или реальные? Какими вы представляете героев с такими именами?

( По словарю личных имен, Гвидон – реальное имя, но малоупотребительное)

в) У кого из героев нет имени. Почему?


3. Прежде чем открыть сказку, давайте вспомним, как она строится. Назовите элементы композиции, характерные для сказки.

( Зачин, развитие действия, кульминация, концовка)

а) А теперь обратимся к тексту сказки, к самому началу, и попробуем найти и здесь что-то необычное.

( Мультфильм. Дети должны обратить внимание на отсутствие зачина)

б) Какой элемент композиции здесь отсутствует?

в) О чем говорит отсутствие зачина?

( И герои, и события существуют не где-то далеко, в тридевятом царстве, здесь, рядом с нами, на русской земле)

г) Что необычного вы заметили в начале сказки? С чего начинается действие?

( Три девицы прядут и ведут между собой своеобразный торг – «кабы я была…»)



4. Хорошо. Молодцы. (Впечатление от сказки)

а) Скажите, а сказка вам понравилась? Какие эмоции она у вас вызвала?

( Рассмешила, растрогала, взволновала)


5. А теперь обратим все свое внимание на главных героев: царя Салтана и князя Гвидона.

Мы поступим с вами необычно. Ведь чаще сравнивают положительного и отрицательного героя, а мы сравним двух положительных.


Дается задание двум учащимся. Они выполняют его маркером. Перечисленные слова записаны на листе ватмана, необходимо вычеркнуть ненужное. Затем листы прикрепляются на доску. На компьютере выводится правильный ответ для того, чтобы проверить задание.

Заботливый

Добрый

Справедливый

Милосердный

Благородный

Энергичный

Простой

Вспыльчивый

Любящий

Сильный

Задание: 1 ученик - прочтите слова-характеристики. Отметьте, что можно отнести к царю Салтану. Свой ответ обоснуйте.

2 ученик - прочтите слова-характеристики. Отметьте, что можно отнести к князю Гвидону. Свой ответ обоснуйте.

а) В чем заключается необычность царя Салтана? Похож ли он на царя в нашем представлении?

( Ведет он себя необычно, подслушивает под окном, «стоя позадь забора», один на улице, без свиты, жену тут же выбирает и женится)

Царь Салтан не похож на традиционных героев сказки, но зато похож на многих из нас.

б) А что вы можете сказать о князе Гвидоне? (Быстро вырос)

в) О чем в первую очередь подумал Гвидон, когда оказался на острове? Характерны ли такие мысли для сказочного героя?

г) Давайте посмотрим, в каком мире живут эти герои.

( Проверка д/з: один ученик показывает свою таблицу на экране и комментирует. Другие учащиеся добавляют с места, а затем сдают свои работы)

Домашнее задание

Сравни мир, в котором живет царь Салтан, и мир, в котором существует его сын, князь Гвидон. Сделай вывод.

«Царство славного Салтана»

«Чудный остров» Гвидона

1. Царство Салтана похоже на обжитую деревню, где все всем давно известно и ничего не меняется.

1.

2.

2. Гвидон постоянно в движении, путешествует, узнает новое.

3. Сам царь похож на простого сельского жителя (даже когда сидит на троне)

3.

4.

4. Остров Гвидона – это просторы без границ; кругом – морская ширь, космос:

В синем небе звезды блещут,

В синем море волны плещут.



Как называется такой прием? (Противопоставление, антитеза). Это литературоведческий термин, значение которого вы должны знать. Поэтому запишите его в тетрадь и выучите.

6. Мы с вами сравнили двух положительных героев, а теперь давайте ответим на вопрос: «Что в первую очередь объединяет отца и сына?» Ответ запишите в тетрадь. (Затем несколько учащихся зачитывают свои записи, идет обсуждение)

IV. Подведение итогов.

Давайте вспомним элементы композиции. Какой элемент отсутствует в сказке Пушкина? А какой момент в произведении можно назвать самым напряженным? Как называется такой элемент композиции? (Кульминация)

Сегодня на уроке мы попытались найти что-то необычное в сказке Пушкина и понять, что хотел сказать нам автор, написав это произведение. Нам это удалось? Какие секреты сказки помогают ей быть до сих пор интересной для современного читателя?

(вывод записан на доске)

Сказка интересна своей реалистичностью.

В ней много необычного:

- название;

- имена героев не сказочные;

- нет зачина.

Герои близки к реальным людям, отношения между героями, как у настоящих людей.


V. Итоговое тестирование.


А теперь мы с вами проверим, как вы усвоили материал. Сделаем мы это при помощи теста. Вы уже знаете, что в 9 классе вам предстоит государственная итоговая аттестация, а проводиться она будет в форме тестирования. Поэтому задания вашего теста составлены по принципу заданий, встречающихся в итоговой аттестации.


Тест раздается каждому ученику в печатном виде. Они выполняют задание, а затем обмениваются тестами и проверяют работу своего соседа. Тест высвечивается на доске.

На выполнение заданий части А и В дается 3 минуты.


А1-А4 обведите кружком один правильный ответ

А1 Какая из приведенных сказок написана Пушкиным?

а) «Огниво»;

б) «Сказка о рыбаке и рыбке»;

в) «Марья-краса – долгая коса»;

г) «Золушка».

А2 Продолжите строчку из сказки Пушкина

Ветер весело шумит,

Судно весело бежит…

а) По равнинам окияна

Едет флот царя Салтана.

б) Остров на море лежит,

Град на острове стоит…

в) Мимо острова Буяна,

К царству славного Салтана…

г) Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

А3 В каком обличье напал чародей на царевну Лебедя:

а) коршун;

б) орел;

в) сокол;

г) беркут.


А4 Из какой сказки Пушкина эти строки

Ветер, ветер! Ты могуч

Ты гоняешь стаи туч…

а) «Сказка о рыбаке и рыбке»;

б) «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»;

в) «Сказка о царе Салтане»;

г) «Сказка о попе и работнике его Балде».


В1 –В2 записать ответ одним слово в строке

В1 В какой форме писал Пушкин свои сказки


В2 Как называется элемент сюжета, отражающий высшую степень напряжения в развитии действия



VI. Домашнее задание.


С Выберете одно из предложенных заданий и напишите мини-сочинение. Объем работы должен быть не менее 50 слов ( 6-7 предложений)


С1 В чем отличие Князя Гвидона от царя Салтана? Обоснуйте свое мнение, опираясь на изученный материал.

С2 Какую сказку А. С. Пушкина вы бы посоветовали прочитать своим друзьям? Обоснуйте свое мнение, опираясь на изученный материал.






ЕСЛИ ОСТАНЕТСЯ ВРЕМЯ


б) Какие моменты особенно запомнились? Почему? За кого из героев переживали по ходу чтения?

( Дети делятся впечатлениями. 2-3 ученика у доски комментируют свои рисунки)

в) Можете ли вы сказать о каких-то героях, что они являются воплощением зла (добра)? Почему?

( Обратить внимание на то, каким цветом изображены добрые герои, каким – злые) рисунки)



6. Сказка близится к развязке, скажите, пожалуйста, чем обычно заканчиваются сказки?

Почему, по-вашему, Пушкин не закончил ее женитьбой Гвидона, ведь слова из сказочной концовки уже встретились: «Я там был; мед-пиво пил – и усы лишь обмочил»

( Это тоже необычно, свадьба состоялась, а сказка не закончилась. Ведь Салтан и царица еще не встретились)





Просмотр содержимого презентации
«царь Салтан»

«Царство славного Салтана» «Чудный остров» Гвидона «С златоглавыми церквями, С теремами и садами; Все в том городе богаты, Изоб нет, везде палаты» Там всё время происходят чудеса. Царство Салтана похоже на обжитую деревню, где всё всем давно известно и ничего не меняется.

«Царство славного Салтана»

«Чудный остров» Гвидона

«С златоглавыми церквями,

С теремами и садами;

Все в том городе богаты,

Изоб нет, везде палаты»

Там всё время происходят чудеса.

Царство Салтана похоже на обжитую деревню, где всё всем давно известно и ничего не меняется.

«Царство славного Салтана» «Чудный остров» Гвидона Царь Салтан сам не путешествует, но узнаёт новости у других. Он потом выезжает, но только после троекратной просьбы. Гвидон постоянно в движении, путешествует, узнаёт новое.

«Царство славного Салтана»

«Чудный остров» Гвидона

Царь Салтан сам не путешествует, но узнаёт новости у других. Он потом выезжает, но только после троекратной просьбы.

Гвидон постоянно в движении, путешествует, узнаёт новое.

«Чудный остров» Гвидона «Царство славного Салтана» Гвидон - прекрасный князь и богатырь. Он заботится о матери и скучает по отцу. «Князь Гвидон тот город правит, Всяк его усердно славит» Сам царь похож на простого сельского жителя (даже когда сидит на троне).

«Чудный остров» Гвидона

«Царство славного Салтана»

Гвидон - прекрасный князь и богатырь. Он заботится о матери и скучает по отцу.

«Князь Гвидон тот город правит,

Всяк его усердно славит»

Сам царь похож на простого сельского жителя (даже когда сидит на троне).

«Царство славного Салтана» «Чудный остров» Гвидона Остров Гвидона – это просторы без границ; кругом морская ширь, космос: Царь Салтан живёт в самом обычном царстве без чудес. Его царство больше похоже на деревню. «В синем небе звёзды блещут, В синем море волны плещут»

«Царство славного Салтана»

«Чудный остров» Гвидона

Остров Гвидона – это просторы без границ; кругом морская ширь, космос:

Царь Салтан живёт в самом обычном царстве без чудес. Его царство больше похоже на деревню.

«В синем небе звёзды блещут,

В синем море волны плещут»

АНТИТЕЗА    противопоставление явлений, понятий, контрастных образов

АНТИТЕЗА противопоставление явлений, понятий, контрастных образов

Царь Салтан князь Гвидон Добрый Милосердный Простой Вспыльчивый Любящий Доверчивый Заботливый Добрый Справедливый Милосердный Благородный Энергичный Любящий Сильный

Царь Салтан князь Гвидон

  • Добрый
  • Милосердный
  • Простой
  • Вспыльчивый
  • Любящий
  • Доверчивый
  • Заботливый
  • Добрый
  • Справедливый
  • Милосердный
  • Благородный
  • Энергичный
  • Любящий
  • Сильный

Сказка интересна своей реалистичностью.   В ней много необычного:  - название;  - имена героев не сказочные;  - нет зачина;  - герои близки к реальным людям, отношения между героями, как у реальных людей.

Сказка интересна своей реалистичностью. В ней много необычного: - название; - имена героев не сказочные; - нет зачина; - герои близки к реальным людям, отношения между героями, как у реальных людей.

Ключ к тесту   А 1 Б А 2 В А 3 А А 4 Б В1 в стихах В 2 кульминация За правильный ответ А части – 1 балл За правильный ответ В части – 2 балла

Ключ к тесту

А 1 Б

А 2 В

А 3 А

А 4 Б

В1 в стихах

В 2 кульминация

За правильный ответ А части – 1 балл

За правильный ответ В части – 2 балла


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!